Современные проблемы художественного образования детей в Свердловской области

Тагильцева Наталия Григорьевна

Доктор педагогических наук,
зав. кафедрой Уральского государственного
педагогического университета
г. Екатеринбург

Аннотация: 
Современные проблемы художественного образования детей в Свердловской области

В настоящее время в образовании, несмотря на многочисленные модернизированные подходы, имеется множество нерешенных проблем и вопросов. Не является в этом плане исключением и система дополнительного художественного образования, в которую входят детские музыкальные школы, детские школы искусств, детские художественные, хореографические, хоровые школы (далее ДШИ, ДХШ, ДМШ).
Все эти проблемы условно можно разделить на группы: теоретические вопросы художественного образования детей, практика их обучения в учреждениях дополнительного образования различных типов, организация повышения квалификации педагогов, модернизация концертно-исполнительской деятельности, повышение качества образовательных услуг и т. п. Причины появления стольких нерешенных вопросов и проблем весьма разнообразны. Это:
- появление новых эффективных методик художественного образования детей, о которых имеют представления учащиеся и их родители, но которые не освоены преподавателями ДШИ;
- недостаточность теоретического осмысления инновационных методик педагогами;
- недостаточная эффективность реализации процесса повышения квалификации педагогов в его различных формах;
- малая обеспеченность занятий современными техническими средствами, низкий статус педагога дополнительного образования.
Возможно, что все эти проблемы и причины их появления могли бы быть устранены, если бы в работе данных учреждений присутствовала основательная законодательная база: документы, регламентирующие деятельность учреждений дополнительного образования и статус их педагогов. Именно нехватка на сегодняшний день четких законодательных документов сковывает инициативу этих учреждений, не дает возможность логически выверить, ссылаясь на законодательную базу, основания для проектирования развития их деятельности.
Действительно, на сегодняшний день система дополнительного образования до сих пор не имеет Государственного образовательного стандарта. Педагоги данных учреждений работают, руководствуясь только определенными программами, представляемыми научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации. Примерными являются и учебные планы образовательных программ, разработанные еще в 2005 году.
Для работников системы учреждений образования в сфере культуры и искусства до сих пор не ясна судьба концепции (имеется в виду «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008–2015 годы»), принятой в августе 2008 года. По словам заместителя министра культуры РФ Е. Э. Чуковской, определенным тормозом в реализации данной концепции является отсутствие в отечественном законодательстве учета специфики образования детей в сфере культуры и искусства. Фактически концепция существует, а практически ее выполнение осуществляется слабо. Причиной такого положения дел является подчинение учреждений системы дополнительного художественного образования Министерству образования и науки РФ, минимальная поддержка таких учреждений федеральными властями, в частности Министерством культуры РФ, подчинение ДШИ, ДМШ, ДХШ муниципальным властям. Всѐ это представляет тот блок проблем, которые можно отнести к основополагающим, законодательным. Однако названные учреждения в этих условиях существуют, успешно работают и активно развиваются. В процессе осуществления этой работы, конечно, выявляются не только те проблемы, которые связаны с правовыми вопросами, но и те, которые, как указывалось выше, касаются самого процесса образования учащихся, вовлеченности в данный процесс их родителей, повышения квалификации педагогов, осуществления работы по профессиональной направленности и т. п. Данные проблемы, возможно, могут иметь свою специфику в каждом регионе и иметь ярко выраженный региональный характер. Но, как показывает практика, частные региональные проблемы во многом совпадают с проблемами общими, характерными для многих регионов России. Поэтому для педагогов, и руководителей учреждений культуры дополнительного образования, радеющих за успешную деятельность таких учреждений, наверное, будут представлять интерес те проблемы и нерешенные вопросы, которые обнаруживаются в системе дополнительного художественного образования отдельно взятого региона, в данном случае такого, как Свердловская область.
Материалом для формулировки данных проблем явились данные, полученные в ходе комплексного социологического исследования. Оно проводилось Министерством культуры Свердловской области и Уральским государственным педагогическим университетом в 2008 году в рамках сотрудничества этих учреждений и в соответствии с Областной целевой программой «Развитие культуры и искусства в Свердловской области». Целью исследования являлось выяснения основных проблем художественного образования по осуществляемым в ДХШ, ДШИ и ДХШ направлениям: «Изобразительное искусство», «Хореографическое искусство», «Музыкальное искусство» и «Театральное искусство» в Свердловской области.
В данном социологическом исследовании принимали участие педагоги, родители, ученики, а также представители администрации более 78 школ обозначенного выше типа в 63-х территориях Свердловской области. Небольшой объем такого научного жанра, как статья, конечно, не позволяет полностью раскрыть те проблемы, которые обозначились в процессе анализа и обобщения полученных данных. В связи с этим приведем примеры только некоторых из них, выявившихся в процессе обобщения результатов опросов самых маленьких учащихся классов развития или подготовительных классов учреждений дополнительного художественного образования (данные были получены доктором педагогических наук, профессором УрГПУ Н. Г. Куприной), которые впоследствии составят основной контингент учащихся ДМШ, ДШИ, ДХШ, учащихся выпускных классов, их родителей, педагогов и руководителей названных учреждений (данные были получены доктором педагогических наук, профессором УрГПУ Н. Г. Тагильцевой, кандидатами педагогических наук, доцентами Н. Ю. Перевышиной и Л. Н. Пичугиной, старшим методистом Свердловского областного методического центра по художественному образованию С. В. Пристенской).
Причинами рассмотрения мнений именно этих субъектов образовательного процесса являются:
- необходимость привлечения к обучению детей дошкольного возраста, получения сведений от выпускников о перспективах их дальнейшего художественного образования, а также об оценке ими качества обучения;
- значимость для привлечения учащихся к обучению в ДМШ, ДШИ, ДХШ мнений родителей (известно, что именно мнение родителей является главным в выборе ребенком занятий тем или иным видом искусства в системе дополнительного  художественного образования);
- определение тех нерешенных вопросов, которые выявляются в системе учреждений дополнительного художественного образования у руководителей и педагогов. От последних субъектов образовательного процесса во многом зависит ориентир учреждений на положительную динамику развития и успешность их функционирования.
Одной из задач исследования было выяснение направленности интересов детей при получении ими начального художественного образования. Для решения этой задачи использовался метод «игра-раскраска». Дошкольникам предлагалось игровое поле, на котором были расположены картинки с детьми, выполняющими разные виды художественной деятельности. Количество выбранных для раскраски дошкольниками картинок свидетельствовало о направленности интересов и их устойчивости к определенному виду творчества. (Представление краткого описания метода в настоящих материалах статьи вызвано необходимостью снятия вопросов относительно способа получения данных у дошкольников, которые не могут сами давать ответы в письменной форме, отвечают на вопросы в зависимости от создавшейся ситуации, а то и вообще отказываются давать какие-либо ответы.)
Анализ полученных результатов позволил определить следующее. Из общего количества респондентов (255 детей старшего дошкольного возраста) самое большое количество (27%) выбрали деятельность музыкальную (картинки поющих, играющих на определенном инструменте детей, а также исполняющих произведение в хоре детей и т. д.). Около 21% детей предпочли деятельность хореографическую, 16% детей проявили явный интерес к художественной (изобразительной) деятельности и только 7% детей –к театральной деятельности. Примерно у 29 % детей вообще не выявились явные художественные предпочтения.
У 62 % детей определился устойчивый интерес к разным видам художественной деятельности (например, большой выбор картинок с музыкальными и хореографическими видами деятельности или изобразительной и музыкальной деятельностью). Эти данные подтверждают идею научной школы Б. П. Юсова о полихудожественности интересов детей старшего дошкольного возраста и их предрасположенности к участию в разных видах художественной деятельности.
Данные этого исследования говорят и о том, что при достаточно высоком интересе детей к занятиям разными видами искусства они проявляют средний уровень сформированности устойчивой мотивации к какому-либо одному из них. Очевидно, для того чтобы ребенок сознательно, исходя из собственных предпочтений и интересов, выбрал занятие определенным видом искусства, ему следует предоставить возможность ознакомиться со многими его видами, так же, как и со многими видами художественной деятельности в период обучения в подготовительных классах или в классах развития ДМШ, ДШИ или ДХШ.
Выпускники учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства Свердловской области (в опросе принимали участие 1356 учащихся) продемонстрировали так же, как и дошкольники, явные полихудожественные интересы. Так, 48% учащихся дополнительно к музыкальному образованию хотели бы заниматься: хореографией, дизайном, вокалом, актерским мастерством, а также музыкальной психологией и психологией художественного творчества. Поэтому они предлагают ввести в образовательный процесс предметы, включающие различные виды искусства. Вместе с тем многие выпускники отметили необходимость расширения содержания тех предметов, которые связаны с их основной художественной специальностью: ввести, например, больший объем часов на оркестровое или ансамблевое исполнительство (музыканты), расширить историю искусств (художники) или углубить содержание занятий по современному танцу (хореографы). Всѐ это свидетельствует о необходимости внедрения в образовательный процесс дифференцированного подхода к его проектированию. С одной стороны, введение предметов по выбору, включающих другие виды искусства, с другой – совершенствование специальной художественной подготовки учеников.
В вопросах выбора профессиии выпускники ДШИ, ДМШ и ДХШ были единодушны в том, что специальности, связанные с искусством, являются неперспективными. Поэтому только около 20% учащихся планируют связать свою профессию с музыкальным искусством и 15% – с художественными видами деятельности (отметим, что и те и другие понимают малую востребованность таких специальностей). Остальная масса опрашиваемых выпускников учреждений дополнительного образования в сфере культуры и искусства планирует овладеть специальностями, не связанными с искусством. Хотя эти же ученики отмечают, что обучение в таких учреждениях дает много и для общего развития, и для развитости воображения и фантазии, и для обладания харизмой, и для порядочности в отношениях, и для уверенности в себе и т. п.
Как указывалось, в нашем исследовании были изучены и мотивации родителей по обучению детей в учреждениях дополнительного художественного образования. Из 572 опрошенных родителей, дети которых обучаются в учреждениях дополнительного художественного образования, 58% отметили такой мотив, как воспитание в детях усидчивости и трудолюбия, 54% посчитали отметить возможность реализации творческого потенциала ребенка. Менее всего родителями упоминались такие мотивы, как организация полноценного культурного отдыха детей и укрепление их здоровья и физического развития – 23%.
К сожалению, следует отметить, что почти никто из родителей в качестве мотива обучения ребенка в учреждении дополнительного художественного образования не отметил возможность их духовного развития. В основном все отмечали то, что школы готовят высокообразованную и культурную личность, а также способствуют расширению эмоционально-нравственного опыта. Родители учащихся считали, что обучать детей искусству необходимо для формирования навыков творческой (художественной) деятельности, знаний о художественных произведениях, умений создавать художественные продукты, т. е. для того, чтобы все эти приобретенные знания, умения и навыки могли пригодиться детям в их дальнейшей жизни. Поэтому, очевидно, более половины опрашиваемых родителей отметили, что необходимость обучения детей в школе связана с получением определенного документа, который в дальнейшем может пригодиться для поступления в тот или иной вуз. Интересным фактом является то, что большинство из этих родителей не хотели бы, чтобы их ребенок выбрал профессию, связанную с художественным творчеством и тем или иным видом искусства.
Анализ ответов родителей позволяет говорить о том, что в большинстве случаев приоритетным мотивом обучения детей искусству в настоящее время у родителей являются прагматизм. Во многих ответах родители отмечалось, что обучение искусству необходимо ребенку для развития в нем определенных качеств (таких, как усидчивость, терпенье, активность, трудолюбие, ответственность и др.), для формирования знаний, умений и навыков, которые могут пригодиться для дальнейшей профессиональной деятельности. Мотивация родителей к обучению детей в ДМШ, ДШИ и ДХШ, очевидно, связана с общей установкой современного образования на те цели, реализация которых позволяет детям приобрести статус успешного человека.
Представим и те проблемы, которые удалось сформулировать в процессе анализа ответов на многие вопросы, предлагаемые завучам и директорам, т. е. таких субъектов образовательного процесса, которые являются членами педагогического коллектива и администрации этих учебных заведений.
В процессе анализа ответов педагогов были выявлены три важных проблемы, на которые они сами неоднократно указывали в своих письменных ответах.
Проблема первая – весьма солидный возраст кадрового состава педагогов в ДШИ, ДХШ и ДМШ. Анализ кадрового состава, производимый экспертами, действительно показал, что из 497 преподавателей в обследуемых образовательных учреждениях только 8% являются молодыми специалистами.
Проблема вторая связана с системой повышения квалификации педагогического состава. Около 64% педагогов имеют высшее образование. Никто из действующих педагогов, по мнению администрации школ, не включен в систему послевузовского образования, к которому относится аспирантура. Никто из преподавателей не имеет степени кандидата наук (имеющиеся в школах кандидаты являются, как правило, совместителями) или магистра. При опросе педагогов учреждений культуры и искусства выяснилось, что научно-педагогическая направленность такой формы повышения квалификация, как аспирантура, является у них не столь популярной. Многие педагоги считают ее и ненужной для таких учреждений, так как их цель – подготовка будущих исполнителей, на чем требуется сконцентрировать свое внимание. При этом парадоксальным является тот факт, что сами преподаватели ДМШ, ДШИ и ДХШ при определении приоритетов разных видов деятельности (в отличие от преподавателей ССУЗов, которые приоритетной назвали исполнительскую деятельность) на первое место поставили деятельность педагогическую. Однако эти же преподаватели школ отметили, что разработка, осмысление и освоение новых педагогических технологий для них представляется делом сложным, равно как и научная деятельность (ей педагоги отвели самое последнее место по значимости). Исходя из этих данных, можно сделать вывод о том, что научный подход в деле разработки новых технологий является пока для педагогов деятельностью и не предпочитаемой, и не освоенной, что приводит к выводу о том, что сам процесс обучения детей, в который включены и дети, и педагоги осуществляется без внесения новых инновационных компонентов. Для устранения этой проблемы и нужны такие формы повышения квалификации, как аспирантура или магистратура. Тем более что в Екатеринбурге успешно работают два диссертационных совета по защите докторских и кандидатских диссертаций, связанных с искусством и художественным образованием – в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского (объединенный совет с Магнитогорской государственной консерваторией им. М. И. Глинки) и в Уральском государственном педагогическом университете, в котором также имеется и магистратура по различным направлениям художественного образования.
Проблема третья – низкая обеспеченность содержания художественного образования современными средствами его осуществления: нехватка компьютеров, интерактивных досок, проекторов и т. д. Следует отметить, что на эту проблему указывают не только педагоги, но и учащиеся.
Еще одна важная проблема, которая выявилась при опросе представителей администрации школ – это организационная работа по профессиональной ориентации учащихся на профессии, связанные с искусством. Известно, что спрос на данные профессии в настоящее время упал и талантливые учащиеся ДХШ, ДШИ, ДХШ не выбирают их для своего профессионального будущего. При опросе директоров школ выяснилось следующее. Среди разных направлений работы по профессиональной ориентации учащихся они выбирают:
- ориентирование на современные творческие профессии;
- информирование о средних и высших образовательных учреждений в области культуры и искусства.
Однако при этом администраторы считают необязательным информировать учеников о днях открытых дверей в творческих ВУЗах и СПУЗах, организовывать творческие встречи с деятелями культуры и искусства в школах, осуществлять укрепление сотрудничества со средними и высшими образовательными учреждениями в области культуры и искусства. При определении рейтинга приоритетных направлений в работе по ориентации учащихся на творческие профессии указанные направления заняли самые последние места. Пути решения этих проблем видны невооруженным взглядом. Каждой школе, в том числе и удаленной от областного центра, для организации профориентационной работы необходимо наладить тесный контакт с учебными заведениями в области культуры и искусства. Примеры таких контактов с ВУЗами имеются в работе ряда общеобразовательных школах, которые подписывают с ВУЗами и ССУЗами договоры о сотрудничестве, реализуемом в различных формах и направлениях. В результате таких документально оформленных и успешно осуществляемых договоров о сотрудничестве между школой и ВУЗами учащиеся охотно выбирают специальности, предлагаемые и рекламируемые им данными учебными заведениями.
Социологический опрос, произведенный в учреждениях дополнительного образования в сфере культуры и искусства Свердловской области, позволил сформулировать многие проблемы, разные по своей значимости, способам решения и степени «привязанности» к тем или иным аспектам содержания художественного образования. Решение их – дело необходимое и первостепенное для сохранения такой уникальной системы художественного образования детей, которая существует в России. И хотя в новом, пока еще не принятом законе об образовании говорится, что художественное образование все-таки является дополнительным, остается надежда, что оно станет не дополнением, а основанием для освоения учащимися сокровищ художественного наследия прошлого и современности.
Литература
1. Культура в рамках статистической погрешности// Время новостей. № 238. 23.12.2008.
2. Материалы социологических исследований в сфере художественного образования Свердловской области. Вып.2 Областное государственное учреждение культуры
«Свердловский областной методический центр». Екатеринбург, 2009. 70 с.