Современное искусство развивается в направлении синтеза выразительных средств и становления интегральных динамических форм, соединяющих в себе различные направления и стилистические решения, жанры и композиционные приемы. Одной из таких форм, завоевавшей признание в сфере пластических искусств, является пластико-хореографическая программа. Однако, если пластико-хореографическая программа существует и активно эволюционирует на практике, нельзя не отметить тот факт, что еще не существует целостной и детально проработанной теории данного явления, и поэтому, анализируя пластико-хореографическую программу как вид современного искусства и сегмент культурно-досуговой деятельности, необходимо теоретически обосновать правомерность употребления данного термина, а также вывести ее таксономические характеристики. Пластико-хореографическая программа – это вид культурно-досуговой программы, так как она реализует типичные для культурно-досуговой деятельности функции и задачи. Пластико-хореографическая программа – это массовая зрелищная форма культурно-досуговой программы, основанная на хореографическом искусстве, а также на сценическом искусстве пластики тела, и главная задача подобной программы состоит в передаче смысла, сути программы через язык хореографии, танца. Она требует высокого профессионализма исполнения, обучение искусству постановки и исполнения пластико-хореографических программ – важная задача образования в области культуры и искусств. Именно поэтому необходимо разделять пластико-хореографические программы на учебные и постановочные. Основанная на функциональности пластико-хореографических программ классификация может быть представлена в виде схемы (Рис. 1). Определив две группы пластико-хореографических программ: учебные и постановочные, рассмотрим каждые из них в отдельности. Учебная программа (в сфере культурно-досуговой деятельности) – это педагогическое средство отработки умений и навыков, тренировочный механизм, позволяющий эффективно развиваться будущим профессионалам. Учебные пластико-хореографические программы можно разделить на подвиды по таким основаниям, как 1) место обучения; 2) возрастные категории учащихся; 3) формы обучения. «От места обучения зависит возрастной контингент занимающихся. Формы обучения зависят от целей и задач, поставленных перед педагогом и определяемых самими танцорами и их педагогами. В соотношении всех составляющих учебных (обучающих) программах достигается результат» [2, с. 154]. Из числа всех возможных мест обучения следует выделить наиболее распространенные. Применительно к пластико-хореографическим программа в целом, следует упомянуть танцевально-спортивные клубы, танцевальные школы, центры, студии социального танца, танцевальные кружки, секции в дополнительном образовании, фитнес-центры и спортивно оздоровительные клубы и культурно-досуговые учреждения. Рассмотрев учебные пластико-хореографические программы, можем выявить особенности постановочных программ. Определим, что постановка – это творческий процесс, характерный для пластических искусств и театра, и «постановка – это пригодный для сценического оформления, эффектный в постановке компонент сценических искусств» [5, с. 238]. Определение постановочной программы зависит от ее конечного результата. Учитывается социальный заказ, тема, идея и сверхзадача постановки, а также целенаправленность и аудитория данной программы. Постановочные пластико-хореографические программы в культурно-досуговой системе, можно разделить на: - конкурсные программы; - шоу-программы; - художественно-досуговые пластико-хореографические программы. Из приведенной выше классификации пластико-хореографических программ по жанрам, можно выявить, что данное деление постановочных программ, может быть применено к любым танцевальным стилям. Некоторые типы пластико-хореографических программ могут относиться как к учебным, так и к постановочным. Они обладают функциональностью, делающей их комплексными или смешанными. В их числе можно назвать танцевальный лагерь, фестиваль, конвенцию и конгресс. Объединение в названных программах учебных задач и элементов развлекательной демонстрации позволяет считать их особой формой культурно-досуговой просветительской деятельности. Пластико-хореографическая программа представляет собой синтез драматического действия, хореографии, пластики, пантомимы, пластического жеста и музыки, в связи с чем типологическое основание, предложенное И.Б. Шубиной в работе «Драматургия и режиссура зрелища» [6], представляется оптимальным для формирования таксономической схемы пластико-хореографических программ. Рисунок 1. Функциональная классификация пластико-хореографических программ. По содержанию пластико-хореографические программы можно разделить на следующие типы: 1. Содержательно-психологические: мюзикл, балет, танцевальный спектакль, спектакль с использованием или основанным на пластике и хореографии, художественное танцевальное кино, художественный кинофильм, основанный на пластике и хореографии, музыкальное кино (кино-мюзикл), музыкальный клип с использованием хореографии, мимодрама, пластическая драма; 2. Развлекательно-содержательные: танцевальная шоу-программа, концерт, танцевальная телевизионная программа, танцевальное реалити-шоу, проект танцевального шоу-коллектива, балет на льду; 3. Откровенно-развлекательные; кабаре, мюзик-холл, некоторые разновидности карнавала, танцевальный вечер, дискотека, нон-стоп шоу в ночных клубах, ресторанах, танцевальная анимация; 4. Коммуникативные – все формы конкурсных программ и спортивных соревнований (танцевальный турнир, конкурс, фестиваль, конвенция, баттл), а также танцевальные семинары и мастер-классы от профессионалов, обучающие танцевальные фильмы, танцевальные лагеря, пластико-хореографический обмен опытом преподавания или постановочной деятельности. Пластико-хореографической программы может быть реализована средствами различных направлений пластических искусств, в связи с чем можно предложить следующее основание деления – жанровое. В соответствии с данным основанием, выделяются: 1. Классическая пластико-хореографическая программа, основанная на классической балетной хореографии: классический танец (исторически сложившаяся устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически обобщенной трактовки сценического образа), характерный танец (разновидность сценического танца в балетном театре; танец на балетной сцене в характере определенного образа). 2. Современная пластико-хореографическая программа, основанная на танцах XX - начала XXI веков: танцы начала и середины ХХ века (модерн, джаз-модерн, степ), современные танцы конца ХХ - начала ХХI века (стрит-джаз, вакинг, джаз-фанк, диско, хип-хоп, хаус, би-боинг (брейк), поппинг, локинг, крамп, рагга-джем, денс-холл, си-вок, экспериментальный танец, а также танцы любого направления, стилизованные под эстрадные и пр.) 3. Историческая пластико-хореографическая программа, основанная на исторических и бытовых танцах различных эпох: все танцы эпох от XV до середины ХХ вв. (павана, менуэт, полонез, гавот, французская кадриль, мамба, чарльстон, рок-н-ролл, вальс, крестьянский бранль и др.). Отметим, что традиционно некоторые танцы могут весьма произвольно считаться относящимися к современным или историческим (например, степ или чарльстон). 4. Фольклорная или народно-сценическая программа, основанная на танцах народов мира (фламенко, индийский танец, танец живота, сиртаки, танцы народов Кавказа, русский народный танец и др.) 5. Спортивно-бальная программа, основанная на 10 включаемых в спортивно-бальную группу танцах: 5 танцев европейской программы (медленный вальс, танго, слоуфокс (медленный фокстрот), квип-степ (быстрый фокстрот), венский вальс) и 5 танцах латиноамериканской программы: (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв). 6. Спортивная пластико-хореографическая программа, основанная на пластике художественных видов спорта: (художественная гимнастика, балет на льду, спортивный рок-н-ролл, и др.). 7. Эстрадная пластико-хореографическая программа, (использование различных видов танца в одной программе), которая исполняется на эстраде, в подтанцовке эстрадных вокальных исполнителей, или на сценических площадках: в цирке, на открытых сценах в дни массовых праздников и народных гуляний. В своих исследованиях автор настоящей статьи также продуктивно применяет следующее основание деления – функциональное. Оно особенно наглядно при выявлении практико-ориентированных особенностей той или иной пластико-хореографической программы в процессе ее проектирования и реализации. При этом программы будут относиться к двум укрупненным группам – учебным и постановочным. «Иногда учебные и постановочные программы имеют особенность, свойство взаимопроникать друг в друга. Так как в процессе постановки танцевальной композиции к конкурсам тренер обучает танцевальную пару новым элементам, шагам, фигурам, технике того или иного танца, поддержкам, трюкам и другим танцевальным украшениям. А в психолого-педагогическом процессе, выявляя физический и эмоциональный потенциал танцор, тренер-педагог может поставить показательный номер для пары, который может быть самостоятельным шоу» [2, с. 147]. Итак, как показывает произведенный анализ, пластико-хореографическая программа является формой культурно-досуговой программы, что, безусловно, обосновывается их технологическим единством. Среди форм культурно-досуговых программ пластико-хореографическая программа может быть названа массовой зрелищной формой. Интенсивное применение пластико-хореографической программы в современном популярном искусстве и организованном досуге населения делает ее востребованным видом искусства, вбирающим в себя все больше специалистов – деятелей искусств, педагогов и организаторов социально-культурной деятельности, что указывает на необходимость дальнейшего совершенствования теории пластико-хореографических программ и методики преподавания дисциплин, обеспечивающих профессиональную подготовку специалистов, реализующих данные программы в зрелищной сфере.
ЛИТЕРАТУРА 1. 1. Ершова О.В. Основы сценического движения и пластики: Учебная программа. Москва, 2009. 16 с. 2. Ершова О.В. Понятийно-категориальный аппарат спортивно-бальных танцев и программ: Монография. Москва, 2011. 226 с. 3. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. Москва, 2007. 480 с. 4. Захаров Р. В. Сочинение танца. Москва, 1989. 256 с. 5. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. Москва, 2014. 800 с. 6. Шубина И.Б. Драматургия и режиссура зрелища. Игра, сопровождающая жизнь. Москва, 2006. 240 с.