СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА НА ФАКУЛЬТЕТЕ ИСКУССТВ И ДИЗАЙНА С ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТНОГО ПОДХОДА

Большакова Светлана Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ИЗО, ФГБОУ ВПО «НИСПТР» г. Набережные Челны

Аннотация: 
В статье дан краткий обзор современных научных позиций в исследовании субъектности студента. Обосновывается возможность формирования субъектности студента-бакалавра факультета искусств через развитие его субъектных качеств в учебной деятельности. Рассматриваются условия расширения субъектного опыта первокурсника, входящего в систему бакалавриата.

В последние десятилетия в системе высшего образования актуальным направлением психолого-педагогических исследований является разработка эффективных моделей обучения, в результате которых студент достигает индивидуальных субъектных высот, как в личностном, так и в профессиональном становлении. Вузовская подготовка бакалавра в области художественно-педагогического направления ориентирует студента на активное, осознанное овладение всеми, полученными знаниями и компетенциями. Личность педагога-художника активно включена в образовательный процесс, что делает обязательным системное развитие его субъектных качеств. Становление человека как субъекта – длительный, сложно организованный процесс, который имеет свои особенности в разном возрасте и в различных социальных условиях. (С.Л. Рубинштейн, Б.Г.Ананьев, В.А. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев). К.А. Абульханова рассматривает «субъект» как общее, характеризующееся активностью, саморазвитием, самодеятельностью понятие и как специальное, позволяющее раскрыть качественное определение отношений, в которое он включен. Ею отмечается, что личностный смысл конкретной деятельности человека возникает в процессе ее включения в общий жизненный контекст [1]. Ученые предметно очерчивают частные аспекты общей категории субъекта, применительно к задачам модернизации системы образования. Разрабатываются такие понятия как «субъект учебной деятельности», «субъект общения», «субъект самооценивания», «субъект самоорганизации» [6]. В педагогический обиход школы и вуза вводится ряд понятий, таких как «субъектность школьника», «субъектность студента», «субъектность педагога» (В.В. Давыдов, Г.В. Мухаметзянова, Е.Н. Волкова). Во всех этих исследованиях обнаруживается общий вывод – личность формируется как субъект в социально-культурной деятельности, а в образовательной системе – в условиях эффективно организованного педагогического процесса на принципах свободы и сотрудничества. Проблемы становления субъектности студентов различных направлений подготовки разрабатывались исследователями в таких аспектах, как: «субъектная позиция студента в педагогическом процессе» (Д.А. Данилов, А.Г. Корчагина), «субъектный потенциал студента» (Ю.В. Варданян), «студент как субъект общения» (Ф.Г. Мухаметзянова) и др. Изучались педагогические условия развития субъектностных характеристик личности студентов, такие как: «стратегия педагогического сопровождения процесса становления субъектности студента» (Н.М. Борытко), «субъектность как механизм самоактуализации личности» (Е.А. Корчагин), «развитие рефлексивной субъектной позиции студента» (Е.П. Юрина). Авторы указанных источников в становлении субъектности студентов отмечают фактор самостоятельного, творческого начала в учебной деятельности, подчеркивают значение мотивации, изучали удовлетворенность процессом обучения и механизмы самоактуализации в учении, способы и возможности реализовывать в профессиональном выборе свой личностный потенциал. Субъектность студента педвуза рассматривается как «профессионально значимое свойство личности, которое состоит в способности осуществлять взаимообусловленные преобразования самого себя как деятеля и своей деятельности (учебной, профессиональной, творческой), обеспечивающее возможность быть автором и распорядителем внутренних и внешних ресурсов в предстоящей педагогической деятельности» [3]. В становлении субъектности студента на факультетах искусств педвузов интерес исследователей вызывали проблемы обучения в области специальной подготовки, связанные с субъектной сферой личности, а именно «барьеры творческой самореализации» (К.Х. Карамова, 2002); «формирование и развитие самостоятельности студентов ХГФ» (Т.И. Бербаш, 2005). Приведенный выше теоретический базис материалов об общих и частных аспектах исследования учебной субъектности студента, его личностного, профессионального и социального субъектного роста позволяет заключить, что субъектность обучающихся включает помимо общих учебных качеств (усвоение информации, исполнительность, ответственность) и специфические субъектные качества, связанные с познавательной активностью – высокая мотивация в учебе, самоорганизация и самоконтроль. Учебная самостоятельность студента – способность действовать независимо от обстоятельств, на основе собственной инициативы и выбора. Как свойство личности самостоятельность проявляется в самоорганизации. Дисциплинарные исследования становления субъектности студентов (Т.Ю. Шлыкова, Н.О. Ларионова) доказывают, что профиль и содержание образования вторичны по отношению к системе организации обучения. Поэтому продуктивное использование субъектного подхода в системе специальной подготовки бакалавра по профилю «Изобразительное искусство и технология» возможно с двух позиций. Первое – создание педагогических условий образовательной среды с обязательным контролем результативности. Второе – выстраивание системы проявления и развития общих субъектных качеств личности студента (активности, самостоятельности, инициативы, креативности, ответственности) в профессионально ориентированной учебной и художественной деятельности. Ключевым этапом в становлении субъектности является период вхождения абитуриента в систему бакалавриата. Студент, как вчерашний старшеклассник, обладает определенным опытом учебной субъектности, его отличает умение анализировать учебную деятельность, выделять в ней составные компоненты, соотносить ее с мотивами. Учебная деятельность старшеклассников изменяется в связи с ценностно-ориентационной активностью (устремленность в профессиональное будущее), стремлением к автономности, углубляющейся индивидуализации. В подробном исследовании М.А. Щукиной (2004) особенностей развития субъектности личности в подростковом возрасте доказано, что «между подростками и 16 лет и взрослыми не обнаружено значимых различий. К 16 годам совершаются решающие изменения, задающие индивидуально характерную для каждой личности структуру субъектности и наиболее значительные в границах жизненного пути сдвиги в развитии субъектности личности» [8]. В этом возрасте личность имеет возможность осуществлять самоуправление в определенном социальном контексте. Субъектный опыт личности 16-18 летнего возраста характеризуется растущей динамикой (интенсивное развитие самосознания, самостоятельности, целенаправленной активности), стимулируемой новыми социальными условиями (колледж, вуз). Процесс приспособления студента первого курса к новым условиям учебной занятости в вузе посвящены детальные исследования субъектности как адаптивной способности личности (В.А. Абидов, Д.А. Андреева, Н.М. Борытко и др.). Отмечается, что студенческий возраст сензитивен по отношению к формированию адаптивных способностей. В высшей школе требования к интенсивности обучения возрастают, поэтому академическая успеваемость рассматривается как первый показатель успешности студента и результат его адаптации. Перед абитуриентом возникает новая система самоограничений, интенсифицируется режим занятости. Некрасова Е.В. трактует субъектность в обучении как «овладение собой, своим поведением через преодоление сложившихся реактивных "мешающих" становлению форм поведения. Опыт субъектности – это всегда опыт инициативных выборов и поступков, восхождение к самостоянию» [4]. Студенты начальных курсов совместно с преподавателем обучаются эффективному управлению своей познавательной деятельностью, которая в вузе связана с различными формами активности – учебной, социально-культурной, профессионально-практической, спортивной и пр. В педагогическом сопровождении первокурсника с возрастанием степени самостоятельности студента, должна убывать инициативность педагога. Адаптивность рассматривается психологами как ключевая субъектная способность учащихся проявлять индивидуальный стиль деятельности. С.А. Пакулина, проведя психолого-педагогическое исследование адаптивных способностей студентов педагогического вуза, доказывает, что они определяют изменения поведения и отношения личности к социальной среде. Фактор, влияющий на ускорение процесса адаптации – переустройство мотивационной сферы, повышение ценности новых форм учебно-творческой и профессиональной деятельности. «Мотивация задает будущее адаптации» [5]. Процесс адаптации тогда приобретает субъектную значимость тогда, когда активность студента в новых условиях, имеет конструктивную стратегию, а не приспособительную. Для студентов педвуза формирование адаптационного опыта в субъектном становлении крайне важно и потому, что система современного образования способность к быстрой адаптации относят к профессиональным качествам учителя. А.В. Белошицкий и И.Ф. Бережная считают, что «личностно-профессиональное развитие студентов в вузе может быть представлено последовательностью стадий: адаптации к условиям вуза, принятия нового социального статуса; идентификации с требованиями учебной, учебно-профессиональной деятельности; самореализации в образовательном процессе; самопроектирования профессионального становления» [2, 62]. При сокращении учебного времени в системе бакалавриата (4 года обучения) становится необходимым сделать максимально сжатым и эффективным период адаптации первокурсника к вузу: «внутренним содержанием каждой стадии является "синхронизация" процессов адаптации, идентификации, самореализации, самопроектирования личности студентов, а также создание условий для реализации их "самости" в образовательном процессе вуза. Этим достигается единство последовательных этапов педагогической деятельности преподавателей и личностно-профессионального развития студентов» [2, 63]. Исследователи выделяют три взаимосвязанных аспекта субъектности, которые определяют и условия реализации учебной активности студента и ее качество. А именно, если студент идентифицирует себя с ценностями социокультурного окружения [7,41], принимает профессиональное становление как усвоение общественного опыта, а обучение как необходимый для этого инструмент (социально-профессиональный аспект субъектности), то развертывание активности, «самости» студента в содержательном освоении образования будет значительно выше (индивидуально-ценностный аспект). Следствием этих встречных процессов становится синхронизация педагогического воздействия системы вуза и личностно-профессионального развития студента (операционально-деятельностный уровень), которые и выражаются в качестве учебно-образовательного процесса. Таким образом, следует заключить, что первокурсник любой специальности неизбежно проходит этап адаптации, в котором должны быть переориентированы возможности его личностной и учебной субъектности в русло профессиональной самостоятельности. Субъектное развитие студента на начальном этапе приобретает новые формы, все более связанные с его жизненной перспективой и поэтому укрепление мотивации к учению на ступени высшей школы происходит у студента в трех направлениях – личностно-коммуникативном, учебно-информационном и профессионально-практическом. Согласно данным исследователей процесс развития субъектности студента первого курса факультета искусств возможен при такой системной организации обучения, в которой присутствуют ступени учебного процесса «мотивация – содержание образования – контроль»; структурирование учебного материала по дидактическим модулям, (с учетом возрастающей степени профессионализации знаний); вариативность обучения, соответствующая возрастающим личностным запросам. Как свидетельствует практика преподавания на ХГФ, педагогическое наблюдение (опросы, анкетирование), в начале обучения уже на стадии адаптации у студента выявляется определенная степень активности по освоению новых социальных отношений, субъектный опыт представлен достаточным уровнем самостоятельности в выстраивании учебной деятельности, заметно проявление ответственности. Принятие новой образовательной ситуации свидетельствует о точности профессионального самоопределения. Наблюдения показывают и то, что для части студенческой аудитории (до 20%) на начальном этапе обучения присущи признаки, которые снижают учебный потенциал и тормозят процесс субъектно-личностного становления. Назовем некоторые: низкий образовательный уровень подготовки абитуриента, случайность выбора профессии, слабая мотивированность в педагогическом труде, неподготовленность к реализации сугубо творческих задач, отсутствие самоорганизации, низкая учебная и социальная активность. Педагогическое сопровождение студента на художественно-графическом факультете, а также в вузах искусства и дизайна заключается в более точном определении предсубъектных особенностей личности – склонностей, установок, целей и ценностей. В этот период высок уровень контроля успеваемости со стороны администрации, преподавателей, кураторов (технологические карты, контрольные мероприятия, тьюторское сопровождение). В работе с первокурсниками активизируется гуманитарный аспект адаптации – вовлечение в общественную и творческую деятельность факультета, вхождение в его «традиции» (выставки, конкурсы, совместные мероприятия, слеты и пр.). Это позволяет уже в первом семестре у 80% студентов выявить индивидуально-психологические проявления «самости», раскрывающие субъектную конфигурацию их личности, представленную в разных проявлениях активности. Условия и технологии художественно-педагогического профиля подготовки бакалавра ориентированы на активное освоение новых знаний, настойчивость в овладении умениями, целеустремленное проникновение в суть профессиональных компетенций, что позволяет студенту постепенно формировать такие субъектные качества как ответственность, самодисциплина, самопознание, стремление к самостоятельности, творческому самоопределению. Вектор субъектного развития студента может быть разнонаправлен, но в различных проявлениях активности (учебной, педагогической, научной, творческой) он должен явиться формой ценностного выбора профессионального аспекта субъектности личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова, К.А. Субъектная парадигма отечественной психологии // Субъектность в личностном и профессиональном развитии человека. – Казань: КСЮИ, 2004. – С. 4 – 5. 2. Белошицкий, А.В., Бережная И.Ф. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза // Педагогика. – 2006. - №5. – С.60-66. 3. Майдокина, Л.Г. Психолого-педагогические технологии развития субъектности студента педагогического вуза [Электронный ресурс] / Дисс. канд. психол. наук. – Саранск: 19.00.07. – 2010 - Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-07/dissertaciya - Дата обращения: 18. 02.2015. 4. Некрасова, Е.В. Субъектность и обучение // Человек, субъект, личность в современной психологии. Материалы межд. конф., посвященной 80-летию А.В. Брушлинского. Т. 1. – М.: Изд-во Институт психологии РАО, 2013. – 584 с. – С.299-301. 5. Пакулина, С.А. Адаптивные способности студентов педвуза: структура, факторы и средства развития. Автореф. Дисс. На соиск степ. канд. псих. наук. – Челябинск, 2004. 23 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.childpsy.ru/dissertations/id/19371.php. – Дата обращения: 24.02.2014. 6. Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. 368 с. 7. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства.: М.:МагМУ-РАНХиГС, 2014, 155с. 8. Щукина, М.А. Особенности развития субъектности личности в подростковом возрасте. Автореф. Дисс. На соиск степ. канд. псих. наук. 19.00.13 –Тюмень, 2004. - 23 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/psihologiya-19-00-13. - свободный. – Дата обращения - 26.02.2015.