Современные направления гимназического образования в России

Письмак Георгий Александрович

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, директор Лицея-интерната искусств им. С. П. Дягилева (г.Екатеринбург), Почетный работник общего образования РФ, член Исполнительного Совета Ассоциаций клубов Юнеско, Почетный гражданин г. Сан-Хосе (Калифорния, США)
 

Аннотация: 
В статье анализируются наиболее значительные современные направления гимназического образования и их сущностные характеристики.

С конца 1980-х годов в развитии отечественного образования начал происходить процесс самореорганизации массовой школы в новые формы образовательных учреждений. Он имел и теоретическую направленность, проявляющуюся в поиске такой образовательной философии, которая бы позволяла адекватно осмыслять общественно-политическую и социальную реальность. В этот момент в России ведущей тенденцией в развитии образования стало стремление к возрождению в условиях современной России различных форм гуманитарного образования, свойственных отечественному обществу в дооктябрьский период – гимназий, лицеев, разнообразных училищ, кадетских корпусов и т. д. Современная педагогическая теория и практика, во все более значимой степени ориентируясь на гуманистические ценности, обнаруживает тенденцию движения к идеалам истинной образованности, культуры и интеллигентности человеческой личности.
В 1992 году вышел Закон Российской Федерации об образовании трех групп образовательных учреждений: лицеи, служащие для профильного углубления; гимназии, дающие углубленное образование; общеобразовательные школы. Кроме того, сегодня учащимся и родителям предлагается выбор образовательного учреждения, профиля образования, программ, учебников, итоговых экзаменов и форм получения образования. Начиная с этого времени, гимназии получили достаточно глубокое развитие. На сегодняшний день эта форма образовательного учреждения есть почти в каждом городе (только в Москве их насчитывается больше 100; в Екатеринбурге – около 40: среди них лингвистическая гимназия № 13, лицей № 110, гимназия № 40, гимназия № 8 «Лицей им. С. П. Дягилева».). Есть гимназии гуманитарного направления, физико-математического, естественно-научного, культурологического и др. Все они работают по программам повышенной сложности и дают гимназистам всестороннее элитарное образование, основанное на углубленном изучении ряда дисциплин (образование осуществляется как на бюджетной, так и на коммерческой основе). Современные российские гимназии накопили огромный опыт в личностно-ориентированном образовании и воспитании гимназистов, создании авторских программ, экспериментальных площадок. В учебных планах гимназий округа есть такие предметы, как логика, культурология, риторика, политология, экономика, латинский язык, религии мира. В гимназиях работают ведущие ученые и преподаватели вузов, гимназии сотрудничают с институтами, университетами, музеями, научно-исследовательскими учреждениями. Важнейшим ресурсом развития гимназического образования является идея индивидуализации образовательного процесса на основе развития способностей учащихся к самостоятельной научно-исследовательской и художественно-творческой деятельности, создания условий для выбора, самоопределения и самореализации. Наиболее перспективными механизмами осуществления такого подхода к индивидуализации являются технология и методика сопровождения образовательной инициативы учащихся, включающие цикл образовательных событий в течение учебного года, способствующие расширению учебной мотивации, созданию возможностей для самовыражения интересов учащихся, порождению образовательных результатов, которые отвечают принципам индивидуализации, гуманитаризации и гуманизации образования. Статус гимназии требует также повышения уровня педагогического мастерства коллектива (причем как молодых, так и опытных педагогов), развития способностей педагогов к исследовательской деятельности, освоения активных (игровых, проблемных, творческих и т. п.) форм и технологий педагогической работы. Безусловно, развитие гимназического образования неизбежно приводит к постановке проблем материально-технической оснащенности. Наиболее значимой проблемой является развитие
средств информационной поддержки образовательного процесса (библиотека, компьютерная система, выход в Интернет и т. п.) и ряд других проблем, включая введение новых форм обучения и творчества гимназистов (проектные формы работы, создание экспериментальных площадок), более широкое привлечение к учебному процессу в гимназии профессорско-преподавательского состава вузов. Кроме того, в наши дни должен быть творчески осмыслен, органически соединен с требованиями современности и использован опыт дореволюционной системы образования в России и ее лучшие традиции, т. к. это значимый фактор обеспечения культурной преемственности в развитии общества. По мнению М. В. Левита, одного из крупнейших отечественных специалистов в области гимназического образования, это именно «… та модель, которая позволит путем редукции спроектировать другие возможные виды среднего образования» (Левит М. В. К формированию концепции гимназического образования Российской Федерации // Современная гимназия и универсальное образование. М.: Интерпракс, 1995. С. 12—13).
В конце 1990-х гг. ряд отечественных ученых разработал новый подход к современному гимназическому образованию (Л. Н. Боголюбов, А. Г. Каспржак, М. В. Левит), который был реализован в некоторых образовательных учреждениях (например, в Московской городской педагогической гимназии). Основу этой концепции гимназического образования формируют четыре взаимосвязанных принципа – универсальность, элитарность, семиотичность и классицизм, этот принцип связан прежде всего с гуманитарностью гимназического образования. Обучение языкам как всеобщим знаковым системам характеризует семиотичность гимназического образования. Анализ инновационного опыта функционирования российских гимназий в конце ХХ — начале XXI вв. дает основания опираться в разработке авторской концепции осуществления полихудожествнного подхода в условиях гимназии на следующие позиции: - гимназия – вид общеобразовательного учреждения, в котором учебно-воспитательный процесс реализуется на основе программ полного среднего образования повышенного уровня гуманитарной направленности; - гимназическое образование – среднее (полное) образование, основанное на принципах: • универсальности. В основе этого принципа лежат идеи русских философов конца XIX — начала ХХ вв. о взаимодействии личности и культуры, активном жизнетворческом начале и гуманитарном синтезе (В. С. Соловьев, Е. Н. и С. Н. Трубецкие, А. Ф. Лосев, С. Л. Франк, В. И. Вернадский, Н. А. Бердяев, П. А. Флоренский, Н. О. Лосский и др.); • гуманитарности, обладающей свойствами социальности, субъективности, диалогизма, культурологичности, плюралистичности, демократичности; • культуросообразности; • элитарности, обеспечивающей: 1) предоставление целостного образования, транслирующего все богатство накопленной культуры будущим поколениям; 2) личностный рост тех, кто находится внутри системы. Элитарность образования заключается, в первую очередь в том, что уровень и качество подготовки выпускника гимназии должны быть на несколько порядков выше, чем в стандартной общеобразовательной школе. Важно отметить, что элитарность образования тесно взаимосвязана с принципом демократичности: учащиеся гимназии получают образование, благодаря серьезному и постоянному труду, они должны уметь справляться с самыми серьезными нагрузками. Для этого необходимо обладать очень высоким уровнем мотивации к учебе; такими личностными качествами, как скромность, трудолюбие, интеллигентность, толерантность, коммуникабельность, т. е. умение осуществлять общение в различных культурных средах; • герменевтичности. В данном случае это понятие трактуется согласно концепции М. Хайдеггера, который в своих трудах акцентировал изначальную «герменевтичность» человеческого существования, где человек выступает как «понимающее бытие», а имманентная ему способность понимания — как предшествующая любым процессам образования, (от субкультур до цивилизаций) и права на подобное многообразие; • поликультурности, включающей акцент на региональный компонент; • интеграции личностно-ориентированной и деятельностной парадигм обучения. Основная ценность образования понимается в данном случае не столько как сумма знаний, которую приобретает в стенах гимназии ученик, сколько как его компетентность в различных видах деятельности. Интеграция этих подходов диктует создание такого образовательного процесса, чтобы он методически, психологически и валеологически обеспечивал комфортные условия обучения, способствующие построению индивидуальной траектории развития ученика в формировании обширных культурологических знаний; самостоятельности и творческой инициативы в личностном совершенствовании; - миссия гимназии заключается в создании такого образовательного процесса, продуктом которого будет личность культурного, социально активного человека, образовательная подготовка которого
основана на профильной подготовке в лингвистической, естественно-научной, финансово-экономической областях знаний. То есть по завершении обучения в гимназии учащиеся должны обладать совокупностью сформированных, воспитанных, приобретенных в стенах гимназии качеств: гуманитарный тип мышления; развитый интеллект, способность к длительному интеллектуальному труду; сформированное мировоззрение; построенная система ценностей, адекватная гуманистическим идеалам, толерантность; развитые рефлексивное сознание, умение учиться и коммуникационные и адаптивные способности; умение пользоваться свободой выбора, понимать свободу как ответственность; умение проектировать свою деятельность, создавать программу реализации проекта; культура мыслительной и речевой деятельности, отношений, эстетическая и правовая культура; встроенность в культурное пространство (оно должно быть узнаваемым, знакомым и обжитым); креативность, культуротворчество. Таким образом, выпускник гимназии должен отличаться универсальностью знаний, глубиной мышления, сформированностью интеллектуальных умений и мировоззрения, философским осмыслением жизни. Специфика организации обучения в гимназии предполагает: 1) тщательное изучение способов учебного познания (учения и самообразования), научной организации умственного труда, культуры работы с источниками информации разного вида; 2) ознакомление гимназистов с общенаучными методами исследования, что диктует необходимость использования в образовательном процессе инвариантной и вариативной части учебного плана и организации учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся и учителей. Несмотря на базисную общность, в современном гимназическом образовании можно выделить ряд наиболее значимых направлений, по которым идет это развитие. Прежде всего, это связано с концепцией содержания гимназического образования, которую избирает то или иное учреждение подобного типа. Рассмотрим наиболее крупные направления. Культурологическое направление. Теоретическим основание создания такого направления в образовании является представление о том, что культура является результатом развития общества, тесно связанным с человеческой деятельностью. В основе образования также лежит деятельность, но не продуцирующая новую социальную информацию, а деятельность, переносящая социальную информацию от человека к человеку и от общества к человеку. Главная задача образования, безусловно, заключается в том, чтобы обеспечить статичность культурной составляющей общества, но решается она путем переноса информации, опыта, т. е. динамично. Исследователи подчеркивают, что для обеспечения трансляции опыта необходимы информационное обеспечение, инфраструктура, социальные условия – все, что формирует образовательное пространство. Исходя из этого, можно заключить, что для того, чтобы в обществе появился человек, способный целенаправленно заниматься образовательной деятельностью, необходима определенная атмосфера в социуме, а также соответствующие социальные условия. Без наличия соответствующего слоя в обществе никогда не будет такого социального института как образование и не будет педагогов. Образовательное пространство достаточно высокого уровня создается взаимодействием людей, знающих, интеллектуально развитых и духовно богатых, а систематическое знание уже давно связано в обществе с образованием. Очевидно также, что развитое образовательное пространство является мощным фактором формирования общества и сохранения его духовности. В соответствии с такими позициями при акцентировании культурологической составляющей в содержании гимназического образования ведущей целью становится формирование у гимназистов целостного мировосприятия, где каждый отдельный предмет (или область знания) оказывается сопряженным со всеми другими, занимает свое определенное место в общей системе знаний. В практическом отношении эта цель достигается за счет расширения учебного плана, в который вносятся такие развивающие предметы, как, например, языкознание, МХК, II и III иностранные языки, элективные курсы (история и культура Германии, страноведение, цивилизация Франции и др.) и т. д. В итоге весь учебный план гимназии становится необходимой базой для формирования человека не как «носителя» набора информации из разных областей, а личности – субъекта культуры, человека, обладающего персонифицированным видением мира и системой осознанных личностных ценностей, строящего свою жизнь в соответствии с ними. При этом обновление управления и содержания методической службы связано прежде всего с созданием культуроемкости гимназического образования как полисистемы: сотворчества в рамках программы развития школы, в экспериментальной деятельности, в рамках дополнительного образования, в создании мониторинга гимназического образования. Выявление сущностных характеристик культурологического направления гимназического образования позволяет заключить, что: 1) содержание гимназического образования определяется необходимостью освоения всей совокупности предметного бытия духовной, материальной и художественной культуры. Важно
учитывать при этом, что каждая из этих форм предметного бытия культуры порождена определенной способностью человека, следовательно, и ее освоение развивает определенные способности учащихся; 2) объем содержания определяется, с одной стороны, минимумом знаний и умений, заданных обществом (государственные стандарты), а с другой стороны, максимумом, определяемым самим учеником в соответствии с его образовательными потребностями и способностями; 3) на каждой ступени гимназического образования в его содержание включается региональный компонент, освоение которого превращает учащегося в носителя уникальной культуры (московской, уральской, псковской, казанской и др.); 4) аксиосфера гимназии выстраивается на признании всеми участниками образовательного процесса самоценности личности и ограничении свободы поступка каждого при условии нарушения самоценности другого, на одобрении ведущей идеи гармонизации их интересов, ибо благо каждого - благо всех, благо всех - благо каждого; 5) в образовательном процессе гимназии используются разные виды культурной деятельности, доминирующие в становлении разных типов индивидуальной культуры, которым соответствуют технологии творческой преобразовательной, познавательной, ценностно-смысловой, проектной, социальной и художественной деятельности. Практически это осуществляется за счет проведения традиционных коллективных творческих дел, «художественных событий» (термин Л. Г. Савенковой), в которых принимают участие все гимназисты, педагоги, родители. Методическая работа педагогов выстраивается, как показывает анализ опыта гимназий, работающих в рамках этого направления, как система различных по характеру задач на основе миссии, общей стратегической цели и единой методологии педагогического поиска, что предполагает обновление ее структуры и содержания. Например, создание подвижных творческих групп педагогов, использование современных интерактивных форм деятельности педагогов и учащихся (мини-конференции, круглые столы, деловые игры, лекции-беседы, семинары-практикумы, мастер-классы, творческие дискуссии, проблемный диалог). Такая служба сопровождения учащегося обеспечивает ему поддержку в индивидуальном освоении мира культуры, развитие способности самому создавать культурные ценности. Учитель гимназии должен быть готов к реализации такой многокомпонентной образовательной программы, вырабатывая при этом свой уникальный «педагогический почерк. В процессе совместной деятельности происходит освоение учащимся индивидуального типа культуры, основанного на цивилизационном уровне (государственные и гимназические стандарты), и обеспечивающим ему культуроспособность как реальной возможности. В рамках культурологического направления процесс обучения выстраивается на принципах школы «диалога культур» (В. С. Библер), когда главной в образовательном процессе является задача формирования у учащихся умение самостоятельно получать знания, находить разные пути постижения действительности, приобретения знаний, для этого педагогу необходимо научить задавать вопросы, видеть проблемы. С это целью учитель стремится создать условия для возникновения напряженного диалога в ходе каждого урока: учитель в этом случае должен помочь учащимся увидеть проблему с разных точек зрения, предложить разные варианты ее решения и критически оценить их. Следующим крупнейшим направлением организации образовательного процесса в гимназии является направление, цель которого – дать учащимся «универсальное образование». В истории педагогики идеи универсального образования справедливо связываются с именем Яна Амоса Коменского (1592—1670), основные положения педагогической теории которой нашли отражение в существующей в настоящее время системе образования, понимаемой как «упорядоченная совокупность формальных институтов, посредничеств и агентов, осуществляющих образовательную деятельность» (Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 191). В системе, разработанной Я. А. Коменским, особенно значимо, что ученый особенно акцентировал ведущую роль гуманитарной образовательной среды, создаваемой в учебном заведении, важнейшими характеристиками которой являются интегративность, многоаспектность, обширность, открытость. Все эти характеристики в совокупности можно обозначить термином «универсальность», которая, будучи положенной в основу построения образовательного процесса гимназии: 1. акцентирует внимание педагогов на вооружении учащихся универсальными способами действий по добыванию и переработке новых знаний, которые могут понадобиться при решении неизвестных пока задач; 2. связана также с его фундаментальным характером, позволяющим выявлять важнейшие закономерности явлений и процессов действительности, описанные в классических и новейших научных теориях; 3. требует также принципиальной избыточности в элементах гуманитарной образовательной среды по сравнению с технократической, что создает возможность для осуществления
вариативного образовательного процесса как по содержанию, так и по используемым образовательным технологиям и, несомненно, придает всему образовательному процессу ярко выраженный гуманитарный характер; 4. создает предпосылки и для построения личностно-ориентированного процесса обучения, «отправной точкой» которого является личность обучаемого, его предшествующий опыт, интеллектуальные свойства, внутренние установки и т. д., а знания служат лишь средством, позволяющим расширить личностный опыт, влияя на развитие человека. Таким образом, гуманитарная образовательная среда гимназии с ее тяготением к универсальности предполагает и наличие таких факторов, как традиции и ритуалы, морально-эмоциональный климат, атмосфера доброжелательности и взаимной ответственности, общие дела, имидж гимназии. Сюда же относится и та внеучебная деятельность (участие в работе творческих центров, творческих коллективов, клубов по интересам), которая часто служит неким стержнем личностного и профессионального развития. В образовательной среде гимназии есть еще одно важное свойство, связанное с особой ролью изучения иностранных языков, - то, что можно назвать лингвистической ориентацией гимназического образования, в котором столь значим процесс трансляции знаний, а средство трансляции – язык - рассматривается как объединяющее поле всей образовательной среды, как средство передачи мысли и средство понимания другого человека. В этом проявляется ярко выраженный гуманитарный характер и универсальность гимназического образования, которые должны быть реализованы при построении образовательной среды гимназии. Важно отметить, что идея универсальности образования имеет на современном этапе определенную специфику, которая состоит в том, что в качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. Мы согласны с мнением теоретиков, полагающих, что реальное достижение цели самоопределения человека в современном мире может быть осуществлено только при построении образования как целостной системы (universum (лат.) – Вселенная). Свойство целостности определяет новую стратегию образования, в основе которой должна лежать не логика научного знания, а логика вхождения человека в мир знания. Таким образом, можно заключить, что универсальность образования — это структура организации учебно-воспитательного процесса, способствующая формированию у ребенка общей картины мира, получению осознанных мировоззренческих и нравственных предпочтений. В условиях гимназии универсальность образования поддерживается базисным компонентом учебного плана и обеспечивается в процессе освоения широкого спектра учебных дисциплин, ключевое место в которых занимает естественно-математическое и гуманитарное образование. Исследователями подчеркивается, что для осуществления универсальности необходимо построить образовательный процесс, сменив акцент в ориентации учителя с передачи определенной информации на организацию учебной деятельности по освоению универсального способа постижения действительности – науке о системе знаков. Учеными выделяется также и такое направление гимназического образования, которое можно назвать «школой управления». Образовательный процесс в таких гимназиях выстраивается на принципах компетентностного подхода, а основными формами организации воспитательного процесса являются коллективные творческие дела, интеллектуальные игры, конкурсы, выставки, праздники, вечера, соревнования. При их подготовке и проведении используются приемы и методы актуализации субъектного опыта учащихся, создаются ситуации выбора и успеха, индивидуальной и коллективной рефлексии процесса и результатов деятельности. При этом учащиеся, как, например, отмечается в концепции «Школа ключевых компетенций» гимназии № 9 г. Комсомольска-на-Амуре «…не только являются субъектами управления жизнедеятельностью в классах коллектива, но и участвуют в работе Парламентской республики» (http://www.ippk.ru/bank_ppo/schools/gimnaziya_9_Komsom.doc). В нашем исследовании обосновывается еще одно направление, представляющееся, как можно заключить по результатам многолетнего эксперимента эффективным – реализация полихудожественного подхода к гимназическому образованию. Исследователи, занимающиеся проблемами полихудожественного развития школьников, отмечают, что наиболее развернутые формы интеграции возможны лишь при внутренне обусловленном развитии и проявлении в деятельности воображения, фантазии, памяти ребенка, когда любой художественный продукт создается за счет внутренних потенций ребенка. Как пишет Б. П. Юсов: «Ребенок полихудожественен, в его душе взаимодействуют все виды искусств, а это значит, что он способен ко всем искусствам. Если он рисует, то его рисование музыкально, поэтично, театрализованно, то есть доминанта одного искусства налагается на все другие художественные занятия. Поэтому детскую личность нужно развивать всеми видами культуры, а не одним» (Юсов Б. П. Антисинтез, или «зарубежная музыка»// http://www.ug.ru/00.37/t11.htm). На основе идей полихудожественного подхода создателями Лицея им. С. П. Дягилева в 1991 г.был
разработан проект новой гуманитарной школы (гимназии), апробация которого продолжается по настоящее время. В основе этого проекта лежат концептуальные положения о том, что объектом изучения в гимназии становится все богатство и многогранность связей искусства с миром и жизнью человека, что оказывает сильнейшей влияние на развитие чувственно-эмоционального аппарата учащихся, расширяя диапазон ощущение, углубляя восприятие мира и искусства. Таким образом, анализ наиболее значительных современных направлений гимназического образования и их сущностных характеристик позволяет заключить следующее: - выполнив свою миссию на этапе реформирования отечественного образования в 1990-е годы, современные российские гимназии сохраняют свою актуальность в настоящее время. Это объясняется тем, что обществу необходима и традиционная школа, призванная обеспечивать его устойчивое функционирование, и учебные заведения, принимающие на себя ответственность за его развитие. Высокая динамика базовых процессов развития современного общества требует перехода к стратегии ответственности за будущее общества, основанной на признании безусловной ценности становящейся личности ученика, ценностях универсального образования, на приоритете смысловой образовательной парадигмы; - следует подчеркнуть, что гимназия – не обособленное учебное заведение, она является одним из необходимых элементов целостной системы образования, открыта для взаимодействия с образовательными учреждениями различных типов (со школами, лицеями и др.); - в условиях гимназии (прежде всего — в режиме развивающего эксперимента, собственно инновационной деятельности и внедрения их результатов в реальную педагогическую практику) могут отрабатываться и технологизироваться наиболее ценные подходы для перенесения их на широкий класс образовательных учреждений, в том числе на учреждения дополнительного образования; - образовательный статус гимназии предполагает создание такого учебного заведения, в котором бы реализовывались идеи гуманистической, личностно-ориентированной педагогики, возможность образования повышенного уровня и качества; задача гимназии состоит не столько в том, чтобы подготовить ученика к поступлению в конкретный вуз на конкретный факультет, сколько в обеспечении принципиальной возможности подключиться к любой духовно-практической деятельности в зависимости от реальных потребностей региона, страны и самой личности; - результатом гимназического образования должно быть не только понимание специфики научных дисциплин и областей культуры, но и осознание условности их границ, осознание целостности, как необходимой характеристики мира и знания о нем; - ценностной характеристикой деятельности педагога в гимназии выступает позиция по отношению к другому как к уникальной личности в уникальных условиях; - необходимое условие развития гимназии – теоретическое осмысление соответствующего педагогического опыта.
Литература:
1. Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 191 2. Левит М. В. К формированию концепции гимназического образования Российской Федерации // Современная гимназия и универсальное образование. М.: Интерпракс, 1995. С. 12—13 3. Юсов Б. П. Антисинтез, или «зарубежная музыка»// http://www.ug.ru/00.37/t11.htm