СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РАСТУЩЕГО ЧЕЛОВЕКА

Шульгина Ирина Борисовна

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1357 «Многопрофильный комплекс «Братиславский», методист

Аннотация: 
Статья раскрывает современные возможности творческого развития детей и юношества в рамках дополнительного художественного образования. Автор уделяет особое внимание наследию Л.С. Выготского, в частности системно-деятельностному подходу, а также отдельным аспектам федерального государственного образовательного стандарта. На примере разновозрастных творческих объединений и программы «Мы разные, но мы вместе!» показан успешный опыт творческого развития молодого поколения.
Современные ожидания и требования, предъявляемые обществом к образованию, запросы личности, семьи, общества и государства за­фиксированы в федеральных образовательных стандартах, которые и по­зволяют реализовать основные требования общества к образовательной системе. В том числе они содействуют:
  • достижению социальной консолидации и согласия в условиях ро­ста разнообразия нашего общества — социального, этнического, религиозного и культурного — на основе формирования россий­ской идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • формированию общего деятельностного базиса как системы уни­версальных учебных действий, определяющих способности лич­ности (учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразо­вании окружающего).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС), акцентируют внимание всех участников образовательного про­цесса на том, что именно период школьного образования является одним из решающих факторов успеха, осознанного выбора последующей про­фессиональной деятельности, готовности к реальной самостоятельной жизни, то есть социализации обучающихся.
Таким образом, ключевыми характеристиками образования стано­вятся не только передача знаний, но и формирование творческих компе­тентностей, развитие таких качеств личности, как инициативность, спо­собность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Очень существенно то, что национальная образовательная инициа­тива «Наша новая школа» определяет такие цели и задачи современной школы, которые находят поддержку большинства педагогических кол­лективов, в частности они убеждены в том, что:
главным результатом школьного образования должно стать его со­ответствие целям «опережающего развития», которое было прин­ципом последователей Л. С. Выготского;
наиболее значимы усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивая возможность самореализации учащимися, как в свое время утверж­дал Л.С. Выготский;
для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.
Говоря о теоретической основе ФГОС необходимо указать на то, что эффективность их реализации зависит от успешности учителя и уче­ника в освоении и применении системно-деятельностного подхода, бази­рующегося на теоретических положениях Л.С. Выготского: «То, что сегод­ня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтраш­него дня».
Л.С. Выготский определил теоретическую основу для будущей пе­дагогики сотрудничества, раскрыв процесс обучения как коллективную деятельность, в контексте которой смысл работы учителя — направлять деятельность учеников как коллективную через организацию общего со­трудничества. Успешность выпускника во многом зависит от его способности ре­ально воспринимать окружающую действительность, строить адек­ватную систему отношений с окружающими, от уровня усвоения норм и ценностей общества в целом и уровня развития навыков творческого са­мовыражения.
Однако следует отметить, что реализация образовательной практики в соответствии с таким пониманием образования в современ­ных условиях общеобразовательной школы сталкивается с рядом труд­ностей и противоречий.
Во-первых, способность ребёнка строить адекватную систему отно­шений с окружающими, основанную на взаимной помощи, ответствен­ности, взаимопонимании, терпимости и уважении, развивается только тогда, когда есть опыт таких отношений.
Его ребёнок может приобрести только в коллективе. Отметим, однако, что сегодня школьник вообще до­статочно редко испытывает влияние коллектива. Возможность создания детского коллектива в школе в современных условиях, как правило, огра­ничивается школьным классом.
Во-вторых, развивать гуманистические начала в поведении ребёнка, создавать предпосылки успешного усвоения норм и ценностей общества в целом возможно только при предоставлении ребёнку условий для само­выражения не только в учебной, но и в других видах деятельности. В шко­ле дети, объединённые большую часть времени в класс, очень редко об­ладают этой возможностью.
В-третьих, успешность выпускника зависит от того, как именно он сможет проявлять деятельную творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с социальной средой. В усло­виях довольно закрытой классно-урочной системы обучения не всегда предоставляется возможность творческого проявления в достаточном объёме.
Таким образом, несмотря на то, что организованный для обучения класс уже с момента своего создания становится некоей детской общно­стью и в его рамках между детьми возникают отношения, объединя­ющие их и влияющие на личность каждого, классная система не может в достаточном объёме предоставить ребёнку возможность полноценного обучения, содержание которого было бы для ребенка интересным, обо­гащало бы его.
В классе не всегда имеется возможность создать условия для развития у детей творческих способностей, для их самореализации и самоутверждения в познании, приобщении к духовной и физической культуре. В современном понимании педагогов школы «коллектив» опре­деляется как относительно компактная социальная группа, объединяю­щая ее участников решением значительной задачи на основе общности целей, сотрудничества, сочетания индивидуальных и общественных ин­тересов.
В школе сегодняшнего дня, как правило, существуют сложившиеся коллективы в следующих формах:
школьный класс, организованный для обучения и воспитания, ко­торый уже с момента его создания становится некой детской общностью: в нём в процессе совместной деятельности и обучения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на лич­ность каждого;
объединения в системе дополнительного образования (кружки, сек­ции, клубы), организованные для занятий детей во внеурочное время, объединяющие их по способностям и интересам, способ­ствующие установлению отношений в процессе совместной твор­ческой деятельности.
Кружки, секции, клубы работают в школе в системе дополнительно­го образования и по своей сути являются разновозрастными творческими объединениями, решающими в той или иной степени вопросы социали­зации учащихся. Они и создают условия взаимодействия личности и кол­лектива, принципиально отличные от условий взаимодействия в классе.
Но далеко не все учащиеся успешны в сложившемся коллективе. Напри­мер, в классе у ребёнка не сложились отношения, а в системе дополнитель­ного образования он не занимается. Получается, что ребёнок находится в коллективе формально и практически не является его членом.
Тогда как именно коллектив отличается от других групп такими особенностя­ми, как взаимопомощь и взаимовыручка, доброжелательность критики, стремление к сопереживанию, настойчивость при достижении цели. Эти­ми качествами должен обладать каждый член коллектива, эти же качества отличают социально активную личность. Стремясь разрешить отмечен­ные нами проблемы формального нахождения школьников в коллективе, педагогический школы пошёл по пути опытного создания разновозраст­ных творческих объединений обучающихся.
Разновозрастные творческие объединения по различным направ­лениям (трудовая деятельность, общественная деятельность и т.д.) ор­ганизуются для проведения коллективно-творческой деятельности и установления отношений в разновозрастных группах в процессе со­вместной деятельности. Все школьные коллективы взаимодействуют друг с другом в едином образовательном пространстве, каждый школь­ник обязательно является членом какого-либо сформированного кол­лектива. Именно такая организация образовательного пространства школы позволяет реализовывать идеи развивающего обучения и воспи­тания, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода, идей Л.С. Выготского.
Всё вышеизложенное явилось одним из оснований создания и реа­лизации программы «Мы разные, но мы вместе!» (Шульгина И.Б., Перекосова М.В., Грищенко Н.Н.). Программа является победителем первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов, который был направлен на развитие творческой активности детей, подростков и молодежи, «творческих ини­циатив обучающихся и воспитанников в системе российского образова­ния» (организатор - ФГАУ «Федеральный институт развития образова­ния», 2012 г.).
Данная программа представляет совокупность психолого-педаго­гических условий, форм, средств и методов организации практической деятельности педагогов, направленной на создание комфортных и благо­приятных условий для привлечения обучающихся к продуктивной кол­лективной деятельности. Программа предполагает проведение комплекса взаимосвязанных занятий и мероприятий, позволяющих целенаправленно вводить обуча­ющихся в коллектив разновозрастных творческих объединений, обеспе­чивает выбор дел по интересам, наибольшим образом способствующих раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, способство­вать успешной социализации. Программа содержит несколько взаимосвязанных разделов.
Тематика Раздела 1 «Давайте познакомимся» отражает работу пси­холога по созданию детского коллектива. В тесном контакте с психоло­гической службой работает классный руководитель, который проводит тематические и ситуационные классные часы, направленные на созда­ние коллектива в классе, осознание места и роли ребенка в классном коллективе.
Раздел 2 «Мои творческие мастерские» предлагает серию занятий, ори­ентированных на проявление индивидуальных творческих способностей. Рассматриваются мероприятия, позволяющие ребёнку самовыразиться.
Возможна организация работы по проектной деятельности, которая по­зволяет сформировать творческий коллектив учащихся. Обязательное ус­ловие успешности занятий данного блока — перспектива представить своё творчество (номер в концертной программе, выступление на классном часе, участие в празднике для детского сада, доклад на общешкольной конференции и т.д). Школа должна ассоциироваться у ребёнка с терри­торией творчества.
Раздел 3 «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» — это раздел, в кото­ром даются рекомендации по развитию реально существующих разново­зрастных твор ческих коллективов. Ребята становятся их полноправными участниками, направление деятельности выбирается с учётом рекомен­дации классного руководителя, который владеет данными психологи­ческой диагностики. Игнорировать желание ребёнка нельзя, даже если, по вашему мнению, этот вид деятельности ему не подходит.
Вопросы со­циализации решаются через знакомство с городом, в котором живём, его культурно-историческим наследием, поднимаются вопросы толерант­ности. Социализация учащихся идёт через участие в социальных проек­тах-практиках, мероприятиях, имеющих большое значение для школы, микрорайона, города.
Раздел 4 «Наше творчество — наш дар миру» — заключительный раз­дел программы. Обучающиеся выступают инициаторами тематических классных часов; одновременно предполагаются экскурсии и общешколь­ные мероприятия, как правило, ориентированные на родителей, соци­альных партнёров. Участие в таких масштабных мероприятиях позволяет ребёнку не только чувствовать себя полноправным членом коллектива, но и осознать свою успешность в нем.
Отличительной особенностью данной программы является созда­ние условий для продуктивной работы всех участников образовательно­го процесса — детей, родителей, педагогов. Сочетая научную обоснован­ность содержания образования с его допустимостью, яркой интересной наглядностью, поддержкой творческих инициатив обучающихся, предо­ставлением возможностей для самореализации, можно добиться того, что все дети будут вовлечены в продуктивную деятельность. Задача педагогов не упустить предоставленные возможности.
 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http:// www.educom.ru/ru/works/projects_ournewsch/school/index.php.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. –  48 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
  4. Выготский. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).