Результаты исследования получены в рамках выполнения государственного задания Министерства просвещения РФ по проекту
«Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся»
на 2020 год
Сегодня все чаще можно слышать о важности приобщения детей с ограниченными возможностями к разным видам искусства, это связано в первую очередь с тем, чтобы ребенок не зависимо от его индивидуальных особенностей развития, от его умственных способностей и физического здоровья и мог бы получить воспитание, которое позволяло бы ему полноценно развиваться. Не секрет, что такие дети есть в любом сообществе людей и они отличаются друг от друга по своим потенциальным возможностям обучаемости, но самое интересное, что именно такие дети, гораздо чаще других бывают творчески более богатыми. А «творчески одаренный ребенок часто вынужден противостоять значительной социальной группе, не приемлющей отклонений. … некоторые творчески одаренные дети склонны настолько увлекаться своими особыми интересами, что поведение их действительно эксцентрично… Бремя приспособления ложится, прежде всего, на одаренного ребенка, а не разделяется социальной группой, к которой ребенок принадлежит» [7].
Таким детям бывает очень трудно выполнять действия которые предполагают включение аналитического мышления, кинестезии, зрительного и слухового синтеза. Это часто естественно для обычного ребенка и иногда совершенно неприемлемо для ребенка с трудностями восприятия, мышления и адаптации к социальной среде. Именно таким детям нужен особый подход в обучении и воспитании. Важно гармонизировать такого ребенка с внешним миром.
В настоящее время в педагогической науке и практике уделяется большое внимание социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Под социальной адаптацией подразумевается комплекс мероприятий, направленных на поиск адекватных путей помощи таким лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации [12]. Число таких детей, нуждающихся в опеке с каждым годом увеличивается и за последние четыре года количество их возросло с 4,9 % до 5,5 % от общей численности населения, информация размещенном на портале Федеральная государственная информационная систем «Федерального реестра инвалидов» [9].
Для успешного развития навыков социализации и адаптации таких детей, как указывается Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ, необходимо педагогическое сопровождение начиная с дошкольного возраста, выстроенное с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка [13].
Для решения этого вопроса в правительстве был подготовлен и утвержден специальный «План основных мероприятий до 2020 года, проводимый в рамках Десятилетия детства», в котором уделяется большое внимание обеспечению особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов по созданию условий для получения такими детьми качественного общего образования с использованием новых подходов к содержанию и форме организации обучения, независимо от состояния здоровья и места проживания [8].
Это основано на том, что развитие ребенка происходит скачками, в зависимости от его оптимальных периодов сенситивного (неравномерность созревания мозга и нервной системы) социального и индивидуального развития. (Л.С. Выготский) [2]. В этом огромную роль играют приобретаемый ребенком опыт социализации в окружающей его среде. Так М.М. Кольцова и Д.Б. Эльконин, по результатам своих исследований, утверждают о важности помощи ребенку в требуемое время, так как позднее наверстать упущенное будет невозможно. [6].
В данном случае уместно сказать, что Л.С. Выготский определил два уровня развития ребенка: 1) актуальный уровень развития ребенка, 2) развитие ребенка в ближайшее время (зона ближайшего развития) [2]. Это говорит о том, что обучение необходимо тщательно планировать – чем заниматься «здесь и сегодня», а о чем нужно позаботиться «завтра», в ближайшее время. Сказанное касается всех детей, как здоровых, так и проблемных. В воспитании и развитии последних важно учитывать факт того, что мотивы, побуждающие их к какой-либо деятельности кратковременны и неустойчивы, часто такие дети очень быстро теряют интерес к выполнению задания. Именно поэтому привнесение в процесс работы с ними занятий разными видами искусства (музыки и театра в особенности), крайне актуальны.
В качестве примера организации системы занятий с детьми с ограниченными возможностями следует привести, направления деятельности в «Центре социального обслуживания населения «На Калинке» Югры Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь с 2015 года успешно реализуется исследовательский проект по творческой реабилитации, адаптации и социализации детей средствами музыкально-театральной и фестивальной деятельности «Детская театральная мастерская «Оле-Лукойе».
Целью исследования является социализация и социальная адаптация несовершеннолетних детей средствами музыкально-театральной деятельности через создание театрализованных постановок или семейных спектаклей, а задача работы с такими детьми - восстановление социального статуса и включение таких детей в социальные отношения [1 с. 54-56.]. Рис. 1
Категории детей в возрасте от 4 до 15 лет, проживающих на территории ХМАО-Югры, принявшие участие в исследовании
1. Дети с ограниченными возможностями здоровья – 28 %
2. Дети-инвалиды – 3 %
3. Семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации – 17 %
4. Опекаемые дети – 4 %
5. Дети из многодетных семей – 48 %
Трудностей у детей с ограниченными возможностями здоровья и у детей-инвалидов очень много. Например, им сложно взаимодействовать и общаться, у них наблюдаются некоторые особенности в эмоциональном развитии. Как правило, на первое место выходят проблемы эмоциональной сферы: тревожность, страхи, неуверенность в себе, негативизм по отношению к себе («я-плохой»), агрессивность (внешняя и внутренняя). Все это усложняет жизнь как самих детей, так и окружающих их людей, в том числе - родителей [5. С.11]. Таким детям необходима помощь в формировании их эмоционально-чувственной сферы, развитии их представлений, которые помогли бы им ориентироваться в собственных чувствах и эмоциях, понимать эмоциональное состояние других людей и уметь взаимодействовать с ними.
Эффективнее всего в этом являются занятия музыкой, именно она помогают ребенку эмоционально и личностно познавать себя и других людей. Так, например, применяемый в указанном выше Центре социального обслуживания населения, инновационный подход, в основе которого лежит интегрированный характер обучения, опирается на полихудожественное воспитание. Здесь ребенок получает возможность в рамках одного занятия приобщиться к разным видам художественной деятельности через театральное искусство, в котором музыка является главной. И это не случайно, поскольку именно музыка (свидетельство этому целый ряд исследований) является основой эмоционального воспитания. Грамотно выстроенные занятия научают каждого ребенка проявлять чувства и эмоции с помощью доступных и простых средств – графика, движение, звуки, слово. Включение разных видов художественной и музыкальной деятельности в процесс развития ребенка имеет синкретичный характер, что созвучно природе самого ребенка [14].
При специально выстроенной системе организации занятий, ребенок становится не просто участником всех видов музыкальной и художественной деятельности, а активно погружается в них и действует в сотворчестве с другими детьми. Такой характер творческой деятельности опирается на естественную природу ребенка выполнять сразу несколько видов деятельности: слушать, рисовать, двигаться под музыку. Он без особого труда и с удовольствием может напевать знакомую песенку и выполнять адекватные ей художественные движения, общаться с другими детьми и слушать, что говорит воспитатель. Всем (воспитателям, родителям) знакома такая ситуация, когда при затруднении объяснить что-то словами, ребенок изображает это телом, ритмическими движениями под звучащую музыку, рисунком. По-другому можно сказать, что эмоциональные действия ребенка созвучны его интересам к музыке, она ему понятна, так как в основе ее лежат эмоции, звуковые образы, смена настроений, пробуждение желания действовать [3, 358]. Исследования показывают, что дети могут могут с интересом слушать и серьезные музыкальные произведения, которые не включены в программы дошкольного и младшего школьного возраста, узнавать в них реальные образы, чувствовать настроение, они с удовольствием участвуют в музыкальных играх. Кроме этого, уже в дошкольном возрасте у детей можно обнаружить свои музыкальные предпочтения, разные реакции на разную музыку, и, если она ему понравилась, то подпевать и двигаться под музыку.
Так в исследованиях М. Янушевской Варых указывается, что «музыка и порожденное ею движение, а также речь, ритмизированная и экспрессивная, создают порядок, определяющий их своеобразную красоту и свойства, регулирующие моторику, психику и общественное поведение детей, нуждающихся в специальной заботе». И как указывает автор: «Разнообразные формы музыкальной, двигательной и вербальной экспрессии, применяемые в терапии детей с дифференцированным интеллектуальным уровнем, не только удовлетворяют их эмоциональные и эстетические потребности, но пробуждают существующие и развивают потенциальные музыкальные и психомоторные предрасположенности, а также интеллектуальные предрасположенности, в частности, способность замечать, подражать, концентрировать внимание, мыслить, запоминать, наблюдать, самостоятельно творить, идентифицировать и дифференцировать»[15].
В работах известного ученого-педагога, А.В. Запорожца выделяется эмоциональное и познавательное воспитание детей. В развитии которых ученый выделял сказку, так как в процессе ее восприятия ребенок переживает и сопереживает героям, проживая вместе с ними описываемые события. Он указывал, что в сказках жизнь людей, их характеры и действия передаются читателю в особой своеобразной форме, созвучной фантазии ребенка, поэтому дети их очень любят и даже сами с удовольствием сочиняют свои приключения с героями прочитанной сказки и нередко становятся ее участниками. Благодаря этому у него формируется, говоря словами Запорожца, «определенные реалистические тенденции которые обнаруживаются в его собственном творчестве и в отношении к художественному произведению <….> сказка, для ребёнка является особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важных нравственных категорий, а в дальнейшем – мир жизненных смыслов» [4, 271].
Именно поэтому в нашем исследовании, выделяется музыкально-театральная деятельность по созданию сказки, которая помогает воссоздавать ситуации взаимодействия персонажей в различных ситуациях и социальных условиях. Это дает возможность всем участникам спектакля «примерить» на себя различные социальные роли, осознать свое «Я». Ведь детский музыкальный театр — это особая игровая технология, а игра – это наиболее естественная и привычная деятельность ребенка. В ходе исследования применялись следующие методы и методики, разработанные педагогами центра, которые создавались опираясь на научные исследования и разработки известных ученых-педагогов, это: «Эмоциональное проявление детей» (Н.В. Глоба); «Понимание эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке» (Г.А. Урунтаева и Ю.А. Афонькина); «Игровая ситуация «Лесенка» (М.В. Крулехт); диагностическая игра «Цвет настроение» (О.П. Радынова); адаптивная методика определение объёма «Словаря эмоций» (А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская); «Психогимнастика» (М.И. Чистякова). В том числе в данном исследовании внедряются развивающие полихудожественные творческие задания Л.Г. Савенковой, такие как: «Художественное событие», «Закончи рисунок», «изобрази музыку цветом», «Нарисуй свое настроение», «Изобрази крик вороны и щебет синички», «Преврати кляксу в животное» др. [11, 74-85]
В процессе реализации проекта «Детская театральная мастерская «Оле-Лукойе» было создано ряд постановок сказок: «Муха-Цокатуха», «Дюймовочка», «Мешок яблок», «Золушка» и «Спящая красавица» и др. В проекте приняли участие 98 детей (включая 28 детей с ОВЗ и 3 детей-инвалидов), 17 родителей и законных представителей.
Завершая следует сказать, что включение музыки и театра в жизнь детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов позволяет с помощью разнообразия видов и направлений работы приобщится к культуре, способствуют сформированию их индивидуальных особенностей области психосоматики ребенка, в его отношении к людям и окружающему миру. А продуманная система видов музыкально-театральной деятельности и упражнений (в различных вариантах музыкальных и театральных фестивалей в особенности), позволяют не только корректировать, но предупреждать какие-либо нарушения в опорно-двигательном аппарате детей, их слуха и эмоциональной сферы в целом, что в итоге приведет к успешной социальной адаптации в общественную жизнь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аверкиева, А.И. Семейный театр как инновационная форма работы в учреждениях полустационарного типа [Текст] / А.И. Аверкиева // Социальные инновации в обществе: стратегия и перспективы: материалы V научно-практической конференции (Сургут, 29-30 марта 2016 года). - Сургут: Изд-во БУ ХМАО-ЮГРЫ «Методический центр социального обслуживания», 2016. -124 с.
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с
3. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения // Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
4. Ермолаева, М.В., Ерофеева, И.Г. Особенности и средства эмоциональной сферы дошкольников: Учеб. пособие [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2008. – 336 с.
5. Ивановна, Е.В., Мищенко, Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья [Текст] / Е.В. Ивановна, Г.В. Мищенко – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 112 с.
6. Кольцова, М.М. Развитие сигнальных систем действительности у детей [Текст] / М.М. Кольцова. - Л., 1980;
7. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. – М., 1960.
8. Одаренные дети. / Пер. с англ. // общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. – М.: Прогресс, 1991. – С. 112.
9. «План основных мероприятий до 2020 года, в проводимый в рамках Десятилетия детства» [Текст] / Распоряжение Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 1375-р.
10. Портал ФГИС «Федерального реестра инвалидов». [Электронный ресурс]. – URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1 (обращение от 12.03.2020)
11. Савенкова, Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства [Текст] / Л.Г. Савенкова. – М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2014. С.74-80.
12. ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» № 182-ФЗ от 23.06.2016.
13. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (ред. от 01.03.2020)
14. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе [Текст] / Б.П. Юсов Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». - М.: Компания Спутник +. 2004. С. 245 – 252.
15. Янушевска-Варых, М. Развивающие возможности музыки в обучении детей разного интеллектуального уровня [Текст] / М. Янушевска-Варых. // Автореф. диссерт. на сискание уч. ст. доктора пед. наук. М.: - 2007. – 350 с.