Социокультурное воспитание будущих офицеров на культурно-исторических
традициях региона рассматривается нами как интегративная характеристика
возможностей и особенностей работы с курсантами высших военных авиационных
училищ в условиях социума. Как социально-педагогическое явление оно является
объективной реальностью и тесно связано с динамикой развития общества, армии,
культуры и общественных структур в целом. Субъективной основной формирования
личности будущего офицера является воспитательная система конкретного военного
учебного заведения. Одной из самых существенных особенностей формирования
личности будущего офицера является его динамичность как в качественном изменении в
традиционном или инновационном накоплении опыта, так и в количественном изменении
характеристик. Социокультурное воспитание на культурно-исторических традициях
региона должно быть реализовано на практике. Важной характеристикой воспитательного
потенциала традиций является их соответствие целям воспитания и конкретным задачам
работы военного учреждения; при этом цель должна быть опережающей, перспективной,
а задача – соответствовать компонентам характеристик возможностей использования
культурно-исторических традиций.
Таковы некоторые характеристики формирования личности курсантов высших
военных образовательных учреждений на традициях культурно-исторической среды как
педагогического феномена. Обратимся к содержательному анализу, рассматривая
традиции как условие формирования личности будущего офицера.
Влияние социокультурного воспитания на традициях культурно-исторической
среды на военное учебное заведение обусловлено культурным, историческим,
социальным и природным окружением; особенностями воздействия культурно-
исторической среды на формирование личности; своеобразным содержанием
интеллектуальной, эмоциональной, учебно-творческой, оздоровительной деятельности;
взаимосвязью всех объектов формирования личности (музеи Боевой славы, краеведческие
музеи, аллеи героев, картинная галерея, Православные храмы и др.). Особенности
социокультурного воспитания определяются объективными факторами, вытекающими из
природы данного педагогического явления, содержанием и методами его деятельности,
механизмом воздействия на будущего офицера. Такие социальные институты
формирования личности, как военные учебные заведения, семья, краеведческие и музеи
Боевой славы представляют собой часть социальной среды с культурным, духовно-
нравственным накоплением. Являясь неотъемлемой частью культурно-исторической
среды, ее традиций, эти учреждения адаптируют будущего офицера к ценностям региона.
В процессе этого курсанты накапливают опыт несения военной службы, деятельности,
общения, отношения в новых условиях, умение оценивать окружающий мир,
реализовывать свои интересы и потребности, обеспечивая тем самым индивидуальное,
духовно-нравственное, патриотическое, эстетическое, социальное развитие. Таким
образом, социокультурное воспитание на традициях культурно-исторической конкретной
среды обусловлено педагогическими возможностями, насыщением военных учебных
заведений социализацией курсантов.
В нашей стране впервые внимание ученых и практиков к этнопедагогическим
проблемам изучения традиций привлек внимание академик Г. Н. Волков. Ученым
проведено разграничение понятий «народная педагогика» и «этнопедагогика». Если
народная педагогика имеет отношение к опыту и его описанию, средствам, традициям,
идеям народного воспитания, то этнопедагогика – это сфера теоретической мысли, сфера
науки, духовности.
В современных словарях традиция – от латинского «передача, механизм хранения
воспроизводства и закрепления социального опыта» – способ реализации устойчивых
общественных отношений. Именно традиция способна существенно выражать сущность
определенной народной культуры, истории, необходимой для формирования личности
будущего офицера. Культурно-исторические традиции накоплены непосредственно в
ближайшем социуме: труд, обычаи, промыслы, ремесла, нравы, творчество, фольклор,
архитектура и т. д. – всё то, чем наполнена культурно-историческая среда региона.
Поэтому освоение традиций требует непосредственного социально-педагогического
подхода к социокультурному воспитанию личности курсанта. В настоящее время
культурно-исторические традиции несут те же воспитательные функции, что и многие
годы назад. Традиция развивается вместе с обществом; в то же время происходит
отмирание традиций, если они теряют свою социальную значимость.
Мы выделили культурно-исторические традиции, которые использовались в
воспитательной работе с курсантами:
- семейные традиции: воспитание мужественности у юношей; общинно-семейный
характер воспитания; наличие духа семьи, быта семьи военнослужащего и т. д.
- трудовые традиции: ознакомление с ремеслами и промыслами региона,
сельскохозяйственным трудом.
- фольклор: сказания, мифы, легенды, летописные известия о происхождении
местности.
- краеведение, природа: ландшафт, реки, животные, растения Хоперского
заповедника.
- социальные традиции: ознакомление с образом жизни в разные эпохи,
домашний быт, традиционная кухня, характер одежды. Архитектура, интерьеры
жилых домов.
- традиционные праздники церковного и народного календаря: ознакомление с
праздниками православного календаря и обряды связанные с ними (Рождество
Христово, Пасха, Троица и т. д.).
Понятие «среда» определяется как окружающее человека социальное пространство,
зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия
(Л. С. Выготский). Как культурологический термин «среда» означает совокупность
природных и социальных условий, а также относящихся к ним представлений и оценок,
составляющих основное окружение человека.
Среда, созданная культурой многих поколений людей, играет важную роль в жизни
армии, военнослужащего, общества в целом.
«Сохранение культурной среды – задача не менее существенная, чем сохранение
природы. Если природа необходима человеку для его биологической жизни, то
культурная среда столь же необходима для духовной нравственной жизни, для его
«духовной оседлости», для его привязанности к родным местам, для нравственной
самодисциплины и социализации» (Д. С. Лихачев).
Таким образом, обогащение системы социокультурного воспитания курсантов
высших военных образовательных учреждений осуществляется по ряду направлений:
-Уточнение цели развития воспитательной деятельности на культурно-
исторических традициях региона, с ориентированной на формирование личности
будущего офицера, его субъективную позицию, развитие у него духовно - нравственных и
патриотических качеств, физического, эстетического совершенствования, на основе учета
его интересов, возможностей и потребностей.
- Использование многообразных средств культурно-исторических традиций
позволяет создать условия для полноценного социокультурного формирования
личности будущего офицера, укрепления его боевого духа, нравственных
способностей, дарований.
- Динамизм, изменчивость, взаимопроникновение культурно-исторических
традиций позволяет использовать всё богатство воспитательного потенциала
конкретной среды во всём многообразии вариативных систем воспитательной
работы в Российской армии.
- Обновление содержания воспитательной работы с курсантами на основе учета
региональных, культурных, национальных условий, природных факторов.
- Развитие управления социокультурного воспитания в военных учебных
заведениях на основе отношений сотрудничества, взаимопонимания,
субординации, товарищества в условиях демократизации и гуманизации
современного общества.
Современный этап обновления содержания воспитательной работы в Российской
армии способствует акцентированию на средовом подходе и открывает новые
возможности в методологии (от компенсаторной роли к самоценной системе в целом
воспитательно-образовательном процессе), в теории изучения реальных закономерностей
и тенденций в процессе формирования личности будущего офицера с учетом
использования всего потенциала традиций культурно-исторической среды.
ЛИТЕРАТУРА
1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 533 с.
2. Купач Т.Ю. Социальное воспитание: ребенок, среда, традиции: Монография. – Балашов: Изд-во
«Николаев», 2002. – С. 64–65.
3. Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М.: Советская Россия, 1984. – 62 с.
СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КУРСАНТОВ ВЫСШИХ ВОЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ЛИЧНОСТЬ, СРЕДА, ТРАДИЦИИ
Аннотация:
В статье раскрываются основные факторы влияния традиций культурно-исторической среды
региона на социокультурное воспитание курсантов высших военных образовательных учреждений. Авторы
статьи считают, что современный этап обновления содержания воспитательной работы в Российской армии
способствует акцентированию на эстетико-средовом подходе, который открывает новые возможности
методологии в теории изучения реальных закономерностей и тенденций в процессе формирования личности
будущего офицера.