В рамках работы Международного круглого стола, посвященного проблемам и
перспективам художественного образования в контексте современной культуры, следует
выделить ряд условий, без которых современные направления в данной области не будут
результативными.
Для начала будет не лишним обратиться к некоторым понятиям, например
«образование», которое в педагогическом словаре раскрывается с трех позиций: 1)
усвоение общих и специфических знаний, умений, навыков; 2) развитие познавательных
способностей и формирование мировоззрения обучающихся; 3) подготовка к
практической жизни.
В реальной практике образовательных учреждений наиболее удовлетворительно
решается, первое положение – усвоение знаний, умений, навыков. Второе раскрывается
лишь частично, главным образом – в области развития познавательных способностей.
Проблема формирования мировоззрения решается редко и в основном за счет
талантливых педагогов.Подготовка же к практической жизни совершенно выпала из поля
зрения наших школ. А ведь именно развитие познавательных способностей,
формирование мировоззрения и подготовка к жизни, а также тесно связанные с ними
развитие желания самообразовываться, саморазвиваться, стремление творчески проявлять
себя в жизни, являются базовыми в работе с учащимися, особенно в практике освоения
предметов художественного цикла [1].
В решении обозначенных проблем наиболее актуальной является перспектива
всеобщего эстетического воспитания с позиций «экологии культуры» (Д. С. Лихачёв) –
сохранение культурной среды, «в которой живёт и развивается ребёнок, которую он
вбирает в себя с колыбели». Имеются в виду основы традиционной культуры, среди
которых «первостепенное значение имеет родной язык и исторические традиции духовной
жизни народа». Если экология культуры разрушается, по мнению Лихачева, исчезает
нация, этнос. Нельзя искусственно, вне культурных особенностей, наращивать ни мораль,
ни хозяйственную, экономическую жизнь народа. Поэтому не случайно целью развития
художественного образования, заявленной на повестке дня в Сеуле, является
консолидация специалистов экспертного, научного и педагогического сообщества для
решения актуальных проблем и повышения социальной значимости.
Общение с педагогами разных учебных заведений (средних, специальных,
художественных, школ искусств), анализ педагогической практики, изучение
зарубежного опыта позволяют сделать вывод о том, что форма и система организации
занятий эстетического цикла претерпевают в последние годы некоторый кризис не только
в России. Это особенно чувствуется в школьных коллективах среди той части учителей,
которые не привыкли относиться к своему труду формально. Сокращаются часы на
предметы художественного цикла: частично они переводятся на дисциплины,
осваиваемые по выбору, в том числе и предмет мировой художественной культуры – один
час в неделю в старшей школе [2].
Преподаватели искусства – люди творческие, поэтому, понимая, что занятия,
например, таким искусством, как изобразительное, не должны ограничиваться
обучением грамотному рисованию, стремятся превратить свои уроки в уроки
творчества. Вполне закономерно, что педагоги стараются находить
нетрадиционные формы работы: более интересные, наиболее значительные и
эффективные, позволяющие за короткое время развивать ребенка разносторонне,
чтобы процесс освоения искусства проходил полноценно и, что особенно важно –
комплексно.
Сфера гуманитарно-художественных предметов содержит разнообразные сведения
о взаимоотношениях человека с окружающим миром: природной, предметной,
социальной средой, историей, традициями, культурой страны и общечеловеческими
ценностями. Обучение вне связи с другими предметами не приносит успеха. Так же, как
вне связи с чем-либо трудно представить отдельное дерево, цветок, какой-то предмет,
произведение искусства, человека, архитектуру. Только в гармонии друг с другом они
создают особую культурную среду, в которой важную роль играют регион, история
культуры, весь «вмещающий ландшафт» (Л. Н. Гумилев), окружающий растительный и
предметный мир, архитектура. Расширение пространства общения ребенка с миром,
неслучайность окружения, в котором он воспитывается, определяют весь процесс
развития его восприятия. Сказанное связано с тем, что окружение «сознательно или
бессознательно воздействует на всех людей: оно может усилить наше понимание красоты
формы, линий, красок и, наоборот, оно может до такой степени нас притупить, что мы
станем, глухи к языку искусств» (Т. Рибо, 1901 г., 231). Сказанное свидетельствует о том,
что преподавание предметов гуманитарно-художественного цикла должно происходить в
тесной взаимосвязи, основу которой составляет единство осваиваемых тем и общих
направлений развития обучающихся в зависимости от возрастных особенностей.
Другой важной стороной обучения является связь восприятия и практической
деятельности в условиях активного освоения предметно-пространственных видов работ,
направленных на развитие у детей художественного воображения, активное включение
детей в процесс самостоятельного творчества. Стержневыми направления такого
обучения являются:
. «полихудожественный», интегрированный подход к освоению искусства;
. «живое искусство» и активное действие в пространстве и в среде;
. искусство как средство изменения пространства;
. гармония в природе и в искусстве;
. взаимодействие архитектуры с окружающим природным ландшафтом;
. пространственное ощущение мира с помощью разных видов искусства;
. создание окружающего человека художественного пространства;
. чуткое отношение к конструктивным задачам искусства;
. творение искусства в действии (сотворение определенной эстетической
среды: относительно времени, эпохи, конкретного человека, поэтического или
музыкального образа, по мотивам художественного произведения, для конкретной
деятельности, др.).
Интегрированный полихудожественный подход к процессу освоения искусства
с учетом региональных и историко-культурных традиций представляет собой новый
качественный этап в области художественной педагогики современного периода.
Переход от искусствоведческого подхода к развитию собственно-творческой
личности ученика-творца, когда учитель представляется как творец-художник и как
творец-педагог, сопереживающий ученику, развивающий и планирующий в ученике его
успех.
Искусство рассматривается как окно в мир познания и сотворения мира, потому что
само искусство вытекает из жизни, из общения с окружающим миром, в котором важно
выделить роль личности педагога – творца в полном смысле этого слова. Только в этом
случае можно говорить об искусстве, являющемся важным систематизирующим
фактором. Тогда и в жизни ребенка искусство приобретает особый смысл: оно становится
активным средством познания мира; особой, наиболее понятной для него, формой
художественно-образного осмысления информации об окружающем мире; естественной
потребностью духовного роста; средством выражения внутреннего эмоционально-
образного (чувственного, эмоционального, интеллектуального) состояния, настроения,
внимания; реальной возможностью развития воображения, фантазии и творчества;
способом освоения культуры и общечеловеческих ценностей прошлого, настоящего и
будущего (опора на принцип историзма, по Д. С. Лихачеву).
В зависимости от возрастных особенностей цель интегрированного обучения
предполагает:
В дошкольном возрасте – информационно-образное и сенсорное насыщение
ребенка, его гармоническое развитие на основе врожденной готовности к
полихудожественному восприятию мира и способности выражения себя в разных видах
деятельности. Искусство рассматривается как средство освоения, открытия мира в
многообразных формах его проявления.
В младшем школьном возрасте – развитие пространства воображения ребенка и
его сенсорно-чувственной сферы через многообразные формы включения детей в процесс
творчества. Предполагается привлечение знаний из разных областей наук и
индивидуальность опыта реальной жизни, что выражается в художественных формах
деятельности.
Цель интегрированных занятий в среднем школьном возрасте – подвести ребенка
к пониманию искусства как формы художественно-образного осмысления мира, развитие
собственного творчества как способа реализации в искусстве личностного представления
о нем.
В старших классах интеграция рассматривается как развитие представлений об
искусстве через проекцию «национальных образов мира» (Г. Д. Гачев) в творчестве
художников, писателей, поэтов, композиторов и т. д., через «художественно
организованную действительность» (А. В. Бакушинский), философское осмысление
жизни, через авторскую позицию в творческих исследовательских работах разного
направления, способствующих дальнейшему самосовершенствованию.
Обозначенные позиции актуальны в рамках рассматриваемой проблемы круглого
стола и в то же время являются стержневыми в решении общих задач художественного
образования в государствах-партнерах СНГ [3]. Сказанное выделено во вновь
сформированном информационном ресурсе «Обсерватория художественного образования
государств – участников СНГ», и есть надежда, что благодаря планируемым веб-
семинарам и работе вновь созданного сайта их решение будет проходить при активном
участии всех стран СНГ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Школяр, Л.В. Научная школа педагогики искусств и современная образовательная практика: науч. ст./ Л.В.
Школяр // // Гуманитарное пространство. – Том 2. – 2013. – № 1.
2. Алексеева, Л.Л. Предмет «Мировая художественная культура» в старшей школе: история и реальность / Л.Л.
Алексеева // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – № 1, 2011, URL: http://www.art-education.ru/AEmagazine/
3. Художественное образование в Российской Федерации: развитие творческого потенциала в XXI веке: аналит.
доклад = Arts education in the Russian Federation: building сreative сapacities in the 21st century: analytical report /
Л.Л.Алексеева, Е.П. Олесина, Л.В. Школяр и др.; Рос. ин-т культурологии и др.; отв. ред. К.Э.Разлогов. – М., 2011.
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация:
В статье показан ряд современных проблем российского художественного образования: формирование
мировоззрения школьников, развитие их познавательных способностей и подготовка к практической жизни, сокращение
учебного времени на освоение предметов художественного цикла и др. Автор раскрывает сущность интегрированного
полихудожественного подхода к процессу освоения искусства с учетом региональных и историко-культурных
традиций, выделяет основные направления преподавания предметов гуманитарно-художественного цикла.