Аннотация:
Статья раскрывает современные возможности творческого развития детей и юношества в рамках дополнительного художественного образования. Автор уделяет особое внимание наследию Л.С. Выготского, в частности системно-деятельностному подходу, а также отдельным аспектам федерального государственного образовательного стандарта. На примере разновозрастных творческих объединений и программы «Мы разные, но мы вместе!» показан успешный опыт творческого развития молодого поколения.
Современные ожидания и требования, предъявляемые обществом к образованию, запросы личности, семьи, общества и государства зафиксированы в федеральных образовательных стандартах, которые и позволяют реализовать основные требования общества к образовательной системе. В том числе они содействуют:
-
достижению социальной консолидации и согласия в условиях роста разнообразия нашего общества — социального, этнического, религиозного и культурного — на основе формирования российской идентичности и общности всех граждан и народов России;
-
формированию общего деятельностного базиса как системы универсальных учебных действий, определяющих способности личности (учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» и федеральные государственные образовательные стандарты (далее — ФГОС), акцентируют внимание всех участников образовательного процесса на том, что именно период школьного образования является одним из решающих факторов успеха, осознанного выбора последующей профессиональной деятельности, готовности к реальной самостоятельной жизни, то есть социализации обучающихся.
Таким образом, ключевыми характеристиками образования становятся не только передача знаний, но и формирование творческих компетентностей, развитие таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения.
Очень существенно то, что национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет такие цели и задачи современной школы, которые находят поддержку большинства педагогических коллективов, в частности они убеждены в том, что:
главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям «опережающего развития», которое было принципом последователей Л. С. Выготского;
наиболее значимы усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося;
целесообразно поддерживать творческую среду, обеспечивая возможность самореализации учащимися, как в свое время утверждал Л.С. Выготский;
для этого предстоит расширить систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования.
Говоря о теоретической основе ФГОС необходимо указать на то, что эффективность их реализации зависит от успешности учителя и ученика в освоении и применении системно-деятельностного подхода, базирующегося на теоретических положениях Л.С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно... Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Л.С. Выготский определил теоретическую основу для будущей педагогики сотрудничества, раскрыв процесс обучения как коллективную деятельность, в контексте которой смысл работы учителя — направлять деятельность учеников как коллективную через организацию общего сотрудничества. Успешность выпускника во многом зависит от его способности реально воспринимать окружающую действительность, строить адекватную систему отношений с окружающими, от уровня усвоения норм и ценностей общества в целом и уровня развития навыков творческого самовыражения.
Однако следует отметить, что реализация образовательной практики в соответствии с таким пониманием образования в современных условиях общеобразовательной школы сталкивается с рядом трудностей и противоречий.
Во-первых, способность ребёнка строить адекватную систему отношений с окружающими, основанную на взаимной помощи, ответственности, взаимопонимании, терпимости и уважении, развивается только тогда, когда есть опыт таких отношений.
Его ребёнок может приобрести только в коллективе. Отметим, однако, что сегодня школьник вообще достаточно редко испытывает влияние коллектива. Возможность создания детского коллектива в школе в современных условиях, как правило, ограничивается школьным классом.
Во-вторых, развивать гуманистические начала в поведении ребёнка, создавать предпосылки успешного усвоения норм и ценностей общества в целом возможно только при предоставлении ребёнку условий для самовыражения не только в учебной, но и в других видах деятельности. В школе дети, объединённые большую часть времени в класс, очень редко обладают этой возможностью.
В-третьих, успешность выпускника зависит от того, как именно он сможет проявлять деятельную творческую активность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с социальной средой. В условиях довольно закрытой классно-урочной системы обучения не всегда предоставляется возможность творческого проявления в достаточном объёме.
Таким образом, несмотря на то, что организованный для обучения класс уже с момента своего создания становится некоей детской общностью и в его рамках между детьми возникают отношения, объединяющие их и влияющие на личность каждого, классная система не может в достаточном объёме предоставить ребёнку возможность полноценного обучения, содержание которого было бы для ребенка интересным, обогащало бы его.
В классе не всегда имеется возможность создать условия для развития у детей творческих способностей, для их самореализации и самоутверждения в познании, приобщении к духовной и физической культуре. В современном понимании педагогов школы «коллектив» определяется как относительно компактная социальная группа, объединяющая ее участников решением значительной задачи на основе общности целей, сотрудничества, сочетания индивидуальных и общественных интересов.
В школе сегодняшнего дня, как правило, существуют сложившиеся коллективы в следующих формах:
школьный класс, организованный для обучения и воспитания, который уже с момента его создания становится некой детской общностью: в нём в процессе совместной деятельности и обучения возникают отношения, объединяющие детей и влияющие на личность каждого;
объединения в системе дополнительного образования (кружки, секции, клубы), организованные для занятий детей во внеурочное время, объединяющие их по способностям и интересам, способствующие установлению отношений в процессе совместной творческой деятельности.
Кружки, секции, клубы работают в школе в системе дополнительного образования и по своей сути являются разновозрастными творческими объединениями, решающими в той или иной степени вопросы социализации учащихся. Они и создают условия взаимодействия личности и коллектива, принципиально отличные от условий взаимодействия в классе.
Но далеко не все учащиеся успешны в сложившемся коллективе. Например, в классе у ребёнка не сложились отношения, а в системе дополнительного образования он не занимается. Получается, что ребёнок находится в коллективе формально и практически не является его членом.
Тогда как именно коллектив отличается от других групп такими особенностями, как взаимопомощь и взаимовыручка, доброжелательность критики, стремление к сопереживанию, настойчивость при достижении цели. Этими качествами должен обладать каждый член коллектива, эти же качества отличают социально активную личность. Стремясь разрешить отмеченные нами проблемы формального нахождения школьников в коллективе, педагогический школы пошёл по пути опытного создания разновозрастных творческих объединений обучающихся.
Разновозрастные творческие объединения по различным направлениям (трудовая деятельность, общественная деятельность и т.д.) организуются для проведения коллективно-творческой деятельности и установления отношений в разновозрастных группах в процессе совместной деятельности. Все школьные коллективы взаимодействуют друг с другом в едином образовательном пространстве, каждый школьник обязательно является членом какого-либо сформированного коллектива. Именно такая организация образовательного пространства школы позволяет реализовывать идеи развивающего обучения и воспитания, педагогики сотрудничества, системно-деятельностного подхода, идей Л.С. Выготского.
Всё вышеизложенное явилось одним из оснований создания и реализации программы «Мы разные, но мы вместе!» (Шульгина И.Б., Перекосова М.В., Грищенко Н.Н.). Программа является победителем первого Всероссийского конкурса авторских программ, учебно-методических материалов и электронных ресурсов, который был направлен на развитие творческой активности детей, подростков и молодежи, «творческих инициатив обучающихся и воспитанников в системе российского образования» (организатор - ФГАУ «Федеральный институт развития образования», 2012 г.).
Данная программа представляет совокупность психолого-педагогических условий, форм, средств и методов организации практической деятельности педагогов, направленной на создание комфортных и благоприятных условий для привлечения обучающихся к продуктивной коллективной деятельности. Программа предполагает проведение комплекса взаимосвязанных занятий и мероприятий, позволяющих целенаправленно вводить обучающихся в коллектив разновозрастных творческих объединений, обеспечивает выбор дел по интересам, наибольшим образом способствующих раскрытию творческого потенциала каждого обучающегося, способствовать успешной социализации. Программа содержит несколько взаимосвязанных разделов.
Тематика Раздела 1 «Давайте познакомимся» отражает работу психолога по созданию детского коллектива. В тесном контакте с психологической службой работает классный руководитель, который проводит тематические и ситуационные классные часы, направленные на создание коллектива в классе, осознание места и роли ребенка в классном коллективе.
Раздел 2 «Мои творческие мастерские» предлагает серию занятий, ориентированных на проявление индивидуальных творческих способностей. Рассматриваются мероприятия, позволяющие ребёнку самовыразиться.
Возможна организация работы по проектной деятельности, которая позволяет сформировать творческий коллектив учащихся. Обязательное условие успешности занятий данного блока — перспектива представить своё творчество (номер в концертной программе, выступление на классном часе, участие в празднике для детского сада, доклад на общешкольной конференции и т.д). Школа должна ассоциироваться у ребёнка с территорией творчества.
Раздел 3 «Я, ты, он, она — вместе дружная семья» — это раздел, в котором даются рекомендации по развитию реально существующих разновозрастных твор ческих коллективов. Ребята становятся их полноправными участниками, направление деятельности выбирается с учётом рекомендации классного руководителя, который владеет данными психологической диагностики. Игнорировать желание ребёнка нельзя, даже если, по вашему мнению, этот вид деятельности ему не подходит.
Вопросы социализации решаются через знакомство с городом, в котором живём, его культурно-историческим наследием, поднимаются вопросы толерантности. Социализация учащихся идёт через участие в социальных проектах-практиках, мероприятиях, имеющих большое значение для школы, микрорайона, города.
Раздел 4 «Наше творчество — наш дар миру» — заключительный раздел программы. Обучающиеся выступают инициаторами тематических классных часов; одновременно предполагаются экскурсии и общешкольные мероприятия, как правило, ориентированные на родителей, социальных партнёров. Участие в таких масштабных мероприятиях позволяет ребёнку не только чувствовать себя полноправным членом коллектива, но и осознать свою успешность в нем.
Отличительной особенностью данной программы является создание условий для продуктивной работы всех участников образовательного процесса — детей, родителей, педагогов. Сочетая научную обоснованность содержания образования с его допустимостью, яркой интересной наглядностью, поддержкой творческих инициатив обучающихся, предоставлением возможностей для самореализации, можно добиться того, что все дети будут вовлечены в продуктивную деятельность. Задача педагогов не упустить предоставленные возможности.
ЛИТЕРАТУРА
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» http:// www.educom.ru/ru/works/projects_ournewsch/school/index.php.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Фундаментальное ядро содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения).
-
Выготский. – М.: ИД Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики).