Современная концепция формирования смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образованияСовременная концепция формирования смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования

Ульянова И.В. 1, Фомина О.Е. 2

1. Кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского гос. пед. ун-та.

2. Соискатель, кафедра социальной педагогики и психологии Владимирского гос. пед. ун-та. Зам. директора ДХШ им. И. С. Куликова, Муром.

Аннотация: 
Способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельному выбору жизненного пути является одним из составляющих аспектов смысложизненных ориентаций личности, лежащих в основе общей концепции жизни человека. Авторами статьи была разработана модель непрерывного художественного образования детей, направленная на формирование смысложизненных ориентаций учащихся, на базе образовательных учреждений округа Муром. Каждое из учебных заведений решает свои задачи, но общей для нас остается главная цель — воздействуя на чувственно-эмоциональный мир ребенка, развить в нем саморазвивающуюся личность, живущую в гармонии с миром и с собой.

Модернизация современной российской системы образования поставила перед педагогической наукой и практикой ряд серьезных задач, ориентированных на воспитание гуманного, творческого, готового к диалогу с окружающим миром человека. В их решении особую роль призвано сыграть искусство. Моделируя пространство, в центре которого находится человек, оно выполняет «человекотворческую» миссию (Л. Н. Коган), обладает мощным духовным и гуманистическим потенциалом.
К сожалению, для большинства школьников общение с искусством заканчивается вместе с получением аттестата о среднем образовании. Это обусловливает особую значимость ориентации учреждений дополнительного образования на цели повышения уровня художественного образования учащихся средствами искусства, обеспечивающего развитие внутреннего мира личности. Художественное образование (история искусств, рисование, основы изобразительной грамоты и т. д.) позволяет человеку понять самого себя, развить неизвестные ему ранее способности и, что самое главное, прививает желание самосовершенствоваться.
На наш взгляд, способность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самостоятельному выбору жизненного пути, является одним из составляющих аспектов смысложизненных ориентаций личности.
В научной литературе XX в. достаточно широко освещались философский (И. А. Ильин, А. Ф. Лосев, В. Н. Лосский, М. К. Мамардашвили, А. И. Осипов, В. С. Соловьев, Г. П. Федотов, С. Л. Франк), психологический (У. Келлер, А. Маслоу, К. Левин, А. Г. Асмолов, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев) и социально-психологический (Ф. Знанецкий, Дж. Брюнер, В. А. Ядов, Д. А. Леонтьев) аспекты формирования смысложизненных установок личности. В отечественной педагогической теории велась разработка высших уровней системы диспозиций личности, связанная с синтезом таких понятий, как «смысловая установка», «система личностных ценностей» (Ю. В. Александрова, Б. С. Братусь, А. А. Деркач, П. И. Пидкасистый, И. П. Подласый, В. А. Сластенин и др.), «смысложизненные ориентации личности» (И. В. Ульянова).
Проведенный нами анализ литературы по теме позволил сделать предположение, что общая концепция жизни человека, его отношение к ней и к миру в значительной степени актуализируются в практической жизнедеятельности, через формирование смысложизненных ориентаций личности.
Как педагогический феномен «смысложизненные ориентации» трактуется следующим образом: это — «осознаваемые и осознанные личностью цели самовоспитания и саморазвития в определенной системе ценностей; их формирование является основой развития гармоничной личности». *7+
Процесс формирования смысложизненных ориентаций противоречив, пролонгирован; он обусловлен как стихийным, так и организованным воспитанием личности. Однако наиболее стабильным и результативным он становится в том случае, если ребенок вовлечен в определенную систему взаимодействия с компетентным и заботливым взрослым. Одной из перспективных с точки зрения формирования смысложизненных ориентаций личности учащихся можно назвать сферу художественного образования.
В современной педагогической науке имеется необходимая совокупность знаний для постановки и решения проблемы моделирования образовательных систем, ориентированных на разностороннее развитие личности. В частности, определены теоретико-методологические основы развития образовательных систем (Б. С. Гершунский, В. И. Генецинский, В. И. Журавлев, Г. Н.Сериков), изучены возможности отдельных дисциплин в художественно-эстетическом развитии личности учащихся разного возраста, пути и способы развития художественно-эстетических способностей учащихся (B. C. Библер, Б. М. Неменский, В. В. Николаева, Б. П. Юсов, Т. Я. Шпикалова, Н. Н. Фомина и др.).
Организация художественного образования с детьми разного возраста представлена в работах известных психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, А. В. Запорожец, С. Д. Левин, И. Я. Лернер и др.).
С целью выявления преемственности программ художественного образования различных образовательных учреждений: дошкольного, общеобразовательного, дополнительного образования — мы обращались к трудам С. А. Герасимовой, Г. В. Лабунской, В. Н. Полуниной, Е. В. Рожковой, Л. Г. Савенковой, Н. П. Старосельцевой, B. C. Щербакова, Н. Н. Фоминой и др.
В ходе изучения теоретических трудов и в результате анализа собственной практической деятельности мы были вынуждены признать, что современная система художественного образования находится в кризисном состоянии.
Суть кризисной ситуации заключается в том, что, во-первых, существовавшая ранее в стране целая система начального художественного образования, включающая в себя общеобразовательные школы, специализированные учебные заведения, средства массовой информации, на сегодняшний день распалась. Современная школьная программа не справляется с задачами воспитания, развития искусством и обучения искусству. Во-вторых, сегодня работа средств массовой информации строится на тотальном использовании последних технических достижений. Формирование массового сознания, а также манипулирование им достигается в том числе и за счет знания и применения важнейших социально-психологических механизмов. В результате достижения научно-технического прогресса сделали возможным практически полностью исключить из средств массовой информации художественное образование как фактор
формирования смысложизненных ориентаций личности и целенаправленного обучения детей различным видам искусства.
Таким образом, в системе художественного образования детей на сегодняшний момент полноценной осталась лишь одна — сеть специализированных учебных заведений дополнительного образования, к которым относятся детские художественные школы, школы искусств, художественные студии, центры музейной педагогики и некоторые другие учреждения.
Но и в сфере дополнительного художественного образования существуют, на наш взгляд, серьезные противоречия:
• между потребностью общества и личности в совершенствовании системы художественного образования детей и недостаточной разработанностью теоретических основ процесса образования учащихся в этих учреждениях;
• между необходимостью удовлетворения художественно-образовательных потребностей подрастающего поколения и недостаточностью учреждений дополнительного образования для самореализации способной творческой личности на уровне города, области, региона;
• между осознанием руководителей учреждений дополнительного образования в необходимости художественного образования детей и отсутствием эффективных путей и средств его реализации в практической профессиональной деятельности педагога.
Руководителям учебных заведений, реализующих программы художественного образования следует учитывать и следующие аспекты:
• анализ образовательного пространства, конкретного социума образовательного учреждения;
• потребности, интересы в образовательных программах основных участников образовательного процесса — родителей и учеников;
• основное направление деятельности образовательного учреждения, его особенности и результативность работы;
• стратегия развития учреждения, задачи и цели художественного образования, прогностические предпосылки;
• уровень квалификации и заинтересованности педагогов.
Но мы предполагаем, что в настоящее время в системе непрерывного художественного образования существуют учреждения дополнительного образования, которые при целенаправленной работе смогли бы решить вышеуказанные противоречия.
В ходе своей практической работы в Детской художественной школе имени И. С. Куликова г. Мурома мы убедились в том, что через художественно-творческую деятельность ребенок реализует высшие потребности личности в саморазвитии и самоопределении, устанавливает качественно новые отношения с окружающей действительностью. Кроме того, занимаясь рисованием, маленький художник, не осознавая того, переживает эстетическую реакцию, ведущую к катарсису.
Современная концепция формирования смысложизненных ориентаций учащихся предполагает наряду с рефлексивной, педагогической, организаторской, активное вовлечение личности в
художественно-творческую деятельность, основанную на осознанном выборе модулей образовательных программ в соответствии с ее индивидуальными потребностями и интересами. Сегодня ценность образования заключается не в том, что мир воспринимается по схеме: «знаю — не знаю», «умею — не умею», «владею — не владею», а в том, что появляется тезис: думаю — и узнаю, ищу — и нахожу, пытаюсь — и делаю. На первый план выходит личность ученика, готовность его к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, умение принимать решения и доводить их до исполнения.
В свою очередь, иными становятся и задачи учителя изобразительного искусства, который перестает быть источником «готовых» знаний, а становится организатором получения информации, катализатором духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.
Но для реализации этого принципа побуждения, инициирования, необходимо наличие гибкой, адаптивной системы художественного образования, предусматривающей как создание среды самореализации личности, так и обогащение содержания художественного образования инновационными программами развития. Идея заключается в том, чтобы создать для каждого ребенка условия, в которых он мог бы максимально обнаружить и развить свои склонности, способности, задатки, при постоянном стимулировании творческой активности.
Для этого важно изучить условия жизни, среду, привычную для каждого ученика, установить контакты сотрудничества с родителями, семьями.
Так, нами была разработана модель непрерывного художественного образования детей, направленная на формирование смысложизненных ориентаций учащихся, на базе образовательных учреждений округа Муром. Каждое из учебных заведений решает свои задачи, но общей для нас остается главная цель — воздействуя на чувственно-эмоциональный мир ребенка, развить в нем саморазвивающуюся личность, живущую в гармонии с миром и с собой.
Мы начинаем свою работу с воспитанниками детских образовательных учреждений, проводя диагностику творческих способностей детей с помощью элементов арт-терапии: ИЗО — технологии (монотипии, лепка из глины), сказкотерапия, песочная терапия. В ДХШ им. И. С. Куликова с 2006 года открыто Отделение раннего эстетического развития и воспитания младших школьников, где на уроках рисунка, живописи, декоративного рисования и композиции развивается фантазия и образное мышление детей 7—9 лет, определяются направления работы с каждым ребенком по индивидуальной карте развития.
Школьники среднего звена, ученики ДХШ и ДШИ, а также учащиеся средней школы № 4 с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла, имеют возможность развивать свои творческие способности, получать знания и навыки изобразительной грамоты, расширять кругозор и приобщаться к мировой художественной культуре. Много внимания мы уделяем внешкольной работе: тематическим классным часам, беседам об искусстве, посещению музеев в разных городах России. Стимулирует детей и участие в выставках и конкурсах самого разного уровня, от школьных до международных. Программа «Взгляд ребенка» основана на активном вовлечении детей 12—15 лет в педагогическую деятельность: ребята проводят мастер-классы и уроки в старших группах детских садов, участвующих в нашем эксперименте.
Работа со старшими школьниками посвящена, в основном, их профессиональной ориентации с учетом личностно-психологических особенностей каждого выпускника. Педагоги, совместно с
психологом, проводят индивидуальную работу с детьми и родителями, помогая в выборе профессии и конкретного учебного заведения для продолжения художественного образования. Для этого в школе, ДХШ и ДШИ проводятся встречи с художниками, выпускниками школ — студентами художественных училищ и ВУЗов, организуются экскурсии в рекламные и дизайнерские фирмы, реставрационные мастерские, типографии, архитектурные бюро.
Результатом этой серьезной работы является высокий процент выпускников, осознанно связавших свою жизнь с искусством, выбравших свой творческий путь. (Только за последние 5 лет из 300 выпускников ДХШ в училища и институты поступили 147 человек!)
В таблице 1 представлена наша модель непрерывного начального художественного образования на базе учебных заведений города Мурома.
Уровень образовательного учреждения
Наименование
Уровень развития смысложизненных ориентаций
Пути реализации
Дошкольные
образовательные
учреждения, реализующие программы раннего эстетического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет.
ДОУ № 49,
ДОУ № 52,
ДОУ № 1
Развитие личности ребенка на основе включения в творческую деятельность, выявление способностей, установление иерархии личностных мотивов.
Программа «Радуга»,
Диагностика уровней эстетического развития на основе арт-методов
Общеобразова-тельные школы с углубленным изучением предметов гуманитарного цикла для
уч-ся 7—17 лет.
Средняя школа № 4
Усвоение универсальных способов познания, развитие навыков самообразования, осознанного самоопределения, формирование системы личностных ценностей.
Воспитательная программа «Здравствуй, мир!»
Муниципальные Образовательные учреждения дополнительного образования детей в возрасте от 7 до 17 лет.
ДХШ им.
И.С. Куликова, ДШИ Мурома,
Центр вне-школьной работы,
Развитие духовной культуры и нравственности детей через приобщение к мировой художественной культуре, раскрытие творческих способностей, профессиональ-ное
Программа эстетического развития и воспитания школьников,
Программа «Взгляд ребенка».
Дом народно-го творчества,
Центр твор-чества юных «Орленок».
самоопределение.
Внешкольные государственные образовательные учреждения для детей 10—17 лет.
Центр психологического медико-социального сопровождения детей.
Выявление склонностей ребенка, целеполагающих установок личности, проведение тренинговых циклов по формированию смысложизненных ориентаций личности, консалтинговая помощь родителям, педагогам, психологическая помощь детям.
Диагностическаяобразовательная,
Коррекционная, профилактичес-кая деятельность
Средне-специальные образовательные учреждения.
Возраст учащихся 15—21 год
Муромский педагогичес-кий колледж:
отделение дизайна,
Лицей № 37: отделение художествен-ной обработки дерева.
Получение профессиональных знаний и навыков изобразительного искусства, реализация программ
саморазвития и самовоспитания личности.
Формирование профессиональ-ных навыков изобразительно-го творчества
По данной таблице видно, что сфера художественного образования позволяет существенно расширить возрастные границы формирования смысложизненных ориентаций учащихся, создать особого типа образовательную, культурологическую и социальную среды, которые способствовали бы индивидуальному развитию детей и преодолению того отторжения человека от природы, социума, культуры и самого себя, которое стало негативной приметой нашего времени.
Список литературы.
• Асмолов А. Г. Психология личности. М., 1990.
• Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства. // Сб. ст. Вып. 1. М.: Прометей, 1996.
• Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1965.
• Золотарева А. В. Дополнительное образование детей: теория и методика социально-педагогической деятельности. Ярославль: Академия развития, 2004.