Проблема формирования социальной ответственности как значимого
компонента профессионального и духовно-нравственного облика специалиста в
различных сферах деятельности широко обсуждается как в России, так и в странах
ближнего и дальнего зарубежья. Американские ученые Г. Алдер [2], Г. Айзенк,
Л. Кэмин [1] связывают проблему становления профессионала с самой природой
интеллекта, с «битвой за разум», с творческой сущностью интеллектуальной
деятельности, которая обязательно должна содержать в себе социальную
составляющую, не позволяющую действовать во вред человеку, обществу,
человечеству в целом.
Т. Бьюзен ассоциирует эту проблему с могуществом духовного интеллекта, с
его вербальной составляющей (коммуникативная компетенция), с формированием
«социального интеллекта» (социальная компетенция) [4]. Понятие «социальный
интеллект» представляет значительный интерес для нашего исследования, поскольку
особую роль в его формировании играет социальная ответственность как один из
важнейших ценностных ориентиров, определяющих стратегическую направленность
профессиональной деятельности будущего эстрадного вокалиста.
В работах отечественных и зарубежных психологов фактор социальной
ответственности неразрывно связан как с понятием «профессиональная компетентность»,
так и с самим процессом социализации личности, её встроенности в систему «личность –
социальная среда». Ученые рассматривают процесс формирования социальной
ответственности в контексте профессионального становления личности в качестве
одного из условий достижения успеха в профессиональной деятельности.
Интерпретируя профессиональную компетентность как «философию жизни
эффективного человека», Н. Козлов [8] также не оставляет без внимания социальный
аспект, связывая воедино социальный статус профессии с социальной
ответственностью профессионала перед обществом. Такой же точки зрения
придерживается и российский исследователь И. Иваницкий [6]. Российский
исследователь А. Гаязов [4] соединяет проблему формирования профессиональной
компетентности с выявлением сущности образования и образованности в
современном мире, выявляя при этом огромную роль социального компонента,
социальной ответственности в жизни и деятельности подлинно образованного
человека.
С. Коноваленко [9] уверен, что достижение успеха в профессиональной
деятельности никогда не является случайностью, это всегда результат высокого
уровня профессиональной компетентности, высокого уровня социальной
ответственности, сформированной в процессе обучения и воспитания специалиста.
Различным аспектам повышения профессиональной компетенции современного
музыканта – исполнителя, педагога, исследователя, руководителя творческого
коллектива – посвящены многочисленные исследования в области музыкального
искусства и образования, в том числе и в области музыкального искусства эстрады.
В каждом из этих исследований обязательно упоминается о личной
ответственности музыканта за осуществление социокультурного строительства, за
сохранение музыкально-эстетической среды обитания для будущих поколений, за
создание благоприятных условий для ее дальнейшего развития. Во всех этих работах
социальной ответственности отводится очень высокая позиция в иерархии
профессиональных и духовно-нравственных ценностей современного музыканта;
подчеркивается, что, с одной стороны, образование должно обеспечить будущему
выпускнику возможность достичь успеха в профессиональной деятельности, а с
другой – необходимо сохранить духовный мир творческой личности, сформировать
такую систему ценностей, которая бы не позволила ей деградировать, подчиняясь
негативным тенденциям, которые мы наблюдаем в современном социокультурном
пространстве.
О том, что формирование высокого уровня профессиональной компетентности
артиста эстрады является важнейшей социальной проблемой, решение которой
жизненно необходимо для дальнейшего развития культуры, постоянно напоминают
многие выдающиеся музыканты, обеспокоенные уровнем навязываемого массовому
слушателю «творческого продукта». Эта обеспокоенность совершенно обоснованна.
И далеко не всегда неприятие вызывает отсутствие певческого голоса или каких-то
других профессиональных умений и навыков. Если прекрасным голосом слушателю
представляется музыкальное сочинение чрезвычайно низкого качества, то это
является свидетельством либо несформированности художественного вкуса
исполнителя, либо откровенно циничного отношения к своей профессии, которая
рассматривается исключительно как средство достижения коммерческого успеха.
При таком подходе понятие «социальная ответственность» эстрадного
вокалиста не может рассматриваться как компонент его профессионального и
духовного облика, поскольку выступает помехой в достижении поставленных целей и
задач. К большому сожалению, результаты такого подхода мы ежедневно наблюдаем
на концертной эстраде, в передачах телевидения и т. д. Это позволяет с уверенностью
утверждать, что формирование социальной ответственности в процессе обучения и
воспитания эстрадного вокалиста представляет собой сложную социально-
психологическую и педагогическую проблему.
Несомненно, право называть себя настоящим художником современный
эстрадный вокалист обретает только в том случае, если он готов к личностному
переосмыслению и переоценке постигаемых ценностей национальной и мировой
культуры, обладает способностью генерировать творческие идеи, создавать
убедительные музыкальные интерпретации, осуществлять самостоятельные
творческие проекты.
В этом контексте содержание социальной ответственности будущего
эстрадного вокалиста следует рассматривать как процесс социально-психологической
адаптации, профессионального и духовного самоопределения и самоидентификации,
обязательно включающий в себя обретение системы ценностей, мировоззренческих
убеждений и установок, определяющих выбор собственного пути как в
профессиональной деятельности, так и в складывающихся жизненных
обстоятельствах.
Сегодня можно с уверенностью утверждать, что эффективность обучения и
воспитания будущих эстрадных вокалистов значительно повышается в том случае, когда
формирование социальной ответственности признается обязательным компонентом их
профессиональной подготовки. Когда в каждом классе эстрадного вокала не только
добиваются безупречности в исполнении каждого музыкального сочинения, но и
воспитывают личность, осознающую всю меру своей ответственности перед будущими
слушателями, коллегами, учениками, перед отечественной культурой, заключающей в
себе высшие ценности, которые необходимо сохранить для будущих поколений.
Очень важно, чтобы процесс профессиональной подготовки будущего артиста
эстрады базировался на концептуальном подходе к музыке как средству познания и
самопознания в современном пространстве культуры, чтобы он ориентировал
современного студента на поиск путей к универсальному и многостороннему диалогу
между музыкальной культурой Запада и Востока, классической музыкой и новыми
тенденциями современного искусства (джаз, рок-музыка и т. д.). Это является
гарантией того, что молодой музыкант в своей дальнейшей профессиональной
деятельности будет стремиться к сохранению национальных традиций музыкальной
культуры и одновременно – к расширению своего профессионального горизонта за
счет освоения новейших достижений мирового музыкального искусства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г., Кэмин Л. Природа интеллекта, битва за разум. – М.: Эксмо-Пресс, 2002. – 352 с., илл.
2. Алдер Г. CQ, или мускулы творческого интеллекта. – М.: ГРАНД – ФАИР, 2004. – 496 с., илл.
3. Ануфриев Е.А. Ценностно-смысловые ориентиры в организации познавательной деятельности студентов-музыкантов // Система ценностей современного общества. – 2012. – № 24. – С. 214–218.
4. Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта. – Минск: Попурри. –2004 – 208 с., илл. + вкл. 8 с.
5. Гаязов А.С. Образование и образованность в современном мире. – М.: Наука, 2003 – 256 с..
6. Иваницкий И. Самомаркетинг, или О ком мечтают работодатели. – М.: ЭКСМО, 2004. – 384 с.
7. Илларионова Н.Н. Формирование ценностно-смысловых компонентов музыкального вкуса эстрадных вокалистов в образовательной среде вуза // Человеческий капитал. – 2013. – № 8. – С. 13–15.
8. Козлов Н. Формула успеха или Философия жизни эффективного человека. – М.: АСТ – Астрель -Ермак, 2002. – 264 с., илл.
9. Коноваленко С. Удача – не случайность. – М.: ЭКСМО, 2004. – 96 с., илл.
СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ДУХОВНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛИСТА
Аннотация:
В работе представлен анализ отечественных и зарубежных научных источников, в которых
выявляется значение социального компонента как одного из решающих факторов в становлении личности
будущих представителей различных профессий. Формирование социальной ответственности в
профессиональной подготовке эстрадного вокалиста рассматривается как сложная социально-
психологическая и педагогическая проблема, от решения которой в значительной степени зависит
дальнейшее развитие отечественной культуры. Обосновывается необходимость признания процесса
формирования социальной ответственности обязательным компонентом профессиональной подготовки
эстрадного вокалиста.