Целью любой деятельности человека является удовлетворение его потребностей, как высших, так и низших. Уже сразу после своего рождения человек испытывает физиологические (низшие) потребности, а по мере социализации, а потом и инкультурации индивидуума происходит формирование высших духовных и культурных потребностей. Причем сущность инкультурации заключается не только в развитии именно культурных потребностей, но и в формировании культурных способов их удовлетворения.
Для определения формирования культурного вида потребностей важное значение имеет понимание социально-психологических механизмов этого явления. Социально-психологическая теория культурных потребностей ведет свое начало от школы К. Левина [2], чьи идеи оказали большое влияние на американскую социальную психологию, а также на теорию культурного развития Л. Выготского [3, 60-97].
К. Левин рассматривал человеческую потребность в качестве некоего двигателя человеческой жизнедеятельности, как динамическое состояние, возникающее у индивидуума при реализации его целей. Для раскрытия особенностей функционирования культурных потребностей также много сделала и экспериментальная психология (Б.Г. Ананьев, В.П. Мясищев), которая изучала личность, причем значительным вкладом в изучение потребностей личности явилась концепция Д.Н. Узнадзе о жизненных установках. В сфере изучения культуры при формировании культурных потребностей, важно принимать во внимание то влияние, которое оказывает на характер потребностей специфика общественной жизни социума на текущий момент.
В иерархии потребностей можно выделить четыре уровня:
1) (высший) уровень, охватывающий систему ценностных ориентаций, идеологических и общесоциальных по своей сущности;
2) уровень, где отражаются базовые потребности определенной социальной группы (досуг, семейные отношения и т.д.);
3) уровень, фиксирующий социальные установки сложной структуры (поведенческий, рассудочный, эмоциональный аспекты);
4) (низкий) уровень, на котором формируются витальные потребности (сон, пища и т.д.).
Важно отметить, что культурное развитие, объективно отставая от развития материальной сферы, не только может оказывать на нее свое влияние, но и детерминируется ей. Именно эта детерминация предопределяет среди человеческих потребностей те, которые, находясь в соподчинении с потребностями общества в целом, обладают и определенной самостоятельностью.
Плюрализм и подвижность культурных потребностей, а также их динамичность и способность изменяться проявляется в определенных индивидуализированных продуктах духовного производства. Причем важно иметь в виду, что особое место в их характеристике принадлежит именно деятельности индивидуума, поэтому культурные потребности невозможно представить без анализа процессов сознания аксиологии культуры и потребления ценностей культуры, которые, в свою очередь, являясь двумя сторонами единой структуры, выражают основу индивидуализации культурной потребности. При этом особое внимание уделяется понятию «интерес».
Интерес выражает желание и волю конкретного индивидуума, в особенности это относится к таким специфическим потребностям, как культурные, которые вместе с тем являются носителями интереса личности (язык, фольклор, наука, искусство, традиции и т.д.). Поэтому в определении понятия «интерес» отдельное место отводится эмпирическим показателям, позволяющим отследить путь формирования культурных потребностей и охарактеризовать их структуру.
Опираясь на вышеуказанные подходы, можно описать систему культурных ценностей современной молодежи и определить степень участия социокультурной среды современной школы в ее формировании.
Так, большое место в системе культурных потребностей современной молодежи отводится познавательным культурным потребностям. Можно выделить три сферы их проявления:
1) система получения знания, Интернет, чтение;
2) средства массовой информации ;
3) искусство.
Сфера удовлетворения познавательной потребности современной молодежи реализуется за счет различных форм государственного образования (школа, вуз, система дополнительного образования). В нашей работе особое внимание уделено школе как фактору инкультурации молодежи, способному решить проблему удовлетворения культурных потребностей на государственном уровне. Для этого необходимо выделить ряд проблем, с которыми сталкивается школа как единственный институт инкультурации подрастающего поколения, деятельность которого регулируется на законодательном уровне.
Проблема чтения остро стоит в наши дни, причем она никак не обусловлена отсутствием информации. Более важно грамотно систематизировать те данные, который получает современный школьник. Потребность молодого человека в получении информации последние 15 лет удовлетворяется в основном средствами Интернета, а не, допустим, классической литературы, что представляет сложность, так как большинство информации, получаемой школьник из Сети, носит неадаптированный и несистематизированный характер. Причем на формирование литературного вкуса оказывают влияние социальные сети и реклама, а не родители или школа. Последняя при этом должна, пользуясь конструктивным потенциалом массовой культуры, стать информационным фильтром и «научить учиться» правильно использовать информационные ресурсы, о чем напрямую сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Удовлетворение потребности в средствах массовой информации и искусства чрезвычайно осложнено за счет многообразия мнений отношении того, какими должны быть средства массовой информации и искусство. Чрезвычайная свобода в определении должных нравственных норм, произведения низкой художественной ценности (кино, телевидение и т.п.) усложняют формирование культурного вкуса современной молодежи, ее культурных потребностей, что усугубляется проблемами, описанными выше.
При этом в иерархии культурных потребностей современной молодежи происходят постоянные изменения: интеллектуализация общественно-политических отношений, уровень жизни, изменения в быте, научный прогресс, развитие технологий – все это динамизирует потребности молодежи, изменяя их структуру. Причем если ранее в ней преобладала ориентация на творческие виды деятельности, сегодня приоритет творческой деятельности почти полностью утрачен.
Возможно выделить ряд проблем, возникающих в отношении современной молодежи к литературе:
1) предпочтение отдается бульварной, низкосортной литературе;
2) большое воздействие на выбор литературы подростками и молодёжью оказывают мода. Реклама и пропаганда;
3) существенную роль в выборе литературы играет приверженность групповым стереотипам и интересам;
4) популярностью пользуется научно-популярная специальная литература в связи с освоением новых профессий.
Театральное искусство в системе интересов молодежи занимает далеко не первое место. Причин этому несколько: это и возраст (традиционно наиболее активными посетителями театров являются люди 35 - 40 лет), и образовательный уровень молодежи, т.к. эстетически и нравственно полноценный театр сложен для восприятия в случае низкой морально-эстетической подготовки. Так, активными театралами среди молодых людей могут быть признаны не более десяти процентов, что свидетельствует о слабой подготовки молодежи к восприятию этого вида искусства, а значит театр не использует своих воспитательных возможностей.
Связано это не только с тем, что театр не является массовым видом искусства (одно-два посещения театра в год не может удовлетворить культурную потребность), но ещё и потому, что в погоне за прибылью и модой многие режиссёры и драматурги ставят крайне низкие по эстетическому и художественному уровню спектакли, искажающие историю и высмеивающие культурные традиции России, эксплуатирующие темы насилия, наркомании, алкоголизма и игромании. В связи с этим особое внимание стоит уделить различным форумам молодых писателей России и прочим театрально-драматургическим проектам, которые, на наш взгляд, должны действовать в сотрудничестве с министерствами культуры и образования Российской Федерации.
Наиболее популярным видом среди молодежи традиционно считается музыка. Однако большинство молодых людей предпочитает лёгкую для восприятия, элементарную музыку: рэп, рок, поп-музыку, хип-хоп и т.п. Произведения мировых классиков, фолк или этническая музыка в иерархии музыкальных интересов занимают последние места по причине сложности эстетического посыла. В свете этого работа в области музыкального просвещения, привития вкуса, отрицания псевдохудожественности в музыкальной сфере имеет особое значение. То, какую музыку слушает и транслирует современная молодежь, имеет большое влияние на духовный мир подростков и молодых людей, богатый и глубокий мир классической музыки или пустой и примитивный, как мир худших образцов популярной музыки, пропагандирующих безвкусие и пошлость, выдавая это за неотъемлемые атрибуты массовой культуры, лишая последнюю конструктивного потенциала.
Отдельного внимания заслуживает киноиндустрия как направление искусства, вызывающее большой интерес современной молодежи. Характерной чертой кинопроката в последние 20 лет является тотальное преобладание западных, прежде всего американских, фильмов упрощенного содержания, ориентированных на самую невзыскательную аудиторию. Рубеж XX-XXI вв. стал тяжелым временем в истории отечественного кинематографа. В настоящее время российская киноиндустрия стала привлекательнее для молодежи, однако это касается все более количественного, а не качественного роста. Российские режиссеры успешно учатся конкурировать с западными коллегами по количеству и зрелищности фильмов, содержание же новых российских картин, за редким исключением, достаточно примитивно и представляет сюжетные кальки западных триллеров, боевиков, фэнтези и т.п., пересаженные на российскую почву, где о эстетической ценности, художественной глубине и духовности говорить не приходится.
В ходе исследования социокультурной среды современного учебного заведения как фактора инкультурации молодежи в 2014-2016 гг. нами был проведен анализ образовательного процесса в современной школе на примере Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 46» и выявлены следующие принципы:
1) связь с массовой культурой (развлекательность);
2) связь с экранной культурой (визуализация);
3) связь с информационной средой, технологической культурой (социальные сети);
4) интерактивность образовательных технологий;
5) диалогичность;
6) принцип игры, интеграция в урочной и внеурочной деятельности.
Останавливаясь подробнее на каждом из этих принципов образовательного процесса в современной школе, стоит отметить следующие факты.
Во-первых, современный школьник предпочитает реализовывать свою потребность к знаниям в развлекательной форме. Трансляция знания через процедуры его упрощения [1, 156-157] как одна из особенностей современной культуры предполагает адаптацию научного знания путем форм, доступных пониманию и восприятию школьника, привыкшего к постоянным развлечениям. Необходимо при этом, чтобы эту адаптацию проводил профессионал, а не дилетант, а значит, на учителя ложится дополнительная обязанность по недопущению грубой примитивизации знания.
Во-вторых, необходимо понимать, что распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Особенно экранная культура влияет на современного школьника. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социально значимых норм и стандартов. А значит, визуализация учебного и воспитательного материала носит необходимый характер.
В-третьих, очевидна связь современного образования с технологической культурой. Речь, в первую очередь, идет о распространении социальных сетей. По нашему мнению, увлеченность современного школьника социальными сетями учитель может использовать в образовательном и воспитательном процессе:
1) мониторинг: мониторинг социума, в котором находится ученик; фотографии позволяют оперативно видеть, что происходит с учеником (почти в режиме он-лайн); группы позволяют видеть то, чем увлекается ученик; статусы и музыка позволяют предположить психологическое состояние ученика;
2) экономия времени: сбор информации; оперативное информирование; обратная связь;
3) подготовка мероприятий: обмен музыкой; видео-материалы; документы/файлы/презентации и пр.;
4) психологическая помощь (в соцсетях дети сильнее раскрепощаются).
В-четвертых, тем же использованием социальных сетей в воспитательном и образовательном процессе обуславливается интерактивность образовательных технологий.
Таким образом, воспитание потребностей в освоении художественной культуры на основе диалогичности современного образования является важным фактором вовлечения детей и молодёжи в активную социокультурную деятельность.
1. Костина А.В., Кожаринова А.Р. Конструктивный потенциал массовой культуры: Специфика проявления в информационном обществе. - М.: ЛЕНАНД, 2015.
2. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева и Е. Ю. Патяевой; [сост., пер. с нем. и англ. яз. и науч. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой]. — М.: Смысл, 2001.
3. Ясницкий, А. К истории культурно-исторической гештальтпсихологии: Выготский, Лурия, Коффка, Левин и др.// РsyAnima, Dubna Рsychоlоgical Jоurnal — Психологический журнал Международного университета природы, общества и человека «Дубна». — 2012. — N 1. — С. 60-97.