Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7384.2017/8.9)
Детский рисунок хранит важную информацию для исследователя. В Международной коллекции детского рисунка Института художественного образования и культурологии Российской академии образования собраны детские работы, поступившие на Первую в Москве Международную выставку детского рисунка 1934 года. Организатором выставки выступил Народный комиссариат просвещения РСФСР и Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС). Подготовку к проведению выставки было поручено осуществлять Центральному дому художественного воспитания детей РСФСР им. А.С. Бубнова (ЦДХВД, ныне ФГБНУ «ИХОиК РАО»), который вел систематическую научно-исследовательскую работу по детскому рисунку под руководством заведующей изосектором Г.В. Лабунской.
По решению Комитета по организации выставки детского рисунка при Наркомпросе РСФСР вся выставка была разделена на три основных отдела:
1. СССР.
2. Зарубежные страны.
3. Учебно-художественная работа в школе.
Первый Советский отдел (СССР) делился на подотделы:
А) общий, созданный по тематическому принципу, с целью показать «трактовку одной и той же темы детьми разного возраста» (7-15 лет) – 460 рис.;
Б) рисунки детей союзных республик, с целью демонстрации национальных по форме и социалистических по содержанию композиций;
В) рисунки отдельных детей за несколько лет, с целью показа возрастных возможностей и индивидуальных особенностей 17 одаренных юных художников [1].
Сотрудники изосектора ЦДХВД систематизировали рисунки по папкам. В папке № 85 хранятся 340 рисунков советских детей Общего подотдела из 460, которые были опубликованы в каталоге Международной выставке 1934 года [2]. В апреле 1934 года Международная выставка разместилась в Москве в Музее изобразительных искусств. По данным каталога Международной выставки детского рисунка в экспозицию вошло 1620 рисунков [1].
Из сохранившихся документов узнаем, что предполагалось провести открытие выставки отдельно для взрослых и для детей. «24 апреля в 12 часов дня состоялось открытие выставки специально для детей – школьников и пионеров. Присутствовало свыше 1000 ребят, среди которых были все московские участники выставки» [3].
Открывая выставку, перед собравшимися выступил нарком просвещения А.С. Бубнов, который отметил огромное внимание, уделяемое товарищем Сталиным вопросам коммунистического воспитания советских детей, указал «на исключительное педагогическое и художественное значение выставки» и на охват ею 15 зарубежных стран.
В то время 70% населения СССР жило на селе, 30 % – в городе. Однако из отчетов, написанных Галиной Викторовной Лабунской, узнаем, что участниками Международной выставки «в подавляющем большинстве» были «городские и даже московские дети». На основании этого заключения можно сделать вывод, что на выставке были представлены работы детей-горожан, которые имели возможность заниматься рисованием дома самостоятельно или в кружках и изостудиях. Лабунская в связи с этим указывает на связь ЦДХВД с такими «активными центрами изоработы с детьми», как изокурсы для подростков при Бауманском и Замоскворецком домах пионеров в Москве, изокурсы для подростков в г. Горьком, а также пять школьных кружков в Москве и других городах.
Экспозиция выставки была разделена на две части: с левой стороны зала были размещены рисунки зарубежных детей, справа – советских.
Первый раздел экспозиции «РСФСР», в него вошли 460 детских рисунков [1].
Первый подотдел назывался «О Ленине». Его составили 20 рисунков юных художников 7-14 лет, созданные простыми и цветными карандашами, акварелью и в технике гравюра на картоне. Одна работа была выполнена маслом (Скотар П.М. «Путь Ленина»).
Эти рисунки можно разделить на две группы:
Страницы жизни В.И. Ленина (Портреты Ленина неизвестных авторов, Гребенщиков Миша, 11 лет «Ленин в тюрьме», «Ленин в Финляндии», Сухов Леша, 12 лет «Ленин говорит речь» и др.
Смерть Ленина (Сударикова Клаша, 8 лет «Гроб Ленина в Доме Союзов», Левитин А., 11 лет «Похороны Ильича», Девочка 9 лет «У гроба Ленина в доме Союзов», Барсуков, 10 лет «Мавзолей Ленина» и др. Рисунки этого подотдела находятся в разных папках Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО».
По замыслу авторов экспозиции в процессе экскурсий, руководствуясь поставленной целью показать «трактовку одной и той же темы детьми разного возраста» (7-15 лет), можно было проанализировать, как юные художники разных возрастных групп изображали «Смерть Ленина». Некоторые дети, как например тринадцатилетний мальчик по фамилии Терешков, нарисовал рисунок на тему «У гроба Ильича» после просмотра фильма «Великий путь» (1927 г. Студия ЦСДФ (РЦСДФ). Режиссер: Шуб Э. Операторы: Л. Фелонов, Т. Кувшинчикова, М. Цейтлин, С. Мицкевич). Его траурная композиция полностью повторяет один из кадров этого фильма.
А неизвестный автор, которому, скорее всего, 7 лет, создал наивный рисунок «У гроба Ленина», представляя это скорбное событие с изобильным количеством цветов, «разузоренным», основанным на ритмическом чередования красных, синих и желтых пятен.
Второй подотдел назывался «О Сталине». Его составили 5 рисунков юных художников 9-13 лет (в каталоге М.В. 1934 №№ 21-25) с одноименным названием «Портрет товарища Сталина», выполненные простыми и цветными карандашами. Два портрета созданы в технике гравюры на картоне, один из них хранится в папке № 85 Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» (Мальчик 12 лет. Товарищ Сталин. Гравюра на картоне. Инв. П85№46). По всей вероятности, выполняя рисунки по темам первого и второго разделов экспозиции Международной выставки 1934 года, дети срисовывали образы вождей с фотографий, опубликованных в газетах «Пионерская правда» и «Колхозные ребята», так как объявление о проведении выставки было сделано через эти издания.
Возможно, дети срисовывали портреты Ленина и Сталина с гравюр известных художников. Если образ Ленина в рисунках маленьких детей выглядел «сказочно-наивным», то в раздел о Сталине были допущены рисунки исключительно подростков, чтобы образ вождя был реалистичным, точным, правильным, и не подвергался искажениям. Можно предположить, что дети, которые рискнули изобразить портретный образ Сталина, относились к так называемым «художественно одаренным детям».
Третий подотдел «Революционные праздники» включал 25 рисунков (№№26-50) юных художников 7-13 лет (В каталоге М.В. 1934 №№ 21-25).
Самой юной художнице Агде Шор 7 лет. Цветными карандашами она нарисовала «1-е Мая». В творчестве юных художников этот праздник явился самым предпочтительным, первомайский сюжет нашел отклик у 11 детей. Вторым по полярности стали темы, связанные с разными годовщинами Октября (13-ая и 16-ая), на этом основании следует предположить, что эти рисунки были созданы в период с 1930 года по 1933 год. Один акварельный рисунок двенадцатилетнего мальчика назывался «Празднование 8-го Марта в деревне», на остальных работах по преимуществу созданных цветными карандашами или акварелью, были изображены демонстрации на Красной площади и парады.
Лабунская отмечала, что, организуя экспозицию международной выставки с учетом возрастной динамики, было видно, что дети самостоятельно и педагоги в изокурсах и кружках выстраивали работу в основном по тематической композиции. Характерными чертами, свойственными раннему детскому изобразительному творчеству, она называет «декоративность, условность и схематичность», а также «типичное своеобразие передачи детьми младшего возраста пространства, цвета и формы предметов, т.е. целостность первичных форм детского самостоятельного рисунка» [2].
Такими типичными особенностями является фризовое построение, ритмическая организация рисунка. Дети 7-10 лет не изображают толщину, рисуя объемные предметы (машины, здания и т.п.) плоскостно. На рисунке «16-ая годовщина Октября» [2, Инв. П.85 № 106] видно, что ребенок-автор находится на переходном этапе развития, технику: танки и машины, он изображает плоскостно, а вот ступени трибуны, на которой стоят члены правительства, рисует уже объемно.
Пример многоярусного фризового изображения находим в рисунке одиннадцатилетнего мальчика «13-ая годовщина Октября»: первый ярус – демонстранты, второй – красный транспарант, третий – заводские корпуса и трубы. Рисунок создан в 1930 году. Композиция построена на контрасте красных, желтых и черных пятен. Доминанта красного цвета создает в рисунке особую напряженность. На обратной стороне этой работы можно «считать» некоторую информацию о «судьбе рисунка»: в каталоге Международной выставки он значится под № 46 в подотделе «Революционные праздники», что можно также четко прочитать в надписи, сделанной синим карандашом.
Рисунок, помещенный на обороте, также свидетельствует о том, что 11-летний юный художник готовился представить на конкурс карикатуру «В поход на СССР». Не представляя, что Англия находится далеко от СССР, он на одном пограничном столбе указывает обе страны: СССР, Англия.
В четвертый раздел экспозиции Международной выставки 1934 года «Классовая борьба и революция» вошло 20 рисунков детей 8-15 лет (в каталоге М.В. №№ 51-70). Примечательно, что «классовую борьбу» устроители выставки видели и в «Казни декабристов» (в каталоге М.В. №№ 53, 69), и в «Маевке революционеров» (в каталоге М.В. № 64), в «Приходе белых в украинскую деревню» (в каталоге М.В. № 67), а также в теме «Фашисты расстреливают рабочих», созданную в 1933 году (В каталоге М.В. № 68). Рисунки детей 8-9 лет этого раздела отличаются статикой изобразительных образов, и динамикой – в работах детей более старшего возраста.
Пятый подотдел «Красная армия» был призван показать мощь армии на земле, в воздухе и на флоте. Поэтому в отобранных для экспозиции 38 рисунках раскрывался весь спектр имеющегося на тот период вооружения.
Названия детских рисунков говорят сами за себя: «Красноармеец у пулемета» (в каталоге М.В. 87), «Морской бой» (в каталоге М.В. №101), «Броненосец» (в каталоге М.В. № 107), «Красная армия в поле» (в каталоге М.В № 89), «Схватка казаков с красной конницей около опушки леса», «Красноармейцы в грузовике», «Бег на лыжах по Волге» (в каталоге М.В. № 77) и др. Изобразительное творчество некоторых даровитых юные художников было представлено двумя и более работами. Например, в этом подотделе продемонстрированы две акварельные работы Шуры Костина 12 лет «У пушки» и «Танк» (в каталоге М.В. соответственно №№ 83,84).
Одно из заданий, которое педагоги просили выполнить детей в связи с подготовкой к Международной выставке, это – создать рисунок на тему «Что я видел в кинокартине» [2, Инв. П 85 №127]. Рисунок «Прыжок через барьер» (в каталоге М.В. № 88) попал в экспозицию выставки и в каталог, откуда удалось узнать, что создал его двенадцатилетний мальчик по фамилии Нилов.
Самым многочисленным и презентабельным стал шестой раздел выставки «Наша страна и наши достижения», в него вошло 117 произведений детей 7-15 лет.
Первоначально видимо планировался отдельный раздел «Строительство», о чем свидетельствуют надписи на папках нашей коллекции. Но потом все многочисленные рисунки на эту тему были объединены с темой «Наша страна» в один раздел. Вся выставка советских детей и особенно этот раздел экспозиции были созданы с целью показа «преимущества социалистического строя» и темпов его строительства. В оригинальных тематических композициях нашли отражение строительство метрополитена (в каталоге М.В. №118), «Починка путей» (в каталоге М.В. № 110), «Днепрострой» (в каталоге М.В. №115), «Волховская электрическая станция» (в каталоге М.В. №138), «Саргресс и нефтяные вышки» (в каталоге М.В. № 121), «Сельмашстрой» (в каталоге М.В. №125), «Уборка хлеба комбайном» (в каталоге М.В. №171) и др.
На некоторых рисунках подростков были изображены портреты членов правительства «Портрет Молотова» (в каталоге М.В. № 108), «Портрет тов. Кагановича» (в каталоге М.В. № 110), «Портрет товарища Калинина» (в каталоге М.В. №144). При создании работ юные художники в основном использовали тушь, акварель, простой и цветной карандаши.
Одаренный ученик одиннадцатилетний Анатолий Левитин в этом разделе выставки был представлен тремя рисунками: «Пароход», «Дирижабль», «Паровоз», созданные им в 1933 году. Самостоятельный рисунок деревенского школьника Ялунина Германа «Колонна автомашин проходит через пески Кара-Кум» 1933 г. (в каталоге М.В. № 222) была отобрана устроителями и попала в экспозицию выставки, а вот его рисунок «Поднятие стратостата» – нет. (Инв. П85, №93).
Достижения СССР, мировые рекорды дальности полетов, подвиг советских людей по освоению Северного полюса нашли отражение в детских рисунках: «Ледокол» (в каталоге М.В. №185), «Да здравствует Советская Артика» (в каталоге М.В. № 176), «Беломорско-Балтийский канал» (в каталоге М.В. № 194) и др.
Сельскохозяйственные темы нашли достойное отражение в изобразительном творчестве детей разных возрастных групп, среди них «Колхоз сдает хлеб государству» (в каталоге М.В. №151), «Сенокос» (в каталоге М.В. №170), «Огород» (в каталоге М.В. №168), «Жатва» (в каталоге М.В. №167) и др. Примечательно, что помимо традиционных художественных материалов акварели и карандашей, некоторые дети использовали масло.
Чтобы решить задачи продовольственной программы, которые стояли в то время перед страной, все «сознательные члены общества»: и дети, и взрослые приняли участие в борьбе с кулачеством. Одна из детских работ, которую создал десятилетний Костя Иванов из Орехово, называется «Пионер следит за кулаками» (в каталоге М.В. №150). На рисунке изображены кулаки, которые прячут мешки с зерном, закапывая их в землю. Не трудно догадаться, что после этого наблюдения юный следопыт, наверно не просто нарисовал, но и доложил «куда следует», обо всем им увиденном.
Интересное выражение в детском рисунке этой части экспозиции стала тема «Будущее деревни и города в детском рисунке» [3]. Конюшня, изба читальня, электричество, тракторы и комбайны на полях – это детские мечты об «идеальной деревне». Будущего города связывается в сознании школьников с высотными домами, электростанциями, полетом самолетов и дельтапланов, железных дорог и больших кораблей. И, конечно, громадными памятниками вождю В.И. Ленину.
Восьмой раздел «Досуг» – один из самых интересных, в нем нашли отражение детские интересы, игры, забавы, жизнь в пионерском лагере. По количеству представленных работ он сильно уступает предыдущему, но по содержанию не менее информативен. 24 рисунка – это, как правило, красочные композиции, созданными цветными карандашами и акварелью, повествующие о детстве непоседливых ребят, увлекающихся разными видами спорта, культуры и искусства.
«Дети в школе» – девятый раздел выставки, который органично дополняет предыдущий. Здесь устроители выставки делают акцент на реализации программы «Единой трудовой школы» с ее ориентацией на политехнизацию страны. Как мальчики, так и девочки стоят у столярных и слесарных станков, и приобретают необходимые трудовые навыки. Большое количество работ на эту тематику свидетельствовало о том, что в общеобразовательных школах существовали кабинеты труда, оборудованные необходимыми станками. Раздел составили 19 рисунков.
«Карикатура» – это тема рисунков девятого по счету раздела, состоящего из 15 работ подростков 9-13 лет. Антирелигиозная пропаганда, которая в то время доминировала в государстве, нашла непосредственное отражение в детских карикатурах. Темами их насмешливых рисунков стали следующие «В церкви» (в каталоге М.В. №269, №271), аппликация «Поп» (в каталоге М.В. № 276), «Верующие» (в каталоге М.В. № 281). Однако были и такие карикатуры, которые критиковали школьную жизнь детей: аппликация «Второгодник» (в каталоге М.В. № 277) или жизнь в капиталистических странах: «Буржуй» (в каталоге М.В. № 273», «В капиталистических странах» (В каталоге М.В. № 272), «Суд в капиталистических странах» (в каталоге М.В. № 270). Юмористически был представлен образ кулака (в каталоге М.В. № 275).
Следующие стенды, которые встречали зрителя, идущего по выставке, были с рисунками, объединенными темой «Театральные зрелища». 24 работы интересны и по замыслу, и по композиции, и по трактовке образов, и по колориту. Здесь были представлены рисунки «Цирк», «Театр», «Клоун», «Балет», «Эскиз к балету «Щелкунчик», эскизы костюмов героев сказок и драматических постановок, и даже акварельная работа «Мюзикл–холл» (в каталоге М.В. № 305). Глядя на работы, понимаешь, что юные художники видели эти события, испытывали глубокие эмоциональные переживания и «выплеснули» их на лист бумаги в ярких и динамичных образах.
Многочисленный раздел «Пейзаж», состоящий из 43 работ, интересен тем, что в нем среди прочих, были показаны работы одного и тоже ребенка за несколько тем. Например, у Елены Бубновой было выставлены четыре композиции «Городской пейзаж» (10 лет), «Дождь» (10 лет), «Девочка удит рыбу» (11 лет), «Зима» (12 лет). Что позволяло во время педагогических экскурсий раскрывать возрастную специфику детского рисунка. Ряд композиций на темы «Дорога, уходящая вдаль», «Дом, окруженный забором» датированы 1920-ми годами с пометкой «старый материал». Известно, что рисунки из коллекции А.В. Бакушинского после ликвидации ГАХН были переданы в ЦДХВД.
Двенадцатая тема «Животные» нашла выражение в 12 рисунках детей 7-11 лет: «Корову кормит», «Кошка с котятами», «Страусы», «Лошади», «У коновязи», «Зоосад», «Мамонт», «Петух», «Олень», «Зебра», «Обезьяны», «Лиса с лисятами» (Зоосад), «Медведь», «Барсук», «Охота» и др. Глядя на рисунки, можно проследить смену фаз детского рисунка от плоскостного изображения к объемному, от статичного – к динамичному.
Рисунки раздела «Дальние страны» сформированы после того, как детям была предложена тема «В какую страну ты бы хотел полететь или поехать». В основном юные художники брали контрастные по климату территории «север-юг». Их рисунки не отличались тематическим разнообразием: «В пустыне», «На дальнем севере», «Оазис», «Тропики», «Северное сияние», «Негры» и др. Что свидетельствовало о скупой информации, которые дети имеют о разных странах мира и континентах.
«Иллюстрация в книге» порадовала разнообразием тем и композиционных решений. 21 рисунок юных художников 8-14 лет – это иллюстрации к программным произведениям: «Человек в футляре» и «Мужики» Чехова, стихотворению Блока «Двенадцать», «Демону» Лермонтова, а также к былинам и сказкам («Конек Горбунок» Ерщова), «Илиаде» Гомера, иллюстрации к произведениям Вальтера Скотта, к рассказу «Город» (автор литературного произведения не указан), а также композиция «Открытие Америки Колумбом» и др.
25 рисунков составили пятнадцатый отдел советской части экспозиции «Изображения людей». В основном это были портреты детей и взрослых, а также сюжетные композиции, отражающие разные профессии людей: «У стола», «Мой брат», «Позирует», «Красный партизан», «Дворник», «На прогулке», «Моссельпромщик» и др.
При анализе рисунков можно выявить гендерные предпочтения юных художников. Например, два рисунка девятилетнего Вовы Попандопуло, которые вошли в экспозицию Международной выставки, назывались «Герой», «Пожарный». Судя по тематике рисунков, мальчиков увлекают темы борьбы, военные события, техника, страницы истории, путешествия, иллюстрации приключенческой и фантастической литературы. Характерными темами рисунков девочек были «Модница», «Девочка» и др. Юные рисовальщицы с интересом рисуют цветочные композиции, эскизы костюмов, балет, сцены из спектаклей, иллюстрируют сказки, животных. Некоторые рисунки отражали национальные особенности людей: «Черкес», «Эскимос», «Киргиз» и социальные будни страны: Комиссар, Пионеры, Комсомольцы и др.
13 детских работ рубрики «Декоративный рисунок» были выделены в шестнадцатый раздел с целью подчеркнуть важность этого вида деятельности в детском художественном творчестве. Помимо акварели и цветного карандаша здесь можно было увидеть аппликацию и пастель. Однако в тематике не было большого разнообразия: «Цветы», «Птицы», «Декоративный рисунок», «Аквариум».
Последние стенды на выставке 1934 года были посвящены «Детской гравюре» – это семнадцатый раздел каталога выставки. Здесь были показаны гравюры по стеклу «Днепрострой», сухая игла «Мощь Красной армии», картофельный штамп «Рыбная ловля». «Животные» были напечатаны с силуэта, вырезанного из бумаги. В технике стеклогравюры выполнена работа «9-е января», линогравюра «Челюскин во льдах» и «Пейзаж» в технике сухая игла по картону. Такое разнообразие техник в 16 гравюрах было призвано показать важность и доступность тиражной графики, продемонстрировать тот выразительный потенциал, которым она обладает.
Лабунская Г.В., анализируя рисунки подростков 13-15 лет, отмечала, что они в основном представлены «робкими этюдами и зарисовками с натуры», которым трудно соперничать с примитивными по форме, но декоративными и красочными, по содержанию очень непосредственными и смелыми по своему замыслу тематическими композициями детей младшего возраста» [2]. В своем анализе она делает неутешительные выводы, отмечая, что «изобразительное творчество детей на этой выставке как бы не имело перспективы дальнейшего развития. Характерно, что наряду с высшей степени положительными, даже восторженными отзывами о работах детей, представленных на выставке, в печати также отмечалось потухание этого творчества в более старшем возрасте, как явление типичное и до некоторой степени обязательное» [там же].
Лабунская объясняет активное участие в выставке детей 7-13 лет сензитивным периодом, особой предрасположенностью младших детей и подростков к рисованию. Возросшая критичность к своему рисунку в старшем подростковом возрасте привело к небольшим процентом участия юных художников 14-15 лет (20% от общего количества участвующих) на Международной выставке 1934 года.
Причину пассивности старших подростков она также видит в том, что в старших класса нет уроков рисования и систематических занятий с детьми в области изобразительного искусства, «отсутствие естественной преемственности между детьми младшего возраста и подростков» ведет к затуханию изобразительной деятельности старших подростков. Подчеркивая роль изобразительного творчества на всем творческом пути ребенка: детство, отрочество, юность она писала, что «большие творческие возможности в области изобразительного искусства, демонстрируемые этой выставкой, чрезвычайно поставили вопрос о создания организованного руководства детским изобразительным творчеством». И прежде всего при изокружках в системе внешкольного и дополнительного образования (вывод сделан, видимо, в 1936 году).
В конце аналитической статьи, предваряющей каталог Международной выставки детского рисунка 1934 года, Галина Викторовна Лабунская цитировала К. Маркса: «Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер во всей своей безыскусственной правде?» [1]. Утвердительно отвечая на этот вопрос, она выразила основную идею выставки ее политическую, эстетическую и социальную значимость, ярко рисующей характер двух культур, двух социальных порядков: капиталистического и социалистического, которые соответственно проявились в содержании детских рисунков двух разделов экспозиции СССР и Зарубежные страны.
II отдел Международной выставки 1934 года «Союзные республики и отдельные национальные школы» состоял из 100 рисунков [1]. Темы детских рисунков, отобранных организаторами для экспозиции, свидетельствуют о её «социалистическом характере», подчеркивают достижения страны Советов, посвящены критике старой жизни в царской России, а также раскрывают интересы детей и особенности жизни людей национальных республик. Рисунки выполнены незамысловатыми художественными материалами: простой и цветной карандаш, акварель, тушь, перо, как правило на небольших тетрадных или альбомных листах (А4,А5,А6).
Азербайджанская ССР – 8 рис, 15-16 лет: Детские ясли, Торговец шелком, Новый поселок, Нефтяной фонтан, Типы старого Азербайджана, Гаджи обманывает бедняка, Сбор хлопка, Бек наказывает крестьянина.
Армянская ССР – 3 рис., 11-13 лет: Игра, На прогулке, Играют.
Грузинская ССР – 2 рис., 13-15 лет: Председатель и секретарь колхоза, Перестрелка.
Абхазская АССР – 1 рис., 10 лет: Дом с садом.
Крымская АССР – 1 рис., девочка гречанка 10 лет: Дом с садом.
Туркменская ССР – 7 рис., 12-15 лет: Туркменка с закрытым ртом, Туркмен читает газету, Совещание, Пьют чай в кибитке, С работы, Туркмен в домашнем быту.
АССР Немцев Поволжья – 3 рис., 5, 12 лет: Шелинглер Фреда, 5 лет. Красная армия всех сильней, Красноармеец, Демонстрация.
БССР. Еврейская национальная школа – 6 рис., 8-11 лет: Дом с садом, Танцы, Игра в лесу, Местечко.
УССР – 12 рис., 7-12 лет: У хаты, Конь, Прогулка, Мельница, Сенокос, Колхоз, Стройка электростанции в селе Лебединцы, Пожар аэроплана, Цветы и др.
Киргизская АССР – 2 рис., 11 лет: Аэродром в горах, Лошадки.
Чувашская АССР – 3 рис., 14-15 лет: Демонстрация, Паровоз под углем, У водопоя.
Мордовская Автономная область – 1 р ис: Макаров Дмитрий, 12 лет. Мордовка.
Башкирская АССР – 1 рис.: Конфеткина, 13 лет. Жатва.
Татарская АССР – 1 рис.: мальчик, 14 лет. Лошадка.
Бурят-Монгольская АССР – 8 рис. одного автора: Хабаев Донат, 12 лет: Совет, Хлебосдача государству, В школе, Уборка хлеба, Скотный двор, Скот на лугу, Трактор работает в поле, Колхозный улус.
Вотская Автономная область (ныне Удмуртия) – 5 рис. , 9-11 лет: Узор для ковра, Птица, Катанье, Дом, Наездник.
Марийская автономная область – 13 рис. (самая многочисленная). 11 -15 лет: Рыбная ловля на пруду, Лошади пасутся, Пляска, Марийская девка, Марийский религиозный обряд, Пережитки старого быта, На карнавал, Танцы в лесу, Пруд, Марийцы за работой и др.
Рисунки тунгусов (Сахалин) – 6 рис., 12 лет, среди них 5 рис. одного мальчика 12 лет.: Собачий поезд, Олени (два силуэта из черной бумаги), Олени, В пути, Олень (силуэт).
Рисунок гиляков (Сахалин) – 2 рис., 12-10 лет: Олени в лесу, Быт гиляков.
Якутская АССР – 5 рис., 12-14 лет: Добыча золота ручным способом, Добыча золота промышленным способом (гидравлика), Дорога на Алдан прежде, Дорога на Алдан теперь.
Рисунки ненцев (Новая земля) – 10 рис.,11-15 лет: Олени, По льду зимой, Собакина Губа, На берегу, В заливе, Охота на тюлений, Морской пейзаж, Портрет.
Неизвестный автор, мальчик, 15 лет. Новая земля. ОХОТА НА ТЮЛЕНЕЙ. 1930-е гг. Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Инв.П85№237.
Характеризуя содержание второго отдела Г.В. Лабунская писала: «рисунки ребят национальных наших республик (…) убедительно говорят о росте культуры национальной по форме и социалистической по содержанию. Мы видим, как бурятский мальчик изображает заседание совета, азербайджанские ребята рисуют новые школы, детсады и сбор хлопка, украинец рисует новую стройку и колхоз, а туркмен – рытье оросительного канала. При этом весе эти рисунки сохраняют национальный колорит» [1, с. 7].
III отдел Международной выставки 1934 «Рисунки отдельных детей» – 18 детей, 185 произведений. Среди них 12 детей представлены 152 рисунками, 6 детей – 33 скульптурами. Рисунки созданы в основном акварелью, простым и цветными карандашами московскими юными художниками за несколько лет: Манухин Слава (5-8 лет), Месропян Цовак (11-12 лет), Фаворский Никита (7-11 лет), Фаворский Иван (5-8 лет), Пахомова Туся (5-11 лет), Шор Агда (5-10 лет), Булаковский Вадим (9-10 лет), Которва Ира (5 лет, Самсонов Генри (9-11 лет), Ушаков Геннадий (8-11 лет), Малышкин Юра (8 лет), Старов Володя из Смоленска (5-8 лет).
Скульптурные произведения в экспозиции Международной выставки 1934 года были созданы Митлянским Нолле (8 лет) из пластилина, из дерева - Чураковыми Машей (8-9 лет), Мишей (11 лет), Катей (10 лет) и Ильей (11-15 лет). Старов Володя из Смоленска (8 лет) был представлен глиняными поделками. Третий раздел «Рисунки отдельных детей за несколько лет» в основном был составлен из работ ребят из семей художников.
Например, армянский одаренный ребенок Цовак Месропян Амбарцумян [4], мама которого была художницей, был представлен на выставке девятью рисунками, которые раскрывали увлечения и интересы одиннадцатилетнего мальчика: Скачки, Схватка 1-ой красной конницы с белогвардейцами, Схватка красноармейцев с дашнаками, Взятие перекопа, Спуск текстильщиков-лыжников с горы Арагиц, Капиталисты в образе собак и др.
Месропян Цовак, 10 лет. СОБАКИ. 1934.
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Инв.П137
В особую рубрику в каталоге Международной выставки были выделены «Работы отдельных детей, специально обучающихся рисованию» [1, c. 102]. Сюда вошли четыре рисунка Васильковского Вл. из Ленинграда, созданные им в 11 и 12 лет (Иллюстрация к «Трем Толстякам» Ю. Олеши, «Базар», «Парадный выезд», «Допрос декабриста Рылеева Николаем I»). Три натюрморта московского школьника Виктора Скаля, созданные в 10-11 лет. Три иллюстрации, выполненные Сергеем Шильниковым из Москвы в период с 1932 по 1934 год (две иллюстрации к «Илиаде», «Поражение Спартака»). Одиннадцатилетняя Маруся Гржебина была представлена работой «Рисунки со статуй в Музее Изобразительных Искусств». Выделяя рисунки этих четырех детей в отдельную рубрику книги-каталога, устроители выставки хотели подчеркнуть значимость системного педагогического руководства изобразительной деятельностью подростков.
Анализ экспонатов советской части экспозиции и итогов Международной выставки детского рисунка 1934 году в разное время делали видные деятели культуры и образования, научные сотрудники, психологи и государственные деятели: А.В. Бакушинский, В.А. Фаворский, А.М. Эфрос, Н.К. Крупская, Г.В. Лабунская, Н.Н. Фомина, Н.В. Гросул, Ю.Н. Протопопов, Н.Н. Михайлова, Т.А. Копцева [3] и др. Подводя итог проведенного Международного форума, советский искусствовед А.М. Эфрос на страницах газеты «Известия» в статье «Триумф детства» в 1934 году написал: «Развитие изобразительных способностей ребенка есть, прежде всего, развитие его пластических представлений о мире. Трудности художественного созревания, это – трудности перехода глаза знающего в глаз видящий и руки обобщающей в руку детализирующую» [5]. Выставка со всей очевидностью показала важность художественного воспитания и образования в развитии ребенка. Советский раздел экспозиции продемонстрировал высокий уровень творческого потенциала личности, актуализировал необходимость поиска оптимальных путей педагогического руководства творческим процессом детей дошкольного и школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Международная выставка детского рисунка. Каталог. – М.: Всекохудожник, май-июнь 1934.
Международная коллекция детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО». Инв. 85 №№ 1-341.
Копцева, Т.А. Международная выставка детского рисунка 1934 года: Общая характеристика, обзор прессы // История художественного образования в России ХХ века: в лицах, фактах, событиях, произведениях художественного творчества детей и подростков. Т. 1 /Т.А.Копцева. – М.: Педагогика, 2002. – С. 102-113.
Копцева, Т.А. Одаренный ребенок – Цовак Амбарцумян: по материалам Международной коллекции детского рисунка ФГБНУ «ИХОиК РАО» [Электронный ресурс] /Т.А.Копцева // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – № 4. – 2017. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/.
Эфрос, А. Триумф детства / А.Эфрос // Известия, 1934.