Современное музыкальное образование стоит на пороге значительных преобразований. В новой системе ФГОС (Федеральных государственных общеобразовательных стандартов) уроку музыки отведена довольно важная роль, даны конкретные методические советы и представлены примеры уроков, но далеко не все учителя музыки в общеобразовательных школах могут в полной мере работать по этой системе. Это обусловлено многими факторами, как внешними, так и внутренними: недостатком в школах нового оборудования, недостаточной профессиональной подготовкой учителей, нежеланием или неумением педагогов «старой закалки» преподавать в «новом русле», а также неподготовленностью всей системы образования для перехода на другой уровень, где важное и значительное место должны занимать предметы искусства.
В Москве более 20 лет существует система школ, которые, по сути своей, полностью соответствуют ФГОС. Это школы, работающие по Вальдорфской системе, разработанной Рудольфом Штайнером в Германии в 1919 году.
Основа Вальдорфской педагогики, включая музыкальную составляющую, заключается в том, что практика является главным и первым шагом в изучении предмета, позже из практики вытекает теоретическое знание. Учитель может долго разъяснять смысл музыкального произведения, показывать картины, и, наконец, давать прослушать эту «прекрасную музыку», но зачастую будет чувствовать – что-то не то, не трогает, не радует она детей так, как его самого. Это также ясно, как то, что невозможно говорить о литературе с тем, кто не умеет разговаривать.
Зачастую музыкальный педагог, используя накопленный опыт, большое количество музыкальных, методических и дидактических материалов, так и остается непонятым учениками и чувствует, что не полностью реализуется в профессии. Это может происходить из-за того, что будущих педагогов не готовят к главному: пониманию и знанию возрастных особенностей детей, их темперамента и законов развития человека. Важно отметить, что в примерной, рекомендуемой программе ФГОС вышеперечисленные факторы учтены, ясно и подробно прописаны. Система ФГОС основывается на возрастных и индивидуальных особенностях учащихся; примерные задания соответствуют различным типам темпераментов; учитель имеет большой выбор средств и способов подачи учебного материла. «При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста» [2].
Практически полное применение приёмов музыкальных работы в соответствии с ФГОС можно увидеть в Московской Государственной Вальдорфской школе им. А. Пинского. Здесь с 1 по 4 класс дети занимаются активным музицированием: пением, игрой на блокфлейтах, гуслях, скрипках, элементарных музыкальных инструментах ударно-шумовой группы. «…Обучение навыкам художественной деятельности основано на повторении <…>, повторение усвоенного художественного приносит радость. Художественным наслаждаются не единожды, а каждый раз заново. Вот почему мы стремимся вносить в обучение художественный элемент» [3,65].
На протяжении этого времени учитель, конечно, включает в уроки теоретические элементы: сказки и рассказы о музыкальных инструментах, композиторах и т.д., но они носят единичный характер, используются не на каждом уроке, как это принято на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Только в конце третьего - начале четвертого классов, когда ученики уже имеют представление об игре в ансамбле, знают основы нотной грамоты, играют и поют с листа, учитель начинает знакомить детей с творчеством различных композиторов и их музыкальными произведениями. К примеру, биография П.И. Чайковского вводится, как правило, в 4 классе вместе с изучением некоторых пьес из «Детского альбома». Время, рассчитанное на рассказ, 15 – 20 минут. Учитель имеет возможность рассказать про жизнь великого композитора и «Детский альбом», исполнить некоторые пьесы, затем выучить музыкальные темы на флейте, или же сделать оркестровое переложение той, или иной миниатюры. Существует также очень хорошее переложение всего «Детского альбома» для детского хора, соответственно, можно выучить наиболее понравившиеся и подходящие для класса произведения в вокальном изложении.
Основополагающей для автора данной статьи является «Примерная основная образовательная программа начального общего образования», с которой можно ознакомиться на сайте Минобрнауки и сравнить ее с практической работой на уроках музыки в Вальдорфской школе. Самое существенное различие между музыкально-образовательной системой ФГОС и в Вальдорфской школе – это распределение заданий в зависимости от возраста учащихся. Но, учитывая примечание во ФГОС о том, что учитель вправе самостоятельно решать, по какой программе работать и какие методики применять, то и распределение заданий по классам может меняться. Изменения обусловлены тем, что в Вальдорфсокой школе каждая тема связана не только с одним предметом, а со всеми изучаемыми предметами, то есть активно развита метапредметная связь. Поэтому, например, длительности в музыке учащиеся начинают проходить в тот момент, когда на уроках математики изучаются дроби; а древнегреческие гимны и танцы - тогда, когда изучается история древнего мира и т.д. Углубленное изучение биографий выдающихся исторических личностей приходится на 8 класс, эта тема красной нитью проходит через все предметы: иностранные языки, химия, физика, география, математика и, конечно, музыка. Ученики «проживают» и изучают жизнь выдающихся композиторов: Бетховена, Шопена, Мусоргского, Рахманинова, Шостаковича во всей сложности и драматизме их судеб. Ракурс подачи биографий отражает проблемы возраста и психологии детей - это отношение к родительскому дому, дружба, любовь, трудности становления, проблемы поиска своего места в жизни и т.д.
Тематическое распределение по классам связано с возрастными особенностями, отличительными особенностями темпераментов и физиологии учащихся, которые подробнейшим образом описаны в работах Р.Штайнера – создателя Вальдорфской системы.
В программе ФГОС для каждого класса начальной школы прописано совместное участие обучающихся, педагогов, родителей в подготовке и проведении музыкально-театрализованных представлений. Это предполагает разработку сценариев музыкально-театральных, музыкально-драматических, концертных композиций с использованием пройденного хорового и инструментального материала, а также подготовку и разыгрывание сказок, театрализацию песен. При этом участие родителей в музыкально-театрализованных представлениях заключается в разработке сценариев, подготовке музыкально-инструментальных номеров, реквизита и декораций, костюмов и т.д.).
В Вальдорфской школе подобная деятельность является неотъемлемой частью обучения. Родители активнейшим образом принимают участие в создании для детей соответствующей образовательной среды, а дети вместе с классным учителем и другими учителями (музыкантами, постановщиками сценического движения, или учителями иностранного языка) перед летними каникулами ставят полноценный спектакль, связанный с тематикой пройденного года.
В старшей школе ученики в обязательном порядке посещают предмет «Искусство», где могут выбирать вид деятельности: академический хор, инструментальный ансамбль, народных хор, живопись. В школе постоянно проходят концерты и фестивали, где ученики младшей школы, видя выступление взрослых товарищей в составе оркестра или многоголосного хора, стремятся скорее научиться петь и играть на музыкальных инструментах, чтобы быть похожими на старшеклассников и тоже участвовать в творческих коллективах.
Вальдорфскому образованию уже почти 100 лет. В России оно активно развивается более 20 лет, но остается до сих пор «странным», «непонятым» общеобразовательной системой. А в то же время в Вальдорфской школе имеются прекрасные методики, элементы которых могут быть успешно применены и в системе общеобразовательных школ. Это в полной мере касается музыкальной составляющей. Учителей музыки общеобразовательных школ обучают новым стандартам, музыкальное образование постоянно модернизируется. А может всё же стоит обратить внимание на уже существующую и прекрасно работающую систему, взять с неё пример и использовать накопленный позитивный опыт?
1. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки/ Пер. с нем. Н.Т.Григорьевой. – М.: Парсифаль. 2007. – 160с.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Электронный ресурс] // Минобрнауки, документы. – URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения 05.02.2017)
3. Штейнер Р. Общее учение о человеке как основа педагогики/ Пер. с нем. Д.М.Виноградова. – М.: Парсифаль. 1996. – 176с.
4. Штокмайер К./Штейнер Р. Материалы к учебным программам вальдорфских школ / Пер. с нем. И. Маханькова, под редакцией Д.Виноградова. – М.: «Парсифаль», 1995. - 416с.