Детский сад, школа, колледж, вуз – это не только организации, обеспечивающие качественное образование детей и подростков, молодёжи и взрослых, но и учреждения, от которых прямо зависит формирование ценностных установок общества. В России образовательная сфера традиционно выступает ещё и как наиболее аксиологически значимая, от эффективности которой в значительной степени зависит успешность всего воспитательного процесса. Наибольшая нагрузка в формировании ценностных установок падает на школу, и особенно, в силу психо-физиологических факторов, на начальный школьный возраст. При этом важно ещё учитывать и то, что именно в начальной школе происходит и активное развитие детей, и складывание их гражданской позиции. Таким образом, начальная школа является наиболее значимым звеном с точки зрения формирования и развития детей в образовательной системе России. Поэтому передобразовательной организацией стоят задачи создания ценностно значимой культурно- воспитывающей среды, которая организуется на основе аксиологического подхода. И наибольшее внимание при её формировании следует уделить младшему школьному возрасту. ГБОУ школа-интернат № 16 была организована в 1956 году,спустя одиннадцать лет после Победы,для того, чтобы помочь детям со сложной судьбой адаптироваться в мирной жизни, получить достойное образование. И важнейшим воспитательным «инструментом» в этом деле должно было являться искусство. Во всяком случае именно так – воспитание, а где-то даже и духовная реабилитация подрастающего поколения, через занятия художественной деятельностью – мыслились главные задачи школы-интерната в момент его создания. На протяжении почти шестидесяти лет искусство наполняет все сферы жизни обучающихся в ГБОУ СОШ «ШИК» № 16 г. Москвы (новое название учебного заведения с 2014 г. – правопреемника ГБОУ школа-интернат № 16 г. Москвы): эстетическое содержание урочной и внеурочной деятельности, освоение искусства во время школьного досуга, эстетичность пространства школы. В педагогической практике это означает и эстетизациюучебно-воспитательного пространства школы средствами дизайна, и проектно-исследовательская деятельность, это и праздники школы, организуемые как художественные события. Благодаря подобным действиям и образуется культурно-развивающая среда, происходит развитие учащихся, формирование их ценностных установок. Ценностное «насыщение» образовательного процесса – неотъемлемое свойство всей советской педагогики, которая при всех её идеологических особенностях во многом продолжала традиции дореволюционного образования. И в этом смысле аксиологический подход в современных условиях при создании культурно-развивающей среды является продолжением и развитием основных тенденций дореволюционного образования. Давно отмечено, что аксиологические проблемы в России предельно обостряются в годы кризиса государственных институтов власти. Первым таким кризисом была Смута начала XVII века, вторым – рубежа 10-х – 20-х годов XX века, третьим – события 80-х – 90-х годов XX столетия. Это придаёт проблеме особую актуальность, так как многие современные реалии 2010-х гг. являются продолжением и развитием того, что сложилось в кризисные 90-е гг.XX столетия. Аксиологический подход в образовательном процессе призван упорядочить все действия по созданию культурно-развивающей среды, сделать их системными и обеспечить их ценностное содержание. В теоретическом отношении аксиологический подход опирается на труды российских аксиологов: В. П. Тугаринова, О. Г. Дробницкого, Г. П. Выжлецова, Л. Н. Столовича, С. Ф. Анисимова, М. С. Кагана, Ю. Н. Давыдова, Д. А. Леонтьева, а в более длительной перспективе и применительно к российской традиции – В.С. Соловьёва и Н.А. Бердяева; для него также характерен традиционализм и неприятие деконструктивизма (М. Фуко, Р. Барта, Ж. Деррида, Ю. Кристевой), как лишающего ценностных основ человека и мир. И это неудивительно, ведь «то, что у Толстого – в общей системе, Джойс превращает в доминанту текста: «тот же» внутренний монолог, но вся позиция автора – в корне иная и от этого «тот же» приём вовсе неузнаваем» [3. С. 34]. Однако аксиологический подход отнюдь не столь уж однозначен даже применительно к научным поискам в гуманитарной сфере, например, в литературоведении или в искусствознании. «Аксиологический подход не сводим к проблеме оценки в научном познании, его главная цель – исследование феномена ценности в литературном творчестве, его объект – литературное произведение, соотносимое с миром ценностей и обладающее ценностной значимостью» [7. С. 7]. Аксиологический подход направлен на гармоничное развитие ребенка, нацеливает на необходимость разностороннего осмысления учебного материала (логически, образно, интуитивно) при его ценностном отборе и структурировании. Не оспаривая правомерность ценностного подхода в гуманитарной области, следует, однако, учитывать и то, что это только один из подходов, пусть и очень важных, и есть сферы природного, коллективного бессознательного, где он не применим, например, к определению такой категории как архетип. Исследователи зачастую поддаются соблазну ввести ценностную классификацию архетипов, что и обессмысливает понятие «архетип», и объективно снижает значимость ценностного подхода [5, 6]. Очевидно, что ценностный подход в искусстве не может быть распространен на явления природные.Очень важно соблюдение чувства меры, которое подчас рассматривается как эстетическая категория, определяющая взаимосвязь между прекрасным и возвышенным [2]. В проекте «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года» (разослана для обсуждения 4декабря 2014 г.) особый акцент сделан на семейном воспитании в духе традиционных ценностей. Сам факт появления подобного проекта свидетельствует об особой значимости и актуальности создания комплексной стратегии реализации воспитательной политики государства. И то, что основное внимание в данном документе уделено воспитанию ценностей, является свидетельством жизненной необходимости широкого внедрения аксиологического подхода в образовательной среде. Таким образом, именно аксиологический подход выступает в качестве основы всей методологии при воспитании ценностно значимых качеств личности у детей и молодёжи. И, как показывает, опыт работы ГБОУ СОШ № 16 «ШИК» ДО г. Москвы, желательно, чтобы формирование ценностей происходило бы в условиях культурно-развивающей среды с акцентом на работу с младшими школьниками. В ГБОУ СОШ № 16 «ШИК» в начальной школе постоянно проводятся внешкольные мероприятия, особенностью которых является обязательная эстетическая «окрашенность», активное привлечение родителей детей и старшеклассников, акцентирование внимания на коммуникативной сфере. Искусство рассматривается как одна из сфер общения. Язык искусства – особая система коммуникации, в которую и вовлекаются учащиеся начальной школы. На основе языка искусства и создаётся культурно-воспитывающая среда для младших школьников. Применительно к созданию культурно-воспитывающей среды для учащихся начальной школы, а это наиболее восприимчивый возраст для формирования ценностных установок, аксиологический подход означает: акцент на совместном творчестве, формирование внутренней мотивации к творчеству в процессе художественной деятельности. Проблема мотивации обучающихся – одна из наиболее разработанных в педагогической науке, тесно связанная с развитием индивидуальности личности [1. С. 360–365]. Однако процессы, происходящие в обществе в начале XXI в., столь стремительны и всеохватны, что сложно найти адекватный ответ на тот или иной вызов. Информационная перегрузка детей и подростков предельно обостряет проблему формирования у них мотивации. Поэтому для мотивации учащихся к учебной деятельности надо как можно больше задействовать эмоциональную память, а для этого и используется «художественное событие» (школа Б. П. Юсова), благодаря которому происходит «преображение достижений культуры в стимул саморазвития» [9. С. 53].В связи с этим художественное событие становится неотъемлемой частью учебного процесса, обеспечивая запоминание важнейших сведений, формирование «базы» знаний у учащихся по отдельным предметам. А это предполагает ужесточение требований к педагогам и к специалистам; от них требуется быть не только специалистами в своей области, но и актёрами, режиссёрами, а периодически и – организаторами художественных событий. Для того чтобы это происходило без принуждения, в спокойной и доброжелательной атмосфере организация художественных событий должна стать ещё и общешкольным делом. И, как показывает опыт работы ГБОУ школа-интернат № 16 «ШИК» с углубленным изучением ряда предметов (области искусства) г. Москвы, художественное событие становится одним из важнейших действий по созданию в школе устойчивой системы сотрудничества, ориентированной на развитие человека. Рассматривая аксиологический подход в рамках всей общекультурной, а не исключительно образовательной парадигмы, можно выделить важнейшие, типологически значимые ценностные доминанты, характерные для начальной школы. В своих основаниях они восходят к соборности, практике коллективных дел, характерных для российской аксиологической традиции. Применительно к начальной школе эти качества могут быть определены как соучастие, сопереживание, благодаря которым формируются творческие коллективы учащихся, любовь к родным и близким а через это и формируются гражданские качества, включая патриотизм. Успешность воспитания данных качеств достигается через культурно-воспитывающую среду, создаваемую на основе аксиологического подхода.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. – М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. – 416 с. 2. Гулыга А.В. Принципы эстетики. – М., 1987. 3. Гусев В.И. Герой и стиль. (К теории характера и стиля. Советская литература на рубеже 60 – 70-х годов). – М.: Худож. лит., 1983. 4. Пассов Е. И. Коммуникативное иноязычное образование. Концепция развития индивидуальности в диалоге культур. – Липецк: ЛГПИ – РЦИО, 2000. 5. Поль Д. В. Архетип и топика – «реанимация понятий». // Творческое чтение в системе литературного образования: Сборник научных трудов и статей по материалам научно-практического семинара 28-29 марта 2013 г. / Сост. Э.И. Иванова, Д. В. Поль, О. В. Юдушкина. – М.: ФГНУ ИХО РАО, 2013. – С. 15 – 20. 6. Поль Д.В. Проблема архетипа в отечественном литературоведении // Литературная учёба, 2006. - № 1. – С. 171–176 (0,4 п.л.). 7. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества: Автореф. ... д-ра филол. наук. – Москва, 2004. 8. Cавенкова Л.Г. Борис Петрович Юсов выдающийся современный ученый: педагог, мыслитель, исследователь // Гуманитарное пространство. Международный альманах. 2012. Том. 1. №. 1. С. 11- 23. 9. Юсов Б. П. Современная концепция образовательной области «Искусство» в школе // Инновационные концепции современного образования: новый взгляд на образование / ФГНУ «Институт художественного образования» РАО; [ред.-сост. Л.Г. Савенкова]. – Москва: Интеллект-Центр, 2014. – 160 с. – С. 46 – 74.