Истинная компьютерная грамотность
означает не только умение использовать компьютер
и компьютерные идеи, но и знание, когда это следует делать.
Сеймур Пайперт
Научить каждого учащегося за довольно короткий срок преобразовывать и использовать в практической деятельности возможности информационно-коммуникационных технологий – задача, требующая значительных педагогических усилий. При этом важно организовать процесс обучения так, чтобы процесс освоения ИКТ шел радостно, активно, а учащийся мог видеть результаты своего труда и труда одноклассников, чтобы оценить преимущества и разнообразие такого замечательного помощника, как компьютер.
В современной педагогике разработано множество направлений, технологий, методик обучения учащихся разного возраста, направленных на овладение ИКТ в полном объеме его возможностей [9].
Таким образом, понятие «методика обучения» связано с представлением о совокупности приемов и подходов, отражающих форму взаимодействия учащихся и учителя в процессе обучения. Методика обучения ИКТ, следовательно, должна включать в себя описание различных педагогических действий, целью которых является достижение продуктивного учебного результата в процессе освоения этой области знания. Такая методика стремится к универсальности, т. е. к тому, чтобы ее можно было использовать в учебных ситуациях в работе с учащимися, которые находятся на разных уровнях знания ИКТ.
Как показывает изучение существующих методик обучения ИКТ, большинство авторов понимает, что помочь учителю в решении этой непростой задачи могут:
1. Сочетание традиционных (лекция, фронтальный опрос, наглядность и т. д.) и инновационных (кейс-метод, проектный и т. д.) методов обучения [6].
2. Строгое следование в отборе, изложении материала и организации урока выработанным в психолого-педагогической науке дидактическим принципам систематичности, последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности.
3. Использование современных педагогических технологий (интегрированных, игровых и др.).
4. Повышение компетентности учителя в овладении ИКТ и современными подходами к обучению (личностно ориентированным, компетентностным, деятельностным и др.).
Использование ИКТ на уроке само по себе представляет эффективный инновационный метод, который позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным, индивидуальным, интерактивным. Для всех методик характерен учет такого важного требования к процессу обучения, как оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы. Создатели методик стремятся разделить функции, которые выполняет компьютер. Так, в качестве учителя компьютер выступает в роли источника учебной информации; наглядного пособия; средства контроля. Функции компьютера как рабочего инструмента заключаются в помощи при подготовке текстов, совершении вычислений и др.
Важно, что многие авторы методик выстраивают их таким образом, чтобы на примере предлагаемых программ преподаватели могли создать свой авторский учебно-методический комплекс. Для этого в методические пособия включаются планы уроков, кроссворды, задачи, созданные средствами компьютерных программ.
В исследовании было проанализировано более 56 существующих методик обучения ИКТ; особое внимание было обращено на методики, так или иначе связанные с внедрением ИКТ в практику художественного образования. В результате было определено, что основными критериями оценки обучающих методик могут быть следующие:
- соответствие описанных автором методов принципам, целям, задачам современного обучения, художественного образования, требованиям модернизации образовательной системы, в целом;
- использование таких ресурсов обучения, как возрастные особенности учащихся, уровни их готовности к освоению ИКТ, уровни общего личностного развития;
- опора на принципы «диалоговой формы компьютерной коммуникации» [13], проблематизации содержания образования, поискового характера обучения;
- доля самостоятельной творческой деятельности учащихся в процессе освоения ИКТ;
- продуктивность организации занятия;
- разнообразие учебных форм освоения ИКТ.
- изучение методик обучения ИКТ о этим критериям позволило заключить, что в настоящее время большинство из них направлено на ознакомление учащихся и педагогов с основами ИКТ [9], на презентацию существующих ресурсов Интернет [17], [23], на возмoжности ИКТ в обучении другим предметам [1], [7] – например, иностранным языкам [19].
Между тем такая область педагогики, как художественное образование в отечественных методиках обучения ИКТ, рассмотрена недостаточно представительно и широко.
Эта проблема отмечается одним из крупнейших российских исследователей интеграции ИКТ в художественное образование Н. Л. Селивановым: «Системный анализ существующей ситуации позволил выявить следующие актуальные проблемы в сфере включения информационных технологий в художественное образование подростков: отсутствие фундаментальных психолого-педагогических разработок интеграции компьютерных средств в художественное образование; отсутствие методов, позволяющих осваивать компьютерные технологии как инструмент для художественного творчества и эстетического развития подростков; сложившийся в педагогической практике стереотип отношения к компьютеру как инструменту, подменяющему известные виды деятельности (инструмент для чтения, письма, рисования, демонстрации), а не формирующему свои специфические формы творческой познавательной деятельности; механический перенос целей медиаобразования, сложившихся в докомпьютерную эпоху (масс-медиа), на качественно новое средство коммуникации диалогового типа – информационные коммуникационные технологии (в дальнейшем – ИКТ)» [13].
Таким образом, направленность методик обучения ИКТ, используемых в современном художественном образовании, должна учитывать их специфику как ресурсов «построения собственных интеллектуальных структур», «вовлечения в создание
реального конечного продукта: замка из песка, книги или компьютерной программы» (С. Пейперт).
При создании таких методик авторы опираются на положения о том, что «ИКТ носят характер комплексного воздействия на зрителя, включая его эмоциональную сферу восприятия, ... вовлекая пользователя в процесс активного взаимодействия с новой информационной средой» [16], предоставляя большой диапазон для выбора средств и форм создания творческих работ, осуществления разнообразных исследовательских проектах по проблематике изучения искусства и т. д., творческого развития личности.
Использование ИКТ в высшем образовании стало предметом исследований ученых Московского педагогического государственного университета (Д. С. Гирина, Ю. Ф. Катханова, В. В. Корешков, Л. Я. Нодельман и др.), посвященных различным аспектам использования ИКТ в целях оптимизации образовательного процесса на художественно-графическом факультете, разработке педагогических технологий обучения студентов компьютерной графике, исследованию результатов апробации системы практических заданий, развитию творческих способностей студентов на основе освоения ИКТ и т. д.
Исследователями определены принципы индивидуально ориентированной методики освоения ИКТ, разработаны подходы к изучению курса «Компьютерная графика» для студентов художественных специальностей, ориентированные на взаимодействие со специализированными учебными дисциплинами (рисунком, живописью, композицией, проектированием, декоративным искусством, перспективой, техническим рисунком и начертательной геометрией), созданы различные педагогические технологии (продуктивно-деятельностная технология обучения двухмерной компьютерной графике, технология визуальной коммуникации в архитектурной среде и др.).
Важно подчеркнуть, что все эти методики апробированы в ведущем педагогическом вузе России, готовящем будущих преподавателей изобразительного искусства. Возможно, в ходе обучения эти методики оказали эффективное влияние на рост творческого потенциала студентов, на их культурное развитие. Но эффективность освоения педагогического потенциала ИКТ ставится в данном случае под сомнение.
Как показывает опыт, среди методик обучения ИКТ, связанных с уроками искусства в школе, доминируют стереотипные, определяющие роль компьютера как вспомогательного средства (по аналогии с существующими ранее ТСО – техническими средствами обучения).
Это отмечают крупнейшие специалисты в области применения ИКТ в художественном образовании [14], [15], [16].
Следовательно, студенты не стали в большинстве своем трансляторами этого инновационного опыта, который они должны были освоить в университете. Одной из причин таких низких результатов видится узкая специализация использования ИКТ, характерная для художественно-графического факультета главным образом. ИКТ связываются с курсом «Компьютерная графика», что не позволяет оценить их потенциал как средства личностного развития.
Очевидно, что консервативное направление в использовании ИКТ не отвечает запросам учителей, стремящихся к инновациям в образовании, к созданию на занятиях атмосферы творческого поиска. Недавно был создан портал «Сеть творческих учителей» (электронный адрес: http://www.it-n.ru/about.aspx?cat_no=232), на котором можно ознакомиться с авторскими методическими разработкам: в Интернет-библиотеке портала их собрано свыше 25 000. Кроме того, сейчас в системе высшего профессионального педагогического образования начата подготовка по направлению «Художественное образование» (бакалавриат) с профилями «Компьютерные музыкальные технологии», «Дизайн и компьютерная графика».
Анализ нескольких программ по ИКТ, которые могут быть применены в художественном образовании, показывает, что наиболее разработанным видом использования ИКТ является метод проектов [16]. Данный метод представлен в разработках ученых ИХО РАО под руководством Т. В. Селивановой.
Кроме того, достаточно активно применяются учебные WWW-сервера, позволяющие решать не только информационные, но и тестовые, имитационные и проблемные задачи на уроках искусства. Использование компьютера как средства наглядности также является предметом внимания авторов методик обучения ИКТ [22].
Активно развивающимся направлением внедрения ИКТ в художественное образование можно назвать интегрированные педагогические технологии [18] (например, на основе интеграции ИКТ, учебного курса по иностранному языку и уроков искусства [22]), а также методики обучения ИКТ в дополнительном художественном образовании.
Педагогами отмечается, что внедрение ИКТ значительно оптимизирует образовательный процесс, видоизменяя и облегчая формы подачи информации.
С этой целью возможности компьютера используются для создания наглядно-дидактических пособий [5].
Значительным потенциалом в расширении использования возможностей ИКТ обладает изучение существующего в мире опыта в этой области. Среди наиболее
известных примеров продуктивного включения компьютерных технологий в учебный процесс на занятиях искусством можно назвать ряд колледжей Германии, Австралии, США, Канады, кино и медиа школы, имеющие отделения компьютерной графики (например, Бостонская киношкола, Королевский колледж искусств Великобритании и др.).
Педагогами художественного образования хорошо освоены методики контроля за качеством обучения на основе ИКТ.
Так, например, компьютерная презентация может содержать контрольные вопросы и задания, включающие в себя репродукции произведений искусства, фрагменты музыкальных произведений. Современные учителя могут использовать и программные системы контроля знаний. Активно разрабатывается потенциал компьютерных презентаций: это могут быть не только презентации – сопровождение лекций, но и презентации-диагностики, когда учащиеся, например, определяют произведение по его фрагменту и т. д.
Итак, в современной педагогике существует большое количество методик, теория освоения ИКТ является одним из самых прогрессивных и продвинутых направлений в науке. К сожалению, теория как это часто бывает, оказывается впереди практики. Многолетнее наблюдение за работой педагогов искусства показывает, что все равно для них ИКТ продолжает оставаться, прежде всего, средством презентации (т. е. пассивным методом).
Так, например, на уроках музыки это демонстрация презентаций, использование CD, DVD, MP3-дисков с записями образцов классической музыки, оперных и балетных спектаклей, мюзиклов и рок-опер [4]. На уроках МХК это ознакомление с материалом при помощи Интернет-сайтов, содержащих информацию о музеях и т. д.
Итак, анализ существующих методик и подходов к использованию ИКТ в художественном образовании позволяет выявить две основные тенденции:
- узкая направленность на использование возможностей ИКТ в одном виде искусства (например, в компьютерной графике);
- консерватизм в отношении развивающего потенциала ИКТ – активное использование компьютеров исключительно как средства демонстрации вспомогательного материала.
Следовательно, проблема изменения отношения к ИКТ оказывается нерешенной и требующей новых, эффективных, доступных учителям методик обучения ИКТ. Одним из путей решения этой проблемы является повышение уровня освоения ИКТ у педагогов художественного образования в системе специализированной подготовки к
использованию средств информатизации и информационных технологий на уроках искусства.
Кроме того, существует также необходимость оптимизации обучения ИКТ в системе подготовки будущих учителей искусства и, в особенности, учителей изобразительного искусства в педагогических вузах. Данная проблема выдвигает требование разработки инновационных методик преподавания ИКТ студентам художественно-графических факультетов, способных раскрыть развивающий потенциал ИКТ в художественном образовании.
Литература
1. Адаева Н. Компьютерные технологии на уроках ИЗО// http://shtrih-33.ucoz.ru/index/kompjuternyetekhnologii/0-105.
2. Ахаян А. А., Берлина Т. Р. (1998). Технология, организация и содержание дистанционных курсов подготовки педагога // Науч. метод. сб. тез. док. “ИТО-98-99”, Напр.D. М.: БИТпро, 1998. С. 30–32.
3. Веряев А. А. Об использовании Internet-класса в качестве средства обучения // Межвуз. сб. «Информ. технологии в процессе подготовки современного специалиста», вып.1. Липецк: ЛГПИ, 1998. С.42–46.
4. Вишневская С. О. Использование ИКТ в образовательной деятельности на уроках по предмету «Музыка»// Интернет-журнал «Эйдос». Электронный адрес: http://www.eidos.ru/journal/2008/0404.htm
5. Войтов А.Г. Учебная наглядность. – М.: Издательство: Дашков и Ко, 2010.
6. Кирп Д. Соперничество между электронным и традиционным обучением / Дистанционное и виртуальное обучение, 2003, № 3. С. 19–20.
7. Львова О. В. Системный подход к использованию информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе //Журнал «Вестник РУДН» серия «Информатизация образования», 2006, № 1(3).
8. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М.: Педагогика, 1988.
9. Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02. 95. № 4/1//Информатика и образование, 1995, № 4. С. 17–36; Лапчик М. П. и др. Методика преподавания информатики: учеб.пособие для студентов педвузов. М.: Академия. 2001; Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2–11 классы. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний. 2005 и др.
10. Пейперт С. Переворот в сознании: Дети, компьютеры и плодотворные идеи. Москва, Педагогика, 1989.
11. Полат Е. С. Методические основы разработки курсов дистанционного обучения // Интернет. Общество. Личность-99. Тез. док. межд. конф. СПб.: ИОО 1999. С. 228–229.
12. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998. 256 с.
13. Селиванов Н. Л. Педагогические условия интеграции компьютерных технологий в художественное образование подростков. Автореферат канд.пед. наук. М., 2008. С. 4–5.
14. Селиванов Н. Л. Проектирование как творческое познание. Поиск методологических основ для интеграции компьютерных технологий в художественное образование. //
Педагогика искусства: сетевой журн. 2008, №3. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
15. Селиванов Н. Л. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка// Педагогика искусства: сетевой журн. 2008, № 4. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine.
16. Селиванова Т. В. Значение проектной культуры для художественного образования в контексте развития новых информационных коммуникационных технологий// Педагогика искусства, 2007, № 1. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2007/selivanova_7-04-2007.htm
17. Сидорова Е. В. Используем сервисы Google. Электронный кабинет преподавателя. Спб: Издательство: БХВ-Петербург, 2010.
18. Сокурская И. Интеграция информатики с другими учебными дисциплинами / Дистанционное и виртуальное обучение, 2002, № 1. С. 43–44.
19. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Методика обучения иностранному языку с использованием новых информационно-коммуникационных Интернет-технологий //Иностранные языки в школе. 2010. № 1. С.94–95.
20. Уваров А. Ю. Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов / Библ. методиста рег. образ. комп. сети. Вып. 2. Барнаул: изд. БГПУ, 1996. 96 с.
21. Федоров А. В., Новикова А. А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
22. Федорова С. В. Роль инфокоммуникационных технологий на уроках иностранного языка в контексте диалога культур // Сучаснi науковi дослiдження: сб. материалов II межд. научн.-практ. конф. Днiпропетровськ: Наука i освiта, 2006. C. 5–7.
23. Baumgartner P., Payr S. Learning with the Internet. A Typology of Applications. Proceedings of Ed-Media. Charlottesville, VA:AACE, 1998, 205–209.