СОВРЕМЕННОЕ КИТАЙСКОЕ ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО СКВОЗЬ ПРИЗМУ РУССКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ Chinese Contemporary Piano Art from the Perspective of Russian Music Culture

Чжао Яньчжань Yanran Zhao
аспирант кафедры культурологии, Институт социально-гуманитарного образования, Московский педагогический государственный университет; Москва, Россия, Ph.D. Student of the Department of Culturology, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow Pedagogical State University; Moscow, Russia, e-mail: 920489871@qq.com
Аннотация: 
Аннотация. В 1920-е годы между Китаем и Советским Союзом начался интенсивный культурный обмен. Советская и российская музыка всегда оказывала влияние на китайскую музыку и сопровождала ее развитие. Русский национальный музыкальный стиль и эстетическая точка зрения советского революционного реализма стали примером для развития китайской музыки и оказали глубокое влияние на систему музыкального образования, творчества и исполнения китайских пианистов. В этой статье описывается развитие китайского искусства фортепиано в три периода в соответствии с эволюцией китайского общества, политики и культуры в хронологическом порядке исторического процесса. В то же время предложенную периодизацию можно рассматривать и как периодизацию развития музыкальных и культурных обменов между Китаем и Россией. Abstract. In the 1920s, intensive cultural exchanges began between China and the Soviet Union. Soviet and Russian music had a great influence on the development of modern Chinese music. The Russian national music style and the aesthetic view of the Soviet revolutionary realism are becoming a model of the development of Chinese music and have had a far-reaching impact on education, composition and performance of Chinese piano. This paper introduces the development of Chinese piano art in three periods, which are consistent with the evolution of Chinese society, politics and culture in historical perspective. At the same time, the division of these three periods can be regarded at once as the division of the periods of music and cultural exchanges between China and Russia.
В 1917 году, после начала октябрьской революции, большое число россиян решили покинуть свою любимую родину и эмигрировать в Китай. Среди них было немало талантливых музыкантов, ученых, аристократов, таким образом, русская музыка получила распространение в Китае. Российские музыканты развивали в Китае «западную музыкальную культуру», главным образом – в городах Харбин и Шанхай, создав ситуацию, когда культура коренных народов оказалась тесно связанной с западной культурой. Советская музыка дала новое направление развитию новой китайской музыки, а русская музыкальная система и эстетика оказали глубокое влияние на современное музыкальное творчество и манеру исполнения китайских пианистов. Формирование китайского фортепианного искусства Фортепианное искусство зародилось в Европе и имеет более чем 300- летнюю историю. Оно является одним из самых важных и влиятельных видов музыкального искусства в истории западной музыки. Только на рубеже XIX и XX веков европейское фортепианное искусство было представлено Китаю. Изучая и заимствуя достижения западного фортепианного искусства, китайское фортепианное искусство взращивалось, росло и развивалось, и теперь оно стало популярным в Китае. Раннее обучение игре на фортепиано в Китае было сосредоточено в миссионерских школах в Пекине, Шанхае и других местах. К началу XX века, с ростом и популяризацией школьной музыки и продвижением «Движения за новую культуру четвертого мая», в Китае началось создание профессионального музыкального образования. Китайские и иностранные музыканты начали культурную коммуникативную деятельность в области фортепианной музыки, направленную на обучение игре на фортепиано в Пекине, Шанхае, Харбине и других регионах. Тогда русские музыканты оказали глубокое влияние на преподавание фортепиано в Китае: например, огромный вклад в формирование и развитие китайского искусства в сфере фортепиано внес Борис Захаров3 . В 1927 году Министр образования Шанхая Цай Юаньбэй4 основал первый современный профессиональный музыкальный институт в Китае: это была Шанхайская государственная специальная консерватория. В 1929 году Сяо Юймэй5 пригласил Захарова на работу в должности заведующего кафедрой по фортепиано в школе. Также он пригласил к сотрудничеству профессора Тейо [1, с.53]. Борис Захаров со своим богатым опытом игры в сфере фортепиано, профессиональным уровнем обучения фортепиано, высокой степенью ответственности многое сделал для развития преподавания, что позволило Шанхайской государственной специальной консерватории стать знаковым местом для фортепианной музыки и образования в области фортепиано. В течение 12 лет своей учебы в Китае он воспитал таких музыкантов, как Ли Тэйцзинь, Ли 3 Борис Захаров: Русский пианист, окончил Санкт-Петербургскую консерваторию 4 Цай Юаньпэй: Китайский педагог, революционер, политик 5 Сяо Юймэй: Китайский композитор, педагог, музыкант Сяньминь, Тин Сундэ, Колдун Тэн, Ван Цинсен, У Лэй6 и других талантливых пианистов, которые впоследствии уже сами воспитывали новое поколение выдающихся музыкальных талантов, поколение за поколением людей, которые получили выдающиеся результаты в сфере образования, и непрерывно вкладывались в развитие китайских пианистов, стимулировали бурное развитие китайской фортепианной музыки. Борис Захаров заложил хорошую основу для создания профессионального музыкального образования китайских пианистов и стал известен как «отец современного фортепианного образования в Китае» [3]. Начало XX века – ранний этап развития китайского искусства в сфере фортепиано. С постепенным пониманием искусства фортепиано, китайцы начали ценить исполнение на рояле и постепенно освоили методику фортепианного творчества. Поэтому исполнители стали пробовать свои силы в сочинении китайских музыкальных произведений для фортепиано. Итогом десяти лет напряженной работы в 1915 году стало создание китайским композитором Чжао Юаньцином7 фортепианного произведения «Марш Мира». Его ноты были опубликованы в «Научном журнале», и это стало первой официальной публикацией пьесы для фортепиано в Китае, знаменующей реальное начало музыкального творчества китайских пианистов. 1930-е годы были важным периодом для становления фортепианной музыки в «китайском стиле» [4, с. 12]. Советский пианист Александр Церепнин придает большое значение этнической природе музыки, он проявляет большой интерес к созданию и исследованию музыки в китайском стиле. В то время стал проводиться «Конкурс создания фортепианной песни в китайском стиле», организованный Церепнином, и, благодаря ему, появилось большое количество фортепианных произведений в китайском стиле достаточно приличного уровня. Стоит отметить, что «Пастушок Пикколо», созданный китайским композитором Хэ Лютингом, является первым полностью зрелым фортепианным произведением в Китае. Написание и публикация этого произведения знаменует переход китайской фортепианной музыки от ранней стадии исследования до стадии художественного творчества, и занимает важное место в истории современной китайской музыки. Он создавал музыку с помощью простых творческих методов и простой музыкальной лексики, так что мелодия и ритм тесно сочетаются, используются этнической гармонии и контрапунктные приемы полифонии. Плетение и мелодия дополняют друг друга, богатые певческие мелодии демонстрируют уникальную, тонкую и элегантную художественную коннотацию китайского народа. 6 Ли Тэйцзинь, Ли Сяньминь, Тин Сундэ, Колдун Тэн, Ван Цинсен, У Лэй: китайские пианисты и музыкальные педагоги 7 Чжао Юаньцинь: китайский известный ученый, лингвист, музыкант Ранние фортепианные произведения Цзян Вэнье8 «Шестнадцать разбитых глав» и «Пекин Вань Хуаджи» также находились под глубоким влиянием эстетической привлекательности «современного евразийского музыкального стиля», пропагандируемого Александром Церепниным9 . Под влиянием Церепнина, Цзян Вэнье также начал меняться, и отношение к нему постепенно трансформировалось в национальном сознании. Кроме того, Церепнин внес значимый вклад в распространение произведений китайских пианистов во всем мире, а также способствовал созданию музыкального образования китайских пианистов, на основе китайского стиля. Чтобы решить вопросы, связанные с техникой пятизвуковой гаммы, он создал «Учебник для фортепиано на пятизвуковой гамме». Таким образом, китайская фортепианная школа в короткое время создала свою собственную систему музыкального стиля. Александр Церепнин внес огромный вклад в музыкальное творчество китайских пианистов [2]. 30-40-е годы ХХ века были самым трудным историческим периодом для Китая. Китайские музыканты в трудных условиях под угрозой японской агрессии, военных беспорядков, социальных потрясений и т. п., прилагая исключительные усилия, продолжали поддерживать развитие музыкального искусства китайского фортепиано. В этот период обучение китайских пианистов стало продолжением и развитием начального образования для фортепиано, которое в основном является «калькой» на систему обучения фортепиано на западе: в выборе учебных материалов, методики преподавания, педагогических моделей и так далее. Постепенно китайская фортепианная школа развивалась в направлении специализации и регулирования. Изучение и практика пианистов в области профессионального обучения пианистов в Китае значительно ускорили темпы развития образования китайского фортепиано и обеспечили развитие профессионального обучения фортепиано в Китае [2]. Период Освободительной войны (1946–1949 годы) был переходным периодом в сфере культуры китайского фортепиано, художественные институты начали послевоенное восстановление и были созданы новые профессиональные музыкальные институты, чтобы воспитывать большое число специалистов в области искусства для фортепиано, внести вклад в развитие литературы и искусства в Китае. Эта работа подготовила необходимые условия для процветания и развития образования китайского фортепиано, а также заложила прочный фундамент для формирования и совершенствования системы образования китайского фортепиано. Взлеты и падения китайского фортепианного искусства После образования Нового Китая в 1949 году, китайское искусство фортепиано вступило в этап всестороннего развития. В 1950-х годах по политическим причинам Китай и Советский Союз начали расширять 8 Цзян Вэнье: китайский композитор 9 Александр Церепнин: русский композитор, дирижер всестороннее сотрудничество, особенно в области музыки. Идейная концепция советского революционного реализма, эстетическая точка зрения, творческие особенности и стиль игры русской национальной музыкальной школы являлись образцами для китайской музыки, но постепенно определялось и направление развития новой музыки в Китае. Из русской фортепианной школы Дмитрий Шелов, Арам Татурьян и Татьяна Кравченко в Китай было привнесено больше нового содержания и учебных материалов. Шанхайская консерватория и Центральная консерватория переняли комплекс советской системы преподавания, ориентируясь на принципы обучения в детских музыкальных школах СССР. В их число входила разработка комплектов материалов для фортепиано, музыкальных институтов и факультетов для пианистов. Они помогли Китаю воспитать знаменитых пианистов Лю Поэкун, Инь Чэнцзун, Гу Шэнчжэнь, Бао Юй, Ли Сянцян, пианистов Чжоу Гуанжэнь, Чжао Инго и т.д. Среди них Чжоу Гуанжэнь известна как «китайская душа воспитания пианистов», в Центральной Консерватории на курсах советских специалистов, советский музыкантй Арам Татурьян и Татьяна Кравченко влияли на обучение фортепиано Чжоу Гуанчжэна. Другие талантливые пианисты Инь Чэнцзун и Гу Шэньчжэнь, которые учились на курсах советских специалистов, также получили призы на международном конкурсе пианистов, а позже стали опорой в области искусства китайских фортепиано. В первые десять лет после основания Нового Китая, главным образом под руководством советских музыкантов, создание китайских фортепианных произведений достигло новой высоты. Китайские композиторы начали находить и использовать красочные народные песни по всему Китаю в качестве музыкальных материалов, а также тщательно продумывать и художественно обрабатывать их, чтобы произведения сохраняли уникальную простоту и смелый характер китайской национальной музыки, но также имели художественные характеристики фортепианной музыки. Например, Дин Шанде создал «Синьцзянский танец» – произведение, которое характеризуется живым музыкальным образом, демонстрирующим радостную, яркую атмосферу того времени; в дополнение к Цзян Вэнье создал масштабную сюиту стихов «Местный фестиваль», родились «три танцевальные песни» Ма Сикуна, «трилогия», «Продажа продуктов» Чэнь Пэйсюня, «Гром сухого дня», «Каприз» Сан Туна10 и другие выдающиеся произведения [4, С. 56]. В первый период основания Нового Китая в 1950-х годах все нуждается в возрождении. В целях развития фортепианного искусства в Китае Центральное правительство отобрало и направило в Московскую консерваторию, всемирно известную высшую музыкальную школу Советского Союза, для дальнейшего изучения композиции шесть выдающихся молодых учителей фортепиано и музыкантов, таких как У 10 Дин Шанде, Цзян Вэнье, Ма Сикун, Чэнь Пэйсюнь: пианисты и композиторы Китая Цзуцян, Ду Минсинь, Чжу Цзянье, Цюй Вэй, Цзоу Лу и Мэйцигэ. У них приняли строгий политический и профессиональный экзамены, и их обучение в Москве вписало важную страницу в историю музыкальной индустрии Китая. Эти шесть молодых людей, облеченных доверием страны и народа, в первоклассных музыкальных институтах систематически получали формальную подготовку по теории композиторской технологии и всестороннее профессиональное образование в области теории музыки. Они находились под глубоким влиянием широкой и глубокой традиционной музыкальной культуры русского народа и имели прямые контакты с рядом великих русских композиторов, слушали их выдающиеся произведения, так что у них был различный опыт музыкального роста, широкое музыкальное видение, прочные базовые навыки в композиции, а также богатые творческие идеи, Чжу Цзяньань вспоминал: «Пять лет советского опыта обучения очень важны, критичны для меня, ведь строгая подготовка по композиции очень помогает в работе». У Цзуцян считает, что «национальные границы средств и характера музыки наиболее размыты, это метод и техника, которые каждый может использовать» [2]. Под руководством российских музыкантов и под влиянием произведений русской фортепианной музыки китайские композиторы продолжали создавать разнообразные музыкальные жанры и формы, сфера их творчества постепенно расширяется, за время учебы за рубежом они создали более 30 выдающихся музыкальных произведений. Жанр и форма этих произведений богаты и разнообразны, что является не только важным урожаем музыкального творчества советских композиторов, но и важной частью современной китайской музыки. Музыкальный стиль, сочетающий советскую музыку, европейскую классическую и романтическую музыку и китайскую народную музыку, оказал глубокое влияние на развитие современного профессионального музыкального творчества в Китае. Вернувшись в Китай, шесть композиторов с большим энтузиазмом посвятили себя преподаванию китайской музыки и безоговорочно обучили китайских студентов всей теории композиторской техники и творческой концепции «наследования традиций и объединения востока и запада», которую они изучили во время учебы в Советском Союзе. Изучение творчества композиторов в Советском Союзе заложило прочную основу для их работы после возвращения на родину, они успешно исследовали правильное направление для развития музыкального творчества в Новом Китае, чтобы молодые поколения молодых композиторов в музыкальном творчестве получили ценный опыт. Однако в 60-е годы XX века между КНР и СССР произошли значительные изменения, возникли разногласия в политике двух стран, вслед за этим большое число советских музыкантов покинули Китай, вернулись на свою родину, а китайские пианисты завершили исторический этап обмена и сотрудничества с советскими экспертами и вступили в новый период независимого развития. Однако в это время общий облик китайского пианистского сообщества существенно изменился по сравнению с первоначальным этапом государственного строительства. Как в профессиональном обучении студентов, так и в преподавательском корпусе все развивалось своим путем, легко и закономерно. Достижение этих результатов непосредственно связано с обучением советских специалистов в Китае, советская модель обучения фортепиано играла важную роль в подъеме дела китайских пианистов. С 60-х годов XX века в Китае под влиянием «крайне левого» мышления литературных кругов были запрещены все виды западной музыки, а также музыкальное образование на основе западных сюжетов и музыкальных инструментов. Вслед за этим в Китае начался 10-летний период «культурной революции». В этой суровой политической обстановке Инь Чэнцзун11, как молодой пианист, будучи полон решимости, нашел выход для китайского фортепианного искусства. Инь Чэнцзун когда-то учился игре на фортепиано в русской школе Краффта. Русская школа придает большое значение весу рук и развитию тонких навыков пальцев. Практикуя использование техник внутри и снаружи клавиш, он создал метод пения и игры, который включает в себе многомерность и экстремальный тембр. Он предпринял смелую попытку и объединил музыку пекинской оперы с фортепианной музыкой, чтобы создать фортепианный аккомпанемент Пекинской оперы «Красный фонарь». В этом произведении были применены методы пения и игры русской школы, демонстрирующие очарование пекинского оперного искусства и мощную ударную силу в сочетании фортепианной музыки, которая получила большой успех в этот время. Эта работа знаменует собой то, что китайское фортепианное искусство, наконец, избавилось от своего затруднительного положения и обрело новую жизнь. Расцвет и развитие китайского фортепианного искусства В 1976 году в Китае завершилась 10-летняя «Культурная Революция». Многие пианисты и композиторы, подвергшиеся гонениям и репрессиям во время «Культурной революции», обрели новую жизнь, получили возможность свободно создавать произведения. Китайская музыка в сфере фортепиано вступила в новый период развития. После 1978 года, в Китае в сфере искусства музыканты выбрали «китайский стиль» как главное направление создания фортепиано, выбрали «метод различия», «стремиться к новому», «плюрализм» как главный способ мышления, и начали обращаться внимание на разнообразие школ, и применять современные методы исполнения фортепиано. После реформы и открытия Китая культурные обмены между китайской и зарубежной музыкой стали более частыми, что дало фортепианной музыке широкое пространство для творчества. Некоторые профессиональные композиторы под влиянием русской фортепианной музыки применили новые идеи, новые концепции и новые методы создания фортепианной музыки, написав большое количество 11 Инь Чэнцзун: пианист и композитор Китая фортепианных произведений различной тематики. Среди них были «Синьцзянский каприз» Чу Ванхуа, «День мечты» Ван Ли Саня, Фортепианная сюита «Значение картины Дуншань Кайи», «три фортепианные песни» Ло Чжунъюна, «Цайюнь в погоне за луной» Ван Цзяньчжуна, «Дорожная песня» Чжу Цзянье, «Пять народных песен Юньнани» Цзян Сяоли, «Холодная птица» Цзян Сяоли, Фортепианная сюита Цзян Цзусиня «Горные цветы романтичны» и т.д. [4, С. 123]. В этих фортепианных произведениях композиторы адаптировали фортепианные песни, основанные на мелодии вокальных песен и тоне национальной музыки, созданные с использованием атональных, двенадцати тоновых техник и других современных композиторских техник. Также среди них были экспериментальные фортепианные песни, написанные в соответствии с собственными композиторскими техниками, открывая тем самым путь создания фортепианной музыки с китайскими особенностями. После того, как в 60-х и 70-х годах XX века развитие в сфере образования фортепиано было приостановлено, началось быстрое восстановление, и образование в области фортепиано постепенно стало снова популярным. В этот период основное внимание в музыкальных колледжах уделяется формированию преподавательского состава для обучения пианистов. Возобновление развития базы обучения в сфере фортепиано в мире стало одним из главных проектов базового музыкального образования в Китае. После 1990-х годов группа новых пианистов, появившихся в 70-х и 80-х годах, встала на путь профессионального обучения и начала получать награды в различных отечественных и зарубежных конкурсах в сфере фортепиано. По мере того, как расширяется открытость Китая для внешнего мира, все более частыми становились культурные обмены между пианистами через национальные границы. Иностранные преподаватели и студенты – профессионалы, получившие образование за рубежом, играли важную роль в стремительном повышении уровня развития китайских пианистов. По сей день мы по-прежнему придерживаемся некоторых принципов, установленных в советское время, в процессе обучения и разработке учебных программ профессионального обучения игре в сфере фортепиано. Это также стало отличительной особенностью преподавания игры на фортепиано в Китае. Именно благодаря руководству русских музыкантов и глубокому влиянию произведений фортепианной музыки китайские композиторы придерживаются своих путей изучения национального творчества в области китайской фортепианной музыки, используя образ мышления, материалы, мелодии, ритмы, тона и гармонии национальной музыки, и постоянно создают фортепианные произведения с китайскими особенностями. Заключение С 30-х годов XIX века русская музыка вступила в период зрелого развития. После столетнего развития в XX веке, российская школа фортепиано получила блестящие достижения и стала одной из наиболее влиятельных в мире школ фортепиано, в сфере образования фортепиано, исполнения и музыкального творчества она продемонстрировала свои уникальные национализированные особенности, и оказывала постоянное влияние на развитие китайского искусства фортепиано. В XXI веке культурные обмены между Китаем и странами мира происходят постоянно. В условиях дружественного и мирного сосуществования Китая и других стран китайское фортепианное искусство продолжает развиваться, с учетом особенностей национальной музыки. Так мы создаем более яркое и великолепное новое музыкальное будущее! ЛИТЕРАТУРА 1.汪之成. 俄侨音乐家在上海. 第一版/ 汪之成. —上海音乐学院出版社, 2007. Ван Чжичен. Российские музыканты – эмигранты в Шанхае. 1-е изд. Шанхай: Издательство Шанхайской консерватории. 2.高延松.19至20世纪中叶俄侨音乐家对中国音乐的贡献与影响[电子资源].中国知网 www.cnki.net,URL: http://103.26.77.111:8081/download (参考日期: 2022.02.15). Гао Яньсун. Вклад и влияние российских музыкантов – эмигрантов на китайскую музыку в XIX-XX веке [Электронный ресурс]. Сайт китайского знания, www.cnki.net. URL: http://103.26.77.111:8081/download. (дата обращения: 15.02.2022). 3. 朱静.俄罗斯钢琴家鲍里斯·扎哈罗夫对中国专业钢琴教育的贡献[电子资源. URL: https://www.fx361.com/page/2017/0121/639562.shtml (参考日期:2022.06.09). Шу Цзин. Российский пианист Борис Захаров внес вклад в образование китайских пианистов [Электронный ресурс]. https://www.fx361.com/page/2017/0121/639562.shtml (дата обращения: 09.06.2022). 4.卞萌. 中国钢琴文化之形成与发展/卞萌.北京: 华乐出版社. Бень мен. Формирование и развитие культуры фортепиано в Китае 1-е изд. Пекин: Жуа Юэ издательство, 2002