СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБРАЗОВАНИЮ ЧЕРЕЗ ИСКУССТВО

ШКОЛЯР ЛЮДМИЛА ВАЛЕНТИНОВНА

Доктор педагогических наук, профессор, академик Российской академии образования, директор ФГНУ «Институт
художественного образования» РАО; г. Москва

Аннотация: 
В статье освещается современное состояние российского образования в области различных видов искусства, даётся общее представление о новом направлении гуманитарного знания – педагогике искусства, излагаются принципы художественной дидактики (ассоциативность, вариативность, образность, импровизационность). Автор выделяет общие черты педагогики искусства, последовательно раскрывает основные существующие подходы к образованию молодого поколения через искусство (монохудожественный, полихудожественный, универсальный и др.).

На Всемирной конференции по художественному образованию в Сеуле (май, 2010
год) были инициированы исследования в области образования через искусство. В
настоящее время в России, как и в некоторых других странах СНГ, подготовлены
Концепции образования через искусство, которые являются фундаментальной базой для
дальнейших исследований в этой области. Перспективным направлением в рамках
международного сотрудничества с Бюро ЮНЕСКО в Москве, странами Содружества
Независимых Государств, Московским государственным университетом культуры и
искусств является реализация долгосрочного проекта по созданию и развитию «Web-
обсерватории художественного образования в странах СНГ». Web-обсерватория
представляет собой web-портал, обеспечивающий в первую очередь доступ к
Национальным информационным базам данных по художественному образованию в
странах-участницах.
Web-обсерватория предполагает систематическое наблюдение за развитием
художественного образования в России, ближнем и дальнем зарубежье и будет
способствовать поддержке культурного разнообразия и культурного наследия, более
интенсивному включению искусства в образование детей и юношества на всех ступенях,
распространению инновационных подходов в образовании, и в итоге – повышению его
качества.
В «Дорожной карте художественного образования» ЮНЕСКО перечислен ряд
принципов построения образования в области искусства. Часто спрашивают, что означает
такое название – «дорожная карта»? Недавно я услышала термин из уст премьер-министра
РФ, это касалось экономической сферы. Для меня это план, стратегия замысла, действия
большой повседневной работы, которая приведет к результату, когда художественное
образование будет реально являться одним из важнейших механизмов трансляции всей
системы духовных ценностей, сохранения и воспроизводства культурных традиций.
В теории и практике современного российского художественного образования
сложилось новое направление гуманитарного знания – педагогика искусства. Под
«педагогикой искусства» понимается творчески развивающая педагогика, охватывающая
теорию и практику эстетического воспитания и художественного образования. Педагогика
искусства как самостоятельная область формировалась на протяжении XX века усилиями
исследователей и художников, выдвигавших гуманистические идеи «воспитания через
искусство», «формирования культуры творческой личности», «пробуждения
человеческого в человеке», «приобщения к искусству как к культуре духовной» и др [1].
Не отрицая важности общей дидактики, регулирующей учебно-воспитательный
процесс, создатели педагогики искусства выдвинули следующие новые принципы,
принципы художественной дидактики:
- ассоциативность, исходящая из присущей искусству особенности порождать в
сознании человека явления, производные от воспринимаемых идей, образов, смыслов;
- импровизационность как неожиданная и творчески преобразующая сторона
организации процесса обучения;
- образность, помогающая раскрыть явления художественной действительности в
их глубине и целостности;
- вариативность как последовательное изменение замысла при воплощении
художественных образов.
Но хочу подчеркнуть, что новое направление, педагогика искусства, складывается
на основе развития ведущих научных школ: «Теория и практика художественного
воспитания и развития» (А. В. Бакушинский); «Интегрированное обучение и
полихудожественное воспитание» (Б. П. Юсов); «Искусство как часть духовной культуры
человечества» (Д. Б. Кабалевский, Б. М. Неменский); «Теория эстетического воспитания»
(А. И. Буров); «Театральное образование (Ю. И. Рубина, П. М. Ершов) и
кинообразование» (Ю. Н. Усов).
Наличие в научных школах представителей разных направлений, имеющих свой
индивидуальный творческий почерк, систему представлений и новаторских идей в связи с
проблемой формирования художественной культуры человека как части его духовной
культуры, позволяет глубже понять и осознать методологические предпосылки
становления школ, расширяет представления об исторических корнях тех или иных
явлений отечественной культуры и искусства. Выделены общие черты педагогики
искусства, которые получают развитие в исследованиях лабораторий Института: это
концептуальность, научность, художественность [2].
Концептуальность выражается, прежде всего, в подходе к художественному
образованию как неотъемлемой и абсолютно обязательной части духовной культуры
человека, когда взгляды человека на искусство не могут быть отделены от взглядов на
жизнь.
Научность заключается в первую очередь в способе рассмотрения художественных
и жизненных проблем методом, адекватным природе человеческого познания,
вытекающим из природы и закономерностей искусства. Отсюда следует необходимость
формирования у школьников философского уровня мышления.
Художественность проявляет себя как подход, продиктованный сущностью самого
исследуемого (познаваемого) предмета; как руководящий принцип отбора содержания и
методических основ его раскрытия; как организующее начало, проявляющееся в
органическом единстве содержания и форм художественного образования.
На современном этапе развития российского художественного образования
выделены его основные подходы.
Монохудожественный подход основывается на общем и углублённом изучении
отдельных видов искусства (музыки, изобразительного искусства, хореографии и др.) в
рамках обязательного учебного плана или во внеурочной художественной деятельности.
Данный подход реализуется в системе общего среднего образования, музыкальных,
художественных, хореографических школах, учреждениях среднего и высшего
профессионального образования.
Полихудожественный, то есть целостный, подход к преподаванию, когда в центре
процесса находится не предмет изучения (музыка, изобразительное искусств, слово
и т. п.), а сам ребенок, с присущей ему полихудожественной природой детства. Занятия в
рамках такого подхода предполагают гармоничное развитие растущего человека с
помощью разных видов детского творчества – музыкального, изобразительного,
театрального, хореографического и т. п. Это стимулирует развитие творческого
воображения детей, что является предпосылкой дальнейшей учебной деятельности. В
настоящее время этот подход наиболее широко применяется в учреждениях дошкольного
образования и в начальной школе [3].
Третий подход к художественному образованию, приобретающий всё большую
актуальность в настоящее время, основан на использовании искусства как метода
преподавания предметов гуманитарного, естественнонаучного и математического
направлений. Примером широкого применения этого подхода является восприятие
произведений музыкального и изобразительного искусства, обращение к страницам
биографий выдающихся отечественных и мировых ученых: физиков, биологов,
физиологов и др., искавших в искусстве поддержку и почву для новых размышлений,
идей и экспериментов.
При изучении родного и иностранных языков активно используется
интонационный метод, производный из интонационной теории. Эта теория берет свои
основы из музыки, искусства слова и искусства движения, ключом которых является
интонация как носитель образного смысла. Такой подход становится инновационным в
практике работы учителей-новаторов, учителей-исследователей.
Наиболее перспективным является четвертый подход к художественному
образованию, который можно представить как универсальный метод Школы Будущего.
Сущность подхода заключается в преподавании всех учебных предметов в едином
культурно-историческом контексте и на основе общих закономерностей и родства
научного и художественного познания.
В этом случае искусство не является иллюстративным рядом для учебных
дисциплин, не связанных с искусством, а становится процессом и результатом
постижения какого-либо явления культуры (духовного, материального) и природы этого
явления, породившего физический, химический, биологический и др. законы. И тогда у
молодого поколения формируется целостная картина мира во всём ее многообразии и
единстве. Данный метод находит свое претворение в практике работы отдельных
образовательных учебных заведений инновационного типа, связанных с активизацией
творческого потенциала и общей детской одаренности, где в процессе экспериментальной
деятельности подтверждается высокая эффективность идеи его применения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Лазарев М.А. 2013. К вопросу о соотношении философского и образного познания мира. - Гуманитарное
пространство. Международный альманах. 2(4): 666-674.
2. Научные школы в педагогике искусства: моногр. Часть I. / под общ.ред. Л.Г. Савенковой. – М.: Издательский дом
РАО, 2008.
3. Гуманитаризация образования в практике работы образовательных учреждений. Сборник статей / Департамент
образования города Москвы; [ред.-сост. Е.А. Ермолинская, под ред. Л.Г. Савенковой]. – Москва: Интеллект-Центр,
2014.