Современные формы обучения в нашей новой школе, или как интеграция смогла объединить разные дисциплины

Ермолинская Елена Александровна

Кандидат педагогических наук,
старший научный сотрудник
Учреждения Российской академии образования
«Институт художественного образования»

Аннотация: 
Современные формы обучения в нашей новой школе, или как интеграция смогла объединить разные дисциплины

Обучение в современной школе построено на принципах изолированности и самодостаточности образовательных дисциплин, что, казалось бы, органично соответствует классно-урочной системе, основы которой заложил Ян Амос Коменский. Вместе с тем если учащиеся российских школ показывают неплохие результаты в знании отдельных дисциплин, то применять полученные в школе знания на практике в повседневной жизни не умеют. Отсутствует механизм переноса знаний из области конкретной науки в область повседневной жизни. Умения и знания, полученные в школе, существуют в сознании ученика в виде абстрактной суммы информации, которой можно воспользоваться только в школе, только в ответе у доски или только при написании контрольной работы.
Возникает вопрос, почему при обсуждении неумения переносить полученные на занятиях знания в жизнь нами поднимается вопрос о классно-урочной системе. Обе эти проблемы определенным образом взаимосвязаны. Дело в том, что само понимание классно-урочной системы многогранно. Это и форма объединения детей по возрастным и интересам (профильные классы), и методика организации учебного процесса, которая включает объяснение нового, опрос, фронтальную работу, подведение итогов, которые должны быть реализованы в сорок пять минут, и постоянство коллектива учащихся и место проведения занятий и т. д. Нас в данном случае в словосочетании «классно-урочная система» интересует второе слово – урок, которое определенным образом влияет на «взаимоотношения» между предметами.
Стандартное понимание урока – как процесса освоения учениками знаний по конкретной учебной дисциплине – превращает единый процесс обучения в форму изучения отдельных знаний по различным образовательным дисциплинам.
Процесс воспитания и образования носит целостный характер, т. к., во-первых, его трудно расчленить на отдельные операции в виде мелких шагов или последовательного формирования отдельных качеств личности. Единым процесс является еще и потому, что педагоги-предметники в процессе обучения обращаются к единому сознанию учащегося, требует внимание именно к своему предмету. Только что ученик овладевал знаниями по математике, и вот он уже погружается в пространство литературного произведения и затем – к познанию физических или химических законов природы. Происходит смена предметно-образовательных приоритетов. Каждые сорок пять минут один из педагогов- предметников предъявляет права на сознание ребенка, на внимание именно к его предмету, на желание и готовность ученика достойно и в полной мере этот предмет изучать. Борьба учебных дисциплин за приоритеты в сознании ребенка вывела учебные предметы на уровень внутренней приоритетности для самой системы образования, определяющей какие из этих дисциплин главные, какие второстепенные, какие – родной ребенок образовательного процесса, а какие – пасынки. В авангарде этой негласной иерархии учебных наук стоят русский язык и математика, далее физика, химия и компьютерная грамота (информатика), за ними следуют история, география, биология. Замыкают список уроки искусства – музыка и изобразительное искусство. Авторитет последних среди других предметов настолько низок, что завуч, отвечающие за составление расписания, не стесняясь, может заявить педагогам искусства о том, что их предметами «разбавляются» трудные дисциплины. Тем самым предполагается, что на уроках искусства дети не работают, а отдыхают.
Парадокс заключается в том, что ошибочное мнение педагогов, родителей и простых обывателей о том, что ребенок на уроках искусства отдыхает, отвечает действительности. Противоречие заключается в том, что урок искусства не менее сложен и важен для ребенка, чем математика. Может, поэтому в жизни бухгалтеров и кассиров значительно больше, чем художников. И в то же время ученик действительного отдыхает, но не в том понимании, что ему легко и делать на уроке искусства нечего. Совсем наоборот. С большим напряжением на уроках искусства работает правое полушарие – творческое, художественное, давая отдых логическому, рациональному левому полушарию.
Еще в девяностые годы В. В. Давыдов отмечал, что «учимся мы предельно нерационально. То, как учат вас, школьников, да и меня в том числе, – это ж, я бы сказал, способы «времен Очакова и покоренья Крыма»! Это дикость»! А дикость заключается в том, поясняет ученый, что «с первых дней пребывания в школе дети попадают (во всяком случае в нашей стране) в жесткую систему образования, в которой доминирует обучение, направленное по преимуществу на передачу школьникам знаний и на одностороннее культивирование у них репродуктивного мышления. Художественное, нравственное и физическое воспитание ущемлены и находятся на втором плане по сравнению с преподаванием «научных дисциплин…они большей частью лишь объекты учебно-дисциплинарных воздействий системы образования. Эта система не создаѐт тех условий, которые необходимы для развития творчества школьников». (с.18, 157 Давыдов В. В. Лекции по общей педагогике.: Учебное пособие для Студенов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176с.)
Каковы роль и значение предметов искусства в общем развитии и образовании школьников – разговор особый. В данной работе мы обращаемся к проблеме построения учебного процесса на принципах самодостаточности и изолированности учебных дисциплин, которые поддерживаются самими педагогами-предметниками, как к проблеме, тормозящей развитие образования и требующей активного рассмотрения. Углубление в отдельно взятую дисциплину ведет к ранней и необоснованной профилизации знаний, к гонке за научными достижениями, которая требует систематического добавления к уже имеющимся знаниям новых. Это ведет к увеличению учебной нагрузки, абстрактности самих наук и неспособности школьников рассматривать знания, умения, навыки как опорную силу реализации их в повседневной жизни.
Могут возникнуть возражения, что в практике опытных педагогов проблема «заземления» знаний по предмету на практику повседневной жизни реализуется с помощью заданий, проведения аналогий, жизненных примеров, организацией специальных опытов, привлечения потенциала музеев и проч. Это можно только приветствовать, и честь и хвала такому педагогу. Но, как правило, такой педагогический опыт и такие педагогические усилия единичны и, как показывает практика, уже недостаточны. Наиболее эффективны способы активизации практического применения знаний, умений и навыков в повседневную практику ученика рождаются в результате объединение усилий нескольких педагогов-предметников. В этом случае прослеживается системность и преемственность в обучении, формируется более тесный контакт между педагогами, определяется единство целеполагания к образованию и требованиям к уровню освоения разных учебных дисциплин.
Обозначившаяся пару десятилетий назад тенденция интеграции во всех областях жизнедеятельности социума – от политики, экономики до культуры и образования – в меньшей степени коснулось именно системы образования. В то время как именно интеграция знаний разных наук и взаимодействие образовательных дисциплин позволили бы решить целый ряд учебно-образовательных, методических проблем, в том числе проблему активизации познавательного интереса школьника, повышение мотивации к обучению, формирование навыков переноса знаний, полученных на занятиях в школе в обыденную жизнь и их использование в быту.
Каковы механизмы взаимодействия и интеграции в образовании учебных предметов? Как практически можно реализовать принцип взаимодействия в практике преподавания определенной дисциплины? Как строится такой урок? Какую форму получают задания, и каковы наиболее эффективные виды деятельности на таких интегрированных уроках? Как находить оптимальные пути взаимодействия и точки интереса соприкасания между ними? И что такое сам интегрированный урок? Насколько самостоятельными останутся отдельные учебные дисциплины, если их преподать на основе интеграции и взаимодействия? Вопросов действительно много. Ответы на многие из них можно найти в теоретических и научно-методических трудах ученых Института художественного образования, в котором вопросы интеграции в образовании разрабатываются с середины восьмидесятых годов прошлого века.
Основоположником концепции интеграции предметов образовательной области «Искусство», полихудожественного развития школьников и взаимодействия учебных дисциплин был доктор педагогических наук, профессор, Член-корреспондент РАО Юсов Борис Петрович. Лаборатория интеграции искусств, которой он руководил до недавнего времени, имеет обширную экспериментальную базу, на которой апробируются экспериментальные интегрированные программы по разным видам искусства. Сотрудниками лаборатории накоплен значительный педагогический опыт в области освоения интегрированных технологий на всех ступенях образовательного процесса от детского сада до высших учебных заведений и курсов повышения квалификации педагогических работников.
Правомерен вопрос: какое отношение к преподаванию, например, предметов естественно-математического цикла имеют опыт и методики интеграции и взаимодействия предметов искусства? Действительно, виды искусства, родство которых определяется единой для них категорией художественным образом, обращены к эмоционально-чувственной сфере личности, представляют собой одну из форм мировоззрения и формируют основной компонент культуры. Другое дело – науки, изучающие частные формы проявления физического мира, – химические, природно-географические, математические и физические. Эти науки поострены на строгих научных
данных, законах и формулах. Как их, такие разные можно объединить и заставить взаимодействовать?
В результате многолетних исследований было доказано, что, во-первых, законы, механизмы и принципы построения интегрированных уроков, взаимодействия и интеграции уроков искусства универсальны и могут применяться в любых областях знаний – от преподавания гуманитарных дисциплин до предметов естественно- математического циклов. К таким общим принципам можно отнести следующие:
- главным объектом приложения педагогических усилий должен стать ученик, а не предмет, которому в обязательном порядке надо научить ребенка. (Не ребенок для школы, но школа для ребенка.) Построение учебного процесса и каждого урока идет от знания психологический особенностей возраста и интересов растущей и познающей личности. Что ей полезно, что нужно, что важно, что необходимо знать, уметь, понимать. Над чем заставить задуматься, что понять, что развить и усилить;
- изменение взаимоотношения между педагогом и учеником: ученик становится не только объектом образовательного процесса, задача которого усвоение готовых знаний, но субъектом этого процесса, который заинтересован в получении знаний и должен для этого приложить определенные усилия. Свои знания он должен добыть, в том числе и на основе деятельностного подхода;
- изменение образовательного пространства предмета (науки) которое позволит сделать его более открытым для сотрудничества с другими областями знаний и увидеть собственную науку в ряде других учебных дисциплин. Необходим выход учебного материала за рамки собственного учебного предмета. Не предмет, например, физики ради физики, но физики как науки, изучающей одну из форм существования материи и проявление еѐ свойств и качеств.
- наличие коллектива единомышленников, готовых к взаимодействию и имеющих желание освоить подобную форму обучения;
- наличие лидера, которым может быть как научный руководитель, так и педагог, наиболее заинтересованный в освоении современных педагогических технологиях.
Во-вторых, само понятие интеграции многослойно и многоуровнево. Преподаватели, учебные заведения, группы учителей определяют общие позиции интеграции и взаимодействия, механизмы и уровни их реализации. Интегрированные технологии и механизмы взаимодействия могут быть применены частично, локально, в результате работы временного педагогического коллектива, на основе выбора общей темы
(идеи), созвучия учебного материала, совпадения областей знаний, исторических дат, научно-изыскательского опыта и проч.
В-третьих, интеграция, понимаемая шире, нежели взаимодействие двух и более учебных предметов, предполагает взаимодействие основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной форм деятельности, объединение детей в разноуровневые группы и планирование «нестандартных форм работы», таких, например, как проведение художественного события, которое не ограничивается только предметами художественного цикла, ученических научно-практических конференций, защиту проектов и объединение усилий воспитателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-предметников и многое другое.
В-четвертых, понимание и следующая инстанция – принятие концепции взаимодействия между учителями и интеграции между предметами проходит через познание на практике специфики взаимодействия и интеграции, через личностнный педагогический опыт. Ни одно научно-теоретическое издание не сможет в полной мере раскрыть и убедительно доказать те образовательные и воспитательные возможности, которые несет в себе взаимодействие и интеграция. Только собственный опыт и собственная практика и практические методики из опыта педагогов-экспериментаторов дают возможность глубокого понимания интеграции.
В данной работе мы представляем научно-практический материал, который объединил:
- усилия учителей-предметников по таким учебным дисциплинам, как география, биология, химия, физика, история, МХК, физическая культура, музыка,
- учащихся нескольких возрастных групп: учеников 6-х,7-х,8-х классов,
- использовал разнообразные формы и виды работы, такие как групповая, коллективная, проектная,
- использовал классно-внеклассную форму обучения.
Предложенная форма работы из опыта одной из московских школ стала возможна в результате стечения многих обстоятельств. Среди них: наличие педагогов, которые были заинтересованы в проведении этого мероприятия, требующего достаточно длительного срока подготовки и усилий со стороны всех участников проекта как учителей, так и учеников, желающих сотрудничать и взаимодействовать и способных разомкнуть знаниевые границы своего предмета для взаимодействия с другими учебными дисциплинами. Такая толерантность к другому образовательному предмету является показателем профессионализма, хорошего знания своего предмета, свободного ориентирования в учебном материале и знании общих проблем, которые рассматриваются на других учебных дисциплинах. Во-вторых, инициатива реализации данного проекта была поддержана педагогами-предметниками, которые напрямую не были заинтересованы этом проекте, но пошли на проведение дополнительных занятий с учащимися, изучение с ними материала, выходящего за рамки учебного плана с тем, чтобы проект получил достойное содержание и был интересен. Эта работа проводилась педагогами во внеурочное время. Способность педагога пойти навстречу другому для реализации проекта и оказать помощь за счет своего свободного времени положительно характеризует самого педагога и уровень взаимоотношения в коллективе. В-третьих, было осуществлено научное руководство специалистом, который занимается вопросами интеграции в образовании. И, пожалуй, самое главное: наличие лидера – педагога-предметника, учебный материал которого лег в основу этого проекта. Необходимо отметить, что в зависимости от целей, образовательных задач и направлений развития личности школьника, базовым предметом, материал которого берется за основу объединенного учебного события может стать любая образовательная дисциплина. Таким, предметом в данном случае стала география, а идейным лидером, инициатором –преподаватель этой дисциплины Макушина Юлия Александровна, которая убеждена в уникальности роли географии в формировании личности детей и в том, что география, это не просто школьный предмет; это даже скорее не предмет, а особое видение мира. География помогает маленькому человеку открыть всѐ многообразие и красоту окружающего мира. Ей была близка позиция Н. В. Гоголя, высказанная в его знаменитых «Мыслях о географии»: «Велика и поразительна область географии… где найдутся предметы, сильнее говорящие юному воображению! Какая другая наука может быть прекраснее для детей, может быстрее возвысить поэзию младенческой души их!».
Мероприятие, которое было проведено в результате взаимодействия и сотрудничества между педагогами-предметниками, можно назвать «научно-познавательным событием», по аналогии с художественным событием. Термин «художественное событие» был введен в педагогику искусства в середине девяностых годов сотрудником лаборатории интеграции искусств ИХО РАО Суховой Т. И. Он определял учебно-познавательное образовательное мероприятие-праздник, оформленный на основе творческих работ учащиеся. Художественное событие может проводиться как в урочное, так и в неурочное время. Основная задача художественного события –подведение определенных итогов по учебным дисциплинам и познание нового материала в атмосфере праздника науки и искусства по специально созданному сценарию, в коллективе учащихся разных классов и параллелей, используя разнообразные формы организации деятельности детей: викторины, конкурсы, сообщения, защиту проекта, концертные номера и др.
Сценарий научно-познавательного события был разработан с учетом нескольких проблем:
1. Формирование интереса учащихся 6 и 7 классов к дисциплинам, которые будут изучаться ими в дальнейшем – физике и химии.
2. Активизация познавательной деятельности, повторение и обогащение пройденного материала по таким дисциплинам, как география, МХК, биология, химия, физика, и реализация проектных форм обучении у учеников 8-го класса.
3. Иллюстрирование ученикам практических возможностей применения знаний, полученных в школе по разным учебным дисциплинам в повседневной жизни.
4. Раскрытие учителям, принимающим участие в этом мероприятии, педагогических возможностей и образовательных результатов, которые открываются в процессе работы на принципах интеграция и взаимодействия.
Выбор ведущего предмета, учебный материал которого лег в основу сценария был обоснован несколькими факторами, среди них – богатый и интересный методико-педагогический опыт, энтузиазм и энергия учителя географии, который продолжает работу с учениками по своему предмету в системе дополнительного образования.
Еѐ усилиями в школе создан туристический клуб «37 меридиан» для учащихся
7–10 классов, в рамках работы которого летом осуществляются ежегодные выезды с группой детей в разные регионы страны с исследовательской и познавательной целью. Активная познавательная деятельность ребенка в походе и педагогическая деятельность, построенная на принципах свершения детьми малых географических открытий, в этих походах, по мнению педагога способны не только повысить мотивацию к обучению по предмету, но и помочь ученику стать исследователем и открыть ему широкий простор для творческого познания мира.
Выезд можно назвать вершиной айсберга, поскольку самому походу предшествует большая подготовительная работа. Это и выбор маршрута, определение его познавательных, знаниевых и культурологических целей и задач. Среди них:
- При подготовке к походу педагог вместе с учащимися выбирает маршрут путешествия и направление исследования, в котором будет работать группа: например, изучение топонимики и лекарственных растения района похода, наблюдение проявления новейшей тектонической деятельности или изучение динамики и основных параметров водного потока (расход воды, среднюю глубину и скорость с вычерчиванием поперечного и продольного профилей реки, глазомерной съѐмкой порогов и составлением их схем и т. п.), изучение культуры местных жителей или историю создания музея, другого строения (блиндажа, канала и проч.) .
- Идет совместная разработка маршрута – его протяжѐнности и продолжительности.
- Прорабатывается соответствующая специализированная литература по выбранной тематике исследования, идет знакомство с туристским отчетам других групп школьников, путешествовавших по данному району и проводятся предварительные исследования по плану: 1.
1. Географическое положение изучаемого района.
2. Геологическая история развития территории.
3. Рельеф и его основные формы.
4. Основные факторы выветривания в данном районе.
5. Культурно-исторические особенности местности.
- Отрабатываются необходимые умения, навыки по чтению карты, ориентированию, работе с анемометром – определение скорости ветра с картографическим материалом и др. поскольку во время похода учащимися осуществляется коррекция карты района потому что за время, прошедшее с момента топосъѐмки неизбежно происходят изменения и метеорологические наблюдения за погодой: измеряют 3 раза в день температуру воздуха, отмечают направление и силу ветра, осадки, состояние атмосферы, что позволяет сделать вывод об изменении погоды за время путешествия.
Во время самого похода в поле зрения группы попадают такие объекты познания, как
а) культурные, исторические, национальные особенности народа или народности, по территории которой проходит маршрут, особенности воспитания подрастающего поколения. Происходит знакомство с устным и письменным народным творчеством, сказками, приданиями, ритуалами, искусством, традициями и обычаями, очень важно, поскольку они раскрывают особенность мировоззрения, раскрывают систему ценностей народ, духовно-нравственную составляющую культуры,
б) природа, климат, образ жизни, занятия, животный и растительный мир.
В основу сценария было положено виртуальное путешествие, которое совершали ученики 6 и 7 классов. В качестве помощников или консультантов, которые сопровождали группы и делились с ними научно-познавательной информацией, необходимой для дальнейшего продолжения похода, привлекались учащиеся 8-х и 9-х классов. Научные консультанты должны были приготовить сообщение по теме исследования и презентацию. Темы сообщений – малых проектов по химии, физике, биологии, МХК, географии были выбраны и предложены педагогами-специалистами. Консультанты готовили эти темы попарно. Чтобы сообщение консультантов воспринималось лучше, в пару были поставлены юноша и девушка. Интонация и тембр голоса активизировали внимание участников виртуального похода. Контролировать работу над проектами и проводить репетиций выступлений должны были педагоги-предметники. Для того чтобы докладчики ориентировались в общей сюжетной канве виртуального похода, было проведено несколько общих репетиций, что позволило определить примерное время проведение всего мероприятия.
Ученики 6-х и 7-х классов, участвующие в виртуальном походе, на репетициях не присутствовали. Они были оповещены за неделю о том, что в актовом зале они примут участие в соревнованиях, связанных с походом. Для этого им было необходимо приготовить на класс два комплекта для похода, в которых входят: палатка, рюкзак, коврик, продукты и необходимые с их точки зрения вещи. Отвечали за комплектацию классные руководители. Для того чтобы конкурс на собирание рюкзака был интереснее, классные руководители дополнили комплекты такими предметами, как кипятильник, фен, керамическая чашка, надутый мяч, утюг и проч.
Педагог по музыке помог сформировать группу поющих детей, которые будут принимать участие в конкурсе походных песен, и провел с ней несколько репетиций. Учитель физической культуры отобрал учащихся, которые могли бы достойно представить класс или свою походную группу в спортивных соревнованиях. Эти ученики должны были прийти в спортивной форме.
Целью похода было выбрано седьмое чудо света – Останцы на горе Маньпупунѐр: геологический памятник МАНЬ-ПУПУ-НЁР или Малая гора идолов. Они расположены на территории Троицко-Печорского района республики Коми, в междуречье реками Ичотляга и Печоры. Количество останцев 7, высота их от 30 до 42 м. Влияние на выбор конечной точки маршрута оказало и то, что с ним связаны многочисленные легенды культа манси, культура которых интересна сама по себе.
Представляем краткий сценарий научно-образовательного события на тему «Идем в поход». В роли ведущего и начальника похода выступал преподаватель географии.
Ведущий: В нашей школе около 20 лет работает туристский клуб. «37 меридиан». В составе клуба ученики школы ходят в походы пешие и водные. Они посетили многие уголки Родины. Мы побывали …
Идет перечисление маршрутов походов, даются слайды, сделанные в этих походах, которые имеют большую силу воздействия на ученика, поскольку на фото удивительных природных ландшафтов и сцен из походной жизни они узнают одноклассников или учащихся старшей школы, которых встречают в коридорах школы. Направления маршрутов походов, в которых побывали ученики в составе клуба, отмечены на карте России.
Ведущий: Лично я считаю, что каждый человек хоть однажды в жизни, должен побывать в походе. Однако взять всех вас в настоящий поход я не могу, поэтому мы совершим поход ВИРТУАЛЬНЫЙ.
Каждый поход имеет свою цель. У нас будет две цели. Первая географическая – достичь плато Маньпупунер, которое находится на Северном Урале. Вторая – практическая. По окончании похода мы должны выяснить, какие знания, полученные в школе, пригодятся нам в походе? Нужна ли нам физика и химия, биология и география и физкультура. Может быть, по окончании похода вы добавите в этот список другие дисциплины, которые изучаете в школе. Для того чтобы заинтересовать вас походом, я расскажу о конечной точке нашего путешествия. Плато Маньпупунѐр отнесено к 7 чудесам природы России. Дойти до него может только хорошо подготовленный турист, потому, что идти надо не по асфальту, а по тайге, заросшей и заболоченной, с тяжѐлым рюкзаком за спиной.
Во время рассказа идет показ слайдов, фотографий.
Ведущий: Всех вас, кто сейчас в зале, для одного отряда многовато. Классическое число участников похода не должно превышать пятнадцати человек. Таким образом, мы не сможем весь класс взять в поход и предлагаем определиться, кто войдет в активную часть команды, кто останется в составе запасных с правом оказании совещательной помощи участникам конкурса. Поскольку в зале несколько классов, мы делим всех активных участников на четыре команды: 6-а, 6-б, 7-а, 7-б. Ученики одного класса будут представлять команду. Каждая команда выбирает себе капитана.
В виртуальном походе нас будут поджидать трудности и испытания. Капитан назначит тех, кто будет участвовать в том или конкурсе и получать баллы. В качестве баллов у нас будут конфеты. По окончании конкурса члены жюри, в которое входят старшеклассники, уже участвовавшие в настоящих походах в качестве членов клуба «37 меридиан», и педагоги по таким предметам, как музыка, МХК, физическая культура, химия, физика, биология.
Даю вам 1 минуту для того, чтобы выбрать капитана и на то, чтобы капитану занять свое место.
Место капитана указывается на стуле. Там же лежит нагрудный знак и нарукавная повязка капитана
Ведущий: Капитаны выбраны, мы приступаем к первому конкурсу.
Первое испытание – чтение географической карты. Необходимо проверить, хорошо ли вы умеете читать карту. Для этого на экран выводится общая карта местности с вариантами индивидуальных маршрутов, которыми пойдет каждая группа во главе с капитаном. Необходимо за три минуты прочесть карту и доложить жюри. Каждый конкурс будет оцениваться в пять баллов.
Капитаны, выбирайте представителей от команды. Каждая команда по жребию получает свой маршрут. После каждого ответа команд жюри выставляет за него баллы и они виде конфет отправляются в ярко оформленные на уроках ИЗО упаковочные коробки
Второе испытание – собрать рюкзак НА ВРЕМЯ. Умение собирать рюкзак очень важно для туриста. Недаром тем, кто собирается в …плавание, желают «Семь футов под килем», а тем, кто идет в поход, – «Легкого рюкзака». Вам дается не более 3 минут, чтобы уложить рюкзак. Капитаны выбирают представителей от команды. Представители команд выходят к столам с вещами, заранее приготовленным каждой командой (классом). Конкурс начинается с отмашки эксперта. Эксперт включает секундомер.
Ведущий: В походе нам будут помогать эксперты: те, кто хорошо учится по физике и Елены Андреевны, по химии у Елены Анатольевны, по биологии, которую преподает Ирина Борисовна, по физической культуре, которой занимаются у Олеси Геннадьевны.
По истечении времени эксперты – консультанты по физике, проверяют правильность сборки рюкзака, дает визуальную оценку собранному рюкзаку, затем вынимает предметы, положенные в рюкзак, с пояснением правильности или неправильности размещения в рюкзаке. Особое внимание уделяется положению коврика, наличию «случайных» предметов, соседству продуктов и обуви, способам их упаковки, отсутствию необходимых вещей, например сменной пары носков, предметов личной гигиены и проч.
Знатоки по физике делают сообщение, показывают презентацию, в которой с научной точки зрения, приводя физические законы и формулы, рассматриваются проблемы: на что надо обратить внимание при выборе рюкзака чтобы он в походе не резал плечи, и почему тяжелые предметы должны лежать внизу рюкзака.
Ведущий: Рюкзаки собраны, мы в пути, наш поезд подъезжает к станции. Поезд стоит на этой станции всего несколько минут. Вопрос командам - Где должен быть турист и его рюкзак в момент остановки поезда?
Представители команд отвечают. На вопрос могут ответить как участники группы, так и ученик класса, не вошедшие в группу и находящиеся в качестве болельщиков и наблюдателей. За правильный ответ начисляются баллы.
Ведущий: Теперь послушаем, что скажут знатоки, изучающие физику.
Выходят знатоки. Следует сообщение знатоков с использованием презентации. В обосновании правильного ответа ими приводятся физические законы, которые можно выразить виде формул.
Ведущий: Мы вышли из поезда на открытый перрон. На улице гроза, сверкают молнии. Спрятаться негде. Вопрос командам: кто знает правила поведения во время грозы?
Представители команд отвечают. За каждый правильный ответ членами жюри начисляются баллы.
Ведущий: Теперь обратимся к знатокам физики. Они расскажут, что такое молния, каковы правила поведения в грозу и что надо делать, когда гроза застала вас на открытой местности.
Выходят знатоки. Идет сообщение знатоков на фоне презентации о том, что представляет собой молния, каковы правила поведения в грозу, как надо вести себя на открытой местности, под какими деревьями можно спрятаться от грозы в лесу.
Ведущий: Грозу отряды переждали, и все вместе двинулись к лесу. После грозы путь нам преградили топи и болота. Вопрос участникам похода: как их преодолеть?
После ответов всех команд ведущий обращается к знатокам-консультантам.
Ведущий: Обосновать правильность преодоления болота нам помогут знатоки физики.
Выходят знатоки. Используя презентацию, на основе знания законов физики они демонстрируют, как на практике можно преодолеть топи и болота.
Ведущий: Болото мы преодолели и, все мокрые и голодные, вышли к стоянке. Разбили лагерь, развели два костра – для приготовления пищи и сушки вещей после дождя. Вопрос группам: как быстрее высушить мокрые вещи у костра? Второй вопрос: как быстрее приготовить еду? В каких котелках быстрее сварится еда и почему? Вопрос третий: какой ложкой удобно есть, и какой должна быть кружка? Вопрос дополнительный: кто знает, что надо сделать с котелком, для того чтобы он легко очищался от сажи?
Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки.
Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ответов?
Выходят знатоки физики. Используя презентацию, на основе знания законов физики они поясняют правильность ответов.
Ведущий: Поели, высушили вещи, ставим палатки на ночь и кладем коврики. Вопрос группам: какие коврики лучше брать в поход и почему?
Представители групп отвечают на вопросы и получают за ответ очки.
Ведущий: Мы выслушали все ответы, а теперь послушаем знатоков физики. Как они объяснят с точки зрения науки правильность ответов.
Выходят знатоки физики. Используя презентацию, на основе знания законов физики они поясняют правильность ответов.
Ведущий: Первый день пути закончился. В конце дня туристы собираются у костра и поют песни. Мы объявляем конкурс бардовской (туристической) песни. Наши консультанты установили нам имитатор костра. Представители каждой группы по очереди выходят к «костру» и исполняют один из куплетов своей песни. Так постепенно соберутся представители всех групп, и все вместе они споют нам одну общую песню.
Идет конкурс туристических песен. За исполнение каждой начисляются баллы.
Ведущий: На этом первый день пути закончен. Посмотрим, какие испытания ждут нас во второй день нашего путешествия.
Ведущий: С самого утра к моей палатке потянулись те, кто:
а) натер ноги в походе,
б) у кого повысилась температура, он простыл,
в) кого покусали насекомые,
г) кто случайно поранился, обжегся.
Среди девочек возникла паника. Тех, кому нужна помощь, много, а медикаментов на всех может не хватить. И здесь нам на помощь приходят знатоки биологии, которые много знают про растения. Не исключено, что и среди вас много тех, кто любит ботанику. Чтобы это выяснить, учитель биологии предложила командам небольшую викторину.
3) какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (валериана, сердечные болезни).
4) у каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы? (липа, календула, ромашка, пижма, тмин, первоцвет).
5) у каких растений в качестве лекарственного сырья используют корни и корневища? (аир, валериана, женьшень, лопух, солодка, девясил, родиола).
6) у каких растений в качестве лекарственного сырья используют плоды? (боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
7) какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (белладонна, дурман, болиголов, ландыш, наперстянка).
Идет сообщение знатоков (с использованием презентации) по лекарственным растениям средней полосы и их приготовлению в походных условиях.
Ведущий: Из сообщения знатоков ботаники мы поняли, что для приготовления отваров из лекарственных растений нам потребуется большое количество питьевой воды. Такого большого количества воды у нас нет, но рядом есть болото. Как быть? Для этого мы обратимся за помощью к знатокам химии – науки, которую вы будете изучать с Еленой Андреевной.
Следует выступление знатоков химии о свойствах воды, видах источников и способах очистки воды в походных условиях. Приемы очистки показаны с использованием подготовленной презентации и на практике.
Ведущий: Знатоки объяснили вам, как в походных условиях очистить воду. Они же приготовили вам все необходимое для того, чтобы на практике применить полученные знания. Представители от команд проходят за приготовленные консультантами столы, где есть все необходимое для проведения этого процесса: фильтры, песок, уголь и проч. Ваша задача – на скорость получить чистую воду, пригодную для применения.
Выходят по три представителя от команды.
Ведущий: Воду мы очистили, отвары приготовили, пострадавшим в походе помогли, отправляемся в путь. На нашем пути лежит Медвежья пещера. Консультант по географии подготовил сообщение. Про эту пещеру нам расскажет Миша.
Консультант по МХК выступает со своим обзорным проектом по пещерам, подробно останавливаясь на Медвежьей пещере.
жертвенное место печорских вогулов (манси).
Ведущий: Процесс появления пещер раскроет нам специалист по химии, поскольку в появлении пещер непосредственное участие принимает вода и возможности еѐ соединения с разными химическими элементами или воздействием с легко растворимыми в воде горными породами (гипсами, известняками, мраморами, доломитами и каменной солью).
Выступление знатоков по химии.
Ведущий: Мы не можем пройти мимо пещеры, и нам предстоит спуск. Спуск в пещеру требует хорошей физической подготовки. На пути к пещере встретились следующие препятствия, которые выполняются на скорость. Организовывать и судить это конкурс будут знатоки физкультуры. Конкурсы следующие:
- пройти по тонкой доске,
- перенести одного человека из группы на скрещенных руках,
- принести стакан воды, не расплескав его,
- перейти опасный участок, используя два деревянных настила,
- оказать первую помощь, забинтовав руку,
- с места перепрыгнуть трещину,
- перепрыгивать с камня на камень и др.
Ведущий: Мы преодолели препятствия, и подошли к цели путешествия. Напоминаю, что наш выбор географической цели был обусловлен еще и тем, что вокруг Попунеров народом Манси создано много легенд. Среди наших знатоков-консультантов нашлись такие, кто подробно изучал культуру народов манси: легенды и обряды, образ жизни, предметы быта и искусство. Предоставим слово им.
Сообщения специалистов по культуре Манси. Выступление сопровождается презентацией.
Ведущий: Наш поход окончен. За нашими группами уже вылетел вертолет. Пока он летит, нам надо подвести итоги похода и ответить на главную цель путешествия: Знание каких учебных предметов может нам понадобится в походе? Слово капитанам команд. Сейчас они зарабатывают для своих команд последние баллы.
Всем участникам этого события: и учащимся, вошедшим в состав команды, и ученикам, которые наблюдали и активно болели за свои команды, предлагаю ответить на вопросы, за ответы на которые тоже будут начисляться баллы. Помните, что в качестве баллов у нас приняты конфеты. Вопросы следующие.
1. Что бы вы посоветовали тем, кто первый раз собирается в поход?
2. Знания каких учебных дисциплин пригодились нам в походе?
3. Какие знания, умения и навыки помогли нам сделать поход интересным и безопасным?
Ведущий: В завершение нашего праздника попросим членов жюри подвести итоги и поделиться своими впечатлениями о работе групп. На том, сколько баллов заработал каждый класс, мы останавливаться не будем поскольку, по моему мнению, выиграли от этого виртуального путешествия и педагоги, и ученики, и учебные дисциплины. Насколько удачно играли команды, будет видно, когда в классе будет вскрыта подарочная коробка, в которую члены жюри не забывали складывать заработанные баллы.
Итоги подводит председатель жюри, он поздравляет всех участников с прошедшим мероприятием.
Литература
1. Гвоздецкий Н.А. Советские географические исследования и открытия.
2. Давыдов В.В. Лекции по общей педагогике.:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 176с.
3. Ермолинская Е.А. Предметы искусства в образовательном пространстве школы/ Сб. научных статей: Многоуровневая интеграция предметов гуманитарно-художественного цикла в образовании детей и юношества: Материалы Всероссийской 11–13 ноября 2009 г. Арзамас-Москва.
4. Ермолинская Е.А. .Педагогические условия формирования продуктивной педагогической модели в учебных учреждениях разного уровня: Сб. научных статей: Интеграция – основа продуктивных моделей современного гуманитарно-художественного образования. Материалы Всероссийской конференции (1–3 ноября 2010г. Москва, ИХО РАО).
5. Журнал «Жизнь Земли», № 17 – 1982 г.
6. Махно В.В. Шаманский мыс (Южный Байкал): Иркутск, 2001.
7. Магидович И.П. «Очерки по истории географических открытий».: Москва, 1967, гл. 63 «Сибирь и Дальний Восток во второй половине XIX – начало XX века».
8. Рычагов Г.И. и др. «Мир географии. География и географы. Природная среда». Издание «Мысль», 1984
9. Cавенкова Л.Г. Творческие задания в практике работы педагога образовательной области «Искусство» электронный журнал Педагогика искусства № 1,2
http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/savenkova_10-12-2006.htm, http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2007/savenkova_12-07-2007.htm
10. Энциклопедический словарь географических названий. Москва, 1973.