Важнейшим современным фактором развития общества является информатизация. Разработанность способов использования коммуникативных связей можно считать одним из главных проявлений прогресса, будь то прогресс экономический или профессионально-личностный. Между тем на фоне стремительного развития информационных технологий возникает проблема конфликта традиций и инноваций. Она в не меньшей степени касается образования в сфере культуры и искусства. Современный театр, как и другие стороны общественной жизни, претерпевает значительные изменения в способах, приемах постановок спектаклей и методиках обучения актеров и режиссеров, стремясь к активной смене традиций инновациями. Это касается буквально всех направлений театральной педагогики. Так, новейшие подходы к обучению актерскому мастерству и сценическому движению ставят своей целью не только усовершенствовать профессиональные качества будущего актера, но и выявить новые. Среди таких профессиональных качеств будущего актера как развитое внимание, ораторские способности, воображение, эмоциональная память и сценическая свобода необходимым становится работа и над формированием информационной компетентности. Важно подчеркнуть, что речь в данном случае идет не о таком качестве, как коммуникабельность.
Под «информационной компетентностью» подразумевается правильное использование актером потенциала интерактивных технологий, грамотное их применение в сфере театрального искусства, овладение возможностями социальных сетей в продвижении своей актерской карьеры и различных проектов, освоение навыков анализа предполагаемого контента и др.
Теоретический анализ исследований, посвященных информационной компетентности, показывает, что под этим качеством личности ученые понимают комплекс проявлений: «Интерактивное обучение позволяет критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми» [2, с. 218].
В научных работах делается заключение о том, что «педагоги и психологи изучают и анализируют преимущества и недостатки внедрения в учебный процесс мультимедийных лекций, виртуальных лабораторий, вебинаров и сходятся во мнении, что технологии мультимедиа позволяют достичь определенных педагогических целей, таких как “анализ, изучение комплексно представленной информации; осуществление вариативного подхода к предъявлению учебного материала; повышение уровня эмоционального восприятия учебной информации и повышение уровня мотивации обучения за счет осуществления разнообразных видов самостоятельной работы” что соответствует действующей цели образовательной политики по подготовке выпускника вуза, способного активно трудиться в инновационном информационном поле» [1, с. 3].
Очевидно, что будущие актеры должны понимать, что, будучи студентами, они уже считаются публичными личностями, как и профессиональные актеры. Ведение социальных сетей, видеоблогинг, работа с аудио и видеозаписывающими устройствами помогают современному актеру совершенствовать профессиональные качества, делают его более осведомленным и подготовленным в информационной сфере, свободным и гибким в общении со СМИ и аудиторией, открытым к освоению новых технологий и методик, форм и проявлений в актерском искусстве.
Использование технологических достижений в обучении будущих актеров отвечает общей направленности актуального искусства на разнонаправленный синтез [4; 6]. Исследователями подчеркивается также важность такого качества современного актера, как умение безопасной работы в информационной среде [5].
Нами проведено анкетирование студентов 2 курса, обучающихся по специальности «Актер драматического театра». Обобщенно результаты показаны на рисунке. В частности, визуализирован уровень информационной компетентности студентов по таким критериям, как:
– владение социальными сетями как инструментом профессионального продвижения;
– уровень освоения навыков анализа и создания контента соцсети;
– понимание значимости развития информационной компетентности.
Изучение уровня информационной компетентности студентов второго курса театрального института «АНО ОО ВО Институт театрального искусства им. И.Д. Кобзона» на основании выделенных направлений показало:
– страницы социальных сетей каждого студента не могут считаться публичными и эффективными в рамках их профессиональной деятельности;
– студенты самостоятельно не используют интерактивные технологии в процессе своего обучения;
– педагоги не используют в полной мере возможности интерактивных технологий в образовательном процессе;
– основной причиной низкого уровня информационной компетентности будущих актеров в сфере интерактивных технологий является незнание способов их применения в процессе самообучения.
Студенты используют видеозапись своих репетиций исключительно для того, что бы в последующем не забыть тех результатов, которых они достигли в процессе обучения актерскому мастерству. При этом отсутствует анализ допущенных ошибок, что должно служить первопричиной использования этого метода. Некомпетентность в использовании интерактивных технологий порождает некомпетентность будущих актеров в материале, над которым он работает. Данные исследования, например, показали, что студенты не могут визуально отличить и затем обосновать различие трех фехтовальных школ: испанской, итальянской и французской. Это влечет за собой низкий уровень постановок, когда в итальянской пьесе батальная сцена представлена с использованием французского и испанского стилей. Для неподготовленного зрителя эти погрешности малозаметны, но когда актер сталкивается с профессиональным жюри на международных фестивалях и конкурсах, он рискует подвергнуться резкой профессиональной критике.
В целом, изучение уровня информационной компетентности студентов вузов сферы культуры и искусства доказывает необходимость активизации потенциала интерактивных технологий, позволяющих студентам повысить это качество современного специалиста.
Практика в Институте театрального искусства имени И.Д. Кобзона показывает, что внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс способствует совершенствованию профессиональных качеств будущих актеров, росту их коммуникативной культуры. Анализируя первые успехи в области интерактивного образования, можно, пока гипотетически, обосновать и конечный результат этой методики. В методике преподавания актерского мастерства и сценического движения прошли апробацию такие методы и средства обучения, как: виртуальная консультация, видеоконференция и автовербатим. Спустя всего лишь два месяца после внедрения этих методов, студенты показали большую самостоятельность в решении самообразовательных задач.
Автовербатим, представляющий собой интервьюирование каждого студента на предмет его социально и профессионально-личностных вопросов, в свободной от формальности (педагог-студент) форме помог найти общий язык со студентами и, кроме того, понять педагогу степень рефлексии студентов, их включенности в образовательный процесс и уровнь информационной компетентности. Особенность процесса состоит в том, что после получения и анализа данных, педагог предлагает студенту в точности воспроизвести те отрывки интервью, которые (по мнению педагога) необходимы студенту для самоопределения и самопознания.
Виртуальная консультация, помимо того, что позволяет студенту закрепить полученный объем информации и развить профессиональные навыки с помощью исследования собственного опыта, к тому же способствует пониманию сути беспрерывного обучения, к чему должен стремиться каждый актер. Положительный результат этого метода заключается в том, что студент, проработав еще раз вместе с педагогом пройденный материал, или получив помимо основного объема информации, необходимые лично ему дополнительные сведения, лучше подготовлен к следующему занятию.
Видеоконференция стала решением одной из главных педагогических проблем подготовки актеров в институте – недостаточность времени на специализированные занятия. Видеоконференция, как и виртуальная консультация, проходит в режиме реального времени, но осуществляется уже не с каждым студентом отдельно, а подразумевает под собой проведение коллективного занятия. Вся дополнительная часть информации передается с помощью доклада педагога по видеоконференцсвязи. После освещения темы педагог отвечает на каждый вопрос студентов, раскрывая проблему более глубоко. После видеоконференции на очных групповых занятиях проводятся обсуждение и закрепление знаний, полученных с помощью интернет-технологий, а также рефлексия. Преподаватель уточняет и, по необходимости, конкретизирует содержание видеоконференции. Этот метод также обеспечивает непрерывность обучения будущих актеров.
Сбор данных на предмет актуальности и полезности внедренных методов осуществляется на основе ведения и анализа дневников творческих впечатлений каждого студента и тестирования.
По данным анализа творческих дневников, студенты достаточно активно проводят видеоконференции и даже видеодебаты и делают это самостоятельно, без участия педагога, что говорит о повышении уровня самостоятельности и информационной компетентности. Творческий дневник студента помогает педагогу лучше понять степень эстетического восприятия студента, предмет его рефлексии и выявить пробелы в его образовании, что важно для последующей работы по корректировке профессиональных затруднений.
Наряду с названными методами применялся метод видеозаписи репетиций на занятиях актерским мастерством и сценическим движением. Видеозаписи подлежат как детальному разбору в очной форме, так и разбору по видеоконференцсвязи и на видеоконсультациях. Применяемые нами интерактивные методы привели и еще к одному результату: студенты стали показывать себя более дисциплинированными и более ответственно подходить к выполнению заданий. Это удивительно, поскольку педагогический портрет студентов, на начальном этапе внедрения методов и способов обучения, показывал, что половина студентов курса (49%) считали личностные интересы и материальные ценности главенствующими, что, вследствие сказалось на их успеваемости и заинтересованности учебной деятельностью. Другая же половина определялась как более заинтересованная часть коллектива, приоритетом которой были коллективная работа над постановками и достижение поставленных целей. По итогам анализа внедрения в течение двух месяцев указанных выше методов количество студентов, ставящих в приоритет общественные ценности, возросло. Основываясь на тестировании и анализе записей в индивидуальных творческих дневниках, можно сделать вывод, что достижение коллективного творческого результата определяется студентами как основа и залог успешной учебной деятельности. Разумеется, такие ценности, как здоровье, безопасность, общественное уважение и материальный достаток являются для студентов главенствующими, но не рознятся с ценностями общественными, что благополучно сказывается на успеваемости учащихся и на ответственном подходе к образованию.
Необходимо иметь в виду, что цели, профессиональная деятельность и результаты студентов складываются из таких характеристик, как тип характера и мировоззрения. Кроме того, необходимо уделять внимание способностям каждого студента. Анализируя данные, полученные в ходе внедрения метода «автовербатим», можно сделать вывод, что не все педагоги учитывают эти особенности студентов. Усредненные требования и отсутствие индивидуального подхода влекут за собой негативные изменения в мотивации к овладению профессией, появление комплексов, зажатости, зачастую отрицательно влияя на проявления волевых качеств, способность переключать внимание, на творческое мышление и воображение. Ведь развитие профессиональных качеств и способностей каждого студента основывается на мотивации достижения положительных результатов того рода деятельности, который осваивает будущий актер.
Методика «автовербатим» помогла одним студентам преодолеть черты природного темперамента, препятствующие формированию актерских компетенций, другим – раскрыть творческие способности, что позволило установить более доверительные отношения между педагогом и студентами, а также проявить свободу в творчестве.
Исследование показало, что вследствие активного внедрения в образовательный процесс методик, основанных на применении интерактивных технологий, у студентов второго курса театрального вуза повышается мотивация к обучению, качество восприятия и усвоения учебной информации как на занятиях, так и в самостоятельной деятельности. Внедрение интерактивных технологий способствовало более детальному усвоению материала, что отразилось на качестве самостоятельных работ студентов и росте их информационной компетентности. В исследовании были определены возможности применения интерактивных технологий, которые студенту необходимо применять в процессе своего обучения, чтобы добиться лучших результатов.
В процессе использования интерактивных технологий создаются творческие деловые отношения между педагогом и студентами, что ведет к большей открытости и готовности к творческому саморазвитию будущих актеров.
ЛИТЕРАТУРА
1. Долинина, И.Г., Зернина, Е.В. Мультимедиа-технологии как элемент развития гражданско-информационной парадигмы в современном российском образовании [Электронный ресурс] / И.Г. Долинина, Е.В. Зернина // Интернет-журнал «Мир науки». – 2015. – № 1. – Режим доступа: http://mirnauki.com/PDF/31PMN115.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ. (дата обращения: 25.02.2020 г.).
2. Героева, Л.М., Влияние интерактивных технологий театральной педагогики на самосознание младших школьников [Текст] / Л.М. Героева // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств». – 2013. – Т. 200. – С. 217–223.
3. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: АПН РСФСР, 1960. – 500 с.
4. Савенкова, Л.Г. Педагогика искусства сквозь призму размышлений М.М. Бахтина [Электронный ресурс] / Л.Г. Савенкова // Педагогика искусства. – 2018. – № 3. – С. 130–138. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/savenkova_130-138_.pdf (дата обращения 14.02.2020 г.).
5. Стукалова, О.В., Боякова, Е.В., Юдушкина, О.В. Системный подход к обеспечению информационной безопасности в образовательных организациях (на примере вузов) [Текст] / О.В. Стукалова, Е.В. Боякова, О.В. Юдушкина // Вестник НЦ БЖД. — 2017. — № 2 (32). — С. 104—109.
6. Юсов, Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя образовательной области «Искусство». Избранные труды по истории, теории и психологии художественного образования и полихудожественного воспитания детей [Текст] / Б.П. Юсов. – М.: Компания Спутник+, 2004. – 253 с.