Состояние современного общества характеризуется быстрыми и частыми
изменениями в привычной картине мира в связи с развитием науки, техники, средств
массовой коммуникации, что не позволяет человеку подготовиться к восприятию этих
перемен. Сегодня в мире происходит субъективное ускорение времени (в частности,
произведения классической музыки исполняются в наши дни в более быстром темпе, чем
раньше), стяжение пространства (мир стал информационно и психологически теснее), всё
большая визуализация культуры и т.д. Всё это определяет наше общество как «общество
перемен» (С.П. Курдюмов) и диктует необходимость выработки способов приспособления
человека к «культурному шоку» (Э. Тоффлер).
В контексте происходящих в обществе изменений возрастает необходимость в
осмыслении проблем процесса социализации молодежи, так как современность
определяется множественностью проявлений культуры, связанной с исчезновением
универсальности и активизации, с одной стороны, и увеличивающейся интеграции
социокультурных процессов, с другой. В.С.Библер еще в прошлом веке говорил об
актуальности перехода от идеи «образованного человека» к идее «человека культуры» на
основе интегративности и диалогичности современной культуры. Под культурной
интеграцией подразумевалась такая взаимосвязь различных частей или элементов
культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность. [2, с. 31].
Обобщив существующие исследования на данную тему, определяем понятие
«социализация» как процесс активного или пассивного усвоения индивидом социальных и
культурных ценностей, норм общества и формирование их в осознанную систему
социокультурных установок, определяющую позиции и поведение индивида в обществе.
Молодежь наиболее подвержена процессу социокультурной трансформации и
наиболее уязвима, так как в силу психофизиологических особенностей именно эта
возрастная группа предрасположена к быстрому восприятию новых ценностей и их
неустойчивости, поиску социальной и культурной идентичности и неуверенности в
истинности обретенных смыслов.
Бесспорно, что результат социализации (личностные качества, социальное
поведение, ценности, нормы и пр.) может быть достигнут при наличии осознанности и
системности данного процесса, что гарантируется структурой конкретной культуры. Но в
данном контексте не следует забывать о таких особенностях процесса социализации, как
относительная стихийность влияния среды, которую трудно учитывать и регулировать;
непроизвольность усвоения социальных норм и ценностей в процессе взаимодействия со
своим ближайшим окружением; возрастающая по мере взросления самостоятельность
индивида в отношении выбора предпочтений.
Общепринято считать, что ведущими агентами социализации являются такие
общественные институты как семья и образовательное учреждение (детский сад, школа,
вуз). На протяжении долгого времени эти агенты вели направленную социализацию
молодого человека, так как обществом были четко сформулированы нормы, цели и задачи
данного процесса. В литературе прошлого века влияние средств массовой информации
чаще всего трактовали как стихийное, с которым возможно и необходимо бороться,
направляя и даже ограничивая формирующуюся личность.
Информационное общество вывело на первый план именно стихийную форму
социализации: Интернет-пространство, средства массовой информации, массовую
культуру. Если двадцать лет назад юноша, чтобы решить какую-то проблему или
получить нужную информацию, обращался к общепринятым мировым культурным
ценностям, почерпнутым из книг, учебников, официальной культуры, то сегодня он
выходит в Интернет-пространство и получает информацию по любому вопросу (даже по
такому, который взрослому и не задашь). Данный процесс абсолютно стихиен: выборка
сайтов случайна, сильное влияние оказывают массовая культура и средства массовой
информации. В результате оказывается, что главный агент социализации не поддается
контролю, отбору информации и характеризуется зачастую таким качеством как
случайность.
На наш взгляд, важной проблемой сегодня становится отсутствие у юношества
сформированной культурной картины мира, которая может помочь молодому человеку
выстроить свое отношение к неоднородной и постоянно изменяющейся действительности.
Современная молодежь имеет представление о научной картине мира, но совершенно не
понимает, что такое культурная картина мира, которая представляет собой совокупность
рациональных знаний и эмоционально-ценностных представлений о собственной
культуре и культурах других народов и основана на личностных смыслах и переживаниях.
Для успешной социализации молодого человека в современном мире особую важность
приобретает наличие сформированной культурной картины мира, что определяется
доминированием в ней гуманитарной, человеческой составляющей над логической,
научно-технической сферой.
Художественная культура как социальное явление представляет собой одно из
важнейших средств освоения юношеством особенностей социума посредством
интеллектуально-чувственного отображения жизни в художественных образах, то есть
становления культурной картины мира. По мнению М.С.Кагана, только художественная
культура соединяет в себе познавательную, оценочную, обозначивающую и
коммуникативную функции, потому что одновременно отражает действительность и
творит особую искусственную реальность, в которой индивидуум может формировать
собственные представления о социуме, дополняя, продолжая, а иногда и заменяя
реальную жизнь[4].
Как любое явление жизни общества, художественная культура отражает все
особенности эпохи, но в отличие от других форм социокультурной жизни, воздействует
не только на интеллектуально-логическое освоение мира, но и на эмоционально-
чувственное, эстетическое, ценностное восприятие действительности. Наиболее важным
фактором социализации молодежи средствами художественной культуры является
опосредованность ее воздействия, что дает возможность воспринимать молодому
человеку информацию не как догму, а как поиск скрытых смыслов; не как неподвижную и
неизменную истину, а как действие и поиск собственных решений; не как рациональное
знание, а как прочувствованные личностные смыслы. Социальные ценности и
нравственные нормы, закрепленные подобным способом, несомненно, становятся
присвоенными человеком.
Социализация и формирование культурной картины мира посредством освоения
художественной культуры сегодня наиболее актуальна в свете современных проблем в
области культуры, которые, в свою очередь, отражают переживаемые современным
обществом сложности в социальной сфере: недооценка в социальной практике роли
художественной культуры как важного фактора динамического развития общества;
культурный нигилизм значительной части молодежи, когда ценности высокого искусства
и их роль в культуре подвергаются сомнению или даже отрицаются; усиление разрыва
между массовым образованием и высокой культурой, которая приобретает все более
элитарный характер; второстепенная роль, которая отводится предметам художественно-
эстетического и культурологического цикла в образовании.
Процесс приобщения человека к культуре идет по двум направлениям: от общества
к личности (социализация) и от личности к обществу (творческая активность субъекта,
интериоризация). Таким образом, находясь в неразрывном единстве, культура и человек
взаимоопределяемы. Тенденции современности, заставляющие человека активизировать
творческий потенциал, способы саморазвития, определяют необходимость освоения
художественной культуры как фактора самореализации и самопрезентации, являющегося
основой успешности деятельности индивидуума в социокультурной среде. Многие
исследователи подчеркивают важность художественного творчества как общедоступной
формы искусства, способствующей развитию креативности, потому что «если человек не
обладает определенной зрелостью восприятия, устоявшимся мировоззрением, некоторой
степенью собственной свободы, творческим подходом к решению сложных ситуаций, то
ему трудно противостоять сложившейся в обществе идеологии» [1].
Следовательно, социализация молодежи, прежде всего, предполагает становление
индивидуального механизма, обеспечивающего вхождение человека в культуру:
убеждение в ценности проявлений культуры для саморазвития; самооценка культурной
активности и постоянная коррекция взаимодействия с окружающим миром; способности к
селективному восприятию окружающей действительности, к принятию определенных
ценностей культуры и неприятию других в зависимости от собственных культурных
установок (нравственных идеалов, эстетического вкуса и творческих интересов).
Современная художественная культура отражает все черты информационного
общества. Сегодня «художественная культура является целостной информационной
системой, обладающей определенными функциями и особенностями, воплощающимися в
культурных формах, артефактах, художественных произведениях, текстах,
интерпритациях, документах и т.д.» [6, с. 258-259].
Особенностями современной художественной культуры являются смешение разных
традиций и норм, сознательное изменение и трансформация предельных полюсов,
задающих привычные ориентиры в жизни человека, клиповость сознания,
интертекстуальность и ризомность, стилевой синкретизм, игровая сущность,
существование культуры как симулякра, интерактивность и виртуальность
художественной культуры.
Основываясь на определении художественной культуры как информационной
системы со всеми присущими ей постмодернистскими особеностями, следует, в первую
очередь, отметить появление новой художественной среды (виртуальная реальность) и
нового способа отношения к ней (интерактивность) [5, с. 11]. Исследователи
подчеркивают, что в художественной культуре постмодернизма прослеживается
формирование нового канона – «отсутствия канона». Непродуктивное слияние средства и
содержания (Ж. Бодрийар) разрушает классические привычные стереотипы восприятия,
превращая реальный мир в виртуальный симулякр. В результате в художественной
культуре размывается чувство эстетической дистанции, возникает риск снижения
активности, критичности эстетического восприятия, возможной оценки реальных событий
как артефактуальных.
По этой причине актуализируется педагогический потенциал освоения
художественной культуры, к основополагающим компонентам которого можно отнести
целостность художественных образов искусства, формирующая культурную картину
мира; многообразие и селективность образов художественного отображения
действительности; акцент на общечеловеческие нормы и культурные ценности в
произведениях искусства; формирование художественного вкуса, умения отбирать
личностно-ценностные явления культуры.
Для адекватного социокультурного становления личности педагогические подходы
к освоению художественной культуры должны основываться на определенных
принципах, соответствующих интегративной сущности современной культуры.
Вариативный и вероятностный характер культуры выдвигает на первый план
вопрос о диалогичности искусства (М.М. Бахтин, В.С. Библер). «Мы вопрошаем прошлое,
людей, некогда живших, и с этой целью пытаемся расшифровать оставленные ими
сообщения… Мы задаём людям иных эпох, обществ и цивилизаций наши вопросы, но
ожидаем получить их ответы, ибо лишь в подобном случае возможен диалог» [3, с. 7-8].
Применение диалога как способа освоения искусства и культуры прошлого актуализирует
эмоционально-чувственную и художественно-эстетическую сферу личности молодого
человека, направляет его на толерантное отношение к разнообразным проявлениям
культуры, побуждает к постижению эстетико-культурного наследия и активизации
творческого потенциала личности, что способствует свободной творческой
деятельности.
Как отмечают в своих публикациях ученые, занимающиеся проблемами интеграции
искусств (Б.П.Юсов, Л.Г.Савенкова), интегративный принцип создает широкие
возможности мобилизации разносторонних связей с различными видами искусства и с
жизнью. Подобная деятельность направлена, прежде всего, на эмоционально-чувственное
освоение мира и самостоятельное творчество. Особую важность в практике освоения
художественной культуры представляет первоначальное погружение в процесс
творчества, постижение истории и искусства через собственную художественную
деятельность.
Важным принципом в освоении современной художественной культуры можно
назвать перенос полученных впечатлений от произведения искусства или окружающей
действительности на другие виды искусства и собственную художественную деятельность
(В.В.Давыдов, О.И.Никифорова).
Окружающая среда воздействует на человека на уровне бессознательного,
незаметно, но достаточно сильно, вне зависимости от того, насколько она эстетична. По
этой причине ряд исследователей (С.Л.Батраченко, Ю.В.Мануйлов, Л.П.Печко,
В.А.Сухомлинский, В.А.Ясвин) указывают на особую важность восприятия
художественной культуры как эстетической среды. Освоение эстетической среды, хотя
прямо и не коррелирует с содержательной стороной, представляет единство
эмоциональной атмосферы, эмоционально-эстетического общения, содержания, форм
активного творчества, оформления пространства и времени занятия.
Таким образом, современные педагогические подходы, используемые в процессе
освоения художественной культуры, заключаются в вариативности и гибкости структуры;
в создании возможностей диалога и толерантности при общении с произведением
искусства; сочетании разнообразных форм творческой деятельности; в интеграции
различных видов искусства и знаний; в создании художественно-эстетической среды.
Построение процесса освоения художественной культуры в русле данных подходов
способствует формированию культурной картины мира, и, следовательно, продуктивной
социализации молодого человека в современной культуре.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бережная М.С., Криницина А.В., Фузейникова И.Н. Самоопределение детей и молодежи в
творческой деятельности // Педагогика искусства: электронный научный журнал. № 1 2012, URL:
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2012/berezhnaya_18_mart.pdf.
2. Библер В.С. Две культуры. Диалог культур (опыт определения) // Вопросы философии,
1989.- № 6.- С. 31-42.
3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры.- М.: Искусство, 1984.- 350 с.
4. Каган М.С. Философия культуры. – СПб.: Издательство «Лань», 1998. – 448 с.
5. Маньковская Н.Б. Феномен постмодернизма. Художественно-эстетический ракурс. – М.-
СПб.: Центр гуманитарных инициатив. Университетская книга, 2009. – 495 с.
6. Суминова Т.Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие
и теоретико-методологические основания). – М.: Академический проект, 2006. – 383 с.
СОВРЕМЕННАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Аннотация:
В статье раскрывается особенности процесса социализации на современном этапе и
актуальность взаимосвязи процесса социализации с формированием культурной картины мира молодежи.
Все большее влияние стихийности на социокультурное становление молодежи ставит перед педагогикой
задачу выработки новых образовательных стратегий. Автор подчеркивает необходимость освоения
художественной культуры как важнейшего средства социализации посредством интеллектуально-
чувственного отображения жизни в художественных образах. Особое внимание уделяется педагогическому
потенциалу освоения художественной культуры, таких как целостность, общечеловеческие нормы и
культурные ценности, формирование художественного вкуса, многообразие и селективность
художественных образов.