СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Гальчук Ольга Викторовна

кандидат педагогических наук, научный сотрудник  ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье определены основные приоритеты российского научно-образовательного пространства, направленного на выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков. На примере социокультурной инновационной площадки «Образование - Театр» лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» рассмотрены главные направления исследования в рамках научного проекта «Содержание и механизмы модернизации художественного образования».

Результаты получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России (Номер для публикаций: 27.7394.2017/8.9)

1. Введение

Одним из ведущих приоритетов современного российского государства становится выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской Программы «Дети России» (2002), Президентская «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» (2012), Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012г., Концепция модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Искусство» направлены на построение общенациональной системы выявления и развития молодых талантов.

Участие в программах и проектах в области разработки и внедрения системы поиска, поддержки и педагогического сопровождения художественно одаренных детей в современных социокультурных условиях - одно из направлений работы Института художественного образования и культурологии Российской академии образования, который на протяжении уже более полувека занимается проведением фундаментальных и прикладных научных исследований по вопросам художественного образования и эстетического воспитания (Е.М. Акишина, А.В. Бакушинский, Е.В. Квятковский, Б.П. Юсов, Л.Г. Савенкова и др.), социологии и психологии художественного образования (Ю.У. Фохт-Бабушкин и др.), осуществляет опытно-экспериментальную деятельность по апробации и проверке полученных результатов научных исследований в практике образования (Л.Л. Алексеева, О.В. Стукалова и др.). Развитие личности, раскрытие духовных возможностей и творческого потенциала ребенка  может осуществляться лишь при комплексном подходе к воспитанию и образованию в образовательном пространстве.    

2. Исследовательская база и направления работы

Изучение современных направлений выявления и развития творчески одаренных детей и подростков проводилось в рамках Проекта ФГБНУ «ИХОиК РАО» «Содержание и механизмы модернизации художественного образования» - исследования, направленного на научный поиск в области обновления содержания и повышения качества художественного образования в России на современном этапе.

Опорной базой исследования в рамках практико-ориентированной многофункциональной, разноуровневой инфраструктуры - социокультурной инновационной площадки «Образование - Театр» лаборатории литературы и театра ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» - стали ГБОУ г. Москвы «Школа №1590 имени Героя Советского Союза В.В. Колесника», МБОУ «Хиславичская средняя школа» (Смоленская область), МБОУ «Растегаевская основная школа» (Смоленская область),  МБОУ «Череповская основная школа» (Смоленская область), МБОУ СОШ №30 имени С.А. Железнова г. Смоленска, МБОУ СОШ №27 имени Э.А. Хиля г. Смоленска, МБОУ СОШ №2 г. Смоленска, ГБОУ СОШ №291 г. Санкт-Петербурга, МАОУ СОШ №56 г. Калининграда. Всего в исследовании приняли участие 981 учащийся и 23 преподавателя.

Главные направления исследования: изучение существующего опыта и систематизация деятельности педагогического коллектива по разработке, освоению и внедрению в практику работы образовательной организации современных форм проведения конкурсов и фестивалей искусства среди детей и молодежи; личностное участие педагога и ученика в коллективной полихудожественной деятельности с учетом региональной специфики и особенностей окружающей предметно-пространственной среды; творческое развитие учителя и повышение его мастерства в процессе инновационной деятельности; творческое развитие обучающихся, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития; выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков.

Педагогический потенциал искусства в контексте его влияния на формирование духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения в научно-методической  повестке является одним из приоритетных аспектов исследования и опытно-экспериментальной работы. В 2017г. ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» был реализован Всероссийский научно-просветительский проект «В поисках художественных открытий», направленный на популяризацию научных гуманитарных знаний, в частности литературно-театральных, результаты которого были также использованы в данном исследовании. Этот проект предназначался для обучающихся 7-11 классов,  ориентированных на художественное развитие и саморазвитие в рамках образовательной деятельности.

Цель Проекта - развитие интереса подрастающего поколения к диалогу науки и искусства.

Задачи: популяризация и пропаганда гуманитарной науки, научных знаний, достижений науки и искусства; распространение информации о научно-исследовательской деятельности, результатах научных исследований и их потенциальной научной и социокультурной значимости; содействие научному общению обучающихся, сохранение и развитие кадрового потенциала российской науки; создание творческо-интеллектуальной среды, способствующей саморазвитию и вовлечению молодежи в научно-исследовательскую и творческую деятельность.

Всероссийский научно-просветительский проект  «В поисках художественных открытий» состоял из Конкурсно-фестивального, Выставочного и  Экскурсионного блоков.

Конкурсно-фестивальный блок включал в себя

Конкурс сочинений «Глаголом жги сердца людей» (А.С. Пушкин), посвященный Дню Русского языка (Пушкинский День России),  был направлен на укрепление положительного отношения учащихся к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям; выявлению литературно одаренных учащихся, способных творчески осмысливать и преобразовывать литературный и языковой материал в соответствии с темой и жанром собственного текста.
Конкурс ученических режиссерских экспликаций «Театр у классной доски» был нацелен на предоставление творческим  обучающимся 7-11 классов возможности продемонстрировать приобретенные коммуникативную, речеведческую, литературно-театроведческую компетенции при создании текста – режиссерской экспликации ученического спектакля по изучаемому в школе литературному произведению.
Конкурс ученических литературно-театральных лонгридов «Мнение» ставил своей целью развитие интереса и стимулирование творческих обучающихся  к мультимедийному текстотворчеству, цель которого -  получение нового личностного опыта в области диалога искусств, в частности,  литературы и театра. Эпиграфом конкурса  стали слова австрийского писателя, поэта-сатирика, литературного и художественного критика, фельетониста, публициста, уникальной фигуры немецкоязычной общественной и культурной жизни первой трети XX в. Карла Крауса: «Единственное искусство, о котором может судить публика, это искусство театра. Отдельный зритель, а уж особенно критик, несет чепуху, но все вместе правы. В литературе - наоборот».
Конкурс ученического научного эссе «Диалог науки и искусства» был направлен на стимулирование написания ученических научных работ в гуманитарной сфере (культурологической, искусствоведческой и пр.), создание условий для реализации творческого потенциала молодых исследователей. Эпиграфом конкурса  стали слова Ю.М. Лотмана: «Наука и искусство - это как бы два глаза человеческой культуры. Именно их различие (и равноправие) создают объёмность нашего знания. Искусство нельзя отнести к области забав или же наглядных иллюстраций к высоким моральным идеям. Искусство - форма мышления, без которого человеческого сознания не существует, как не существует сознания с одним полушарием».
Фестиваль ученических моноспектаклей по литературе «Ступенька к сцене» был нацелен на представление возможности одаренным учащимся, которые выделяются яркими, иногда выдающимися достижениями (или имеют предпосылки для таких достижений) в актерской,  режиссерской или иной творческой деятельности, связанной с созданием театральной постановки, реализовать свой талант не только на сцене у классной доски, но и за пределами учебного класса.

Экскурсионный блок «Genius loci» («Гений места»)

Данный блок представлял собой просветительскую часть проекта «В поисках художественных открытий». «Genius loci» («Гений места»)  - цикл экскурсий, направленный на приобщение подрастающего поколения к миру искусства. Литературно-театральные экскурсии по местам, связанным с жизнью и творчеством выдающихся людей, - интеллектуальная деятельность, способствующая прочному усвоению учебных знаний.

Эпиграфом экскурсионного блока  стали слова «Nullus enim locus sine genio est» // «Ибо нет места без гения», так как  «связь человека с местом его обитания - загадочна, но очевидна. Ведает ею genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной средой. Для человека нового времени главные точки приложения и проявления культурных сил - города. Их облик определяется гением места, и представление об этом - сугубо субъективно… » (П. Вайль).

Большим интересом у учащихся пользовались экскурсии, направленные на знакомство с наиболее значимыми концептами русской культуры с учетом их национальной идентичности и исторической изменчивости: «Genius loci»: Театральная площадь, Камергерский переулок и Чистые пруды как точки пересечения культурных эпох», «Genius loci»: А.Н. Островский и Малый театр», «Genius loci»: МХТ и А.П. Чехов», «Genius loci»: МХТ и М. Горький», «Genius loci»: МХТ и М.А. Булгаков», «Genius loci»: Чистые пруды:  О.Н. Ефремов и театр «Современник», О.П. Табаков и «Табакерка», «Genius loci»: Блонье и Смоленский драматический», «Genius loci»: Овстуг и Ф.И. Тютчев».

Выставочный блок

Выставка творческих достижений учащихся в рамках проекта «В поисках художественных открытий»  проводилась по следующим направлениям на собственных площадках образовательных организаций - участников Проекта: художественное творчество (живопись, графика, декоративно-прикладное творчество); фотоискусство (жанровые фотографии, фотоживопись, фоторепортажи); искусство моды (моделирование и художественное оформление одежды; спецрисунок и художественная графика; технология швейных изделий; конструирование одежды).

3. Результаты

Изучение существующего опыта и систематизация деятельности педагогических коллективов по разработке, освоению и внедрению в практику работы образовательной организации современных форм проведения конкурсов и фестивалей искусства среди детей и молодежи позволяет сделать вывод о том, что поиск, выявление и развитие творчески одаренных детей и подростков стали одним из важнейших аспектов деятельности педагогического коллектива, который нацелен создание инновационного образовательного пространства, обеспечивающего условия для формирования и совершенствования всестороннее развитой личности. Было отмечено, что начиная с 5 класса и до 11-го, выпускного, увеличивается % участия детей и подростков в различных конкурсно-фестивальных мероприятиях  (Таблица 1).

Педагогическая поддержка учеников в их творческих начинаниях находится в центре внимания современного российского преподавателя. «Стань примером для своего ученика» - девиз творчески работающего педагога - не потерял своей актуальности и сегодня. Личностное участие преподавателя и ученика в коллективной полихудожественной деятельности с учетом региональной специфики и особенностей окружающей предметно-пространственной среды согласно данным исследования оказалось весьма высоким, что позволяет говорить об эффективности реализации творческого потенциала детей в условиях совместной с педагогом творческой деятельности (Таблица 2).

Важным аспектом исследования стала ориентация на непосредственную взаимосвязь науки и педагогической практики,  отклик школьных педагогов на изменение образовательных тенденций. Творческое развитие учителя и повышение педагогического мастерства в процессе инновационной образовательной деятельности отметили большинство респондентов (Таблица 3).

В рамках исследования были выявлены главные проблемы, о которых говорили педагоги, принимающие участие в работе социокультурной инновационной площадки «Образование - Театр» (Таблица 4). Было отмечено, что труднее всего приходится педагогам современных сельских малокомплектных школ, для которых, несмотря на различные программы по информатизации педагогической и управленческой деятельности учреждений образования, до сих пор актуальной проблемой является территориальная и информационная изолированность.

Разработанная в исследовании система выявления и развития творчески одаренных детей и подростков  активно  и, что очень важно,  эффективно стимулирует личностное развитие, формирование индивидуального мировосприятия, самовоспитания и саморазвития современного ученика старших классов (Таблица 5).

 «Самореализация в неповторимом творчестве» (А.А. Мелик-Пашаев) по данным исследования стала для учащихся выпускных классов, участвующих в проекте «В поисках художественных открытий», первой ступенькой к будущей профессиональной художественно-творческой деятельности (театральной - актерской, режиссерской, сценографической; музыкальной - певческой, композиторской; дизайнерской – костюма, интерьера, ландшафта). Воздействие той области искусства, в которой учащиеся проявили себя и  которую планируют выбрать себе в качестве будущей профессиональной сферы, отметил большой процент респондентов, обучающихся в 10-11 классах (Таблица 6).

Преобладание в ответах учащихся такой области искусства, как театр, в нашем исследовании не случаен, поскольку проект «В поисках художественных открытий», направленный на популяризацию научных гуманитарных знаний, был ориентирован прежде всего на литературно- и театрально-мотивированных и одаренных учащихся. 

4. Вывод

Интенсификация научной, социокультурной и образовательной деятельности является одним из важнейших исследовательских аспектов проекта «Содержание и механизмы модернизации художественного образования». Обозначенные пути  по выявлению и развитию творчески одаренных детей и подростков, частью которых стали интегрированные программы «Мастерская моноспектакля», «Литературно-театральная ШТУДиЯ (Школа Творчества, Увлеченности, Дарований и Я)», «Диалог литературы и театра: от Грибоедова до Чехова» и  авторский курс «Урок литературы в контексте диалога искусств: от концептуального замысла к механизму реализации», позволили преподавателям в рамках площадки «Образование – Театр» не только полнее использовать творческую индивидуальность учащегося и дополнить методику преподавания литературы новыми элементами театральной педагогики (в частности, уроком-моноспектаклем), но и получать необходимое научно-методическое консультирование, в том числе и по методикам выявления одаренных и талантливых школьников, разработкам образовательных траекторий и пр.

Ряд заданий (например, написание экспликации спектакля или моноспектакля, постановка спектакля у классной доски, создание коллекции эскизов костюмов  литературных героев и пр.) из разработанных автором системы творческих и проектных заданий, направленных на постижение произведений художественной литературы в контексте диалога искусств, используемая в  опытно-экспериментальной деятельности в рамках площадки «Образование – Театр», стала для творчески мотивированных и одаренных учащихся прекрасной возможностью для совершения «акта творчества» (Л.С. Выготский), для постижения «новой гармонии» (А.А. Ахматова).

 

Литература

  1. Акишина Е.М. Концептуальные подходы к преподаванию предметов искусства в современной школе  / Е.М. Акишина // Педагогика искусства. - 2016. - № 3.- URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/akishina_9-17.pdf
  2. Алексеева Л.Л. Исследования в области художественного образования в контексте реформирования отечественной науки / Л.Л. Алексеева // Педагогика искусства. – 2015. – №1. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alexeeva.pdf
  3. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. - М.: Новая Москва, 1925.
  4. Квятковский Е.В. Система эстетического воспитания школьников. - М., 1983
  5. Савенкова Л.Г. Интеграция искусства в систему непрерывного образования: воспитание искусством детей и молодежи как фактор социализации личности в меняющемся мире. Сборник научных работ // под ред. Л.Г. Савенковой. - М.: ИХО РАО, 2008.
  6. Стукалова О.В. Культурно-творческое развитие и профессиональное становление будущих специалистов в сфере культуры и искусства. – М.: ИХО РАО, 2011. – 280 с.
  7. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX – первых десятилетий XX вв. История и методология. - СПб.: Алетейя, 2016.
  8. Юсов Б.П. Взаимосвязь культурогенных факторов в формировании современного художественного мышления учителя оббразовательной области «Искусство». - М.: Компания Спутник+, 2004.