СОЦИАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В КОНКУРСНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Олесина Елена Петровна

кандидат педагогических наук, заместитель директора федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», доцент кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета

Аннотация: 
В статье рассмотрены проблемы социального самоопределения современных подростков в конкурсной деятельности. Автор на основании психологических исследований выделяет основные подростковые страхи, способы личностного и профессионального самоопределения и возможные риски, связанные с поиском своей идентичности. Определена роль конкурсов в процессе поиска школьниками своего места в социуме, а также представлены эффективные формы педагогического сопровождения в конкурсной деятельности.

Статья выполнена в рамках Государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации на 2020 год «Фестивально-конкурсное движение как форма социализации обучающихся»

 

Социальное самоопределение является целью развития каждой личности. Особую значимость определение своего места в обществе приобретает сегодня, когда человеку, с одной стороны, предоставлен широкий спектр вариантов личного и профессионального выбора, с другой стороны, этот выбор настолько широк и вариативен, что молодым людям трудно принять правильное решение. Самоопределение, то есть определение своего места в обществе, осознание своих личных и общественных интересов, несомненно является основным процессом и механизмом в социальном становлении человека.

Актуальным жизненным периодом социального самоопределения во все времена являлся и является подростковый возраст. Школьники 12-17 лет (периодизация Б.Д. Эльконина) начинают активный поиск себя, своего предназначения в общественной жизни, своей индивидуальности, осознают себя взрослыми и самостоятельными в принятии решений [6]. Согласно исследованиям Б.Д. Эльконина, в период подросткового возраста принципиально изменяются основные возрастные показатели. Социальная ситуация развития переходит от расширения сферы социальной активности и выстраивания отношений со сверстниками к осознанному выбору направлений образования с учетом своего будущего профессионального пути. Ведущая деятельность, направленная на освоение социальных норм общения в 12-14 лет, в 15-17 лет становится овладением системой научных понятий и практических навыков для дальнейшего профессионального самоопределения. Новообразования младшего и среднего подросткового возраста – чувство взросления, рефлексия, осознание себя частью общества – у старших подростков переходят в социальное (профессиональное и личностное) самоопределение, в систему ценностных ориентаций [7].

Современный мир сильно отличается от предшествующих эпох: глобализация нивелирует различия культур, интернет дает возможность быстрого получения информации, открытость границ позволяет посещать далекие уголки планеты и общаться с людьми, находящимися за тысячи километров от нас. Однако подростковые кризисы и проблемы, описанные классиками психологии, не только не исчезают, но и усиливаются из-за увеличения количества стрессовых жизненных ситуаций. Поэтому, как отмечает психолог А.И. Захаров, в процессе становления личности подростков страхи от природных переходят к социальным, пик социальных страхов приходится на 15-летний возраст [2, с. 90-91]. Можно выделить следующие виды подростковых страхов:

  • страх не найти своей индивидуальности;
  • страх непонимания окружающими, осуждения;
  • страх физической непривлекательности;
  • страх одиночества (на основании предыдущих трех страхов);
  • страх невозможности самореализации в социальной жизни [5].

Существует педагогическая необходимость поиска путей преодоления этих страхов подростками. Одним из способов решения проблемы может стать конкурсная деятельность. Несмотря на то, что конкурс – это соревнование, имеющее целью выделить лучших участников или лучшие работы, для школьников он является, в первую очередь, длительным процессом подготовки, поиска оригинальных идей, становления характера, упорства в достижении цели и только затем радостью победы (или горечью поражения). Конкурс как педагогический прием достаточно противоречив, так как кроме положительных результатов, он может отрицательно повлиять на процесс становления личности школьника: высокая нервная напряженность, неудачи и провалы, разрушение надежд, которые ведут за собой усиление подростковых страхов. По этой причине особое значение в конкурсной деятельности имеет педагогическое сопровождение юных участников.

Конкурс решает несколько задач социального самоопределения, способствуя личностному и профессиональному выбору школьников, одновременно показывая пути преодоления страхов. Самоопределение для личности всегда направленно во вне, на социум, на других людей, но основывается на серьезной внутренней работе, когда человек принимает решение о способах своего взаимодействия с миром [3, с. 333]. Важным в процессе самоопределения становится развитие мотивации и потребности в какой-либо продуктивной деятельности. «Всякая деятельность связана с потребностью. – писал А.Н. Леонтьев. - Потребность и создает общую направленность деятельности, причем конкретизация этой общей направленности деятельности зависит от условий, в которых она протекает, иначе говоря, от того, что в данных условиях способно удовлетворить эти потребности» [4, с. 237]. Именно конкурсная деятельность подразумевает переход интереса и участия в мотивацию и потребность в каком-либо виде деятельности.

Сегодня конкурсы для подростков широко представлены: есть конкурсы разных уровней от школьного до всероссийского; есть конкурсы творческие, на которых ребята могут продемонстрировать свои таланты в разных видах искусства (на самодеятельном уровне); есть конкурсы профессиональные, к которым относятся предметные олимпиады, конкурсы мастерства (например, IT-технологии), конкурсы в каком-либо виде искусства (предполагающие дальнейшее профессиональное обучение). Конечно, каждый вид конкурса предполагает свои особенности и сравнивать эти мероприятия сложно. Однако, несмотря на различия, все конкурсы имеют общие черты, связанные с развитием определенных качеств личности, способствующих социальному самоопределению (Таблица 1).

Таблица 1. Процесс социального самоопределения подростков в конкурсной деятельности

 

Процессы преодоления страхов

Социальное самоопределение

 

Риски

Личностное самоопределение

Профессиональное самоопределение

 

Поиск индивидуальности

Поиск оригинальности, неповторимости

Развитие способностей и талантов

Поиск профессии

Развитие навыков в профессии

 

Разочарование Отказ от дальнейшей борьбы

Поиск отношения с другими людьми

Поиск способов личной коммуникации

Поиск способов коммуникации в профессии

Развитие умений отстаивать свою точку зрения

Неконтролируемая агрессия

Презрении к другим участникам Замыкание в себе

 

Принятие своей внешности

Поиск своей индивидуальности в одежде и поведении

Развитие умений соотносит индивидуальность с требованиями социума

Понимание важности профессиональных знаний и навыков, а не внешности

Эксперименты над внешностью

Отстранение от общения

Неуверенность в себе

Страх одиночества

Самоутверждение

Развитие самодостаточности

Развитие умений находить компромиссы

Развитие умения убеждать

Зазнайство

Зависть

Презрение к другим или к себе

Невозможность самоопределения в дальнейшем

Развитие умения отвечать за свои поступки

Развитие умения взвешивать аргументы

Развитие умения принимать решения

Апатия и инфантильность по отношению к своей жизни

Боязнь совершить неправильный поступок

 

Конкурсная деятельность помогает преодолеть страх, связанный у подростка с сомнениями в определении своей индивидуальности, позволяя раскрыть лучшие качества личности, а иногда выявить в себе новые возможности и способности. Для профессионального самоопределения важным становится сам процесс конкурса, который может подтвердить выбор школьника, дать импульс дальнейшего развития в данном направлении, а может показать несостоятельность человека в каком-либо виде деятельности. В этом случае существуют риски, когда школьник, не получая желанной победы, испытывает серьезное разочарование и отказывается от дальнейшей борьбы.

Участие в конкурсе является возможностью для развития навыков личного и профессионального общения, умения выстраивать конструктивный диалог, вырабатывать и отстаивать собственную точку зрения. Конкурс привносит в процесс построения коммуникации остроту взаимоотношений подростков и способствует формированию уважения к другому человеку, толерантности и терпимости к иной точке зрения, умения оставаться собой в ситуации соревнования и борьбы с соперниками. Риски в данном случае заключаются в проявлении неконтролируемой агрессии, презрении к другим участникам мероприятия, замыкание в себе.

Одним из значимых для подростков страхов является боязнь одиночества, отторжения сверстниками, ненужность. Этот страх можно легко преодолеть участием в конкурсе для коллективов (например, театральном, хоровом), но в личном первенстве проблема может усугубиться. Участие в подготовке к коллективному конкурсу становится важным этапом в преодолении боязни одиночества, потому что в этом процессе приходится много общаться с разными людьми, а во время выступлений необходимо ощущение общности и взаимовыручки. Конкурс индивидуальный сложнее в плане преодоления страха одиночества, поэтому педагогу и психологу необходимо обязательно работать с такими подростками, обращая внимание как на негативное воздействие неудач на дальнейшее самоопределение школьников, так и сложности в принятии победы. Основными рисками в этой ситуации становятся зазнайство, зависть, чувство презрения к другим или к себе.

Подростковые страхи в результате могут привести к боязни того, что школьник не сможет определить свое место в социуме и профессии. Участие в конкурсной деятельности развивает такие умения, как умение отвечать за свои поступки, умение взвешивать свои поступки, слова, аргументы, умение принимать решения. Данный страх может перерасти в полную апатию и инфантильность по отношению к своей жизни, в боязнь совершить неправильный поступок.

Мы провели опрос студентов для выявления влияния конкурсной деятельности в школе на их дальнейшее социальное самоопределение (103 чел.). Были опрошены студенты бакалавриата кафедры культурологии Института социально-гуманитарного образования Московского педагогического государственного университета. Студенты, оценивая свое участие или неучастие в конкурсах, написали: «Благодаря конкурсу чтецов я победила скованность и боязнь публичных выступлений», «Только после участия я понял, что достаточно много знаю», «В процессе подготовке к конкурсу по истории культуры осознала, что хочу заниматься культурологией», «Во время танцевального конкурса нашла подругу, которая помогла мне справиться с волнением. Дружим до сих пор». Выяснилось, что в школьные годы в конкурсах участвовало 93% студентов; 68% считает, что развили свои личные качества, такие как коммуникабельность, умение работать в команде, контролировать эмоции, достойно переживать поражение и разочарование; 14% ответили, что получили импульс к профессиональной деятельности. Одним из важных качеств, которое подчеркнули молодые люди, стало умение принимать критику, самостоятельно анализировать свои неудачи и продолжать свое развитие в выбранном направлении (20%). Результаты опроса представлены на рисунке 1.

Однако 32% респондентов отметили негативный опыт конкурсной деятельности (неконтролируемый страх, отчаяние, боязнь неудачи), от последствий которого не могут избавиться до сих пор. Так как были опрошены студенты – будущие культурологи и педагоги, им был задан вопрос о том, что они сами смогут сделать для учеников-участников конкурсов, когда придут на работу в образовательные отделы музеев или в школу. Студенты, оценив свой опыт конкурсной деятельности, дали следующие ответы: «Ученикам необходим пример, на который они могут ориентироваться», «Надо показать, как надо себя вести. Возможно провести тренинги или игры», «Надо учить слышать других, не обижаться, а делать правильные выводы», «Можно показать детям, что обзывания не надо слушать, важна только объективная критика», «Обязательно надо показать ученикам, что раздражение и недовольство собой – это качества, которые помогают совершенствоваться».

Интересно, что предложения студентов о подготовке к конкурсу и преодолению страхов у подростков можно соотнести с исследованиями Н.В. Антоновой и В.В. Белоусовой об идентичности как результату самоопределения [1]. Ученые предложили модель идентичности как динамического процесса самоопределения, включающую следующие компоненты:

  • идентификация со значимыми людьми, в процессе которой человек принимает ценности других, что помогает в преодолении трудностей;
  • интериоризация различных мнений, в ходе которой происходит принятие разных точек зрения и отражение их на себя;
  • кризис идентичности, порождающий процесс самоопределения, изменения своих взглядов или подтверждение собственной позиции.

Исследование показало важность участия в конкурсах школьников для их социального самоопределения. Однако следует помнить, что конкурсная деятельность может нанести психологическую травму подростку, поэтому необходимо педагогическое сопровождение школьников в процессе подготовки, участия и в период послеконкурсного эмоционального спада. Формы педагогического сопровождения можно разделить на три типа: положительный пример значимых взрослых или ровесников (идентификация); обучение правильному восприятию разных мнений (интериоризация); поощрение продуктивного анализа собственной деятельности, порождающего личностные изменения (кризис идентичности). В результате эффективного педагогического сопровождения можно снизить негативные проявления, и тогда конкурс станет значимой формой самоопределения подростков.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова, Н.В., Белоусова, В.В. Самоопределение как механизм развития идентичности / Н.В. Антонова, В.В. Белоусова // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 79-92.
  2. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей /А.И. Захаров. - СПб.: Союз, 2000.
  3. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. - М.: Политиздат, 1978.
  4. Леонтьев, А.Н. Философия психологии / А.Н. Леонтьев. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1994.
  5. Петрова, М.В. Ресурсы социально-культурной деятельности детских общественных организаций в преодолении социальных страхов у подростков / М.В. Петрова // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - №6. [Электронный ресурс]/ URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=15537 (дата обращения 09.02.2020)
  6. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - Москва: Педагогика, 1989
  7. Эльконин, Б.Д. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии. – 1971. - №4. – С. 6-20.