СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ КООРДИНАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ В СФЕРЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕ МОСКВЫ) Social mechanism of coordination of the activities of educational and cultural institutions

Скрынник Максим Анатольевич Maxim Skrynnik
аспирант кафедры философии и социальных наук Московский городской педагогический университет postgraduate student of Philosophy and Social Sciences Department Moscow City University e-mail: MA.1S@yandex.ru
Аннотация: 
Аннотация. Воспитание гражданственности и патриотизма в России является одной из важнейших задач государства. В Федеральном Законе «Об образовании в РФ» подчеркивается необходимость формирования у молодежи чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению. Эти качества не даются человеку при рождении, а вырабатываются в процессе обучения и воспитания. Однако, несмотря на рост количества вновь образованных военно-патриотических движений, школ и классов задача формирования личности патриота, не всегда сформулирована и не всегда решается системно и целенаправленно. В настоящей статье предпринята попытка научного анализа и критического осмысления социального механизма координации деятельности образовательных организаций и учреждений культуры в сфере патриотического воспитания детей на примере Москвы. Abstract. Education of citizenship and patriotism in Russia is one of the most important tasks of the state. The Federal Law «On Education in the Russian Federation» emphasizes the need to form among young people a sense of patriotism, citizenship, respect for the memory of the defenders of the Fatherland, law and order, a working person and the older generation. These qualities are not given to a person at birth, but are developed in the process of training and education. However, despite the growth in the number of newly formed military-patriotic movements, cadet corps, schools and classes, the task of forming the personality of a patriot is not always formulated and solved systematically and purposefully. This article is an attempt at a scientific analysis and critical understanding of the social mechanism for coordinating the activities of educational and cultural institutions in the field of patriotic upbringing of children using the example of the city of Moscow
Патриотизм – важная составляющая общественного сознания граждан. Недостаточная эффективность воспитательной работы в современных школах, колледжах, вузах по формированию патриотизма, ослабление духовных и культурных основ общества и государства в России в целом, низкий уровень осведомленности населения о глобальных проблемах и межнациональных конфликтах, а также ослабление нравственности у отдельных людей, определяют важность повышения качества патриотического воспитания, в системе общего образования подрастающего поколения [3, с. 28]. В отечественной педагогике и психологии накоплен достаточно богатый опыт в области теории патриотического воспитания. Учение о сущности, содержании и формах проявления патриотизма раскрыто в трудах следующих авторов: А.Г. Агаев, А.К. Алиев, И.И. Валеев, Д.В. Полежаев, М.Н. Росенко. Но, стоит отметить, что концепции личностно-ориентированного образования и индивидуального подхода в педагогическом процессе представленные в трудах Е.В. Бондаревской, О.С. Гребенюк, С.В. Кульневич, А.В.Орлова, М.Н. Полани, A.M. Саранова, В.В. Серикова, В.Т. Фоменко, Л.М. Фридмана, И.С. Якиманской затрагивают преимущественно механизмы становления личности детей, либо подростков. Тем не менее, на сегодняшний момент мало изученным остается механизм формирования патриотизма в учреждениях культуры, таких как детские библиотеки, в процессе патриотического воспитания детей, что вызывает пристальный интерес к этой проблеме [9, с. 30]. Формирование патриотизма, как правило, рассматривается сегодня довольно узко в школьных учебных программах, в основном как элемент обучения через спортивное, музыкальное, поисковое, краеведческое, музейное направление, либо волонтерскую деятельность. Патриотизм – это, прежде всего, самоидентификация и отождествление себя с определенной социальной группой, образом. Сопоставляя себя с тем или иным архетипом (например, я – сын, я – подросток, я – мужчина, я – продолжатель традиций своей семьи), можно сделать вывод, что самоидентификация обусловлена осознанием личностью своего места и сущности собственного «Я» [4, с. 30]. В личностной и социальной психологии подчеркивается, что важную роль играет соблюдение баланса индивидуального и социального: процессы становления личности, формирование поведенческих стереотипов в общности протекает во время взаимодействия со средой, принятия социальных стереотипов. Патриотическая идентификация представляет собой сложный и динамический феномен, обусловленный воздействием социальной среды и рациональных организационно-педагогических условий [7, с. 15]. Мироощущение, самооценка личности в процессе становления патриотической идентичности обязательно отождествляется ею с характерными для конкретной общности ролевыми стереотипами. Необходимо отметить, что развитие социального механизма координации деятельности образовательных организаций и учреждений культуры в сфере патриотического воспитания детей в Москве осуществляется, в частности, в рамках внеурочной деятельности, которую можно организовать в детской библиотеке, выработав социальные механизмы координации между школой и системой детских библиотек. Патриотическое воспитание – очень тонкий инструмент, которым должен обладать школьный учитель, и библиотекарь, поскольку патриотизм – это сама жизнь во всем многообразии тем, суждений, направлений деятельности. Это и знания, и культура, которую нужно изучать и развивать, приобщая детей к российской самобытности с ее традициями, памятью поколений. Без этого не может появиться патриотизм. Внеурочная деятельность сегодня является организованным и содержательным досугом, отвечающим интересам и потребностям общества в развитии уникальности личностей воспитанников. Например, внеурочная деятельность волонтерской организации «Библиоволонтеры», функционирующей на базе московской детской библиотеки № 207 им. В.В. Бианки, способствует привлечению детей и подростков к участию в самоуправлении, общественно полезной деятельности, что положительно влияет на развитие и формирование познавательных навыков, чувства востребованности и успешности. Целью внеурочной деятельности патриотической направленности в системе взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры является создание условий для разностороннего (интеллектуального, нравственного, культурного, физического) развития личности детей и подростков, их социализация в обществе, воспитание ценностей Долга, Чести и Пользы в служении Отечеству на гражданском или военно-прикладном поприще, мотивация детей и подростков к осознанному выбору профессиональной направленности для пользы Родине [10, с. 76]. Основными задачами внеурочной деятельности во взаимодействии образовательных организаций и учреждений культуры является содействие формированию патриотических компетенций детей и подростков, развитие их способностей, склонностей и интересов, раскрытие и реализация их творческого потенциала, необходимых для осуществления военно-прикладной или гражданской государственной службы. Это обусловлено общественным и государственным запросом на подготовку хорошо образованных и просвещенных будущих защитников Родины, способных нравственно выстраивать собственную жизнь, активно участвовать в общественной жизни и реализовывать себя на государственном поприще. Развитию и реализации воспитательного потенциала внеурочной деятельности в условиях координации образовательных организаций и учреждений культуры способствует сама среда образовательной организации: профессионализм кадрового состава, накопленный опыт воспитательной работы, опыт работы военно-исторического музея школы или поискового отряда, сотрудничество с военными вузами, музеями, библиотеками, Советом ветеранов и др., которые позволяют обеспечить патриотическую направленность внеурочной деятельности, а также дают возможность выпускникам определить направление своего дальнейшего образования в военных, правоохранительных и гражданских вузах, обучение в которых открывает перспективы карьерного развития в военно-прикладной или на гражданской государственной службе. Реализация процесса формирования патриотической идентичности подростков достигается благодаря воспитательному потенциалу внеурочной деятельности в единстве его ресурсных компонентов. Анализ практик взаимодействия Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы школы «Интеграл» и Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы Объединения культурных центров Западного Административного Округа детской библиотеки № 207 им. В.В. Бианки внеурочной деятельности выявил ее воспитательный потенциал, состоящий из образовательного, социального, культурного, патриотического и профессионального ресурсов. Направления внеурочной деятельности нацелены на привитие знаний о Родине, о значении патриотизма, истории народа с целью формирования патриотической идентичности детей и подростков. Владение патриотическими компетенциями является необходимым условием становления личности будущего гражданина и патриота. Каждый ребенок и подросток должен быть знаком с общими требованиями к индивидуально-психологическим и профессиональным качествам патриота своей Родины для того, чтобы еще на ранних стадиях патриотической идентификации грамотно сопоставить свои личные способности с этими требованиями, осознанно сделать выбор профессии на благо Родины и целенаправленно выстраивать траекторию своего саморазвития, учебную, физическую и психологическую подготовку для успешной социализации и пониманию своего места в обществе [1, с. 60]. Учителями совместно с библиотекарями должна проводиться способствующая жизненному самоопределению детей и подростков работа, ориентированная на развитие критического мышления воспитанников для объективной оценки исторических событий, современных реалий и проецирования их на будущее с учетом государственных интересов, сохранения исторической памяти; на формирование функциональной грамотности в области военной структуры, военно-профессиональных компетенций, символики. Образовательный и культурный ресурс в плане кооперации деятельности московских школ и детских библиотек в организации внеурочной деятельности решает задачу интеллектуального развития детей и подростков, направленного на самостоятельное открытие нового знания через творческую деятельность. Детские проекты, реализуемые на базе московской детской библиотеки № 207 им. В. В. Бианки («Земля Калевалы» https://kalevala-fest.ru , «Краски Чувашии» https://www.kraski-chuvashii.ru , «Рисуем Победу» https://risuem-pobedu.ru) в изобилии раскрывают народное творчество, отображая через образы, звуки и краски то, что представляет настоящую сокровищницу народной мудрости многонациональной России. Приобщаясь к народному творчеству, участники усваивают историю, традиции, культуру народов России. Организация и проведение крупных библиотечных проектов в кооперации с московскими школами способствует приумножению, сохранению отечественного наследия, является средством эстетического и патриотического воспитания участников. Патриотическое образование – система предоставления воспитаннику регламентируемого стандартом объема знаний, воспитания у него умений и навыков общественной деятельности, начального профессионального образования с целью раннего определения его способностей и склонностей и правильному их использованию с большей отдачей государству и обществу. Особенностью патриотического образовательного ресурса заключающегося сегодня в кооперации деятельности школы и детской библиотеки является свободный выбор программ внеурочной деятельности на основе личных интересов и склонностей школьников в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом, а также по разным направлениям – спортивно-оздоровительное, духовно–нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и др. Данные направления образовательного ресурса воспитательного потенциала внеурочной деятельности детей и подростков основываются на базовом стандарте образования. Ресурс нацелен на формирование ключевых компетенций – умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию; коммуникативные, отвечающие за социальную адаптивность и терпимость к мнениям собеседников и партнеров по деятельности; выступать активным участником коллективных обсуждений; становиться полноправным членом общности ровесников и выстраивать позитивные взаимоотношения с ними и взрослыми [5, с. 23]. Образовательный ресурс кооперации московских школ и детских библиотек раскрывается через наполнение программ внеурочной деятельности содержанием патриотической направленности, высокой социальной значимостью, гражданственностью, патриотизмом и гордостью достойного служения Отечеству. Ресурс может включать в себя программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, программу социализации детей и подростков, воспитательные программы, которые составляют единую образовательную линию с предметами базисного учебного плана. Например, в Государственном бюджетном учреждении культуры города Москвы Объединения культурных центров Западного Административного Округа детской библиотеке № 207 им. В. В. Бианки при участии Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы школы «Интеграл» реализуются следующие программы и акции патриотической направленности: – программы внеурочной деятельности – Волонтерское объединение «Библиоволонтеры» – Ежегодная акция «В единстве наша сила» – Творческий конкурс «Коми Мир» – Творческий фестиваль «Краски Чувашии» – Творческий конкурс «Песнь о Калмыкии» – Этнофестиваль «Земля Калевалы». Самыми значимыми в рамках патриотической направленности можно считать: Проект «Гром Победы» совместно с музеем-панорамой «Бородинская битва». Целью проекта является привлечение внимания общества и в особенности молодого поколения к феномену беспримерного мужества и героизма защитников Отечества. Состоится презентация творческой выставки работ читателей, сборника лучших методических практик по патриотической работе с детьми, тематические мастер-классы. Ежегодная акция «Мы помним» – это традиционная патриотическая акция открывается встречей участников в детской библиотеке № 207, в пространстве которой развернута тематическая выставка, продолжается патриотической программой «Подвиг Московско-минской дивизии», возложением цветов к Памятной стеле «Площадь Московско-Минской дивизии». В рамках памятной акции проходит выставка «Наш бессмертный полк: жители района Фили-Давыдково – герои войны» в рамках совместного проекта с учреждениями образования района Фили-Давыдково, подразумевающего сбор информации (фотографии, тексты, воспоминания, документы) о ветеранах Великой Отечественной войны – жителях района и формирование экспозиции. Всероссийская гражданско-патриотическая акция «Рисуем Победу». Особенностью данной акции, выгодно выделяющей ее среди множества других подобных творческих проектов патриотической направленности, является широкий охват ее участников, достигнутый созданием многофункциональной Интернет-платформы risuem-pobedu.ru. Созданная Интернет-платформа позволяет собирать, систематизировать и хранить в электронном виде, на постоянной основе произведения детского творчества, посвященные теме Великой Отечественной войны и сопутствующие методические, исторические, справочные и интерактивные материалы [12, с. 15]. Потенциальной аудиторией сайта являются учащиеся школ в возрасте от 8 до 16 лет, студенты, учителя, преподаватели, методисты, педагогиорганизаторы, сотрудники учреждений культуры, члены молодежных общественных организаций, волонтеры. Интерактивными и игровыми ресурсами сайта могут пользоваться и дошкольники в сопровождении родителей или воспитателя. Подобные проекты вносят значимый вклад в патриотическое воспитание детей и молодежи как поэтапного целенаправленного процесса совместной деятельности детей и взрослых в доверительном диалоге поколений, в котором проявляется субъектная позиция ребенка на этапе формирования мотивации к действию, дальнейшего целеполагания, поисков смысла происходящих изменений, освоения и осознания нового материала [13, с. 76]. Процесс гражданско-патриотического воспитания на основе реализации потенциала искусства является активным и действенным при взаимном участии семьи и общества с привлечением ресурсов учреждений культуры и образовательных организаций при условии интеграции их воздействий на развитие формирующейся личности. Формами реализации образовательного ресурса школы и библиотеки являются скоординированные беседы, диспуты, «круглые столы», встречи с интересными людьми, выезды и экскурсии по историческим и памятным местам, наблюдение обучающихся за событиями в учреждениях культуры и образовательных организациях, в городе и стране; просмотр и обсуждение документальных фильмов, творческие презентации, сообщения, дела (в том числе коллективные), выставки продуктов творческой, проектной и исследовательской деятельности, конкурсные, соревновательные и олимпиадные мероприятия, научно-практические конференции, показательные выступления, праздники, интеллектуально–познавательные игры, викторины, обыгрывание проблемных ситуаций, общественно полезные практики на добровольной основе и в соответствии с выбором детей и подростков. В последнее десятилетие особо актуальна виртуальная форма образовательного ресурса, объединяющего усилия образовательных организаций и учреждений культуры, которая расширяет границы воспитательного пространства за счет цифровых технологий, поддерживает и развивает интеллектуальную одаренность воспитанников. Вместе с тем, происходит конструирование цифровых обучающих платформ, отвечающих запросам современного образования, в том, числе, требованиям по формированию патриотической идентичности воспитанников образовательных организаций. Например, Электронный банк данных достижений обучающихся «База данных одаренных детей» был разработан и внедрен в ходе реализации Программы взаимодействия образовательных организаций и учреждений культуры на 2013-2020 годы. Целью формирования и функционирования банка данных является получение единой системно выстроенной комплексной базы количественных и качественных данных достижений одаренных и талантливых подростков. Банк данных «База данных одаренных детей» представляет собой вебприложение, написанное на языке разметки HTML и языках программирования JavaScript и PHP. Вся информация хранится в базе данных типа MySQL, в которой с помощью PHP–запросов осуществляется поиск, либо сортировка данных и вывод результата в виде HTML-страницы [2, с. 82]. Важно обратить внимание на такой аспект виртуальной формы образовательного ресурса как использование детьми и подростками Интернет-ресурсов во внеурочной деятельности. Ведь Интернет – это не только обширная библиотека знаний, общения и других полезных вещей, но и негативная, и враждебная информация. Поэтому важной задачей внеурочной деятельности на современном этапе является обучение правильному использованию источников информации на основе обсуждения возможных ситуаций, которые могут произойти во время работы в Интернете, развитие критического к ним отношения. Социальный ресурс, создаваемый в кооперации школы и детской библиотеки, содействует формированию патриотической идентичности детей и подростков в их взаимодействии с социальной реальностью, в процессе которого эта реальность осмысляется в соответствии с системой жизненных отношений и потребностей. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования определяет социализацию личности обучающегося, своевременное ориентирование его в современной социокультурной среде, как одну из важнейших задач. Т.А.Комолкина называет внеурочную деятельность наиболее эффективным условием для решения этой задачи. Уровень сформированности навыка взаимодействия личности на основе принятых в культуре норм поведения и ценностей влияет на реализацию ее способностей и комфорт социализации, и, как следствие, на успешность всего государства. Внеурочная деятельность, основанная на кооперации школы и детской библиотеки, создает условия для эффективного развития многогранной личности, принимающей и разделяющей социально–значимые ценности гражданского общества, что достигается за счет согласованности действий и продуктивного взаимодействия всего педагогического состава образовательной организации и сотрудников библиотечной системы [6, с. 44]. Социальный ресурс реализуется через сотрудничество и сетевое взаимодействие с образовательными, музейными, военно-патриотическими, спортивными организациями, научными центрами, лабораториями, экспериментальными площадками, библиотеками, архивами, Советом Ветеранов, Советом Героев и др. Особенностью данного ресурса кооперации школы и детской библиотеки является его опора во внеурочной деятельности на личный социальный опыт обучающихся, что помогает приблизиться к реальным жизненным ситуациям, высказать свое личное суждение. При этом решаются задачи не только воспитания нравственности, но и расширения кругозора, формирования мировоззрения, происходит соотнесение детей и подростков с окружающим миром, т.е. малой Родиной. Патриотический ресурс кооперации школы и детской библиотеки подразумевает включение школьников в деятельность патриотической направленности, участие в мероприятиях творческого характера, следование традициям, соблюдение гражданских ритуалов и уклад жизни. Сегодня как никогда очень важно духовно-нравственное и социальное формирование личности детей и подростков через привитие гражданских ценностей, воспитание идеалов патриотизма, формирование профессионально значимых качеств и компетенций, выработку готовности к активному их проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе гражданской и военной службы. Подготовка школьников к участию и их участие в общих мероприятиях школы и детской библиотеки, таких как «ЭКО-отряд», «Бессмертный полк», «Рисуем Победу», «Мы помним», «Краски Чувашии», «Земля Калевалы» и др. позволяет детям и подросткам овладевать универсальными способами деятельности (компетенциями) и демонстрировать уровень их развития, способствует преемственности поколений, развитию и формированию чувств патриотизма [8, с. 57]. Олицетворяя особую дань уважения к исторически сложившимся, накопленным и сохраняемым из поколения в поколение устоям, традиции регламентируют специфику отношений к гражданской и военной службе Родине. Присутствие традиций в жизни детей и подростков ощутимо в каждой сфере их деятельности: в соблюдении порядка, норм поведения, ритуалов, укладе жизни, уважительном отношении к военной форме, символике и геральдике. Важнейшими традициями, оказывающими воспитательное воздействие на детей и подростков, являются: служение интересам народа, самоотверженность, массовый героизм, воинская доблесть, мужество и самопожертвование ради достижения общей победы, гуманизм в коллективе, товарищество, доверие. Таким образом, реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности, проводимой во взаимодействии образовательных организаций и учреждений культуры, а именно школы и детской библиотеки, создает социальный механизм координации деятельности в сфере патриотического воспитания детей в Москве. ЛИТЕРАТУРА 1. Авдеева Л. Н., Колпачева О. Ю., Сиволобова Н. А., Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания обучающихся в инновационной образовательной среде // МНКО. 2020. № 2 (81). С. 60. 2. Алиева С. А., Магомедова З. И., Закарьяева С. З., Чупанов А. Х., Теоретикометодологические основы патриотического воспитания через актуализацию социальной активности и инициативности старшеклассников // Известия ДГПУ. Психологопедагогические науки. 2019. № 2. С. 82. ISSN 1997-4558 ПЕДАГОГИКА ИСКУССТВА http://www.art-education.ru/electronic-journal № 2, 2022 102 3. Андронникова О. О. Патриотизм в системе ценностных ориентаций современной молодежи // Смальта. 2019. № 3. С. 28. 4. Гарашкина Н. В., Дружинина А. А., Включение студентов ВУЗа в социальные проекты по гражданско-патриотическому воспитанию детей и молодежи // Вестник ТГУ. 2021. № 193. С. 30. 5. Демидова Т. Е., Чижевская И. Н., Чижевский А. Е., Профессиональная готовность учителей к патриотическому воспитанию школьников на основе использования Интернет-технологий // Управление образованием: теория и практика. 2020. № 3 (39). С. 23. 6. Дульнева Т. М., Патриотическое воспитание наследников великой страны // Национальные приоритеты России. 2021. № 2 (41). С. 44. 7. Корнакова Е. И., Побелянская Ю. Н., Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения // Автономия личности. 2020. № 2 (22). С. 15. 8. Королев А. С., Севрюков С. Т., Анализ государственной образовательной политики по военно-патриотическому воспитанию молодежи в Воронежской области // Ученые записки университета Лесгафта. 2018. № 9 (163). С. 57. 9. Кузнецов А. С., Маврина И. А., Сущность и природа патриотизма как педагогическая категория // МНКО. 2020. № 3 (82). С. 30. 10. Кузнецов А. С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 76. 11. Прозорова А.С. Актуализация проблематики патриотического воспитания детей с использованием нетрадиционных приемов работы в музее // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). 2019. № 4. С. 89. 12. Головачев В. С. Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего возраста в условиях межведомственного взаимодействия (из опыта проведения Всероссийской акции «Рисуем победу») // Нравственно-эстетическое и гражданскопатриотическое воспитание в государственных учреждениях образования и культуры: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 13-15 мая 2019 года / Под редакцией В. С. Головачева, редколлегия: А. И. Аршинова [и др.]. Москва: Плакат, 2019. С. 13-17. 13. Головачев В. С. Опыт сетевого взаимодействия учреждений образования и культуры в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников // Духовнонравственное и патриотическое воспитание молодежи: сборник научных статей по итогам Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Победы в Великой Отечественной войне, Чебоксары, 01-31 мая 2020 года. Чебоксары: Чувашский государственный институт культуры и искусств, 2020. С. 74-79