Результаты, изложенные в статье, получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 27.8719.2017/8.9
Одной из главных целей современного образования является свободное развитие личности, обладающей высокой нравственностью, способной к творческому саморазвитию на протяжении всей жизни. Предметная область «Искусство» в общеобразовательной школе отвечает этим требованиям, она направлена на формирование общероссийской культурной идентичности школьников на основе изучения отечественного и мирового искусства; на приобщение обучающихся к сфере духовной жизни общества; на развитие у детей художественно-ценностных ориентаций в окружающем мире, духовно-нравственных принципов и способности творческого освоения окружающей среды.
Содержание модернизации предметной области «Искусство» - это многокомпонентный динамичный процесс, направленный на создание новых условий для освоения обучающимися разного возраста художественно-эстетического опыта, формирования систематизированных знаний, умений, навыков, необходимых для восприятия искусства и художественно-творческой деятельности.
Важным аспектом модернизации является обеспечение непрерывности предметной области «Искусство», чтобы школьники на всех этапах обучения имели возможность для системного и целенаправленного художественно-эстетического развития. Изучение предметов искусства в школе является единственной возможностью для обучающихся научиться разбираться в огромном информационном потоке массовой культуры, различать настоящее искусство и произведения низкого качества, прикоснуться к большому искусству через собственную творческую деятельность [1].
Кроме того, в содержание модернизации предметной области «Искусство» необходимо включение как академического искусства, так и произведений современного искусства, электронных и мультимедийных технологий, а также отведение достаточного учебного времени самостоятельной творческой работе школьников.
Основными задачами преподавания искусства в общеобразовательной школе при небольшом количестве учебного времени, выделенного на данные предметы, становятся:
• Приобретение обучающимися навыков художественной и музыкальной деятельности.
• Выявление одарённых в области искусства детей и дальнейшее их педагогическое сопровождение.
• Воспитание грамотного зрителя и слушателя, то есть человека, у которого сформирована потребность в общении с искусством вне зависимости от выбранной профессии и рода занятий.
• Использование искусства как средства арт-терапии, что наиболее важно для детей с особыми потребностями здоровья.
Сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО выделены 4 группы механизмов модернизации преподавания предметной области «Искусство»:
1. Поддержка и развитие предметной области «Искусство».
2. Образовательная база.
3. Образовательные технологии.
4. Продвижение инноваций в области преподавания искусства в общеобразовательной школе.
Поддержку и развитие предметной области «Искусство» обеспечивает новая Концепция преподавания и изучения предметной области «Искусство» и Федеральные государственные стандарты общего образования, в разработке которых принимают участие сотрудники нашего Института. Значимыми предстают и международные связи, позволяющие активизировать обмен опытом с зарубежными коллегами.
Важно отметить, что необходимость модернизации предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе была инициирована самими учителями, понимающими важность уроков музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры для современных школьников. Востребованность новой Концепции в современный период определяется проходящим сейчас масштабным процессом реформирования образования в России [3]. Быстро меняющаяся социальная ситуация, естественно, влечет за собой и изменения в контенте изучаемого материала, в формах его преподнесения, в отношениях между учителем и учениками.
Первый раз вопрос обсуждался 20 июля 2016 года на экспертном семинаре по модернизации содержания и технологий обучения, подходов к преподаванию и выявлению затруднений педагогов предметной области «Искусство», который был проведен Российской академией образования и нашим Институтом. Затем 12 августа того же года на Съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, который объединил 289 участников из 31 субъекта Российской Федерации, было принято решение о разработке Концепции преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации, а также утверждена структура Концепции и выбрана рабочая группа, состоящая из ведущих ученых-педагогов и деятелей искусства.
Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования стал координатором процесса разработки и обсуждения Концепции.
На сегодняшний день Концепция прошла рассмотрение экспертным сообществом и сейчас находится в стадии общественного обсуждения.
Концепция включает в себя определение значимости предметной области «Искусство»; цели и задачи; проблемы преподавания мотивационного, содержательного, методического и кадрового характера; основные направления реализации Концепции (общие и по предметам); задачи подготовки кадров и материально-технического обеспечения уроков искусства, а также механизмы реализации.
Целью Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания предметной области «Искусство» в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения, перспективными задачами развития российского общества и вызовами времени.
Ключевым пунктом является обеспечение непрерывности преподавания предметной области «Искусство» через создание сквозных модулей с возможностями вариативности от дошкольного образования до выпускного класса. Концепция предлагает такую структуру:
• Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» в дошкольном образовании.
• Затем предметы «Музыка» и «Изобразительное искусства» с 1 по 7 класс включительно. При необходимости школа может выбрать вариант преподавания этих предметов и в 8-9 классах.
• Несомненна важность освоения искусства для подростков, которые находятся в возрасте отрицания традиций и поиска современных художественных явлений. По этой причине Концепция предлагает преподавание предмета «Мировая художественная культура» с 8 по 11 класс. В 8-9 классах этот предмет выбирается вариативно, если не преподаются музыка и изобразительное искусство.
Таким образом, освоение искусства должно быть непрерывным и может осуществляться как на базовом, так и на углубленном уровне. Обучение на базовом уровне должно быть обязательным для всех обучающихся в образовательных организациях и способствовать повышению художественной культуры, эстетического вкуса, развитию художественно-творческих способностей и универсальных учебных действий. Углубленное изучение учебных предметов предметной области «Искусство» должно обеспечивать высокий уровень освоения теоретических основ и развития профессиональных навыков в выбранном обучающимся виде искусства.
Подобный подход позволит образовательным организациям выбирать свой образовательный модуль предметной области «Искусство» в зависимости от региональных условий, возможностей образовательной организации и социальных запросов.
С целью обеспечения преемственности образовательных программ целесообразно выделить сквозные компетенции, конкретизировать их, сделать однозначно трактуемыми и дифференцированными по уровням общего образования и учебным предметам (музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура).
Оптимальное качество образования в части учебных предметов предметной области «Искусство» может быть достигнуто при обеспечении условий для приобретения обучающимися базовых умений и навыков в области выбранного ими вида искусства для развития и самореализации школьников по общеобразовательным программам (музыкальных/хоровых/танцевальных классов, художественных мастерских, мастерских народных промыслов и др.).
Для достижения высокого уровня обучения сегодня необходимо в Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования уточнить требования к результатам освоения образовательных программ учебных предметов предметной области «Искусство» на всех уровнях общего образования. В нашем Институте уже проведена работа по детализации Требований к планируемым результатам учебных предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» в начальной школе.
Искусство не может оставаться только учебным материалом, искусство окружает нас в жизни, поэтому очень важен для этой предметной области выход во внеурочную деятельность и дополнительное образование. По этой причине одним из направлений реализации Концепции обозначено совершенствование механизмов координации и развития системы межведомственного взаимодействия с учреждениями культуры для расширения возможностей предметной области «Искусство» в образовательной организации, а также использование этнокультурных и национальных особенностей региона.
В настоящее время необходимо определение оптимального соотношения объема теоретического материала и самостоятельной творческой деятельности обучающихся, для этого следует уточнить список обязательных для изучения произведений искусства и расширить вариативность выбора видов творческой деятельности с учетом интересов обучающихся, сочетая с художественно-творческой различные формы проектной деятельности.
Особую сложность представляет разработка контрольных измерительных материалов для различных форм аттестации и оценки качества по учебным предметам предметной области «Искусство», так как искусство имеет как объективные, так и субъективные критерии. Однако, очевидна необходимость создания различных форм оценивания творческих работ, созданных школьниками [2]. Это проблема, требующая профессионального и серьезного обсуждения.
Определено также, что для модернизации содержания преподавания предметной области «Искусства» необходимо совершенствование механизмов координации и развития системы дополнительного образования. Для обеспечения этого аспекта модернизации сотрудниками Института художественного образования и культурологии РАО созданы комплекты программ дополнительного образования в области искусства.
Значимым механизмом модернизации предметной области «Искусство» сегодня является продвижение инноваций в преподавании предметов искусства в школе. Для этого по инициативе педагогов создается Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство», которая будет способствовать обмену опытом между учителями, повышению профессионального уровня учителей.
В Институте для распространения педагогического опыта используются различные средства:
• Курсы повышения квалификации учителей предметной области «Искусство».
• Конференции, семинары, круглые столы для учителей искусства в общеобразовательных школах.
• Фестивали детского творчества и выставки детских рисунков (особый интерес представляют Передвижные выставки детского рисунка, позволяющие увидеть результаты детского творчества большому количеству зрителей).
• Институтом учреждены журналы «Педагогика искусства» и «Учитель музыки», а также выпускаются сборники, обобщающие научный и практический опыт педагогов.
Одной из интересных форм международного сотрудничества является Веб-обсерватория художественного образования государств-участников СНГ, созданная при поддержке ЮНЕСКО, позволяющая в онлайн-режиме обмениваться опытом работы преподавателей искусства общего и дополнительного образования.
Существенным компонентом образовательной базы являются:
- Международная коллекция детского рисунка Института художественного образования и культурологии РАО. Коллекция является уникальным источником информации об истории детства, о ребенке в процессе взросления в разных странах мира с 1897 года по настоящее время. Собрание насчитывает более двухсот тысяч произведений художественного творчества детей в возрасте от младенчества до 18 лет из России, стран Европы, Америки, Азии, Африки, Австралии.
- Инновационная педагогическая технология: «Интерактивное музицирование школьников». Интерактивное музицирование школьников – это деятельность школьников, направленная на проживание музыки в процессе восприятия. Технология рассчитана на приобщение широкого круга детей к музыке, которое становится возможным благодаря обращению к электронным музыкальным инструментам. Автор предложил объединить в детском ансамбле электронные (синтезатор) и простейшие (ложки, трещотки и пр.) инструменты. Таким образом, музыкальная деятельность становится доступной для всех школьников.
На основе этой технологии возможно проведение полномасштабных концертов с участием большого количества школьников (до 200 человек) в сопровождении профессиональных оркестров. Такие концерты с большим успехом проходят в Москве, Якутске, Перми.
- Еще одна интересная технология - созданиe проекта «Дети на оперной сцене». Идея проекта состоит в расширении творческой деятельности детей за счет участия в постановке профессионального оперного спектакля. В проекте дети выступают не только как подготовленные слушатели, но и как артисты – соисполнители хоровых партий, исполняемых совместно с профессиональными певцами. Эта технология получила распространение в общеобразовательных школах Пермского края и республики Марий Эл (Йошкар-Ола).
Модернизация художественного образования требует высококвалифицированных педагогов, готовых к постоянному профессиональному росту, материально-технической базы, и, что особенно важно – единства в педагогическом сообществе, стремления к повышению качества образования, его результативности, глубине влияния на развитие личности.
С этой целью в Концепции определены меры для повышения качества работы учителей предметной области «Искусство». Это:
• Совершенствование системы высшего образования по педагогическому профилю и дополнительного профессионального образования, направленного на модернизацию педагогической и методической составляющих содержания образовательных программ.
• Оптимизация методов оценки качества работы педагогических работников, в том числе введение профессиональных стандартов учителей предметной области «Искусство», способствующих адекватной оценке труда педагогов при аттестации.
• Развитие системы олимпиад и конкурсов художественного или музыкального и педагогического мастерства для учителей предметной области «Искусство» как формы повышения уровня профессионализма, результаты которых должны учитываться при аттестации учителя и влиять на рейтинг образовательной организации.
Очевидно, что только консолидация педагогов, интеграция различных подходов и методик, взаимодействие на разных уровнях и в разных формах способны создать условия для продуктивного развития художественного образования. Вместе мы - сила. Вместе мы способны создавать нечто новое и отвечающее самым сложным современным требованиям. Только вместе можно создать яркую культурно-творческую среду образовательной организации, в которой растут и формируются те, кто и составляет будущее нашей страны.
Поэтому учителя, неравнодушные к своей творческой профессии, на Съезде представителей ассоциаций учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры приняли решение о создании Межрегиональной ассоциации учителей предметной области «Искусство». Задачей ассоциации становится стимулирование и координация профессиональной деятельности учителей искусства, распространение опыта лучших преподавателей, поиск путей осуществления межрегионального и международного сотрудничества с коллегами. На сегодняшний момент документы Ассоциации находятся в процессе регистрации. Педагоги возлагают большие надежды на Межрегиональную ассоциацию учителей предметной области «Искусство», считая, что с помощью общественной профессиональной организации возможны модернизация обучения и повышение качества преподавания искусства.
В заключение статьи необходимо еще раз подчеркнуть значимость художественного образования в передаче и сохранении культурных традиций, в воспитании у школьников любви к Родине, в развитии гражданской активности в непростой социокультурной ситуации [4]. Развитие творческого потенциала личности через приобщение к искусству, включающее умение объективно оценивать явления художественной культуры и искусства, а также устойчивую мотивацию к собственной художественно-творческой деятельности – неотъемлемая сторона подготовки современного успешного человека.
Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе / Педагогика искусства. – № 3. - 2016. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf
Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Современные проблемы преподавания учебных предметов искусства / Педагогика искусства. - № 4. – 2016. - URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_8-22.pdf
Концептуальные основы модернизации предметной области "Искусство" в современном информационном обществе. Коллективная монография / Под научной редакцией Е.М. Акишиной, Е.П. Олесиной. – М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2016. - 162 с. ISBN 978-5-905451-27-0
Федеральная Целевая Программа развития образования на 2016 - 2020 годы. – URL: http://минобрнауки.рф/документы/5930