СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

ОЛЕСИНА Е.П. 1, МАЛЫШЕВ А.В. 2


1. К.п.н., ФГНУ «Институт художественного образования» Российской академии образования
2. К.э.н., исполнительный директор Фонда социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии

Аннотация: 
В данной статье рассматриваются основные составляющие культуры личности подростка в современном обществе, необходимые для развития социально адаптированной единицы социума, способы, цели, задачи и средства формирования различных составляющих культуры личности – культуры общения, нравственно-духовной, художественно-эстетической, социально- психологической, перечисляются ведущие направления деятельности в этом проблемном поле, моделируются различные социально-исследовательские проекты, в рамках которых возможно решение поставленных задач, прогнозируются ожидаемые результаты по формированию у подростков тех или иных социально необходимых качеств, формирующих культуру личности.

Такие взаимосвязанные явления, как культура и общение находятся в постоянно
развивающейся взаимосвязи. Объяснить это можно тем фактом, что между этими двумя
категориям существует положительная корреляция – развитие одной из них
непосредственно приводит к развитию другой. Общение воспринимается как способ
бытия культуры, необходимое условие производства культурных ценностей.
Взаимопроникновение, интеграция понятий «культура» и «общение» образуют новое в
смысловом и функциональном плане понятие «культура общения».
Учитывая необходимость развития культуры личности подростка, в том числе и
культуры общения, следует достаточно четко сформулировать цели и задачи реализации
развития культуры общения, такие, как:
- повышение уровня эффективного общения;
- создание эмоционально благоприятных условий взаимодействия подростков
атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания,
психологической защищенности, плодотворной творческой самореализации, доверия;
- установление общности между подростками, командообразование;
- развитие социально-коммуникативных способностей подростка;
- формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку
зрения, аргументировать и отстаивать собственную позицию.
Участники процесса общения, т.е, подростки, должны учиться отстаивать свои
интересы и в то же время в нужной ситуации уметь пойти на компромисс, что
характеризует уровень культуры общения.
Подросткам необходимо познакомится с правилами критики, с культурой ведения
споров: для этого педагогами разъясняется ее необходимость в качестве обратной связи по
поводу того или иного поведения, обсуждается отличие критики и уничижения,
отрабатываются навыки слушать, не перебивая, и адекватно реагировать на критику,
способы противостоять уничижительными замечаниями.
В процессе развития культуры личности подростков могут широко применяться
дискуссионные методы, такие как:
- беседы, диспуты, правильно построенные споры (аргументы, тон, ораторское
искусство);
- метод групповой дискуссии;
- метод обсуждения нравственных проблем: осознание участниками последствий
выбора того или иного типа поведения, адекватного для окружающих и для
функционирования собственного «Я» в системе отношений.
Данные методы способствуют определению каждым участником своей точки
зрения, развитию культуры общения в целом, инициативы, умения пользоваться своим
интеллектом, помогают решать следующие задачи:
- обучать участников анализу реальных ситуаций, навыку отделять основное от
второстепенного, формулировать проблемы;
- прививать умение слушать и взаимодействовать с другими людьми;
- развивать навыки академических выступлений, способствовать освоению
бытового, неформального общения со сверстниками;
- моделировать сложные ситуации, демонстрировать характерную для большинства
проблем многозначность возможных решений.
Объектом дискуссионного обсуждения могут послужить реальные случаи, или
казусы, проблемы различного характера, ситуации межличностного взаимодействия,
ситуации морального выбора.
Одним из способов реализации поставленных задач и полем применения названных
выше методов могут послужить осуществляемые в подростковой среде исследовательские
проекты: «Культура общения», «Виды коммуникации» (по разным эпохам и странам),
«Реконструкция стилей общения, церемоний, ведения диспутов» и «Ораторское искусство
прошлого».
Подобные проекты предполагают исследовательскую деятельность, связанную и с
поиском информации в Интернет-пространстве, и в библиотеках, архивах, и с
интервьюированием представителей старших поколений, прослушивание редких аудио-
записей великих ораторов, мастеров слова и т.п.; подготовку презентаций проектов и
театрализованных постановок- реконструкций.
Говоря о развитии культуры личности подростка, необходимо также упомянуть о
развитии художественно-эстетической составляющей культуры личности, которая
непосредственно влияет на развитие эмоциональной культуры, культуры рефлексии и
рефлексии культуры.
Л.Н. Коган видит в художественной культуре степень реализации сущностных сил
социального субъекта в художественном освоении действительности [2]. Ю.Б. Борев
обращает внимание на специфику искусства, которое вовлекает аудиторию в выработку
эстетических идей и заставляет читателя, зрителя, слушателя интериоризировать
художественные идеи в личной форме [1].
Необходимость развития эстетической культуры личности подростка обусловлена
значимостью этого процесса для развития культуры личности подростка в целом, а также
современной социокультурной среды, ее разнообразием. Развитие эстетической культуры
личности подростка означает развитие их эмоциональной культуры, вкусов, смену (или
утверждение) идеалов, потребностей, интересов, физического облика; развитие культуры
речи, движения. Это особенно актуально в современном информационном пространстве,
спецификой его организации, содержания и оформления.
Для художественно-эстетического развития личности подростка цели и задачи
реализации проектов в сфере художественно-эстетической культуры могут быть
сформулированы следующим образом:
- знакомство с понятием «эстетическая культура», основными формами
эстетического (потребности, чувства, суждения, оценка, вкусы, идеал), проявлением
эстетического в жизни, эстетикой общения, труда, природы, вещей, поведения, быта, речи,
тела, а так же со значением эстетической культуры и эстетического вкуса в жизни
человека;
- знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной классики, развитие
культуры семейного художественного творчества:
- актуализация имеющиеся у подростков знания о графике, живописи, дизайне,
законах композиции, колористки и формообразования;
- развитие культуры рефлексии, рефлексии культуры;
- развитие умения анализировать художественные произведения, составлять
суждения об их эстетическом уровне;
- реализация интеллектуально-творческого потенциала подростков путем
включения их в различные виды художественной деятельности.
В случае успешного осуществления комплекса названных задач в сфере
художественно–эстетического развития культуры личности подростка, ожидаемые
результаты могут быть представлены таким образом:
- рост уровня художественно-эстетической культуры личности подростков,
активность в художественно-творческой деятельности;
- развитие эстетического вкуса, рефлексия образов, предметов, художественных
произведений;
- умения адекватно оценивать произведения художественной культуры; составлять
и высказывать обоснованные суждения, основываясь на критериях оценки эстетической
культуры;
- умения сопоставлять и анализировать красивое и уродливое и т.п.;
- практический опыт эстетического оформления среды;
- опыт применения компьютерных технологий, графики и дизайна.
Для достижения поставленных целей и решения задач, возникающих в ходе
процесса развития культуры личности подростка, необходимо осуществление таких
массовых мероприятий, как совместное посещение театров, выставок, музеев, экскурсии
по городу, экскурсионные маршруты по другим городам, для чего продуктивным может
оказаться осуществление подростками исследовательских проектов:
- «Узнай свой город», «Что?, Где?, Когда?» (посвященные истории, живописи,
музыкальному творчеству, песенному фольклору);
- «Юный экскурсовод».
- «Театральная студия», «Музыкальный салон», «Бардовская песня», «Концерт для
души» - сборные концерты для ветеранов, в детском доме, как отдельное мероприятие
(совместное с семьями, посвященные праздникам, Дню именинника и т.д.);
- «Наша Галерея» - постоянно действующая выставка рисунков, картин, поделок из
природного материала, скульптур из глины или пластилина);
- конкурс «Самое полезное и самое бесполезное изобретение» - презентация,
доказательство полезности или бесполезности (в виде рассказа, юморески, отчета по
эксперименту и т.п.);
- «История костюма»; «История создания произведения искусства, из области
мирового культурного наследия (картины, скульптуры, архитектурного памятника и т.п.)»
- «Мастер своего дела»: встречи с народными умельцами, посещение
коллективных и персональных выставок прикладного творчества известных мастеров,
участие в мастер-классах;
- Арт-техники (рисование в парах, тройках; коллективное рисование с творческими
заданиями);
- «Художественная экспрессия»: техника, направленная на развитие
способности к самовыражению.
При помощи средств изобразительной деятельности взрослый создает условия для
самовыражения подростком своих чувств, эмоций, желаний, предпочтений. Техника
является эффективной, с точки зрения психологической безопасности и комфортности
обстановки.
Могут также быть задействованы и такие факультативные исследовательские
проекты, как:
- «Этика и эстетика», что предполагает:
- получение подростками теоретических знаний в области эстетики;
- развитие художественно-эстетического вкуса, компетентности в этике поведения,
общения, культуры питания, и способах их применения в жизни.
- Викторины и КВН по теме: «Этика поведения, общения, культуры питания в
разных культурах и разных эпох». При подготовке к викторинам подростки могут
использовать информационные технологии, осуществлять поиск информации в сетях
Интернет, подготовку презентаций.
- Организация кружка «Моделирование» (дизайн, стиль, визаж, прическа, мода) с
использованием компьютерной графики, поисковых Интернет-ресурсов;
- «Дизайн-проекты» (украшение к празднику класса, школы); «Мой любимый
город», «Визажист», «Стилист»; «Украшение стола, блюда»; оформление рекреации и
классов, эстетической среды школы.
- создание подростками web – сайта кружка, группы, класса, школы, организации.
Такое сотрудничество весьма продуктивно в плане овладения навыками совместной
деятельности со сверстниками. Договариваясь о результате конкретных действий каждого,
взаимодействуя друг с другом, подростки овладевают структурой деятельности.
Привлечение подростков к историко-культурной деятельности по сохранению
культурных традиций путем изучения народного творчества также способствует
развитию культуры личности. Основными задачами данной деятельности выступают
следующие положения:
-воспитание у подростков интереса к традиционному народному творчеству;
- восстановление преемственности знаний, умений, технологий, традиций,
культурных ценностей различных социальных и возрастных групп населения города;
- пропаганда обычаев, традиций, промыслов, ремесел, характерных для региона.
Ведущими направлениями этой деятельности выступают:
- поисково-исследовательская работа и формирование банка данных о носителях
ремесел, художественно одаренных людях и т.п. (организация и проведение детских
экспедиций «Народные традиции, промыслы, фольклор: изучение и сохранение»);
- проведение праздников, участие в ярмарках народного творчества и выставках
народных умельцев; фестивалях детского фольклора, семейного творчества.
В процессе этого направления осуществляется решение таких задач, как:
- изучение и сохранение культурного наследия России;
- развитие культуры личности подростка средствами декоративно-прикладного
искусства;
- обеспечение необходимых условий для личностного развития и творчества;
- формирование межэтнической толерантности, развитие этнического
самосознания[4];
- удовлетворение потребности подростков в художественно-эстетическом и
интеллектуальном развитии.
В процессе реализации обозначенных направлений деятельности могут быть
сформулированы следующие ожидаемые результаты:
– формирование мировоззрения, ценностных ориентиров и потребностей молодого
поколения с позиций этнической идентификации, патриотизма, развития эстетических и
нравственных представлений;
– обеспечение преемственности поколений в сохранении и развитии
отечественного социокультурного и этнопедагогического опыта;
– практическое усвоение культурных традиций и национальных особенностей
декоративно-прикладного искусства России;
– развитие у подростков умений и навыков, позволяющих осуществлять
индивидуальные и коллективные творческие проекты;
– освоение навыков организации предметно-пространственной среды средствами
декоративно-прикладного искусства;
– мотивация к самообразованию, самостоятельному освоению культурных
традиций и передаче их будущим поколениям.
Следует также упомянуть еще об одной из важнейших составляющих развития
культуры личности подростка - развитии социально-психологической и духовно-
нравственной культуры, основными целями и задачами которого служит развитие:
- социальной компетентности (положительная самоидентификация, адекватная
самооценка, отношение к Другому как к ценности, гармоничное взаимодействие с
социумом, положительное мироощущение и мировоззрение);
- культуры рефлексии, качеств и способностей к со-переживанию, со-страданию,
со-чувствию, к альтруистическим поступкам[5];
- внутрикомандных отношений и взаимодействия, опыта разрешения конфликтов,
поведения в сложных ситуациях;
- мотивации просоциального поведения, самосовершенствования, достижения
успеха;
- социальной ответственности.
Социально-исследовательские проекты, направленные на развитие этих
составляющих культуры личности подростка могут быть представлены в виде:
- благотворительных акций в помощь ветеранам, одиноким пожилым людям,
концерты для ветеранов, дружба и помощь с Домом инвалидов;
В данном случае, в рамках этой деятельности может быть организована
деятельность, направленная на освоение подростками способов культурной
самореализации в социально-ответственных ролях (работа с детьми-сиротами в детских
домах, работа с младшими учащимися по пропаганде здорового образа жизни, на
фестивалях, помощь отстающим одноклассникам по различным предметам, шефство над
младшими классами: помощь в организации праздников, театральных постановок,
концертов, веселых стартов).
- волонтерской благотворительной деятельности: «Скорая детская помощь»
(оказание оперативной помощи людям, находящимся в трудной жизненной ситуации),
внесение посильного вклада в физическое и нравственное оздоровление общества, чтобы
сделать лучше жизнь окружающих людей.
- социальных акций: «Руки друзей»: сбор игрушек и книг для детей из детских
домов и Дома инвалидов, выезды с игровыми программами, концертами, КВН, адресная
помощь учителям-пенсионерам, подготовка концертов, поздравлений, программа «Мир
вокруг нас» (уборка территории близлежащего парка, пруда), «Велнес-программа» (в
каникулярное время - проведение на детских площадках района игровых мероприятий).
- интернет-акций, например, создание школьного сайта «Копилка добрых дел», на
котором освещается реализация проектов, обсуждаются трудности, способы их
преодоления, предлагается и просится помощь, размещается истории успеха реализации
социальных проектов, сайт способствует привлечению подростков из не
экспериментальных классов к волонтерской деятельности.
Подростки, принимая участие в общественно-полезных мероприятиях, получают
навыки социального проектирования, командной работы, ответственности за порученное
дело. Волонтерская работа помимо социального эффекта дает подросткам навыки
организаторской работы, взаимодействия с людьми, зачастую сложными в общении,
умения добиваться цели на благо другого, доводить дело до логического успешного
завершения, помогать и принимать помощь, получать удовольствие от оказания
безвозмездной помощи другому, проявлять инициативность и активность в реализации
социальных проектов, направленных на помощь.
Таким образом, подводя итоги всем перечисленным выше способам развития
культуры личности подростка в современном обществе, необходимо отметить, что,
взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретая умения работать в
команде, разрешать конфликты, включаться в проект, нести ответственность, передавая
информацию вовне, своим сверстникам, по принципу «равный - равному», подростки
получают опыт просоциального поведения, что входит как основная составляющая в
структуру Культуры Достоинства [3], в свою очередь, являющейся высшим уровнем
культуры личности человека.
ЛИТЕРАТУРА
1. Борев, Ю.Б. Природа искусства и специфика его воздействия на личность. Эстетическое развитие и воспитание молодёжи / Ю.Б. Борев. - М:МГУ, 1978.-с.165. - С. 33.
2. Коган, Л.Н. Культурная деятельность. Опыт системного исследования / Л.Н. Коган.- М.: Наука, 1981.- 238 с.- С.68.
3. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления: структуро-содержательные характеристики процесса развития личности. Избр. Труды / Д.И. Фельдштейн. - М.: Моск. психолого-соц. ин-т: Флинта, 1999. - 672 с.
4. Этническая толерантность в поликультурных регионах России / отв. ред. Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко. - М. : Изд-во РУДН, 2002. - 296 с.
5. Якиманская, И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И.С.
Якиманская // Сентябрь. - 1996. - С.120 -128.