СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГРЕБНЕВА МАРИЯ ВЯЧЕСЛАВОВНА

Кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГНУ «Институт социальной педагогики» РАО, Москва

Аннотация: 
В статье проанализирован комплекс социально-педагогических технологий развития креативности для преподавателей дополнительного образования. Автор представляет критерии креативности и ряд психолого-педагогических ее диагностик.

В стратегии современной образовательной политики государства приоритетным
направлением обозначено развитие непрерывного образования. Концепция непрерывного
профессионального образования как системы – это новый взгляд на образовательную
практику, которая провозглашает учебную, а в некоторых случаях и научную
деятельность человека как неотъемлемую и естественную составляющую часть его жизни
в любом возрасте.
По отношению к общей системе образования профессиональное образование
выступает подсистемой, но одновременно может рассматриваться как самостоятельная
образовательная система, так как обладает необходимыми для этого качествами –
целостностью и единством составляющих ее элементов, которые включены в
разноуровневую, многоступенчатая схему, отличающуюся открытостью и
вариативностью [11].
Таким образом, дополнительное профессиональное образование в современных
условиях – это многокомпонентная педагогическая система, основанная на
индивидуальном подходе к обучаемому, предполагающая свободный выбор
образовательного маршрута и позволяющая создать оптимальные условия для развития
творческих способностей личности.
Задачи совершенствования профессиональной подготовки педагогических кадров
для системы профессионального образования сопряжены с формированием личности, ее
творческого потенциала, ценностных ориентаций, раскрытием внутренних механизмов
профессионального становления.
Признание человека субъектом общественной жизни, выдвижение в качестве
целевого приоритета в образовании категории «развитие» требуют обеспечения
педагогических условий для становления профессионального сознания специалиста,
центром которого выступает ценностное основание личности, актуализирующееся в
процессе поисковой практики и коммуникативной рефлексии в сотворческой креативной
деятельности.
Креативный подход к образовательному процессу в системе профессионального
образования предоставляет возможность каждому его участнику развить исходный
творческий потенциал, сформировать потребность в дальнейшем самопознании,
творческой самоактуализации, самооценке.
В научных исследованиях выделяется несколько подходов к пониманию феномена
«креативность»: как отражение уровня или свойства мышления; как качество интеллекта;
как потребность в поисково-преобразовательной деятельности при условии активного
взаимодействия со средой; как свойство целостной личности.
Теоретические аспекты креативности освещены в трудах многих зарубежных и
отечественных авторов (Г. Ю Айзенк, А. В Брушлинский, Д. Ж. Гилфорд и др.);
личностные корреляты креативности представлены в работах Л. Б. Ермолаевой-Томиной,
А. Н. Лук, Р. В. Рескина и др.; проблема диагностики креативности разрабатывалась
Д. Б. Богоявленской, Н. Б. Шумаковой, Е. И. Щеблановой и др.
Креативность представляет собой многокомпонентное сложноорганизованное
целостное психическое образование, раскрывающее способность индивида к
экспериментированию, трансформации вербальных и образных стандартов, к
установлению новых ассоциативных связей между предметами и явлениями, которое
активно реализуется в учебном и жизненном опыте. Креативность интегрирована в
структуру личностных свойств и адаптационного потенциала, степень этой интеграции
обусловливается возможностями творческого самовыражения [5, 14].
Креативность – развиваемое психическое образование в условиях свободного
творчества и активизации процессов рефлексии, интерактивности и самовыражения.
Развитие вербальной и образной креативности активизирует интеллектуальные,
эмоциональные, коммуникативные и регулятивные свойства личности, расширяющие
возможности ее взаимодействия с социально-коммуникативной сферой. Креативность
обусловливает также повышение адаптационного потенциала, что объективно выражается
в способности к преодолению трудностей в деятельности, а субъективно – в возрастании
самоуважения и самоценности [10, 29 ].
Творческий педагог – это прежде всего зрелый мастер своего дела, подготовленный
и компетентный, образованный и развитый. Функциональная компетентность входит в
творческую характеристику современного педагога и обозначает осознанное понимание
им социальных и культурных функций в системе профессионального образования,
педагогических, сугубо конкретных функций в процессе обучения и владение приемами и
методами его успешного взаимодействия с учащимися и коллегами.
Ю. К. Бабанский подчеркивает, что развитие креативности осуществляется
методами, активизирующими творческое мышление, помогающими выработать умение
решать новые проблемы и способствующими продуктивной умственной деятельности,
целенаправленному сознательному поиску решения проблемы [4, 235].
Методы активизации творческого мышления и формирования креативности можно
cгруппировать по следующим основаниям.
1. Методы, направленные на организацию креативной среды:
- мозговой штурм как групповой метод творческой деятельности без учета
всяких критериев оценки и направлений поиска идей [1, 17];
- синектика как вид мозгового штурма при допущении обсуждения идей на
стадии их выдвижения и определения приемов генерирования идей [3, 112].
2. Методы оптимизации накопления и структурирования знаний по проблеме
(различные схемы сбора и анализа предварительной информации, построения
гипотез, проверки интуитивных идей и т. д.):
- метод ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) [2, 80]. Эта методика
является комплексной структурно-логической программой по выявлению и
устранению противоречий в ходе решения проблемы, ориентированного на
идеальный конечный результат;
- структурно-логические схемы воображения как рациональный мыслительный
процесс представления результата труда до его начала (построение образа
продукта, создание программы и моделирование процесса его получения).
3. Методы тренировки интуитивного мышления, которые строятся на основе
интуитивно-логических игр [9, 63].
Рост творческой активности специалиста сопровождается формированием высокого
уровня креативной компетентности, которая, основываясь на имеющейся совокупности
знаний, умений, навыков в области профессиональной работы, дает ему возможность
прогрессивного преобразования действительности и психологической готовности к
такому превращению во внешних и внутренних условиях индивидуального трудового
коллектива. Соответственно, определяются задачи профессиональной подготовки
студентов для работы в социально-педагогической сфере, заключающиеся в раскрытии
роли креативности в профессиональной деятельности специалиста; в интериоризации
теоретико-методологических основ проблемы развития креативности; в оказании помощи
в процессе осознания себя как креативной личности; в формировании мотивационной
установки на дальнейшее развитие креативности (в том числе и профессиональной); в
применении на практике основных креативных технологий для наиболее оптимального
решения проблем в профессиональной деятельности.
Педагогические технологии предполагают системный анализ, отбор,
конструирование и контроль всех управляемых компонентов педагогического процесса в
их взаимосвязи с целью достижения педагогических результатов. Понятие «социальные
технологии» возникло в социологии и также связано с возможностью программирования
и воспроизведения результатов, которая заложена в развитии социальных процессов.
Социально-педагогическая технология является интегративной разновидностью
социальной и педагогической технологий и представляет собой совокупность приемов и
методов, применяемых специалистами социальной сферы для обеспечения эффективности
процесса социализации подрастающего поколения.
Возможность разработки социально-педагогических технологий обусловлена тем,
что социально-педагогическая деятельность, как и всякая другая разновидность
социальной деятельности, имеет свою структуру, предполагающую возможность
поэтапного рационального расчленения на процедуры и операции с целью выбора
оптимальных средств и методов для их выполнения.
Практика организации образовательного процесса в учреждении дополнительного
образования, позволяющая внедрять современные социально-педагогические технологии,
характеризуется некоторыми особенностями:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной занятости
время;
- обучение организуется на добровольных началах;
- психологическая атмосфера носит неформальный характер, не
регламентируется обязательствами и стандартами;
- обучающимся предоставляются возможности удовлетворять свои интересы
и сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по тематике,
возрастному составу, уровню интеллектуального развития и т. д.).
В ходе реализации дополнительных образовательных программ педагоги могут
использовать педагогические технологии, нацеленные на развитие вербальной и образной
креативности обучающихся: личностно ориентированного обучения;
дифференцированного обучения; проблемного обучения; модульного обучения;
развивающего обучения; концентрированного обучения; программированного обучения;
саморазвития комплексного обучения.
Учреждение дополнительного образования – особое учреждение, которое должно
стать не только местом обучения, но и пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько
предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности
обучающихся в специально организованной креативной среде.
На основе анализа психолого-педагогической литературы нами выделены признаки
образовательной среды, максимально способствующие развитию креативности личности:
- признание того, что креативность может проявляться в любом виде
деятельности;
- создание атмосферы одобрения, поддержки человека (отсутствие грубой
критики, поощрение личностных проявлений и т. д.);
- обеспечение сотрудничества, нивелирование ощущения конкуренции;
- четкая организация занятий с целью исключения жестких временных
ограничения при выполнении творческих заданий;
- использование полилога как основного коммуникативного средства
взаимодействия в творческом процессе;
- наличие выбора форм, методов творческой деятельности и самостоятельность в
определении ее содержания;
- создание условий для самоактуализации и саморазвития личности.
-
В научных исследованиях и на практике творческие способности личности принято
идентифицировать с помощью тестов. Наиболее известными из них являются тесты
П. Торренса (оценка вербальной, образной креативности, а также отдельных креативных
способностей: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть
проблем, сопротивляться стереотипам в их решении и т. д.), тест Дж. Равена
(дифференцирование испытуемых по уровню их интеллектуального развития), тест
«Креативное поле» Д. Б. Богоявленской (определение уровня интеллектуальной
активности личности) и др.
В. Н. Дружинин описывает основные принципы диагностики творческих
способностей. Он уточняет, что творческие способности относятся к дивергентному
мышлению, т. е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы,
отталкиваясь от ее содержания, тогда как типичное для человека конвергентное
мышление направлено на поиск из множества решений единственно верного. В связи с
этим многочисленные тесты измерения интеллекта, выявляющие скорость и точность
нахождения верного решения из множества возможных вариантов, не годятся для
измерения креативности. В процессе диагностики креативность подразделяют на
вербальную (словесное творческое мышление) и невербальную (изобразительное
творческое мышление). Такое разделение стало оправданным после выявления связи
креативности с соответствующими факторами интеллекта: образным и вербальным.
Люди, используя в повседневности в основном конвергентное мышление, привыкают
употреблять слова и образы в определенной ассоциативной связи с другими словами,
причем стереотипы и шаблоны в каждой культуре (социальной группе) свои и должны
определяться специально для каждой выборки испытуемых. Отсюда креативный
мыслительный процесс, по сути, является формированием новых смысловых ассоциаций,
величина отдаленности которых от стереотипа может служить измерением креативности
личности.
Использование различных методик диагностики творческих способностей
позволило выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности отдельных ответов,
отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся
в выборке) ответов к общему их количеству [7, 146].
Методики диагностики творческих способностей предназначены для фактического
определения креативности личности в конкретной выборке на момент тестирования.
Значение знаний о собственном творческом потенциале, способах его активизации
и методиках диагностики трудно переоценить, особенно применительно к сфере так
называемых творческих профессий, к которым можно отнести специалистов системы
дополнительного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Антонов, А.В. Психология изобретательского творчества [Текст] / А.В. Антонов. – Киев: Вища школа, 1978.- 224 с.
2. Альтшуллер, Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач [Текст] /
Г. С. Альтшулер. – Новосибирск: Наука, 1991. – 389 с.
3.Арнаудов, М. Психология литературного творчества [Текст] / М. Арнаудов. – М.: Прогресс, 1970. – 280 с.
3. 4.Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды [Текст] / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика. – 1989. –558 с.
4. Барышева, Т. А. Психологическая структура и развитие креативности у взрослых [Текст]: дис. д-ра
психол. наук:19.00.13/ Барышева Тамара Александровна-СПб., 2005. – 360 с.
5. Гончаренко, Н.В. Гений в искусстве и науке [Текст] / Н.В. Гончаренко. – М.: Искусство, 1991. – 286 с.
6. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб: Питер, 1999. – 344 с.
7. Ермолаева-Томина, Л.Б. Опыт экспериментального изучения творческих способностей [Текст]/Л.Б.
Ермолаева-Томина // Вопросы психологии – 1977. – № 4. – С.74–84.
8. Леснов, И.М. и др. Интуитивно-логические игры: технология развития интуитивного мышления по
методу обратной связи. – СПб, 2000. 186 с.
9. Луговая, В. Ф. Креативность как компонент адаптационного потенциала личности: дис. ... канд. психол.
наук: 19.00.01 [Текст]. / Луговая Виолетта Федоровна. – СПб., 2005. – 213 с.
10. Панкина, Г. В. Место и роль дополнительного профессионального образования в системе непрерывного
образования do gendocs ru docs index-179634 html.
11. Таюпова, Э. К. Развитие творческих способностей учащихся в системе дополнительного образования
[Текст]: автореф.дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Таюпова Элеонора Камильевна. – Караганды, 2010. – 24 с.
12. Щербакова, Е. Е. Педагогическая креативность как фактор профессионального развития студентов
[Текст]: дис. д-ра пед. наук: 13.00.08/ Щербакова Елена Евгеньевна. – Чебоксары, 2006. – 548 с.
13. Щетинская, А.И., Тавстуха, О.Г., Болотова, М.И. Теория и практика современного дополнительного
образования детей [Текст] /А.И. Щетинская, О.Г. Тавстуха, М.И. Болотова. – Оренбург: Изд-во ОПТУ,
2006. – 404 с.