СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ИСКУССТВА

Алексеева Лариса Леонидовна (1), Олесина Елена Петровна (2)

(1) доктор педагогических наук, доцент, заместитель директора ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

(2) заведующий лабораторией интеграции искусств ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования», кандидат педагогических наук

Аннотация: 
Статья раскрывает ряд проблем и противоречий современного состояния преподавания предметов искусства в общеобразовательной школе. Авторы излагают результаты проведенного исследования, проведенного в период обсуждения предложений к проекту Концепции преподавания предметной области «Искусство» (май – июль 2016 года); уделяют внимание таким вопросам, как успешность профессиональной деятельности учителей искусства, повышение их квалификации и переподготовка, материально-техническое обеспечение преподавания предметов искусства на современном этапе развития образования и др.

На современном этапе развития образования особое внимание уделяется воспитанию высоконравственного и духовно богатого человека. Общеизвестна и роль искусства в процессе становления эстетических идеалов и ценностных установок, интеллектуального и творческого развития молодого поколения. Отметим, что образование детей и юношества через искусство непосредственно связано с освоением художественной культуры своего народа и всего человечества, дает четкое понимание динамического развития социокультурной ситуации в мире, способствует повышению общего уровня культуры среди молодежи, организации их культурного досуга и становится тем самым важным социальным фактором развития общества в целом.

Допускаемая в настоящее время вариативность общего образования в области искусства, существующее разнообразие программ, авторских технологий и методик художественного образования и эстетического воспитания ставит учителя перед свободным выбором способов преподавания, исходя из особенностей и условий школы, класса. Педагогический процесс преподавания предметной области «Искусство»  основывается на развитии творческих способностей детей, их эмоциональности и восприимчивости, интеллектуальной сферы и  художественного вкуса. Особое внимание уделяется овладению обучающимися художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах творческой деятельности, освоению жанрового и стилевого многообразия искусств, специфики выразительных средств и языка, взаимосвязи с жизнью [1].

Приоритетным в развитии обучающегося на занятиях предметной области «Искусство» является бережное отношение к его чувствам, создание полной гармонии и понимания между искусством и учеником. Это достигается путем создания определенных условий на уроках, учитывающих, в том числе, национальные и региональные особенности, внимание и уважение к музыкальным увлечениям растущих детей, возможности для учебного продуктивного сотрудничества с активным участием каждого школьника. Педагог является активным участником художественной жизни учеников, при том, что все социальные изменения, научные  и практические достижения отображаются как в самом искусстве, так и в методиках его преподавания, обновляемых в соответствии с современными требованиями и улучшающими качество обучения учеников изобразительному искусству, музыке и мировой художественной культуре [2].

В контексте проблематики данной статьи представляются весьма интересными результаты анализа целого ряда анкет учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры. Анкетирование проводилось в период обсуждения предложений к проекту Концепции преподавания предметной области «Искусство» (май – июль 2016 года). Всего в опросе участвовало 135 педагогов из 21 региона Российской Федерации. Мониторинг состояния преподавания предметной области «Искусство» в общеобразовательной школе со всей очевидностью показал одну из важнейших современных проблем: недостаточное количество учителей искусства, имеющих соответствующее образование (Диаграмма 1). Результаты опроса убедительно свидетельствуют о том, что уроки музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры часто ведут специалисты не по профилю «Искусство», то есть учителя других специальностей (хотя и гуманитарных), не владеющие методиками образования в области искусств, а также без умений и навыков художественной деятельности (игра на музыкальном инструменте, рисование, живопись и др.). 

   Диаграмма 1. Преподавание предметов искусства специалистами

Не менее существенной выявленной проблемой реальной педагогической практики является и положение, статус учителя искусства в современной общеобразовательной школе. Отношение к учителю искусства, самому преподаванию искусства по остаточному принципу, когда уроки музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры отдаются любому учителю для полной часовой нагрузки, девальвирует самый важный для растущего человека компонент – становление культурной, творческой личности, способной на самоидентификацию и социализацию в реальной социокультурной среде. Оценивая статус педагога искусства в школе, большинство учителей выбрали от 5 до 7 баллов по 10-тибалльной шкале. Многие отметили, что учитель музыки зачастую воспринимается как «массовик-затейник», а учитель изобразительного искусства как «оформитель». В числе основных причин такого положения дел, назовем, к примеру, отсутствие соответствующего предмета искусства в старшей школе и как следствие – единого государственного экзамена. Вместе с тем, очевидно,  что уроки предметной области «Искусство» в 5 – 9-х классах должны преподавать специалисты  –  педагоги  искусства. 

Решение этой проблемы видится в следующем. При  отсутствии  специалиста предметной области «Искусство» в школе, необходимо, чтобы учитель, ведущий предметы искусства все же прошел профессиональную переподготовку, а учителя-специалисты в области искусства постоянно (не реже одного раза в три года) повышали квалификацию. При выборе курсов дополнительного образования или профессиональной переподготовки учителей предметной области «Искусство» руководителям общеобразовательной организации и самим учителям необходимо ориентироваться на перечень формируемых базовых профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых осуществляется в результате обучения.

Успешность профессиональной деятельности учителя музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры во многом  определяется  уровнем развития педагогических компетенций. Педагогические компетенции представляют собой совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, относятся к функциям педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально- психологические особенности учителя и свидетельствуют о его предметно- профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью учителя искусства понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога: исследовательская деятельность; инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; работа в методических объединениях, творческих группах; активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях; различные формы педагогической поддержки; трансляция собственного педагогического опыта. Педагог сам может определить для себя наименование дополнительной профессиональной программы (Диаграмма 2), по которой хочет повысить свою квалификацию и образовательную организацию, которая реализует такую программу.

Диаграмма 2. Выбор программы дополнительного профессионального образования

Проведенное анкетирование показало, что актуальными для учителей предметной области «Искусство» с точки зрения подготовки к реализации новых образовательных стандартов при обучении предмету, соответствия требованиям к профессиональной деятельности учителя начального, основного и среднего общего образования профессионального стандарта «Педагог», являются такие проблемы: инклюзивное образование при обучении музыке, изобразительному искусству, интегрированному учебному курсу «Искусство»; работа с одаренными в области какого-либо вида искусства детьми; использование информационно-коммуникационных технологий на уроках искусства; способы формирования и оценки метапредметных образовательных результатов при  обучении  музыке,  изобразительному искусству,  интегрированному  учебному курсу «Искусство».

Также, с большим сожалением следует отметить нарушение непрерывности в преподавании предметной линии «Искусство», несмотря на то, что  ФГОС предусматривает для оптимального решения задач предметной области «Искусство» сохранение непрерывности ее реализации в образовательных учреждениях на всех ступенях учебного процесса: «Музыка» и «Изобразительное искусство» в 1-7 классах; «Музыка», «Изобразительное искусство» или интегрированный курс «Искусство» (по выбору школы) в 8-9 классах; «Мировая художественная культура» в 10-11 классах (Диаграмма 3). Так, только в 16 % процентах школ, в которых проводилось исследование, «Искусство» присутствует в 8 – 9 классах (из них 40% – «Изобразительное искусство», 34%  –  «Искусство» и 26% – «Мировая художественная культура»), а в 10-11 классах преподавание мировой художественной культуры осуществляется только в 52 % школ.

Диаграмма 3. Преподавание предметной области «Искусство»

Одним из важных моментов, осложняющих работу педагога, является необходимость улучшения материально-технической базы и оснащение кабинетов музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры, так как во ФГОС особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя, исполнителя в музыкальном и художественном творчестве; развитию умений ориентироваться в современном музыкально-информационном пространстве, в мире визуальной культуры (Диаграмма 4). Совершенно очевидно, что предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» невозможно вести в неспециализированных кабинетах [см., к примеру, 3]. В связи с этим необходимо систематически работать над изменением отношения администрации, учителей профильных предметов, родителей к предметам эстетического цикла как важнейшим в процессе становления личности школьника.

Материально-техническое обеспечение преподавания предметной области «Искусство» в настоящее время нормативно регламентируется в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 года   №336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» [4].

Диаграмма 4. Наличие кабинета

Для оснащения предметной области «Искусство» необходимо использование: специального укомплектованного класса-мастерской живописи, графики, лепки с мольбертами, муфельной печью и др.; класса графического дизайна, оснащенного персональными компьютерами; музыкального класса, укомплектованного музыкальными инструментами, в том числе и электронными; кабинета мировой художественной культуры.

Все кабинеты должны быть оснащены мультимедиа проектором и набором демонстрационных материалов. В оборудовании для внеурочной деятельности необходимо  предусмотреть выставочное пространство и концертный зал для выступления музыкальных и театральных  коллективов. В санитарно-эпидемиологических требованиях к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях (СанПиН 2.4.2.2821-10) предъявляются требования к организации специализированных учебных кабинетов, размещению в них оборудования, инструментов, организации рабочих мест обучающихся.

Использование ИКТ на уроках искусства – одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование ИКТ позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся, что дает возможность перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся личности, развитие ее интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает познавательные навыки учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность для развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству, развивает творческое мышление,  фантазию, практические умения и навыки (Диаграмма 5).

Основные цели    применения          информационно-коммуникационных технологий      на уроках предметной области «Искусство»:

– повысить наглядность учебного материала (подбор большого спектра иллюстративного изобразительного и музыкального ряда);

– расширить спектр активных методов обучения в зависимости от технического оснащения школы и подготовки педагога (использование компьютерных программ для художественного творчества (изобразительное искусство – Paint.NET, PowerPoint, Adobe Photoshop, SmootchDraw, MyPaint, Livebrush, TuxPaint; музыка – Audacity, NanoStudio, VixVibes Pro и др., а также использование электронных музыкальных инструментов, например, синтезатора);

– разнообразить содержание учебного материала (расширение перечня учебных материалов за счет использования электронных образовательных ресурсов как на CD, так и в Интернет-пространстве);

– разнообразить формы подачи учебного материала (с использованием мультимедиа-проектора или персонального компьютера).

Диаграмма 5. Использование ИКТ на уроках искусства

Большинство   педагогов   озабочены   повышением   статуса   предметной  области «Искусство» и предлагают разнообразные формы деятельности. Проведение предметных олимпиад по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре на всех уровнях, включая региональный и федеральный. В связи с этим напомним о том, что по словам Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева «необходимо добавить в процесс образования школьников больше элементов соревнования, к 2020 г. половина школьников должна участвовать в олимпиадах и конкурсах разного уровня». Принципиальной позицией образования по искусству должно стать понимание того, что олимпиадное движение должно быть массовым, участвовать в нем необходимо как можно большему количеству учащихся (Диаграмма 6). При этом важными являются все этапы олимпиады: классный, школьный, муниципальный, региональный и федеральный.

Диаграмма 6. Участие анкетируемых школ в олимпиадах по искусству

По мнению многих учителей искусства именно региональные и федеральные олимпиады по музыке, изобразительному искусству и мировой художественной культуре поставят эти предметы в один ряд с основными школьными дисциплинами. Возможно, это не изменит статуса искусства в школе, но отношение и интерес к данным предметам, несомненно, повысится. Сегодня накоплен достаточный опыт проведения муниципальных олимпиад по музыке в городе Коломна Московской области, Республике Крым и в других регионах Российской Федерации.

При анализе анкет учителей искусства выявилась тенденция «вымывания» этой предметной области во внеклассное и дополнительное образование. Дополнительное образование в области искусства представлено в образовательных организациях достаточно широко: это художественные и музыкальные студии, драматические и музыкальные театры, литературно-музыкальные клубы и пр. Однако есть опасность постепенного перехода предметной области «Искусство» в досуговую, развлекательную деятельность. Важно распределить обязанности учителя-предметника и педагога дополнительного образования, и если учитель профессионально может совмещать то и другое поле деятельности, то для школы это оптимальный вариант. И обратный вариант, когда речь идет о взаимозамещении в ущерб уроку искусства или занятию дополнительного образования.  

Основополагающим направлением развития современной образовательной системы становится реализация непрерывного художественного образования, поскольку общеизвестно, что художественная культура является частью общей культуры человека. Приобщение к художественной деятельности, т.е. продуктивное художественное творчество в различных сферах искусства  в  общеобразовательных  организациях  должно  охватывать  всех учащихся в соответствии с их способностями и предпочтениями. Введение в дополнительное образование таких занятий как «Музицирование для всех», «Живопись для всех», «Театр для всех» и т.п. создаст условия для популяризации искусства и повышения мотивации школьников [5].

Обобщая мнение опрошенных учителей, можно констатировать, что предметная область «Искусство» в дополнительном образовании должна включать следующие области: пластические искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство); музыка (вокальная, инструментальная, вокально-инструментальная); хореография (народная, классическая, современная, бальная); театр (музыкальный, драматический, кукольный); фотоискусство (художественное фото, цифровое фото); кино (художественное, документальное,  научно-популярное, анимационное); компьютерная анимация, компьютерный дизайн, электронная музыка (аранжировка, сочинение, импровизация, веб-дизайн). При этом необходимо, чтобы все формы художественного творчества были доступны учащимся по выбору. Условием успешной реализации этой части образования является сотрудничество с учреждениями дополнительного образования и культуры (музыкальными и художественными школами, школами искусств, музеями), находящимися в непосредственной близости с общеобразовательными организациями. Особую значимость имеет создание эстетического социокультурного интегрированного пространства образовательной организации и подготовка специалистов-культурологов для реализации этой задачи.

Педагоги, участвующие в опросе, отметили важность искусства для общего образования, так как оно способствует постижению общечеловеческих духовных ценностей через личный опыт и эмоциональное переживание, опосредованно вводит ребенка в социальный и культурный контекст различных эпох [6]. Гуманистический и педагогический потенциал искусства востребован в образовании во все времена, но сегодня интеграция школьного образования в современную художественную культуру становится важным фактором подготовки человека к взаимодействию с информационной средой и массовой культурой.

Учителями был отмечен ряд актуальных недостатков и противоречий современного урока искусства:

– необходимость увеличения количества часов в неделю по предмету (до 2 часов), чтобы учащиеся могли заниматься разными видами художественной деятельности;

– недооценка предметов искусства, которая опасна и тем, что школьники становятся крайне уязвимыми перед компьютерными играми, социальными сетями и худшими образцами массового искусства;

– недостаток использования информационно-коммуникационных технологий и довольно частое отсутствие подключения к сети интернет в учебном кабинете;

– отсутствие в кабинете музыки и соответственно в арсенале учителя современных музыкальных инструментов (цифровое пианино, синтезатор, инструменты детского шумового оркестра по типу К. Орфа, компьютерные программы); в кабинете изобразительного искусства – компьютеров с разнообразными программами для художественного творчества;

– включение предметов искусства в перечень обязательных экзаменов итоговой государственной аттестации (ИГА), основных государственных экзаменов (ОГЭ) и единых государственных экзаменов (ЕГЭ);

– необходимость вариативных программ по предметам искусства, так как в настоящее время у учителя не всегда есть возможности для творческой работы;

– низкий уровень специалистов, ведущих предметы «Музыка», «Изобразительное искусство» и «Мировая художественная культура»;

– недостаток в программах материалов по современному искусству, как правило, материал завершается изучением искусства начала ХХ века;

– много времени в действующих программах уделяется освоению теоретического материала, в результате не в полной мере реализуется деятельностный подход, заявленный в ФГОС, и школьники не имеют возможности заниматься различными видами творчества;

– на сегодняшний день в старшей школе предмет «Мировая художественная  культура»  рассматривается  как  предмет  по  выбору,  его  нет  в составе Единого государственного экзамена как формы государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования.

Всеобщее, полноценное, творчески ориентированное художественное образование и постижение искусства невозможно без взаимосвязи процессов получения знаний и продуктивной художественной деятельности. Поэтому для преодоления названных проблем и противоречий в содержании преподавания музыки, изобразительного искусства, мировой художественной культуры должна быть значительно усилена роль разнообразных видов творчества: хорового и сольного пения, импровизации, исполнительства (вокального и инструментального), сочинения, электронной аранжировки – в музыке; освоение разнообразных графических техник и художественных материалов, живописи, лепки, архитектурного проектирования и художественного конструирования (дизайна) в т.ч. с помощью компьютерных программ – в изобразительном искусстве; сочинения прозаических и поэтических текстов в литературе; творческой интерпретации произведений искусства; проектным формам образовательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что количество отводимого учебного времени на занятия искусством в школе минимально, отсюда содержание предметной области «Искусство» и объем программ не позволяет выпускникам школ, одаренным в этой области, продолжить свое образование в средних специальных и высших учебных заведениях без дополнительных занятий у специалистов или в учреждениях дополнительного предпрофессионального художественного образования (детских музыкальных и художественных школах). Решение данной проблемы возможно при создании условий, позволяющих всем желающим расширить свои познания и умения в области музыки, изобразительного искусства, через организованные непосредственно в школе дополнительные занятия, направленные на освоение необходимого мастерства.

Как известно, методологической основой ФГОС является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности, формирование гражданской идентичности и др. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей,  включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для того чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность. Одним из основных документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения, является основная образовательная программа.

На основании анализа анкет сделан вывод о сложностях, которые испытывают учителя искусства при внедрении ФГОС в практику (Диаграмма 7). Системно-деятельностный подход, составляющий методологическую основу ФГОС основного общего образования, используют при разработке и реализации образовательных программ 79 % респондентов. Наибольшие затруднения вызывает оценивание метапредметных результатов учебной деятельности (64%) и, соответственно, данные педагоги проявили интерес к дополнительному профессиональному образованию по этому направлению.  

В целях совершенствования общего культурного образования в основной школе и создания единой независимой системы оценки качества подготовки по предметной области «Искусство» учителями предлагается увеличение количества заданий, направленных на проверку умений, формирование которых сегодня вызывает трудности на уроках искусства: систематизировать конкретные факты, устанавливать причинно-следственные, структурные и иные связи, анализировать культурные явления, использовать источники информации (иллюстративный материал, видео, аудио) для решения познавательных задач, формулировать        и          аргументировать  собственную позицию   с привлечением исторических знаний.

Диаграмма 7. Трудности в оценивании результатов обучения

Общее направление совершенствования контрольно-измерительных материалов (КИМ) – усиление блока заданий, проверяющих аналитические и информационно-коммуникативные умения школьников; создание и постепенное введение новых типов заданий с развернутым ответом с целью более точной дифференциации учащихся, планирующих продолжение образования в соответствующих профильных классах. Учителям изобразительного искусства и музыки необходимо активно использовать диалогические формы учебных занятий (дискуссий, круглых столов и др.), совершенствовать технологию текущего, тематического, поэтапного повторения и контроля, сочетать в нём разные формы устной и письменной проверки.

Можно отметить, что трудности в преподавании искусства вызывают не конкретные темы, а новые способы обучения, добавляющиеся к традиционным формам общего художественного образования. В целом содержание художественного образования воплощается на уроках искусства через единство чувства, знания и смысла, т.е.: почувствовать – эмоционально откликнуться на произведение искусства; узнать – приобрести общие знания о разных видах искусства и умения использовать эти знания в собственном художественном творчестве; осмыслить – осознать социальную роль искусства, выразить собственное мнение и дать нравственную и эстетическую оценку содержанию конкретного художественного произведения, художественному образу и пр., высказать оценочное мнение о значимости художественного произведения, его автора, вида искусства и т.д.

Обобщив анкеты учителей искусства, можно выделить основные аспекты организационных форм обучения основного и дополнительного образования детей:

– внедрение интегративного подхода, специфика которого заключается в осуществлении недостающих звеньев художественно-образного познания окружающего мира, культуры и искусства;

– моделирование педагогических условий обучения и поиск новых форм внеурочной деятельности, включая культурный образовательный туризм и современные технологии арт-менеджмента;

– обновление предметного содержания профессиональной деятельности будущего специалиста (на основе выразительно-смысловой сущности художественного содержания; электронного творчества; музейной педагогики и передвижных выставок детского рисунка; театральных и иных инновационных технологий современного художественного образования);

– активизация познавательно-практических и эмоционально-эстетических процессов за счет расширения сферы творческой деятельности и диверсификации художественно-творческих продуктов (арт-проектов).

Особое место в анкетировании занял вопрос о создании ассоциации учителей музыки, изобразительного искусства и мировой художественной культуры как актуального способа внедрения и апробации новых форм преподавания предметной области «Искусство» в Российской Федерации (Диаграмма 8). Большинство респондентов отметили, что Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство» может помочь педагогам поднять свой профессиональный уровень в результате обмена опытом с коллегами, расширить возможности учителя за счет активного общения с при участии в разнообразных мероприятиях. Создание Ассоциации поможет также обратить внимание на проблемы, с которыми сталкиваются учителя искусства и объединить мастеров и молодых специалистов для повышения качества преподавания предметной области «Искусство».

Диаграмма 8. Межрегиональная ассоциация учителей предметной области «Искусство»

Педагоги возлагают большие надежды на Межрегиональную ассоциацию учителей предметной области «Искусство», считая, что с помощью общественной профессиональной организации возможно решение целого ряда современных проблем, в том числе непрерывное обновление содержания учебников и учебно-методических комплектов в соответствии с вызовами современности, оптимизация творческой деятельности школьников и творческого взаимодействия учащихся и педагогов, учет индивидуальных запросов и возможностей обучающихся, активное применение на уроках искусства новейших информационно-коммуникационных технологий. Взаимодействие преподавателей          искусства на уровне ассоциации  будет способствовать повышению качества методической подготовки учителей искусства и педагогов дополнительного образования на уровне высшего художественно-педагогического образования и дополнительного профессионального образования, реализации преемственности уроков искусства и занятий дополнительного образования; совершенствованию программ общего и дополнительного образования с учетом активизации художественной деятельности учащихся в различных видах искусства, в том числе современных развивающихся (электронная музыка, компьютерная анимация, компьютерный дизайн и др.).

Открытое профессиональное общение педагогов искусства будет содействовать и постоянному обновлению репертуара (произведений для музицирования, хорового пения, постановки спектаклей и др.) для художественного творчества учащихся разных возрастных категорий, обеспечению учащихся, мотивированных к выбору профессий в области искусства, комплексом дополнительных занятий, необходимых для подготовки к поступлению в средние и высшие специальные учебные учреждения. Сотрудничество преподавателей искусства в рамках ассоциации откроет качественные иные возможности и перспективы для введения в художественное образование новейших информационно-коммуникационных технологий и условий их грамотного использования в художественно-творческой деятельности обучающихся, и кроме того активизирует разработку и внедрение вариативных моделей взаимодействия учреждений основного и дополнительного образования с учреждениями культуры и искусства с учетом специфики региона. Очевидно, что информационное взаимодействие педагогов  окажет влияние и на оснащение кабинетов по разным видам искусства и художественной деятельности, улучшит оборудование помещений для дополнительных занятий различными видами творчества.

В целом, при всех существующих современных проблемах предметной области «Искусство» учителя единогласны в определении цели своей деятельности – формирование личности школьников через приобщение к вечным ценностям классического и современного искусства, лучшим образцам народного творчества.

ЛИТЕРАТУРА

 Алексеева Л.Л., Олесина Е.П. Ассоциация педагогов искусства как фактор повышения качества образования [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2016. – №3. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_olesina_18-26_0.pdf

Музыкальное образование: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений / Л.Л. Алексеева, Е.Д. Критская, Л.В. Школяр и др.; науч. ред. Л.Л. Алексеева. – М.:  «Русское слово – учебник», 2014.

Лазарев М.А., Стукалова О.В. Педагогические условия творческой самореализации современного растущего человека на занятиях искусством [Электронный журнал] // Педагогика искусства: электронный научный журнал. – 2014. – №4. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/lazarev_stukalova.pdf

Медкова Е.С. Формы и методы реализации содержания Мировой художественной культуры / Е.С, Медкова // Материалы III Международной Школы методического опыта, 24 – 30 июня, Украина, г. Николаев / Ред.-сост. Л.М. Масол, Т.В. Кибалова и др. – Николаев: ОИППО, 2014.

Приказ Минобрнауки России от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания». – http://минобрнауки.рф/documents/8163. – дата обращения 20.10.2016.

Школяр Л.В.  Современные подходы к образованию через искусство [Электронный журнал] // Педагогика искусства: сетевой электронный научный журнал. – №3. – 2014. – URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/shkolyar.pdf

Торшилова Е.М. Общие принципы художественного развития детей и направление их совершенствования в системе дополнительного образования / Е.М. Торшилова // Наука и школа. – 2015. – № 3. – С. 190 – 194.