Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9
Очевидно, что на этот раз мы предложили детям соотнести (и задуматься над этим) значимость таких качеств личности, которые в идеальном случае обеспечивают ей культуру мироотношения (открытость к новому, уважение к другому, доброжелательность), культуру способностей (самостоятельность мышления, вкус, тонкость чувств, условно – любовь к искусству) и традиционно приписываемые культурному человеку качества – образованность и умение хорошо говорить. «Стремление изменить мир» мы сочли приблизительным вариантом учета новой модели культуры, требующей уйти от такого признака как знание всего, что было до этого, к способности творить новую культуру. Опросив учащихся четвертых, седьмых и десятых классов пяти московских школ, мы получили следующие результаты. На первом месте в этом опросе среди обязательных качеств культурного человека оказались знания, образованность. (Между школами в целом, и иногда – между классами есть некоторые различия. Но определить, в чем причина различий, мы не можем без анализа всех особенностей климата и направленности учебно-воспитательной работы в данной школе). В группе лидеров и «умение хорошо говорить» как понятное и относящееся к той же группе компетенций образованности и участия в «культурности» разума. Но в трактовке качества «хорошо говорить» подростки явно различают просто грамотность речи и умение «говорить красиво», которое отвергают. Последнее мы выяснили в школах, где, не попутно, а целенаправленно, занимаются развитием художественного вкуса. В мотивировках подростков, поясняющих свои эстетические предпочтения, мы выявили крайне распространенное неумение говорить о произведении искусства (конечно, сложное, и для непрофессионалов – взрослых) и сами их вкусовые критерии к качеству устной и письменной речи. Решительно не принимаются современными детьми пафосность и недемократизм речи (и художественной манеры некоторых классиков литературы, например, В.Набокова). Фиксируя отношение к умению хорошо говорить в современной школе мы вообще упустили: присутствие в классах разного количества детей из семей двуязычной или иноязычной культуры. Для них это и важный и болезненный фактор, который значимо повлиял и на включенные нами в «культуру» такие позиции в следующих опросниках, как «уважение к непохожему на тебя», а в перечне жизненных целей – желание «быть непохожим на других». В 2003 году мы уже спросили и о том, зачем быть культурным: чтобы преуспеть в своей профессии, чтобы нравиться людям, для собственного развития. Во всех возрастных группах значительно больший вес среди всех трех мотивов получил третий: для собственного развития. Свидетельствует это, как представляется, о некоторой успешности и воспитательных усилий школы, и социальных ориентаций общества на индивидуальное развитие (при всей его пока методической неполноценности), на право каждого сделать собственный выбор и в целом на принципиальную ценность саморазвития. По нашим данным эволюция осознания такого стремления, желания быть особенным, непохожим на других растет с возрастом. Младшие пока готовы слушаться старших, подражать им и соответствовать их нормам. Но у старших сегодня, кроме относительно справедливой ориентации на творческую уникальность, укрепилась в мнении подростков претензия на общую независимость и на право быть индивидуальностью. Еще в исследовании 2007 года (учащихся третьих, шестых и одиннадцатых классов одной школы), в опросный лист которого были включены вопросы, хочу ли быть непохожим на других и, напротив, «хочу не выделяться» дети и подростки проявили достаточно пассивное отношение к этим позициям. Через год, в 2008 году (опрос учащихся пяти московских школ трех возрастных групп) были получены сходные данные, но уже по весу предпочтений уступившие только ценности свободы. Ценность «непохожести», во-первых, росла с возрастом, во - вторых, обнаружилась в сознании учащихся, меньше связанных с художественным творчеством и профилем школы. Теперь желание быть индивидуальностью не обязательно сопутствует поиску творческого дела. Интерес к художественно-творческому делу в общеобразовательных школах с возрастом падает, а ценность индивидуальности как общей уникальности растет, осознаваемая подростками больше как сложившаяся убежденность в собственной самоценности, чем как надежда на нее. При этом, в отличие от ценности свободы, отношение подростков к ценности похожести-непохожести различается в разных школах. Гипотетически (из-за малого количества данных и отсутствии специального исследования проблемы) к причинам таких различий можно отнести влияние степени художественно-эстетической ориентации школы и такой показатель как присутствие в школе учащихся-мигрантов и развитости ксенофобии. И тогда у детей мигрантов срабатывает психологическая осторожность, они не хотят «отличаться», стремятся как раз быть как все. Но зато эстетически ориентированные лети, как правило, более доброжелательны, чутки, уважают непохожесть, внимательны к ней и заинтересованы в ней. По нашим данным, в школах более чутких к воспитанию общей культуры мировосприятия (и эстетически ориентированных) как раз десятиклассники (а то и семиклассники, в целом самые большие путаники и скептики) эту позицию учитывают в отличие от достаточного безразличия к ней в школах традиционной системы обучения. Фактор присутствия в классах разного количества детей из семей двуязычной или иноязычной культуры мы вообще не учли. Для них включенные нами в анкеты позиции «уважение к непохожему на тебя» и желание «быть непохожим на других» могли быть восприняты неоднозначно или болезненно. В опросе 2008 года позиция «уважение к другому, непохожему на тебя» принималась детьми четвертых, седьмых и десятых классов пяти московских школ и единодушно и она же сравнительно высоко оценивалась в иерархии ценных качеств культурного человека (условное шестое место из одиннадцати, у десятиклассников - седьмое). Получается, что шесть-семь лет назад воспитание «толерантности» было пока менее актуально. (Зато сегодня, в 2013 году нашлись в общеобразовательных школах и гордые своей бравадой условные восьмиклассники-националисты, и сторонники «сильной власти» в лице Гитлера, Сталина и Отто Скорцени в одном ряду). Подтверждение роста ценностного отношения современных подростков к желанию быть уникальным, непохожим на других – данные нашего исследования весной 2013 года, когда по результатам тестового опроса 398 восьмиклассников десяти московских школ процент подростков, не желающих быть похожими ни на кого оказался равен почти четверти всех опрошенных. А позиция «быть непохожим» заняла пятое место после любимого дела, свободы, самореализации и позиции – «помогать другим». Аргументы? «Я - личность», «Я довольна самой собой» и т.п. К такой ориентации можно относиться по-разному. С одной стороны, это, по-моему, успехи пропаганды американо-европейского менталитета с ценностями индивидуализма, веры в свои силы, позитивного отношения к жизни. С другой стороны, это уровни самооценки относительно далекие, на мой взгляд, от таких ее качеств, как разумность, здравость, личная скромность и способность к рефлексии, и от представления о действительном масштабе и уникальности крупной личности. Насколько нужной и успешной окажется в каждом индивидуальном случае такая установка, судить рано. А надежда на ее полезность и плодотворность такого стимула к саморазвитию действительно полезна, если, кроме надежды, она будет подкреплена реальным стремлением к духовному обогащению, а не остановится на стадии упрямого самодовольства и отказа от любого влияния и обучения. При этом в устах этих подростков речь не идет об индивидуальности художественно-творческого дара, что в этом случае вполне оправдано. В той же средней же группе предпочтений, по мнениям детей и подростков, - такие разные качества индивидуальной культуры как доброжелательность и самостоятельность мышления. Первая фигурировала в наших других опросах как вообще ценимое человеческое качество. Принятие же детьми доброжелательности как ценного качества индивидуальной культуры везде падает с возрастом опрошенных, никак не различается в среднем у мальчиков и девочек, но значительно больше волнует старших девочек. Их начинает пугать этот мир? При этом относительная последовательность в мнениях современных детей и подростков о культуре личности (и свидетельство, на мой взгляд, искренности их откликов) отражается в почти единодушном отношении к значимости таких позиций как тонкость и сложность чувств, вкус и любовь к искусству. Она всегда и везде в среднем низкая. На той же малой планке признания позиция - «открытость ко всему новому и непонятному». Такой выбор вызван осторожностью, нежеланием рисковать? А как же творческий поиск, научные открытия, социальный прогресс? В чем тут дело? снова отпугивает сложность самого мировосприятия такого типа, его возможный драматизм и привлекает выбор позиции – «без проблем»? Или (и) это отказ от русской традиции страдания, мученичества, лишней рефлексии? В одном из разговоров со студентами психологического факультета я услышала, что сложность читается скорей всего как запутанность, дисгармоничность, а вот тонкость их бы устроила, но больше после моего вопроса: тонкость для чувств – это хорошо или плохо. Что касается современного отношения к таким «специальным» качествам культурного развития, как вкус и любовь к искусству, то развитость вкуса как обязательное качество индивидуальной культуры в целом признается и младшими и старшими школьниками, но больше в школах, ориентированных на эстетическое развитие, а любовь к искусству почитается за мало обязательное качество индивидуальной культуры, особенно старшеклассниками. Таким образом можно зафиксировать, что представление о культуре личности как внешнем качестве поведения преобладает у всех наших юных современников. В последние годы в целом в модель «культурности» начинает входить образованность и даже – мудрость, но никак не знакомство с искусством. В массовом представлении ценность искусства и художественной культуры как компонента и источника общей культуры и личности и общества практически отсутствует. Присвоение учащимися знаний о том, что занятия искусством и как художественное творчество и как восприятие искусства - это системно-образующий фактор личностной культуры целесообразно акцентировать в педагогике искусства в школе. При этом способности к эстетическому восприятию искусства у современных детей и подростков присутствуют. Они откликаются на классические ценности искусства и ощущают связь вечного и современного гораздо точнее и заинтересованнее, чем принято считать в массовом сознании, не только – не профессиональном.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боякова Е. В. Представления педагогов искусства о современных детях и преподавании предметов эстетического цикла [Электронный ресурс] / Е.В. Боякова // Педагогика искусства: электронный журнал. — 2012. — № 2. — 0,75 п.л. — URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2012/boyakova_12_june.pdf. 2. Жизненные цели жителей российского мегаполиса // Ментальность россиян / Под ред. И. Г. Дубова. М., 1998. 3. Обухов А. С. От детства к взрослости через социокультурное экспериментирование: подростковые и молодежные субкультуры в Москве // Ребенок в истории и культуре. М., 2010. 4. Торшилова Е.М. «Эстетическая компетентность как условие общего развития современных детей и подростков» Дубна/Феникс +, 2006.