Понятие педагогической технологии, важной особенностью которой является открытость целей работы с человеком, диалогичность, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога, прочно вошло в современную науку и практику. Для определения роли современных технологий художественного образования в развитии эстетической культуры личности старших школьников необходимо определить понятие «эстетическая культура личности».
На современном этапе развития человека многие культурологические концепции исходят из того, что культура сегодня – это способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный продуктами материального и духовного происхождения, духовными ценностями, межличностными отношениями людей, отношениями человека к самому себе [10, 208].
В философских исследованиях категория «эстетического» всегда была и остается дискуссионной. Предложенное А. Э. Баумгартеном в трактате «Aesthetica» (1750–1758) новолатинское лингвистическое образование, восходит к греческому прилагательному «эстететикос» – чувствующий, ощущающий, чувственный. Латинский неологизм позволил Баумгартену обозначить «эстетическое» как первую низшую форму познания, отличающую ее от чувственности – всеобщего условия преданности Универсума и его непосредственной обращенности к мыслящей субстанции. Эстетика была заявлена как теоретическая дисциплина, изучающая область смыслообразующих выразительных форм действительности, обращенных к познавательным процедурам на основе чувства прекрасного [4, 1272].
О. А. Кривцун замечает, что понятие «эстетическое» означает некий единый принцип, обобщающее чувственно-выразительное качество как произведений искусства, так и предметов повседневного обихода, феноменов природы [11, 6].
А. Ф. Лосев считал, что «эстетическое» как нечто выразительное представляет собой диалектическое единство внутреннего и внешнего, выражаемого и выражающего, и притом такое единство, которое переживается как некоторая самостоятельная данность, как объект бескорыстного созерцания [24, 570].
По мнению А. А. Мелик-Пашаева, «эстетическое» выражается в способности человека «…воспринимать чувственный облик предметов и явлений как выражение их неутилитарной ценности и внутренней жизни, родственной его собственной, и в силу этого осознанно переживать свою сопричастность миру, другим людям, природе, произведениям человеческой культуры» [16, 23].
Эстетическая культура, не имея самостоятельного, автономного бытия, пропитывая собой всю человеческую культуру, представляет собой самый высокий уровень культуры, достигнутый человеком, и служит внешней формой проявления внутреннего, духовного мира [12, 109].
Если культуру вообще можно представить как некое «обуздание» и даже, в известной мере, подавление природного в человеке, то эстетическая культура личности означает развитие и утончение природного, его облагораживание, но отнюдь не вытеснение или подавление [13, 401].
Дадим определение личности. По А. Н. Леонтьеву, можно утверждать, что это специфическая особенность индивида, которая возникает в ходе развития жизни человека и представляет собой особую реальность. Ученый считает, что индивид превращается в личность в ходе своей биографии. В этом смысле личность есть «сгусток» биографии». Другими словами, личность – это то, что человек делает из себя, утверждая свою человеческую жизнь [15].
Л. П. Печко, рассматривая эстетико-педагогический аспект проблемы эстетического развития личности, отмечает, что это «…целенаправленный, организованный и контролируемый процесс формирования у учащихся эстетического отношения, эстетической потребности и художественно-эстетической деятельности» [18].
Культура личности, по мнению большинства исследователей, возникает в результате целенаправленного влияния на сознание человека. И это влияние связано с развитием сверхприродного идеального, надстроенного над реальным, которое определяет его сознательность (способность и потребность проявлять сверхприродное, идеальное, надстроенное над реальным), воспитанность (умение регулировать, преобразовывать природные инстинкты) и креативность (способность к созданию новых продуктов на основе культурных ценностей прошлого, не уничтожая их, а используя в своих действиях [14, 83].
Эстетическая культура личности предполагает определенным образом сформированное сознание и особое качественное отношение к действительности, обусловленное способностью человека осознавать и переживать свое единство с миром, окружающими людьми, природой, произведениями искусства всех времен и народов, постижение человеком их неутилитарной ценности и духовного потенциала для гармонии с Универсумом и самим собою.
Категория «развитие», считают современные дидакты [9, 128], это процесс закономерного изменения личности в результате взаимодействия с окружающим миром и адаптации к внешней среде, когда личность, обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками, овладевает достижениями человечества.
По мнению М. С. Кагана, развитие – это своеобразное количественное «приращивание» того или иного качества на всем пространстве жизнедеятельности. Но ученый считает, что в педагогическом взаимодействии развивает только то, что помогает в развитии изначально находящихся в человеке задатков каких-либо свойств [6]. Развитие эстетической культуры личности, по его мнению, происходит в процессе эстетического воспитания и приобщения человека к миру искусства [7, 10].
Особенность эстетического воспитания заключается в том, что оно способствует сознательному и активному взаимодействию человека с окружающей средой, позволяет ему осознавать свои эстетические способности и открывать неограниченные возможности для их совершенствования. В этом контексте приобщение к искусству формирует мировоззрение человека, определяет его нравственный опыт, служит содержательной стороной общения с окружающими людьми.
Таким образом, эстетическая культура личности – это результат развития личности, ее образовательной деятельности, отражающей духовный потенциал взаимодействия с окружающим миром и искусством.
Говоря о развитии эстетической культуры личности старших школьников (15–17 лет), организационно объединенных школой, мы имеем в виду непосредственную взаимосвязь содержания образования с формами, методами, средствами и условиями обучения, воспитания, развития в старшей школе. Рассматривая особенности современного образовательного процесса, необходимо отметить противоречие между фактическим, «знаниевым» характером учебного материала, его огромным объемом и нежеланием, даже невозможностью учащихся усваивать этот материал. Первостепенными задачами образования, на наш взгляд, сегодня является сохранение духовного и физического здоровья детей, развитие их интеллектуальных, коммуникативных, творческих умений, способностей для адаптации и достижения успеха в постоянно меняющихся социокультурных условиях. Важнейшим становится вопрос «Как учить?», а уже затем – «Чему учить?». Поэтому так актуальны в школе современные образовательные технологии, направленные на организацию деятельности учащихся, развитие их личности [20, 128].
Методы художественного воспитания, органично встраивающиеся в технологии художественного образования и приобщающие школьников к искусству, по мнению А. В. Бакушинского, должны способствовать развитию у них художественно-творческих навыков, что на практике обеспечивается разработкой специальных комплексных заданий, пробуждением предельной самодеятельности обучающихся и развитием до возможного напряжения активности их воли и изобретательских способностей.
Кроме того, в своих трудах ученый отмечает «самодовлеющую ценность» каждого возраста и настаивает на необходимости исходить из внутреннего мира и внутренних потребностей обучающегося, предпочитая путь воспитания. Именно воспитание способности восприятия помогает в создании творческого продукта. Необходимо, «…чтобы педагогические усилия не только сохранили бы во взрослом максимум творческой активности, но и превратили бы ее в основной рычаг всей жизнедеятельности взрослого человека», – писал русский искусствовед, теоретик и практик эстетического воспитания [2, 156].
Использование воспитательного и развивающего потенциала кино, приобщение подрастающего поколения и изучению искусства кино – одно из старейших направлений работы со школьниками в ИХО РАО: именно там развивалась «московская школа» медиаобразования [23, 111].
Концептуальные идеи школы связаны с изучением искусства кино с целью развития личности школьника на основе развития фантазии, навыков восприятия, анализа и оценке экранных произведений, а также с выполнением творческих заданий и упражнений, которые выполняют сами учащиеся [1, с. 140; 21; 22].
Характерно, что полноценное восприятие произведений искусства родственно процессам восприятия и понимания человека человеком в межличностном общении. Это доказано учеными-философами эстетиками второй половины XX века [17]. Более того, установлен параллелизм в развитии способностей к восприятию искусства и индивидуализированному общению, так как в действительности оба процесса общения предполагают дифференцированное восприятие, чуткую реакцию на ситуацию и поведение, эмоциональную отзывчивость, интенсивную работу воображения и, в совокупности, могут рассматриваться как один из показателей общего развития личности.
В свете вышесказанного можно предположить, что восприятие произведений искусства станет более продуктивным в динамических жизненных ситуациях, в процессе общения, межличностной психологической рефлексии, попытке понять человека путем эмоционального сочувствия, понимания путем соотнесения с характеристиками членов определенной социальной группы. С нашей точки зрения, помочь высвободить способности творческого восприятия, «раскрепостить» участников игры, снять психологические зажимы и нейтрализовать факторы, тормозящие развитие коммуникации в межличностных отношениях, для последующего коллективного восприятия произведений искусства могут игровые технологии.
Игру как средство раскрепощения личности и метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения, стимулирования учащихся к деятельности, успешное выполнение которой связывается с игровым результатом [5]. Типология педагогических игр обширна: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации охватывают почти все учебные дисциплины в школе.
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Если для дошкольного возраста игра является ведущим видом деятельности [8], то все следующие за дошкольным возрастные периоды со своими видами ведущей деятельности (Д. Б. Эльконин), а именно: младший школьный возраст – учебная деятельность; средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебно-профессиональная деятельность, не вытесняют игру, а продолжают включать ее в образовательный процесс. В образовательной области педагогики искусства это театральные и социоигровые методики, которые позволяют организовать учебный процесс с присвоением содержания через активную деятельность [3].
Говоря о развитии эстетической культуры старшеклассников, хотелось бы вспомнить, А. В. Бакушинского, который еще в 1925 году писал: «Общая картина художественного развития человека с детства до взрослого состояния сводится к следующим чертам: необыкновенная яркость, сила и совершенство детского творчества первого периода, явное творческое потухание, оскудение во втором, короткая, непрочная и далеко не общая вспышка в третьем. А дальше – обычно серый нейтральный тон, полное творческое обнищанье у взрослых. Постепенное иссякание художественной талантливости по возрастам происходит и качественно и количественно» [2, 156]. Возраст старшего школьника приходится на третий период, когда, согласно мнению ученого, можно наблюдать «творческую вспышку», поэтому так важно максимальное использование в учебном процессе всех аспектов педагогической деятельности, в том числе игровой формы занятий, которая создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, выступающих средством побуждения и стимулирования учащихся к деятельности [5].
Для развития эстетической культуры личности старшего школьника наиболее органичны игры, связанные с ценностно-ориентационной деятельностью сознания, с поиском смысла жизни, с самостоятельным определением нравственных, политических и эстетических идеалов. Большое значение приобретают так же игры, направленные на развитие эмпатии, коммуникации, общительности, стимулирование воображения, пробуждение фантазии и раскрытие творческих способностей учащихся.
Особое место среди них занимают игровые технологии, связанные с художественной коммуникацией, включающие создание телепередач «Канала Культура» под рубриками «У нас в гостях», «На сцене школьного театра», «Репортаж из лучших музеев мира» и соответствующее оформление мультимедийного продукта, где старшие школьники на практике могут управлять вниманием зрителя, знакомиться с законами восприятия, работать с композицией кинокадра, продумывать освещение и цвет на экране, учиться правилам монтажной съемки, осваивать средства содержательного диалога и выразительного движения. Умение «видеть» и воспроизводить увиденное индивидуальным образом определяет специфику операторского искусства [19]. И эта способность предполагает преодоление стереотипов, проникновение за поверхность предметов и явлений в самую суть вещей, обобщение качеств явлений и событий, нахождение глубоких связей между ними, что позволяет говорить об особом мышлении художественными образами и, соответственно, развитии эстетической культуры личности старшего школьника [там же].
Акцент на аудиовосприятии позволяет успешно создавать передачи на радио под рубриками: «Сегодня в нашем эфире...», «Знаете ли вы?», и др., где возможны такие формы, как «пресс-конференция», «литературно-музыкальная гостиная», «радиоспектакль».
В процессе использования игровых художественно-коммуникационных технологий мы наблюдаем не только межличностное общение, но и общение с произведениями искусства, которое является важнейшим фактором развития эстетической культуры личности старшего школьника.
Опыт показывает, что применение технологии на основе игровой художественной коммуникации в развитии эстетической культуры старших школьников (в условиях принятия новых стандартов образования старшей школы), является наиболее эффективной, позволяет достичь общей гармонизации и универсального развития личности.
Литература
1. Баженова Л.М. Московская школа медиаобразования.//Научные школы в педагогике искусства. Ч I /Под ред Л.Г.Савенковой М.:ИХО РАО, 2008 г.
2. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание. М., 1925. 240 с.
3. Букатов В.М..,Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2001. 224 с.
4. Всемирная энциклопедия: Философия/ Главн. Научн. Ред. И сост.А.А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. 1313 с.
5. Занько С. Ф. и др. Игра и ученье. М., 1992.
6. Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. С. 334.
7. Каган М.С. Эстетическая культура советского человека. Издательство Ленинградского университета. 1976. 167 с.
8. Кларин М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
9. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь, М.: Академия, 2000 176 с.
10. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. М.:ООО Издательство «Вече 2000», 2003. 512 с.
11. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник М.,:Аспект-Пресс, 1998. 430 с.
12. Крутоус В. П. Путь к прекрасному: (Об эстетическом идеале). М.: Просвещение, 1989.192 с.
13. Культурология XX век. Энциклопедия. Т. 2. Спб.:Университетская книга, 1998. 447 с.
14. Культурология: под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. М.: Высшее образование , 2008. 566 с.
15. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: 2-е изд. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
16. Мелик-Пашаев А.А Из опыта изучения эстетического отношения к действительности.// Вопросы психологии №5, Педагогика, 1990.192 с.
17. Перов Ю.В.Эстетическое воспитание в сфере непосредственного общения. «Проблемы этики и эстетики» вып.1. Л., 1973 г.
18. Печко Л.П. Теоретические представления о педагогической эстетической среде школы и урока. // Педагогика эстетической среды: теория и опыт: Сб.науч.тр./Под ред. Л.П. Печко, Н.Н. Яковлевой. Мн.: НИО, 2002 г.
19. Симаков В.Д. Педагогические основания развития художественного восприятия в условиях обучения мастерству кинооператора. //Эстетическое мировосприятие детей разных возрастных групп. Сб.науч.статей /Под ред Е.М.Торшиловой. М.:ИХО РАО, 2007 г.
20. Столяренко Л.Д. Основы психология Ростов н/Д: Феникс, 2004. 672 с.
21. Усов Ю.Н. В мире экранных искусств. Ч.1. М.: ВиКинГ, 1994.
22. Усов Ю.Н.В мире экранных искусств. Книга для старшеклассников.М.:SvR-Аргус, 1995.
23. Усов Ю.Н.Экранные искусства – новый вид мышления //Искусство и образование. 2000, № 3
24. Философская энциклопедия. Гл. ред. Ф.В. Константинов. М., «Советская Энциклопедия», 1970. с. 570.
Современные технологии развития эстетической культуры личности старшеклассника
Аннотация:
Современные технологии развития эстетической культуры личности старшеклассника