СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ЭРЗИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА

Аспирант ФГНУ ИХО РАО, учитель информатики МБОУ «Средняя школа № 3», Реутов

Аннотация: 
В статье рассматриваются ключевые моменты педагогической технологии интеграции искусств в процессe преподавания дисциплин математического цикла, освещаются основные механизмы формирования культуры личности с применением полихудожественного подхода к преподаванию дисциплин. Автор поднимает проблему модернизации существующей системы образования в контексте эффективного применения современных педагогических технологий.

Современное образование направлено на изменение традиционного подхода к
обучению как накоплению и репродуктивному воспроизведению знаний, так как
информационный поток расширяется с каждым годом и становится непонятно, какие
именно знания необходимы школьникам. В современных условиях подросток должен не
просто иметь некоторый багаж знаний, но и уметь учиться, то есть уметь самостоятельно
находить сведения, конструктивно и своевременно применять полученные знания, а
именно:
. определять цель познавательной деятельности, находить оптимальные,
творческие способы решения поставленных задач;
. уметь искать и находить необходимую информацию, в том числе и в сети
Интернет, в социальных сетях и СМИ;
. правильно оценивать полученные результаты поиска;
. воспитывать в себе толерантность и умение находить язык общения в
образовавшейся творческой среде.
Развитие современного подростка характеризуется необходимостью высокой
социальной образованности, наличием широкого круга разнообразных знаний и умения
их систематизировать, способностью творчески подходить к процессу получения
необходимой информации и способам применения полученных знаний в своей
практической деятельности. Несомненно, эффективность творческого развития,
осуществляемого в процессе овладения новыми знаниями и формирования компетенций,
зависит от содержания, методов, средств и способов организации процесса обучения.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», а
также проекта «Информатизация системы образования» от 26 февраля 2013 г. поставлена
важная задача подготовки подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся
обществе [1]. Подобная модернизация системы образования требует от подростка
постоянного совершенствования способности к творческому развитию.
В процессе преподавания предметов математического цикла зачастую возникает
некоторый перекос в сторону логического сознания в ущерб эмоционально-образным
способам мышления. Огромный информационный поток и загруженность современных
учащихся новыми сведениями приводит к умственной лености, тормозит развитие
творческого видения. По этой причине актуализируется задача поиска нового подхода в
преподавании предметов математического цикла, в том числе информационных
технологий.
Одной из актуальных педагогических технологий творческого развития может
стать технология интеграции искусств в процесс преподавания дисциплин
математического цикла, основанная на полихудожественном подходе. Б. П. Юсов,
основоположник данного направления педагогики, предлагает особый взгляд на
образование через полихудожественное освоение мира, когда обучение происходит
только при условии и на базе развития творческой активности. «В основе
полихудожественного направления лежит положение о том, что каждый ребенок
воспринимает мир в художественных образах, он «изначально полихудожественнен,
полимодален» – он видит, слышит, чувствует, осязает и обоняет одновременно. То есть он
предрасположен к восприятию и деятельности в разных видах искусства» [4].
Таким образом, в центре полихудожественного подхода находится
«художественный образ», включающий в себя и информационную основу, и
эмоциональную составляющую. В то же время смысл художественного образа
раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации и конечный результат
такой коммуникации зависит от индивидуальных качеств подростка, целей и даже
сиюминутного настроения школьника; конечно, важную роль играет культурный опыт
личности.
В предложенной нами технологии интеграции искусства в процесс преподавания
дисциплин математического цикла учебной деятельностью можно считать не просто
работу по передаче информации о содержании систем и понятий, а деятельность по
самоизменению и формированию нового творческого представления об исследуемых
системах и понятиях. Технология формирует у ученика новое представление об объекте
исследования, построенное на кардинальном изменение способа мышления, т. е.
изменении логической составляющей мышления на творческую, основанную на
художественном образе и эмоциональном восприятии.
Для технологии интеграции искусства в процесс преподавания дисциплин
математического цикла наиболее важными моментами являются понятие
«интегрированный подход» и «критерии полихудожественной развитости учащихся».
Понятие интегрированный подход основывается на исследованиях
Л. Г. Савенковой и определяется как «сложный структурный педагогический процесс,
требующий: научения детей рассматривать любые явления с разных позиций; развития
умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой
задачи; формирования у школьников способности самостоятельно проводить творческие
исследования; развития у них желания активно выражать себя в каком-либо творчестве»
[2]. Таким образом, процесс интегративного обучения представляется как процесс
последовательного применения некоторой серии целесообразно подобранных технологий,
необходимых для достижения конкретной цели, поставленной в ходе создания
педагогической среды и нацеленный на развитие образного мышления. Использование
визуального ряда при работе на компьютерах создает атмосферу творческого поиска,
помогающую учащемся правильно подобрать область решения задачи. Так, при изучении
темы «Кодирование графической информации. Палитра Цветов» в VIII классе для
иллюстрации пространственной дискретизации была использована картина Винсента Ван
Гога «Звездная ночь», что позволило ученикам опробовать работу с беспредметными
объектами и познакомиться с языком абстракции через погружение в искусство.
Критерии полихудожественной развитости учащихся были определены и
сформулированы Б. П. Юсовым и включают в себя следующие положения:
- быстрота включения в творческий процесс;
- желание и умение работать в коллективе;
- вариативность;
- целостность восприятия;
- совмещение возможностей разных искусств в одной творческой работе;
- способность продуктивно завершить начатую работу;
- взаимосвязь художественного и смыслового пространства;
- уровень художественно-речевого развития ребенка;
- потребность общения с искусством.
Проведенная нами экспериментальная работа по апробации педагогической
технологии интеграции искусств в процесс преподавания дисциплин математического
цикла на базе МБОУ СОШ № 3 (г. Реутов Московской обл.) позволила выделить
следующие принципы интегративного обучения:
Изменение понятия привычного образа логической единицы
В преподавании логических дисциплин и непосредственно информатики возникает
некоторая трудность в подаче материала, так как преподаватель, как правило, не может
уклониться от приведения громоздких доказательств, но такая информация может быть
достаточно сложной для восприятия учениками. Визуальные художественные образы
позволяют донести данную информацию до детей, далеких от формальной логики в силу
возраста. Применение педагогической технологии интеграции искусств дает возможность
учителю с помощью элементарных творческих образов объяснить логические структуры
уровня высшей школы даже пятиклассникам.
В рамках экспериментальной работы был представлен урок в V классе на тему
«Системы счисления», на котором прорабатывалась целостность восприятия нового
образа. В ходе урока известные объекты (цифра, число) были представлены с
неожиданного ракурса, что вызвало живой отклик у учащихся. Например, возможность
сложения четырехзначных чисел была реализована как стандартным способом «в
столбик», так и с помощью узора, в нашем случае – русской вышивки «мережка». В
процессе проработки целостности восприятия образа ученики попытались объяснить
новые свойства знакомых объектов при написании самостоятельной работы.
Выделение «точек удивления», когда одна форма понимания плавно
переходит в другую
В процессе построения педагогического творческого пространства на уроке
учитель выделяет некоторую область исследования, в рамках которой и проходит
объяснение материала. Эта область содержит давно известное понятие об объекте
исследования, которое, проходя через эмоционально-чувственное восприятие ученика,
представляется как нечто новое, необычное, удивительное – «точки удивления».
Например, понятие компьютерного вируса на уроке в VIII классе – «Вирусы и
антивирусные программы» – было нами представлено в сравнении с вирусами в живой
природе, и учащимся было дано задание систематизировать возможные сходства и
различия данных объектов.
«Точки удивления» как кульминация учебного процесса абсолютно событийны.
Ученики различного возраста, различного уровня подготовки могут участвовать в
построенном и тщательно спланированном педагогическом процессе; при этом процесс
разрушения старого представления и создания нового живого образа приводит к
активизации творческого потенциала, к творческому осмыслению.
Создание педагогической среды для поддержания творческого процесса
Вовлечение школьника в образовательную творческую среду, направленную на
визуализацию образов, определяется взаимосвязью общей интеллектуальной
деятельности учителя и ученика, общими эмоциональными и творческими
переживаниями, что позволяет делать обучение информатике личностно значимым. Под
творческой средой мы в контексте нашего исследования понимаем искусственно
созданную учителем среду с применением специально подобранных педагогических
технологий и методических приемов для совместного поиска и совместного созидания.
При этом творческий процесс представляется результатом перевода созданной творческой
образовательной среды учащегося и учителя в единое творческое образовательное
пространство.
Построение процесса обучения как целенаправленного движения от
удивления к рефлексии
Как пример целенаправленного движения от удивления к рефлексии мы приведем
итоговое тестирование на уроке в VIII классе «Поиск информации». Учащиеся выполняли
задание на сопоставление различных видов информационного поиска; при этом как
первичный источник были предложены следующие произведения: А. С. Пушкин
«Капитанская дочка», М. Ю. Лермонтов «Мцыри», Н. В. Гоголь «Ревизор», И. А. Бунин
«Кавказ». В задачу, поставленную перед школьниками, входило найти определенный
участок текста по предложенным параметрам поиска в сети Интернет. Работа вызвала
большой интерес при сопоставлении критериев информационного поиска в прозе и
поэзии. Итогом работы стал коллоквиум, на котором ученики представили ряд
презентаций, освещающих творчество великих писателей.
Воспитание навыков по выработке собственного оригинального мышления
Оригинальное мышление сродни процессу творчества, практически искусству, и
приобретается только под влиянием хороших художественных, эмоционально и
информационно насыщенных образов в процессе многочисленных упражнений, то есть
при возможности расширения опыта подобного типа мышления.
Наиболее важным моментом педагогической технологии интеграции искусств в
процесс преподавания дисциплин математического цикла является способ совместной
деятельности учителя и ученика в процессе обучения, с помощью которого достигаются
поставленные образовательные цели. Назначение технологии не может быть сведено к
простой передаче знаний: она ориентирована на пробуждение познавательной
потребности подростка, его интереса к решению той или иной задачи. Таким образом,
педагогическая технологии интеграции искусств в процесс преподавания дисциплин
математического цикла способствует гармоничному развитию творчески активной
личности ученика, что и является актуальной задачей современного образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Реализация Приоритетного национального проекта «Образование» в
2013 г.//http://минобрнауки.рф/проекты/пнпо.
2. Савенкова Л.Г. Интегративное обучение и полихудожественное воспитание: история
вопроса. Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию
искусством. – М, 2006. – С.9.
3. Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией
Ф. В. Константинова. 1960—1970.
4. Юсов Б.П. Когда все искусства вместе. – Мурманск, 1995. – С. 120
5. Юсов, Б.П. Проблема художественного воспитания и развития школьников.
Б.П. Юсов. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2012.
6. Юсов, Б.П. Современная концепция образовательной области искусства, Виды
искусства и их взаимодействие (пособие для учителя) Б.П. Юсов. – М.: ИХО РАО,
2001.