В современных условиях ускорившегося количественного роста информации и качественного изменения ее содержания необходима реорганизация процесса подготовки студентов к использованию Интернет-ресурсов в профессиональной деятельности. Для современного учителя работа в интернете является неотъемлемой частью подготовки к уроку. Интернет-технологии дополняют традиционные методы обучения, открывают новые возможности в изучении предмета и позволяют повысить мотивацию учителя и учащихся. Всѐ это в огромной степени относится к учителю музыки, так как на уроках искусства требуется не только актуальная текстовая, но аудио- и видеоинформация.
Цель данной статьи – свести воедино и классифицировать различные виды информации, существующей для педагога-музыканта в рамках информационной компетентности и дать краткие рекомендации по поиску ресурсов в сети Интернет.
ИК педагога-музыканта – интегративное личностное качество, в основе которого – квалифицированное пользование различными электронными, в том числе художественно-образными информационными ресурсами, а также их реализация в практической музыкально-образовательной деятельности. При этом пользование предполагает поиск, отбор, анализ, систематизацию, презентацию, передачу и хранение информации.
Отметим, что мы рассматриваем ИК не только как владение техническими средствами обучения и информационными технологиями, но и как умение работать с информацией, относящейся к области искусства.
В связи с этим приведем классификацию различной информации для педагогов-музыкантов.
Классификация информации для педагога-музыканта наглядно представлена в таблице № 1.
Таблица № 1. Классификация информации для педагога-музыканта
1. По содержанию | |||||||||
Педагогическая | Культурологическая | Музыкальная | |||||||
|
|
|
|||||||
2. По степени полноты | |||||||||
Избыточная | Максимальная | Полная | Достаточная | Неполная | минимальная | Отсутствие информации | |||
3. По степени значимости | |||||||||
Особо важная | Важная | Относительно важная | Неважная | Бесполезная | Вредная | ||||
4. По источнику получения | |||||||||
Общественная | Личная | ||||||||
|
|
||||||||
5. По степени применимости в практической деятельности | |||||||||
Всегда полезна и применима | Часто применима | Применима | Частично | Иногда | Редко | Неприменима | |||
6. По способу выражения | |||||||||
Визуальная | Аудиальная | Вербальная | Числовая | Кинестетическая | Нотная | ||||
7. Виды работы с информацией | |||||||||
Поиск | Сбор | Накопление | Фильтрация | Систематизация | Презентация | Обмен | Сортировка | Хранение | Удаление |
В связи с увеличением объемов информации и ее разнообразием в настоящее время появился ряд новых задач поиска и анализа информации. Существующие методы поиска способны предоставить большие списки документов в ответ на запросы пользователя, однако в действительности интерес для пользователя представляют лишь очень немногие документы из этих списков. Но известно, что среди найденных поисковыми системами документов далеко не все имеют отношение к запросу пользователя. Опишем полезные технологии поиска информации в сети Интернет.
Поиск в классическом понимании представляет собой следующий процесс: пользователь формулирует запрос в виде фразы или набора ключевых слов и отправляет его поисковой машине. Поисковая машина опрашивает свой внутренний каталог и выдает список ссылок, упорядоченный в соответствии с некоторой метрикой (релевантностью, датой и т. д.).
Общепринятыми критериями оценки качества поиска информации являются точность и полнота. Полнота определяется как отношение количества правильно найденных при поиске документов к общему числу существующих по данному запросу документов. Точность определяется как отношение количества правильно найденных документов к общему количеству найденных документов. Кроме того, для оценки существует ещѐ ряд критериев.
Однако описанные характеристики не являются наилучшими для ряда случаев, и оценка качества зачастую является субъективной. Например, для больших коллекций документов для пользователя становится неважной полнота поиска, если в первых ссылках он находит требуемые документы. Здесь приоритетным становится значение точности.
Кроме того, пользователю важно не абсолютное значение точности и полноты на полном объеме документов, а лишь на той выборке, которую он в состоянии просмотреть. Для пользователя важен и такой критерий качества, как плотность релевантных документов в начале списка. Действительно, если все релевантные документы идут в начале списка, то пользователь гораздо быстрее найдет среди них то, что искал [1].
Укажем на то обстоятельство, что поиск информации в сети Интернет кажется обманчиво простым. Ежедневно пользователи сталкиваются с большими объемами материала, в котором не так просто отфильтровать нужный. Зачастую у пользователя возникает потребность в расширении поиска и углублении контекстно-содержательного поиска, т. е. привлечении информации из смежных областей. И большая часть времени, проводимого в сети, тратится именно на поиск.
Самый универсальный способ для поиска информации – обращение к одной из многочисленных поисковых систем. Именно с запроса к поисковой системе у большинства пользователей начинается работа в сети. Однако эффективность поиска у всех разная: кто-то находит информацию сразу, а кто-то может совсем не найти ничего интересующего. Поэтому лучше знать, что и как искать. И чем точнее формулируется запрос к поисковой системе, тем больше полезной информации можно найти. Правильно
сформулированный поисковый запрос помогает конкретизировать поиск. Оптимальная длина поискового запроса составляет примерно 2–3 слова. Для поиска точной фразы запрос заключается в кавычки. Нежелательно формулировать запрос в вопросительной форме. Зачастую более удачные ссылки и востребованная информация находятся на первых двух-трех страницах поисковой выдачи, но пользователь обычно и не смотрит дальше. Использование нескольких поисковых систем увеличивает шансы найти необходимую информацию. У разных поисковиков разный принцип ранжирования (упорядочивания результатов). В результате то, что не нашлось в одном источнике, может найтись в другом. Существует также возможность использовать расширенный поиск и поиск по каталогам. Поиск по странице включается комбинацией клавиш Ctrl+F. Существенно сэкономить время на поиск помогает знание языка запросов.
Приведем примерный перечь самых необходимых дополнительных операторов и функций в поисковой системе Google [2].
Таблица 2. Операторы поисковой системы Google, уточняющие запрос
Пример оператора | Комментарии |
Мазурки OR ноктюрны Ф. Шопена | Слово OR или знак | используются для поиска одного из двух слов. Поисковая система найдет либо мазурки, либо ноктюрны Ф. Шопена |
“Ночь весенняя дышала...” | Кавычки предполагают точную фразу или цитату. Найдется стихотворение «Венецианская ночь» И. И. Козлова |
Музыка - народная | Знак - исключает слово из списка результатов поиска. Музыка, но не народная |
музыкальная интонация~глоссарий |
Знак ~ (тильда) позволяет находить синонимы слов из запроса. Страницы, содержащие информацию по словам «музыкальная интонация» и синонимам второго слова – например, «словарь» |
исполнение * музыки | Знак * означает любое слово. Слова «исполнение» и «музыка», разделѐнные одним или несколькими словами |
Перечисленные операторы влияют на сам поисковый запрос.
Следующая группа операторов упрощает поиск в Интернете, сужая круг поиска: страницы в выдаче выбираются по определенному критерию.
Таблица 3. Операторы поисковой системы Google, ограничивающие поиск
Операторы | Примеры запросов | Комментарии |
site: | фортепианные произведения site:www.belcanto.ru | Поиск осуществляется на определѐнном сайте. Ищет на сайте belcanto.ru информацию о фортепианных произведениях. |
link: | link:www.belcanto.ru | Находит страницы, которые ссылаются на сайт belcanto.ru |
Filetype | зарубежная музыка filetype: mp3 | Оператор Filetype позволяет находить файлы определенного формата. |
Define | define:симфонический оркестр | Оператор Define позволяет находить определение слов и словосочетаний. |
info: | info:www.belcanto.ru | Выдаѐт информацию о сайте. |
Однако надо знать, что если через некоторое время ввести такой же запрос, то результат может отличаться. Поисковая выдача меняется по причине постоянной динамики в Интернете. Поэтому, чтобы не потерять информацию, полезные ссылки лучше сразу добавлять в закладки.
Наиболее известные поисковые системы Google, Yandex, Rambler, Yahoo являются наиболее распространенными и незаменимыми для поиска информации. Но также существуют альтернативные поисковые системы, которые предлагают что-то новое. Результат поиска в альтернативных поисковых сервисах будет отличаться от результата поиска в привычных поисковых системах, так как используется иной подход к подбору ресурсов, соответствующих запросу. Таким образом, если необходимой информации не нашлось в известных поисковых системах, нужно попробовать поиск в альтернативных, поскольку для более удачного поиска можно применять различные поисковые системы.
Приведем некоторые альтернативные системы, которые могут быть полезны педагогу-музыканту.
FindSounds.com – бесплатный сайт для поиска звуков в Сети. Эта поисковая система похожа на Google и Yahoo. Система проста и удобна в обращении для всех возрастов и предоставляет пользователям разнообразные функции. Ресурс позволяет искать звуковые файлы разных форматов – wav, mp3, aiff, au. В базе данных ресурса, помимо разнообразных звуков природы, животных, пения птиц, есть звучание музыкальных инструментов в нескольких вариантах. Звуковые файлы можно искать по разным критериям. В полученных результатах поиска ресурс показывает не только ссылки на найденные файлы, но и их основные характеристики, а также показывает график амплитуды звука. База звуковых эффектов FindSounds может быть применена в разных областях, но является весьма полезной для музыкантов для создания презентаций и демонстрации на уроке звучания разнообразных инструментов.
Gnod.net Сервис содержит несколько баз данных, таких как музыкальные исполнители, фильмы, книги и люди. Таким образом, система содержит четыре сервиса: Gnod Music, Gnod Books, Gnod Movies и Flork. Последний сервис, Flork – это социальный эксперимент по обнаружению людей, которым интересно общаться друг с другом. Gnod – система, которая получает информацию о внешнем мире от посетителей. Gnod Music может найти музыку, о существовании которой пользователь и не подозревал.
Система очень удобна для того, чтобы послушать хорошую музыку или нового исполнителя, но не тратить много времени на поиск. Перед началом поиска ресурс gnod.net спрашивает у пользователя 3 имени музыкальных исполнителей, которые ему нравятся, затем проводит анализ результатов и предлагает свой вариант певца или группы, которая тоже должна понравиться пользователю. В системе можно оставлять свои комментарии по поводу понравившегося исполнения [3]. Приведем основные характеристики и виды поиска информации в сети Интернет.
Таблица 4. Основные характеристики и виды поиска информации в сети Интернет
Скорость поиска эффективной информации | Количество поисковых систем | Количество задействованных пользователем ресурсов |
Мгновенная При максимальном времени |
Одна Несколько |
Экономичный поиск – взять главное и достаточное из первого подходящего ресурса Оптимальный (5–7 ресурсов) Расширенный (10–15 ресурсов) Накопительный (собирать значимую информацию для применения в будущем) |
Критерии качественного поиска информации:
1. Удовлетворенность результатами первичного поиска.
2. Достаточный объем нужной информации.
3. Содержание информации (насколько соответствует задаче).
4. Доступность изложения материала.
5. Надежность источника информации.
6. Направленность на профессиональный результат.
Учитывая специфику работы педагога-музыканта, приведем пример экономичного поиска информации для подготовки к уроку музыки по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской для 5 класса. Тема – «Мюзикл» (Э. Л. Уэббер «Кошки»).
Учителю музыки необходимы как минимум три ресурса (краткое содержание мюзикла, сведения о композиторе, видеофрагменты).
Опишем кратко технологию поиска:
http://www.openclass.ru/node/144805. Открытый класс (конспект урока). На данном сайте приведен конспект урока по заданной теме.
http://cats.musicals.ru/index.php?item=192. Здесь приводится краткое содержание, оригинальное либретто.
http://www.youtube.com/watch?v=WLi85g7sCiU&feature=related – сайт, где можно скачать различные видеофрагменты понравившегося исполнителя – например, арию Гризабеллы в исполнении Лилии Амарфий.
Обобщая вышеизложенное, отметим, что современному педагогу необходимо ориентироваться в быстро меняющемся информационном пространстве, четко классифицировать информацию и дифференцировать ее в соответствии с профессионально-личностными потребностями. Это в полной мере актуально для педагога-музыканта, поскольку в силу профессиональной деятельности ему приходится работать с различной информацией: визуальной, аудиальной, вербальной, кинестатической, нотной. Ее комплексное использование помогает найти разнообразную и интересную информацию для уроков и внеклассных музыкальных занятий. Важным условием оптимизации этой деятельности является ограничение времени, необходимого для эффективного поиска. Поэтому педагогу необходимо освоить соответствующие функции поисковых систем и интернет-адреса конкретных сайтов, адресованных музыкантам. Умение правильно формулировать запросы и знание альтернативных систем поиска информации является одним из условий успешности профессиональной деятельности, способствует реализации актуальных и прогностических образовательных задач.
Литература
1. Тихомиров И.А. Исследование методов и разработка средств повышения точности и полноты поиска в сети Интернет : авт. дис. …кандидата технических наук : 05.13.01 / Ин-т систем. анализа РАН, М., 2006, 20 с.
2. Поисковые операторы Google.
3. http://seo-in.ru/poiskovaya-optimizaciya/74-operator-google.html.
4. С. Бондаренко, М. Бондаренко Секреты поиска в интернет и необычные поисковики http://www.3dnews.ru/software/internet_search_secrets.
5. Открытый класс. Музыка http://www.openclass.ru/sub/Музыка.
6. О мюзикле Cats http://cats.musicals.ru/index.php?item=192.