Содержание дополнительного образования детей в области музыкального искусства в первой четверти XXI века претерпевает интенсивное реформирование. Нормативы, инструкции, методические материалы регулярно корректируются и обновляются. Ориентиром и подкреплением в создании новых научно-методических разработок является ряд правовых документов: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [12], Концепция развития дополнительного образования детей, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. №1726-р [10], Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» [8], Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей» [6], План мероприятий по реализации «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы» [9] и др.
Реализуемые современные учебные программы позволяют полнее и глубже раскрыть специфику этой сферы. Тем не менее, практика показывает, что дальнейшее совершенствование содержания дополнительного музыкального образования обучающихся необходимо. Теоретические и практические аспекты музыкального образования должны модифицироваться с учетом особенностей современных детей, специфики их интересов и увлечений на конкретном возрастном этапе. Образовательный, воспитательный и развивающий потенциал музыкального искусства и его облагораживающее воздействие на растущего человека огромны, средствами искусства воспитывается «зоркость души» (Б.М. Неменский) [5, с. 40]. Вопросы музыкального развития современных детей, остаются в ряду особо значимых в современной практике дополнительного образования. Профессиональная педагогическая деятельность каждого преподавателя направлена на стимулирование активного жизнетворчества учащихся в процессе обучения музыке.
Изучение влияния музыкальных занятий в учреждениях дополнительного образования на духовный и творческий рост подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации повлекло за собой разработку новых интегрированных направлений обучения и дополнительных образовательных программ. Отметим также активный поиск таких форм уроков, которые синтезировали бы в себе разные виды искусств и разные виды деятельности; разработку специального учебно-методического сопровождения; выявление средств и форм педагогических воздействий, на основе чего можно совершенствовать содержание современного обучения, его дальнейшее воплощение в практике, в том числе и музыкально-эстетического развития подростков [1]. Работа над поиском, изучением, внедрением современных теоретических и практических педагогических ресурсов проводилась в ряде школ, в том числе ГБУДО г. Москвы «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»; МБУДО г. Волгограда «Детская школа искусств имени М.А. Балакирева»; МАУКДО г. Екатеринбурга «Детская музыкальная школа № 11 имени М.А. Балакирева»; МБУДО г. Тольятти Самарской области «Школа искусств имени М.А. Балакирева» и др.
Для решения проблемы регулярного обновления и создания актуального методического инструментария в области дополнительного музыкального образования детей была разработана авторская образовательная программа учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» (музыкально-теоретические дисциплины). Программа учебного предмета разработана в соответствии со ст. 75 гл.10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» (в соответствии с письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ [7]), а также на основе Примерных программ по учебным предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства [11]. Данная программа является и результатом исследования в области совершенствования педагогических ресурсов, обеспечивающих успешное музыкально-эстетическое развитие современных детей в детских школах искусств и детских музыкальных школах.
Предлагаемая программа имеет музыкально-эстетическую направленность и позволяет научить учащихся творчески мыслить, увлеченно импровизировать, совершенствовать умения для распознавания стереотипов и их преодоления, развивать мышление детей и в новых ситуациях, уметь спокойно реагировать на проблемные ситуации, стараться решать их. Знакомство с искусством дает возможность детям по-иному осмысливать образы действительности, гармонично развиваться и творчески самореализовываться, что является важными качествами современного человека. Теоретические знания, слуховые, вербальные, аналитические навыки, полученные на уроках предмета «Музыкальная энциклопедия», помогают обучающимся осознанно воспринимать элементы музыкальной речи, понимать особенности музыкального языка незнакомого музыкального произведения, разбираться в основных направлениях и стилях музыкального искусства, активно использовать полученные знания в исполнительской деятельности.
Срок реализации программы составляет 3 года, максимальная учебная нагрузка 198 часов (из них 99 – аудиторная форма занятий, 99 – внеаудиторная, самостоятельная). Программа рассчитана на детей подросткового возраста (12-15 лет). Учебный предмет «Музыкальная энциклопедия» синтезирует в себе несколько музыкально-теоретических дисциплин: «Сольфеджио» и «Элементарная теория музыки», «Музыкальная литература» и «Слушание музыки». Цель предмета «Музыкальная энциклопедия» – развитие музыкально-творческих способностей обучающихся на основе формирования комплекса знаний, умений и навыков из курсов «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература», «Элементарная теория музыки», позволяющих в итоге самостоятельно воспринимать, воспроизводить, осваивать и оценивать различные произведения отечественных и зарубежных композиторов.
В процессе изучения предмета решаются следующие задачи: целенаправленное и систематическое развитие музыкального мышления и музыкальной памяти, общей музыкальной грамотности и музыкально-слуховых способностей обучающихся как важнейшей основы для совершенствования практических навыков; воспитание аналитического музыкального восприятия; освоение необходимых знаний о закономерностях музыкального искусства, организации музыкальных произведений различных стилей и жанров, появившихся в разные исторические периоды и в разных странах; формирование практических навыков и умений использовать полученные знания в комплексе при исполнении музыкальных произведений и в творческих формах коллективного и индивидуального музицирования; развитие интереса и любви к классической музыке и музыкальной культуре в целом.
Содержание учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» определяется его назначением и направлено на постепенное приобретение учащимися необходимых знаний и умений в области музыкального искусства для благотворного воздействия на общее развитие подростков, приобщение современных детей и молодежи к традиционным духовно-нравственным ценностям [2]. Логика и последовательность тем предмета выстроена, исходя из сложности изучаемого: от простого (интонация, попевки, жанры и т.д.) к сложному (стиль, эпоха, исторические ретроспектива и перспектива).
На первом году обучения происходит знакомство учащихся с элементами музыкального языка (нотная грамота, средства музыкальной выразительности, структура лада, ступеневая функциональность и взаимосвязь, музыкальный синтаксис и др.), с группами жанров, их характерными чертами, жанровой основой сочинений, появляются первые творческие композиторские опыты и их запись. Второй год обучения посвящен европейским стилистическим направлениям (барокко, классицизм, романтизм, импрессионизм) и музыкальному языку эпохи (гармонические краски, ритмическое своеобразие, ладотональное движение как признаки стиля и времени), учащиеся пробуют себя в демонстрационном и аналитическом музицировании. На третьем году обучения изучаются особенности русской народной и профессиональной музыки, ее ладовое и гармоническое своеобразие, происходит знакомство с подголосочной полифонией, театральными жанрами, основными ветвями зарубежной и русской оперной драматургии, вводятся понятия «кварто-квинтовый круг», «энгармонизм», «расширенная тональность», освещаются стилистические направления и композиторские техники XX века (включая зарубежное искусство).
Спецификой учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» является большой объем учебного материала, реализуемый в кратком общеразвивающем учебном курсе, построенном с учетом разнообразия способностей и целеполагания обучающихся при использовании современных образовательных (в том числе цифровых) технологий и ресурсов. Необходимым условием реализации программы становится разработка совместной деятельности преподавателя и ребёнка с использованием актуальных возрасту и творчески развивающих методик. Именно поэтому при реализации программы учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» помимо традиционных форм урока применяются формы, активизирующие творческую и интеллектуальную деятельность учащихся: music-арт-проекты, творческие дебаты, музыкально-исторические реконструкции, музыкальные брейн-ринги, квесты. Обязательной составляющей учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» являются различные формы внеклассной работы: посещение музыкальных спектаклей и концертов, экскурсии в музеи, тематические лекции-концерты, в том числе проведенные силами самих учащихся, фестивали, конкурсы, участие с проектами в научно-практических конференциях и т.д. Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся является тем самым важнейшим видом учебных занятий, что ставит целью обеспечить успешное усвоение материала и овладение всеми необходимыми музыкально-практическими навыками.
Результаты освоения учебной программы заметны в заинтересованности учащегося в музыкально-эстетическом опыте, степени его соучастия и активности в музыкально-эстетической деятельности, в интеллектуальной эрудированности, уровне музыкальных знаний, накапливаемых в процессе музыкальных занятий, в инициативности работы в группе, в потребности подростка в доброжелательном общении с преподавателем и другими учениками, в коммуникативности к музыкально-эстетической деятельности и готовности к творческим общению, к сотрудничеству в ходе музыкальных занятий, в динамике эмоционально-творческого самовыражения, в эмоциональном и деятельностном отклике на музыку.
Итогом обучения по авторской образовательной программе является сформированный комплекс знаний о музыке, практических умений и навыков, отражающих наличие у детей развитой музыкальной памяти и слуха, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, знания основных музыкальных стилей, владения профессиональной музыкальной терминологией, определенного исторического музыкального кругозора. Успешное освоение содержания учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» обеспечивает целостное художественно-эстетическое и нравственное воспитание обучающихся, гармоничное развитие у детей музыкальных и интеллектуальных способностей. Активная деятельность школьников в процессе музыкально-эстетического развития помогает «восполнить общее эмоциональное недоразвитие, преодолеть разобщенность, накопить бесценный опыт бескорыстной солидарности людей разных поколений, делающих красивое общее дело, умеющих доставлять радость себе и окружающим» [13, с.24].
Учреждения дополнительного образования ориентированы на особый спектр отношений – сотворчество взрослого (педагога) и детей, их партнерство «через детскую субкультуру и культуру взрослых» [3, с.2], именно они дают возможность максимально полного индивидуального развития, в том числе и эстетического, в процессе свободного выбора детьми видов художественной и творческой деятельности. Осуществляя прогрессивное вариативное и экспериментальное образование, учреждения дополнительного образования позволяют сохранять и обогащать «драгоценный культурный фонд» нашей страны (А.В. Бакушинский) [4].
Как известно, художественное образование – неотъемлемая и обязательная часть культуры человека, наследуемая и передаваемая. Его развитие основывается на активной практике познания, на деятельностном постижении искусства. Это является главной опорой для создания соответствующего методологического сопровождения. Предлагаемая авторская образовательная программа учебного предмета «Музыкальная энциклопедия» (музыкально-теоретические дисциплины) разработана в русле идей развития теории и практики современного дополнительного музыкального образования и открывает новые перспективы для осуществления эффективного музыкально-эстетического развития детей подросткового возраста.
Особенностями учебной программы «Музыкальная энциклопедия» являются: интенсификация учебной деятельности обучающихся; использование в процессе обучения специально разработанных авторских методов (актуализации эстетического чувства, взаимного творческого сопряжения, погружения в художественно-исторический контекст, последовательного осознания авторского замысла). Все это в целом способствует успешной, эффективной реализации целей и задач учебного предмета, благодаря чему познание музыкального искусства становится потребностью ученика, основой для самостоятельной творческой активности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеева, Л.Л. Творческое развитие растущего поколения: к вопросу применения форм, методов и приёмов [Текст] / Л.Л. Алексеева //
Проблемы творческого развития личности в системе образования. Сборник статей по материалам V Всероссийского научно-практического семинара 26 апреля 2018 г., Москва / Сост. Никитин О.Д. – М.: ИХОиК РАО, 2018. – 303 с. – С. 16 – 24.
2. Алексеева, Л.Л. Традиционные духовно-нравственные ценности и современная молодежь [Текст] / Л.Л. Алексеева // Участие молодежи Республики Беларусь и Российской Федерации в решении актуальных задач молодежной политики в Союзном государстве. Материалы постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России (Заседание пятьдесят третье, г. Минск, 19–20 апреля, 2018 г.) / Под ред. С.Г. Стрельченко. – М.: Секретариат Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, 2018. – 208 с. – С. 23 – 29.
3. Асмолов, А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к логике развития [Текст] / А.Г. Асмолов // Внешкольник. – 1997. – № 9. – М.: Новое образование. с. 2-6.
4. Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. Опыт исследования на материале пространственных искусств [Текст] / А.В. Бакушинский. – М.: Новая Москва, 1925. – 240 с.
5. Неменский, Б. М. Педагогика искусства [Текст] / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 2007. – 255 с.
6. Паспорт приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30.11.2016 г., № 11) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dop.edu.ru/upload/file_api/0b/16/0b169ee1-e889-4e1c-b293-6637a183b9e4.pdf. (дата обращения: 03.05.2019).
7. Письмо Минкультуры России от 19 ноября 2013 г. № 191-01-39/06-ГИ О направлении рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеобразовательных программ в области искусств (Вместе с Приложением «Рекомендации по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/akty_minobrnauki_rossii/pismo-minkultury-rf-ot-21112013-no-191-01-3906-gi (дата обращения 04.05.2019).
8. Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_253132/. (дата обращения: 03.05.2019).
9. План мероприятий по реализации «Программы развития системы российского музыкального образования на период с 2015 по 2020 годы» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://muzsovet.com/docs/2015_plan_activities-13_02_2015_1.pdf. (дата обращения: 03.05.2019).
10. Приказ Минкультуры РФ от 28.12.2001 г. № 1403 «О концепции художественного образования в Российской Федерации» (вместе с «Концепцией художественного образования в Российской Федерации», утверждено Министерством образования Российской Федерации 26.11.2001 г, Министерством культуры Российской Федерации 26.11.2001 г.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_84924/e47bd4b9dd345228bd925724074cfdc60c3123d0/. (дата обращения: 15.07.2017).
11. Примерные программы по учебным предметам по дополнительным предпрофессиональным программам в области музыкального искусства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mkrf.ru/documents/primernye-programmy-po-uchebnym-predmetam-po-dopolnitelnym-predprofessionalnym-programmam-v-oblasti-/. (дата обращения: 03.05.2019).
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019), статья 12 «Образовательные программы», ст. 75 «Дополнительное образование детей и взрослых», ст. 83 «Особенности реализации образовательных программ в области искусств» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/38e6fc208f73b94f1595dbebf3aafb62c3f41281/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/2f0cff66d896f7b9817e26dba7e5f3207df5c43e/; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/a5d2392110dd4d9f34c0b82fa85725f669d35d16/#dst101108. (дата обращения: 03.05.2019).
13. Ямбург, Е.А. Школа и ее окрестности [Текст] / Е.А. Ямбург. – М.: ООО «Центр книги Рудомино», 2011. – 576 с. – С. 42.