СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 1945 И 2015 ГОДОВ: ПО МАТЕРИАЛАМ КОЛЛЕКЦИИ ФГБНУ «ИНСТИТУТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Копцева Татьяна Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования». Москва.

e-mail: kopceva@yandex.ru

Аннотация: 
В статье анализируются детские рисунки разных исторических эпох 1945 года и 2015 года из коллекции Института художественного образования и культурологии Российской академии образования. Подчеркивается особенное и всеобщее в содержании детских рисунков, посвященных Великой Отечественной войне. Выявляются черты социального портрета детей разных поколений: детей 1940-ых годов, переживших военные годы, и детей 2015 г., которые получили представление о событиях Великой Отечественной войны из фильмов, книг, рассказов родственников и учителей.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

 

Социальный портрет ребенка определяется разными факторами жизни общества. Принимая активное участие в жизни страны, откликаясь на его исторические запросы, ребенок, так же как и взрослый, становится «творцом» истории, «соучастником» тех событий, в которых он принимает самое непосредственное участие. Традиционным видом активного участия детей и подростков в жизни общества являются конкурсы детского рисунка, которые с 1930-ых годов стали систематически проводится в стране разными государственными и общественными организациями, в том числе газетами и журналами. Ярким событием в жизни общества 1940-ых годов стала Всесоюзная выставка детского рисунка, посвященная Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Этот конкурс был объявлен газетой «Пионерская правда» и Центральным домом художественного воспитания детей (ЦДХВД). Спустя 70 лет аналогичный конкурс проводит преемник ЦДХВД Институт художественного образования Российской академии образования (ныне Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования, ИХОиК РАО). В результате проведения этих исторически значимых конкурсов детского рисунка, разделенных 70-летним периодом, в коллекции ИХОиК РАО собралась ретро-современная коллекция детских рисунков, отражающая события Великой Отечественной войны. Сравнительный анализ детских рисунков разных эпох поможет сделать ряд актуальных сегодня выводов о том, как менялся социальный портрет ребенка. Проанализировать формы и методы педагогического руководства учебным процессом в детских садах, общеобразовательных школа, изостудиях. Важно отметить, что количество рисунков, поступивших на эти конкурсы, было велико. Дети в далекие 1940-е годы и в 2015 году живо откликнулись на конкурсный призыв взрослых и проявили высокую активность. В коллекции Института художественного образования и культурологии в папке № 165 хранится 196 рисунков, юных художников 6-18 лет, присланных в Москву на Всесоюзную выставку 1945-46 гг. Нам не удалось определить, сколько всего рисунков поступило на выставку, но по аналогии с предыдущими конкурсами 1930-1940-ых гг., которые организовывал ЦДХВД [1, 2, 10], можно с полной уверенностью констатировать, что их было не менее 3000. На конкурс 2015 года «Нет войне!», посвященный Великой Победе, поступило около 3000 рисунков, победителями стало 220 детей 4-17 лет [3]. Общее, что объединяет содержание этих рисунков, – это гордость за свое отечество, за то, «что мы победили». Триумф Победы в год Победы – 1945-ый и через 70 лет, в 2015-ый год, неумолим никакими житейскими невзгодами. Юные художники в те далекие времена и ныне с уважением и признательностью относятся к тем, кто воевал, кто трудился в тылу, они отдают дань памяти тем, кто не пришел с военных полей. Они рисуют страницы давней истории и находят между ними параллели, рисуют свою обыденную жизнь, которая идет своим ходом, и в этой «обыденности» проявляются детские интересы, предпочтения и увлечения, которые характерны для периода детства, отрочества и юности. Давая детальный анализ детских рисунков, поступивших в Москву в связи с выставками 1945 и 2015 годов, сравнивая их, можно представить социальный портрет ребенка – нашего современника, который знает о событиях Второй Мировой войны только из книг и фильмов, из рассказов своих родственников и учителей. Также представить социальный портрет ребенка, который был свидетелем событий Великой Отечественной войны 1941-1945 года и через рисунок рассказал о своих интересах, мыслях и переживаниях. Социальный портрет ребенка периода Великой Отечественной войны: по материалам Всесоюзной выставки детского рисунка 1946 года коллекции ИХОиК РАО Особую историческую ценность для нас имеют рисунки, созданные детьми Советского Союза во время Великой Отечественной войны. Произведения юных и совсем маленьких художников как документы истории повествуют о своем времени, о мыслях и пережи¬ваниях людей суровых военных лет. Коллекция ИХОиК РАО [10] содержит уникальную подборку детских рисунков, датированных 1941-1945 годами, содержание которых наполнено духом патриотизма, гражданской ответственности, гордости за своё отечество и воинский подвиг. В период Великой Отечественной войны сотрудники Центрального дома художественного воспитания детей (ЦДХВД, ныне Институт художественного образования Российской академии образования, ИХОиК РАО) не прекращали своей педагогической и исследовательской работы. За военные годы в секторе изобразительного искусства (зав. Г. В. Лабунская) было собрано большое количество творческих работ детей и подростков [1,2,8,9,10]. Это собрание было значительно пополнено в 1945 году в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке детских рисунков, посвященной Великой Победе. 20 марта 1945 года газета «Пионерская правда» объявила о том, что «в июле 1945 гола в Москве откроется выставка детских рисунков». Ответственный секретарь оргкомитета по организации выставки Е. Фрадкина, определяя цель выставки, отмечала, что «юные художники всех областей Советского Союза расскажут о своих работах, о том, как они жили, учились и работали, о том, что видели во время войны» [4]. Вся территория СССР к 1945 году уже была освобождена от фашистских завоевателей, эвакуированные семьи возвращались на родную землю, страна постепенно перестраивалась на мирный лад. Определяя содержание выставки, художница Е. Фрадкина в своем обращении к юным художникам писала: «Сейчас вы снова дома и по вечерам радуетесь победным салютам. Обо всем этом можно рассказать в рисунках. Пусть все увидят, сколько горя причинили фашисты нашей земле, как отважно бьются с врагами ваши отцы и братья, как самоотверженно работают в тылу матери и сестры. Старайтесь изобразить то, что вы сами видели и переживали, больше рисуйте с натуры. Только ничего не срисовывайте с готовых картин, плакатов, рисунков. Копии, даже если они будут хорошо исполнены, на выставку не попадут» [4]. 5 июня в очередном номере «Пионерской правды» оргбюро выставки уточнило условия конкурсного отбора рисунков. В статье «Всесоюзная выставка детских рисунков» в газете «Пионерская правда» [5] сообщалось, что участниками выставки могут стать дети всего Советского Союза от 6 до 15 лет включительно. Тематика рисунков может быть самая разнообразная: сцены из военной жизни, иллюстрации к литературным произведениям, пейзажи, школьные будни, трудовая жизнь на заводах, фабриках, в колхозах и т.п. Указывалось также, что свои работы ребята могут присылать в районные комитеты ВЛКСМ или по адресу: Москва, улица Горького, проезд Садовских, Центральный дом художественного воспитания детей (ЦДХВД). Так, в связи с подготовкой к Всесоюзной выставке фонды «военного архива» ЦДХВД пополнились коллекцией детских рисунков, датированных 1945 годом. Среди них рисунки 6-8 летних воспитанников детского сада № 2 Октябрьского района города Киева и российских ребят из старшей группы интерната № 144/7 (педагоги Храмцова и Жаркова), а также графические и живописные работы подростков, занимающихся в студиях при домах пионеров Москвы и в художественной школе города Киева. Ведущей темой детских рисунков 1941-1945 годов была война. Год 1945 явился не только последним годом Второй Мировой войны, но и первым годом мира После майских победных дней тематика детских рисунков становится все более и более миролюбивой. Картины природы, декоративные композиции, иллюстративное рисование – вот главные виды работ, которые предлагают своим воспитанникам педагога детского сада №2 города Киева во второй половине 1945 года. Но и в течение года наряду с композициями батального содержания дети рисовали мир таким, каким они его видели, изображая события из собственной жизни. Говоря о своей педагогической деятельности во время войны, воспитатели интерната № 144/7 (Жаркова и Храмцова) отмечала, что «содержанию рисунков, их красочности», способствовали не только чтение эпизодов из отечественной войны», но и «наблюдения за изменениями в природе, рассказывание, рассматривание журнальных иллюстраций, чтение художественной литературы» (Инв. П 165, № 134). Дети, получая от воспитателей информацию о военных событиях, стремились изобразить волновавшие их эпизоды. К своим рисункам они сочиняли небольшие рассказы (возможно, сначала рисовали, а потом придумывали к ним литературные зарисовки). Педагоги со слов детей записывали эти сочинения, которые сегодня мы имеем возможность прочить. Свой рассказ о войне воспитанник интерната Олег Гульбит назвал «Бой»: «Рано утром командир приказал бойцам приготовиться к бою. Артиллеристы подошли к своим пушкам. Расставили там, где должен начаться бой. Пехотинцы построились в ряды. Впереди один боец нес знамя, на котором было написано: «Идем за Родину, за Сталина». Из-за леса показались танки. Они должны идти вперед пехоты. Пулеметы, минометы идут за танками. В воздухе летают самолеты, делают дымовые завесы, чтобы пехоте незаметно пробраться к месту боя. С самолета бросали бомбы, уничтожали вражеские точки. Командиры шли впереди, все были добрые. Начался бой, застрекотали пулеметы, загремели пушки, двинулись танки и пехота. Бой был жаркий. Наши бойцы с победой возвращались веселые, с песнями» (Инв. П 165, № 134). В рисунке с одноименным названием, изображая панораму боя, Олег тщательно прорисовал всех действующих лиц. Здесь и танки «из-за леса показались», и самолеты делают дымовую завесу, и «пехотинцы построились в ряды», и боец несет красное знамя, а «добрые» командиры идут впереди. В архиве детского творчества хранятся рисунки и сочинения воспитанников старшей группы интерната №144/7 на темы войны – «Морской бой» Юры Тихомирова и Олега Гульбита, «Сражение» неизвестного автора и др. (Инв. П165,№137). Но обратим внимание на работы другого плана, в которых дети повествуют о своей жизни в интернате, рисуют родную природу, милые сердцу уголки. Пейзажи – картины зимы, весны, лета, осени с документальной точностью передали красоты местной природы. Дети изобразили свою деревню, где в одноэтажном деревянном доме размещался их интернат. Это живописнейшее место российской земли: деревенька окружена смешанными лесами, недалеко протекает река, на берегах которой находится пасека. Воспитатели старшей группы интерната Храмцова и Жаркова много времени проводили со своими воспитанниками на природе, после «путешествий в природу» предлагали детям отразить свои наблюдения в рисунках и небольших рассказах: «Ледоход», «Прилет скворцов», «Прилет журавлей», «Прогулка за цветами», «Прогулка на пчельник», «Гроза», «После дождя», «Зимняя ночь» и др. Содержание творческих работ семи-восьмилетних ребят – это своеобразная летопись жизни интерната, в котором дети живут круглый год. Тихая, морозная, зимняя ночь на рисунке восьмилетней Томы Мацкевич. Светит луна. На небе ярко горят звездочки. В домах все спят. В своем сочинении к рисунку Тома сообщает, что зимой в интернате холодно и дров надо много. Томе очень нравятся зимние вечера, когда «горит лампа, кругом тихо, тихо», а воспитательница А.Г. (А.Г. – имя и отчество одной из воспитательниц) рассказывает интересные сказки (Инв. П165, №138). Весенний рисунок Лиды Кравцовой посвящен прилету журавлей, «Прилет журавлей» – это и тема ее сочинения: «Появились проталинки и первая зеленая травка. Показались над деревней журавли, целой стаей летели с юга. Их вел вожак. Журавли спускались на землю, переклинивались и начали искать червяков, жучков. Одному из них не хватило червячка – остальные поделились с ним. Вдруг один как закричит, и все сразу закричали и полетели длинной цепочкой» (Инв. П165, №141). Лида описывает увиденное ею во время прогулки событие. Ее взволновала сцена из жизни журавлей и тот момент, «когда не хватило одному журавлю червячка – остальные поделились с ним». Чуткая душа ребенка подметила готовность собратьев-журавлей прийти на помощь друг другу. Возможно, здесь сказались впечатления от голодных военных лет... В своем же рисунке восьмилетняя художница изобразила журавлей в полете. Длинная цепочка птиц пролетает над деревней. Колорит картины приглушенный, краски сдержанны: весна еще робко входит в свои права. Летом ребята вместе с воспитателями часто ходили в лес за цветами. Об этом сообщает рисунок и сочинение Петракански Наташи. «Сначала идем парами, – пишет она, – а в лесу и в поле разбегаемся, кто-куда кругом много красивых цветов. Набираем большие букеты, приносим в группу, ставим их в банки с водой» (Инв. П 165, № 142). Гульбиту Олегу более всего запомнилась «Прогулка на пчельник» (Инв. П165,№143). «Летом там очень красиво, – сообщает Олег в сочинении к рисунку. – Улья стоят на берегу реки, кругом березки, полянки с цветами и высокой травой. Улья походят на маленькие домики. Из них вылетают пчелки, садятся на цветы, собирают сок, а потом делают мед. Пчелки жужжат и не любят, когда к ним подходят близко, начинают жалить. Пчелки трудятся, приносят пользу – дают сладкий мед». Не менее интересно собрание рисунков и литературных сочинений украинских дошкольников из детского сада № 2 города Киева. Даты на работах свидетельствуют о том, что сотрудники этого воспитательного учреждения смогли приступить к систематическим занятиям по изобразительному искусству лишь в 1945 году. Анализ детских рисунков военных лет, сохранившихся в коллекции Института художественного образования и культурологии РАО, позволяет восстановить тематику и содержание художественно-творческих заданий, которые предлагали педагоги своим шести-семилетним воспитанникам в течение всего 1945 года. Зимой один из воспитанников этого детского сада выполняет рисунок «Три солдата на лыжах» (Инв. П 165, № 70). Воины-лыжники преодолевают снежные просторы. Позади яростный красный взрыв уносит чью-то жизнь. Таково представление ребенка о суровой войне. 4 марта 1945 года семилетний Леня Иванов изобразил крейсер «Сталин», сражающийся с вражескими самолетами (Инв. П 165, № 83). Фирсов Вова в этот же день рисует «Морское сражение» (Инв. П 165, № 84). По всей вероятности, 4 марта воспитатели детского сада, проводя занятие по изобразительному искусству, предложили детям тему «Бои на морях». Шестилетний Светик Москвичов цветными карандашами на одном из занятий изображает пароход с флагами (Инв. П 165, № 68). Надпись под рисунком сообщает о том, что воспитатели и дети писали письма на фронт. По мнению маленького художника, их весточку солдатам везет нарядно украшенный пароход, «а письмо спрятано внизу, в трюме». И верит малыш, что такой красивый пароход обязательно довезет до адресата всю почту и письма с их рисунками. Сообщения о победоносных наступлениях по всем фронтам малыши воспринимали с радостью. Многие свои рисунки ребята сопровождали восторженными комментариями, которые воспитатели записывали. Алик, изображая морское сражение, объяснил его сле¬дующими словами: «Наш корабль обстрелял немецкий берег. Немцы сдаются. И самолет подбили. Мы стреляем точно по врагу. Это краснофлотцы так бьют» (Инв. П 165, № 70). Другой юный художник (Юра С.) так описывает изображенные на рисунке события: «Два танка едут впереди. Это утро и солнышко всходит. И красноармейцы идут вперед бить немцев. Скоро мы их всех перебьем» (Инв. П 165, № 73). Успешные весенние наступления Красной Армии и союзнических войск явились предвестником дня Победы. Майские рисунки дошкольников такие нарядные, красочные, веселые. Главная их тема – это праздничный первомайский парад и победоносный салют. Семилетняя Нэля сопроводила свое изображение на листе такими словами: «Это парад на Днепре. В воздухе летят красивые ракеты как электрические фонарики или как звездочки. Везде флаги, стреляют, кричат Ура, победа» (Инв. П165,№61). Рисунок Гарика «Парад Победы на Днепре», датированный 4 маем 1945 года (Инв. П 165, № 62), иллюстрирует Нэлины слова: на флагах надписи «ПОБЕДА», «1 МАЯ», в небе сияет солнце, разноцветными звездами разлетаются огоньки салюта. Одна из воспитанниц так описывает весть о дне Победы – 9 мая: «Ехал поезд и остановился. Машинист кричит: «Не стреляйте уже победа!». Женщина перестала рубить дрова, скорее вывесила красный флаг. Все радовались!» (Инв. П165,№65). Летним днем воспитанник киевского детского сада Витя побывал на выставке. Свои впечатления он выразил следующим образом: «На трофейной выставке я видел немецкие пушки, сабли и самолеты. Там еще стоят немецкие чучела-солдаты, у них соломенные туфли на ногах. На стенке висели немецкие, фрицевские кресты. А ордена лежали в ящике под стеклом, что¬бы их нельзя было выбросить. Это все мы у них забрали, потому что победили» (Инв. П 165, № 65). Целая серия детских рисунков и сочинений посвящена освобождению родного города. К сожалению, нам не известно время создания этих работ. Возможно, они стали своеобразным откликом малышей на события двухлетней давности. Август - декабрь 1943 года в истории Великой Отечественной войны называют «битвой за Днепр», временем освобождения столицы Украины – Киева. Один из воспитанников детского сада Слава нарисовал родной город Киев в день его освобождения. Рисунок комментирует следующая надпись: «Наши дивизии берут Киев. Штурмуют. Немцы уже бегут и сдаются. Видна Владимирская горка и Киев. Сильно бьет артиллерия» (Инв. П 165, № 71). Светик (Москвичов) свой рисунок на эту тему прокомментировал таким образом: «Я нарисовал, как Киевские дивизии форсируют Днепр. Наши на лодках уже подъезжают к берегу. Мы идем все вперед и вперед. Наши бойцы на лодках плывут, хотя немцы стреляют. Они герои, они смелые» (Инв. П 165, № 75). Осенние рисунки детей дополняются новыми темами, в основном отражающими страницы из повседневной жизни ребят. Появляются декоративные композиции, иллюстрации к литературным произведениям. По случаю праздника Октября в детском саду проходили утренники. Воспитатели украшали группы цветами и транспарантами «Слава Жовтню!» (Октябрю). Дети наряжались в национальные и праздничные одежды, пели песни и танцевали. В коллекции ИХОиК РАО хранится несколько рисунков из этой серии, датированных 10 ноября 1945 года. Следует отметить, что многие композиции объединяет схожесть сюжета: изображение колонны ребятишек на фоне транспарантов и портретов революционных вождей (Инв. П 165, № № 103-105). 20 ноября воспитатели киевского детского сада проводят занятия по созданию декоративных композиций. Дети украшают растительными и геометрическими орнаментами круглые тарелочки, используя разноцветные карандаши (Инв. П 165, № № 106-110). Задания по декорированию различных геометрических форм были традиционными для образовательных программ дошкольных учреждений довоенного периода. По всей вероятности, это был один из любимых видов творческой деятельности дошкольников. Занятия по декоративному рисованию не прекращались и в военное время. Воспитатели киевского детского сада проводили их каждый месяц: об этом свидетельствуют даты, проставленные на многочисленных орнаментальных композициях, которые дети выполнили в полосе, квадрате и круге. Наиболее выразительные рисунки последнего месяца 1945 года – это иллюстрации к сказкам и изображения зимних пейзажей. Самые поздние рисунки 1945 года датированы 15 декабрем. Ребята старшей группы киевского детского сада № 2 изображают снегопад. На тонированной бумаге, используя белила, юные художники рисуют резвящихся ребятишек, снежные горы, покрытые снегом деревья и дома, порхающие снежинки. Сравнивая работы малышей и подростков, выполненные в военные годы, приходишь к выводу о том, что ребята 10-15 лет в своих живописных или графических листах также живо и непосредственно рассказывают о событиях 1945 года. Рисунки подростков отличаются основательностью, завершенностью, сложностью композиций. В отличие от дошкольников, которые, как правило, экспрессивно «в один присест» создают рисунки, подростки трудятся над произведением дольше. Продумывая композицию, они выполняют подготовительные эскизы, затем на листе делают детальную прорисовку карандашом, и лишь потом работают над колористическим образом. В этой связи интересную содержательную информацию имеют тематические композиции. Это традиционный вид творческих заданий в художественных школах и студиях. Анализ коллекции рисунков из киевской художественной школы и из студий московских домов пионеров позволяет посмотреть на события 1945 года глазами авторов этих рисунков. Зима 1945 года Война еще бушует над Европой. В Москве почти каждый день гремят орудия, салютуя успехам, достигнутым советскими войсками на всех фронтах. 25 января Боганик Генри нарисовал заснеженный московский двор (Инв. П 165, № 163). Мир и покой царят в его картине. Москва живет спокойной размеренной жизнью. Недавно закончились зимние каникулы, но по-прежнему в свободное от учебы время Генри с друзьями находится на катке. Об этом мы узнаем из его следующего рисунка «На катке» (Инв. П 165, № 155). Руководитель изостудии Дома пионеров Октябрьского района Маслов в эти зимние дни предлагает ученикам тему «На улицах города» (Инв. П 165, № 169). Одиннадцатилетняя Клара Добржанская изображает сюжетную композицию, главными героями которой являются пешеходы. Среди пешеходов, спешащих по своим делам, инвалид – бывший солдат, потерявший на войне ногу. Девушка с перевязанной рукой, по-видимому, она тоже получила ранение на поле боя. О суровых буднях тыла и бытовых невзгодах москвичей можно судить, глядя на женщину, везущую на санках дрова: паровое отопление зимой 45-ого было не в каждом доме. На рисунке еще изображена девочка с санками, она никуда не спешит, стоя на мосту, смотрит на то, как пассажиры занимают свои места в пригородной электричке. Возможно, Клара изобразила себя во время прогулки. Другой студиец из дома пионеров Октябрьского района г. Москвы (Раннев) свое понимание темы «Зимой на улицах города» (Инв. П 165, № 184) выразил через архитектурный пейзаж. Композиция выполнена маслом. Ее отличает высокое мастерство исполнения, что свидетельствует о систематических и многолетних занятиях изобразительным искусством в студии. Москвичи уже четыре года живут под мирным небом. Киевляне всего два года назад освободились от фашистской оккупации. Жизнь потихоньку и на Украине входит в нормальное русло. Ребята из киевской средней художественной школы (КСХШ) выходят на весенний пленэр. Это первый послевоенный выход на природу. Чистотой красок отличаются рисунки Рожко Валентина. Его акварельный этюд «Дерево над обрывом» (Инв. П 165, № 15) датирован 28 апреля 1945 года. Но не все так безоблачно в эти светлые весенние дни. Следы войны еще рядом. «Остатки днепровского моста» (Инв. П165, № 13) – название следующего этюда, выполненного пятнадцатилетним художником во время весеннего пленэра. Собрание рисунков подростков 1941 – 1945 годов включает в себя значительное количество тематических работ, посвященных тем или иным страницам Великой Отечественной войны. Примечательна серия работ, выполненных под руководством студийного педагога из Кировского дома пионеров г. Москвы. Ученики работают над композицией «28 панфиловцев». Подвиг солдат, героически сражавшихся на подступах Москвы, находит отклик в детских сердцах. Свои композиции они посвящают трагическому моменту, похоронам погибших. Радость победы омрачена потерей человеческих жизней: печальны краски на картинах студийцев Булгакова, Титова, Морозова, в скорбных позах замерли оставшиеся в живых солдаты. Композиции монументальны, это своеобразные памятники погибшим (Инв. П 165, № № 175, 177, 183). Украинские школьники под руководством педагогов художественной школы также создают композиции на военные темы. Среди этих рисунков можно вычленить проблемы, которые волнуют ребят. Прежде всего, это эпизоды, разоблачающие захватническую прес¬тупную миссию фашизма. Переполнены негодованием и протестом работы четырнадцатилетнего Решетова Владимира «По дороге в немецкую каторгу» (Инв. П 165, № 29) и Козюры Галины «Фрицы грабители» (Инв. П 165, № 31). Особое место в коллекции военных рисунков отводится батальным сюжетам. В композициях пятнадцатилетней Валентины Люкинской «Уличный бой» (Инв. П 165, № 26), четырнадцатилетнего Леонида Росинского «Бой с танками» (Инв. П 165, № 25) и др. изображены боевые действия: огонь, стрельба, всеразрушающие взрывы – вот безжалостное лицо войны. Однако есть работы, в которых ребята отображают минуты между боями. Выразителен рисунок простым карандашом тринадцатилетнего Михаила Брусиловского «Поят коня» (Инв. П 165, № 36). Юный художник демонстрирует свои умения и навыки владения этим нехитрым художественным материалом. Данная работа, как и предыдущие, свидетельствуют о хорошей системе обучения, существовавшей в киевской школе, о том, что война не смогла нарушить ее добрые традиции. Обращают на себя внимание композиции, посвященные подвигу юных пионеров. П. Шейко в своём рисунке ведет рассказ о юном партизане, который во время разведки захватил «языка» и доставил его в штаб. Ее работа так и называется «Привел фрица» (Инв. П 165, № 23). Смелому поступку Алеши Березина посвящает композицию старшеклассница Чирская Зоя (Инв. П 165, № 33). Она изображает юного героя в тот момент, когда он поймал фашистского летчика, выбросившегося на парашюте. Неудивительно, что сходны тематики композиций киевских и московских ребят. Вся страна: Союз Советских Социалистических республик (СССР) и все ее жители, как в тылу, так и на оккупированных территориях переживали родственные чувства. Во время войны и после нее в каждом человеке были обострены чувства патриотизма к родной стране, и чувство ненависти к фашизму. «Попался» так назвал свой рисунок угольным карандашом ученик изостудии кировского дома пионеров города Москвы Люличев. Работа выполнена на обратной стороне военного плаката. Несмотря на дефицит бумаги, и прочих художественных материалов, занятия в московских студиях при домах пионеров и в киевской художественной школе возобновившись, велись систематически в 1945 году, о чем свидетельствуют даты на детских рисунках москвичей и киевлян. Педагог Маслов предлагает воспитанникам московской изостудии Октябрьского дома пионеров отобразить в рисунках свои впечатления от первомайской демонстрации в Москве. Эту серию рисунков ребята выполняют цветными карандашами на маленьких листах бумаги. Одиннадцатилетняя Эля Майданская изображает празднично украшенные колонны демонстрантов. На одном из транспарантов надпись «9 мая 1945 год» (Инв. П 165, № 188). Такое ощущение, что кругом звучит музыка, и цвета на рисунке радуются вместе с юной художницей. Неизгладимое впечатление получает зритель, глядя на акварель неизвестного автора из Москвы (Инв. П 165, № 193). На Красной площади большое скопление народа, ночная разноцветная толпа бурлит, в небе прожектора и гирлянды салютов. Краски на картине суетятся, словно кружатся в танцевальном вихре. В картине чувствуется мощное волнение и ощущение значительности происходящего. Описывая события 9 мая на страницах газеты «Известия», Татьяна Тэсс сообщала: «Никогда, даже в дни самых праздничных, самых пышных демонстраций, Красная площадь не вмещала такое количество людей. Нас никто не вел сюда и не звал. Мы пришли сами... Толпа вливалась в Красную площадь, словно в громадную чашу... Мы успели привыкнуть к салютам и полюбить их. Но сейчас, в этот удивительный вечер мы ждали салюта с детским нетерпением. Прогремел первый залп, гроздья ракет рассыпались в небе. И вдруг началось волшебство. Небо превратилось в сияющий, переученный цветными лучами купол. Лучи скрещивались, как мечи, а затем подымались, и тогда небо казалось шатром, натянутым на цветные копья... И все время, то угасая, то вновь приближаясь, гремел могучий артиллерийский гром (из тысячи орудий – Т.К)... Мы стояли, озаренные белым и нежным светом волшебных огней, с душой переполненной счастьем. Как часто в своих мечтаниях мы представляли этот день. Вот он пришел. Он был лучше всех наших мечтаний» [6]. Утром 9 мая в украинской столице прошел дождь, «прибивая пыль под руинами Крещатика. Весь город вышел на улицы. Начиналось праздничное шествие мирных людей. И прелесть его была в совершенной стихийности народного праздника, пришедшего на наши улицы, – отмечали очевидцы этих событий. – Четкий марш воинских частей вливался в пестрое и шумное шествие ребятишек, в ликование всего города» [7]. Вечером победный салют прогремел и в Киеве. Украинские ребята, будучи свидетелями праздничного салюта, создали выразительные рисунки. «Огни победы над Днепром» (Инв. П 165, № 35) так назвала свое произведение одиннадцатилетняя Майя Григорьева. Взрыв салюта на ночном небе отражается в водах Днепра Яровская Луиза с мамой и младшей сестрой наблюдали праздничный салют из окна своей квартиры. Этот момент и изобразила Луиза в своей композиции «Огни Победы» (П 165, № 38). Женщина держит на руках маленького ребенка, девочка постарше стоит рядом, все смотрят в окно, где прожектора вычерчивают на темном небе праздничные ритмы из света. «Праздник Победы» (Инв. П 165, № 37) на рисунке четырнадцатилетней Годованюк Елены – это всенародное гулянье, это всполохи прожекторов и фейерверков, это незабываемое зрелище! На темном украинском небе каскад цветных огней. Сравнивая свидетельства очевидцев, нетрудно сделать вывод, что «волшебные небесные картины» из света, цвета и грома воспринимались с невообразимым восторгом, как в Москве, так и Киеве. Летом 1945 года украинские ребята из киевской художественной школы выходят на пленэр. Интересны этюды Малышевского Ю., Денисенко А., Юзерович Н. Юные художники изображают поэтически прекрасные уголки киевской земли и прежде всего реку Днепр. «Днепровские дали», «Барки на Днепре», «Дождь над Днепром», «Гора Киселевка», «Облака над Днепром», «Хата» – характерные темы летних этюдов. Наряду с пленэрными рисунками, ученики художественной школы в студии выполняют сюжетно-тематические исторические композиции. Пятым августа 1945 года датирована акварель Рожко Валентина «Партизаны у костра» (Инв. П 165, № 16). Видимо, в это же время Борис Спортников пишет композицию «В партизанском штабе» (Инв. П 165, № 27), а Семен Каплан – «Подпольная работа» (Инв. П 165, № 28). Наступает осень 1945. Организуя деятельность детей по исторической картине в начале нового учебного года, педагоги, как Украины, так и России отдают предпочтение не изображению событий минувшей Великой Отечественной войны, а нацеливают их на выражение своего отношения к войне через образы давней истории. Неслучайно поэтому героями исторических композиций становятся национальные и литературные герои, например, «Тарас Бульба с сыновьями в степи» (Инв. П 165, №10), а также события отечественной войны 1812 года, Ледовое побоище (Инв. П 165, № 182) и др. В сентябре ребята из художественной школы г. Киева побывали на просмотре фильма «Кутузов». Под впечатлением от увиденного и пережитого Волков Александр 1 октября 1945 года исполняет композицию «Партизаны в лесу» (Инв. П 165, № 43), 4 октября Середенко Алексей закончил картину «Атака» (Инв. П 165, № 41). Неизвестный автор в Москве рисует сюжетную композицию «Война 1812 года» (Инв. П 165, № 196), а воспитанница изостудии Октябрьского дома пионеров Белоус Марина – «Куликовскую битву» (Инв. П 165, №180). Осенние рисунки украинских ребят посвящаются уборке хлеба, сбору земных даров (Инв. П 165, № 60). А в Москве ребята рисуют дождливую слякотную погоду (Инв. П 165, № 170), пешеходы под зонтиками бегут под проливным дождем, спешат, кто куда; идет московский трамвай, бегут машины – обычная городская суета. Жизнь идет своим чередом. В творчестве советских детей второй половины 1945 года помимо пейзажей встречаются рисунки, иллюстрирующие литературные произведения, изображающие декоративные композиции (в основном национальный орнамент). Однако по-прежнему большая часть тематических работ посвящается событиям истории. Не все рисунки попали на первую Всесоюзную выставку 1946 года, но сохраненные сотрудниками ЦДХВД, они позволяют судить о содержании детского творчества и педагогической работы в 1940-е годы, дают возможность представить социальный портрет ребенка периода Великой Отечественной войны. Социальный портрет ребенка 2015 года: по материалам Международной выставки детского рисунка 2015 года коллекции ИХОиК РАО Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования совместно с Союз педагогов-художников совместно с в 2014-15 гг. провел конкурс детского рисунка «Нет войне!», посвященный 70-летию Победы, на который поступили рисунки из трех стран России, Украины и Словакии [3]. Сто два педагога делегировали творческие рисунки своих воспитанников на этот конкурс. Компетентным жюри, которое возглавляла член-корреспондент Российской академии образования Н.Н. Фомина, было отобрано 220 рисунков детей 3-17 лет. Наибольшую активность проявили 48 российских регионов: Архангельск и Архангельская область, Екатеринбург и Свердловская область, Иркутск и Иркутская область, Киров и Кировская область, Москва и Московская область, Саратов и Саратовская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Орел, Волгоградская область и Липецкая область, а также Мордовия, Бурятская республика и Татарстан, Пермский край и Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Поскольку большинство детей, победителей конкурса – горожане, то участие в конкурсе 14 юных художников из сельской местности, заслуживает особого внимания. Эти ребята живут в поселках Синявино и Приладожский Ленинградской области, Добринка и Боринское Липецкой области, в поселке Менделеево Московской области и поселке Пойковский Нефтеюганского района ХМАО-ЮГРА. Композиции сельчан по степени выразительности, по глубине содержания ни чем не отличаются от рисунков горожан. Наибольшую активность в конкурсе 2915 года проявили девочки. Из 219 участников – 175 девочки, а вот мальчиков – всего 44 человека. Такое положение дел характерно для последних десятилетий. Наши двадцатилетние наблюдения показали, что в конкурсной деятельности в большинстве своем принимают участие и становятся победителями представительницы прекрасного пола. Хотя в начале конкурсного движения в России картина была другой, например, в первом Всероссийском конкурсе на лучший детский рисунок 1935 года мальчики составляли 72% от общего количества участников, а на Всесоюзной выставке 1946 года – 68%. Большинство победителей конкурса 2015 года занимаются изобразительным искусством в системе дополнительного образования. Это учащиеся художественных школ и школ искусств – 45 человек. Учащиеся общеобразовательных школ также проявили завидную активность (42 человека), с небольшим отставанием от них выступили дошкольники (30 человек). Следует отметить, что свои рисунки юные рисовальщики создали на занятиях и уроках, под руководством педагогов, а вот самостоятельных рисунков на конкурс поступило всего два, они были нарисованы дома без педагогической опеки. Малое количество самостоятельных рисунков свидетельствует о том, что этому виду деятельности в современной системе общего и дополнительного художественного образования уделяется мало внимания. Для сравнения: в 1935 году большинство рисунков на конкурс дети выполняли самостоятельно, дома, без педагогической опеки. Среди разных возрастных групп наибольшую активность при выполнении конкурсных заданий проявили дети 6 и 10 лет (по 29 человек). И это не удивительно. Ведь в шесть лет завершается образование в детском саду, и дети подготовительной к школе группы имеют наивысшую степень подготовки. А вот активность 10-летних художников объясняется завершением четвертого класса начальной школы, где, занимаясь под руководством одного учителя, ребенок набирает максимальный творческий багаж. Близки в этой группе лидеров дети 13,12 и 9 лет (по 23-22 школьника соответственно) и юные художники 8, 14, 15 лет (по 16 учащихся). Наименьшую активность проявили трехлетние дети, победителями конкурса стало всего два человека, за ними идут дошкольники 4 - 5 лет (3 ребенка) и старшеклассники 16 и 17 лет (3 человека). В сравнении с конкурсом 1935 года и выставкой 1945 года можно констатировать, что средний возраст участников значительно помолодел. Например, самым юным участникам конкурса 1935 года и выставки 1945 года было всего семь лет. Интересно обратить внимание на то, какие художественные материалы и средства выражения использовали юные художники для достижения своих творческих замыслов. На первом месте оказалась гуашь, в этой технике свои работы выполнили 94 ребенка, в акварели – 20. Колористическое решение композиции, теплые и холодные цвета, использование хроматической или ахроматической цветовой гаммы – это те средства, которые помогли юным живописцам раскрыть торжество Победы и грусть утраты, напряженность боя и тишину паузы между сражениями, выразить сочувствие погорельцам и нежность долгожданной послевоенной встречи. Пастель, масляный и восковой мелок, обладающие большим цветовым потенциалом и выразительной фактурой, также часто использовались детьми (41 человек) в творческих работах. В меньшей степени были задействованы графические материалы. Однако простой и цветные карандаши, гелевая ручка, уголь, фломастеры стали теми материалами, которые юные рисовальщики применили для достижения трагических и кровопролитных батальных сцен. Используя контраст черного и белого, разнообразные оттенки серого, они создали выразительные композиции, отражающие суровость военных дней. Следует отметить, что на современный конкурс 2015 года юные художники не прислали ни одной картины, выполненной масляными красками, в то время как в 1945-46 году было прислано много работ, созданных маслом. Юные художники, готовясь к конкурсу 2015 года, выполняли рисунки по трем темам: «Иллюстрация литературных произведений о Великой Отечественной войне», «Милосердие, сострадание и любовь», «Мир, в котором я хочу жить». Большее количество работ поступило на первую номинацию «Иллюстрация» : 53% от общего числа поступивших работ. На вторую и третью номинацию было получено приблизительно одинаковое количество работ – 24% и 23% соответственно, от общего количества. Популярность среди юных художников первой темы продиктована большим интересом, который проявляют дети к событиям Великой Отечественной войны. В каждой семье не заживают раны, нанесенные Второй мировой войной, нами свято хранится память об участниках Войны и тружениках тыла. В связи с 70-летием Победы во всех общеобразовательных и художественных школах, детских садах и домах творчества и т.п. были составлены программы проведения этого торжества, где конкурсам и выставкам детского рисунка было уделено большое значение. Дети приносили на занятия письма и фотографии своих предков – участников Великой Отечественной войны, и как следствие, многие ребята посвятили рисунки своим родственникам («Мой прадед – герой», «Воспоминания деда», «Прабабушка задумалась» и т.п.). Изучение художественной литературы о Второй мировой войне традиционно занимает в российских образовательных учреждениях особое место. Устроителям конкурса было интересно выявить те литературные произведения, которые были выбраны педагогами и юными художниками для иллюстрирования. При работе с дошкольниками воспитатели в основном использовали литературные произведения небольшие по объему, но яркие и трогательные по содержанию. После прочтения, разбирали почти каждое слово стихотворения, поясняли его суть (стих. А. Барто «Голубь» и др.). Выразительное прочтение педагогом «торжественных», «победных» стихов, вызывало в детях позитивные эмоции (Т. Маршалов «День Победы», Т. Лаврова «Праздник Победы», Н. Найденов «Пусть будет мир», А. Игебаев «Нам нужен мир» и др.), желание малышей нарисовать красочную картину, используя краски. Примечательно, что помимо «праздничных стихов», воспитатели знакомили малышей со «сложными стихами», от чтения которых у некоторых детей наворачивались слезы на глазах (Р. Гамзатов «Журавли», К. Радостин «Сестра из медсанбата», М. Богомолов «Медсестра», Т. Черновская «Стихи о почтальонке» и др.). Следует отметить, что стихотворение Расула Гамзатова «Журавли» наиболее часто иллюстрированное произведение, как детьми дошкольного, так и школьного возраста. Людям старшего поколения хорошо известна песня «Журавли» (композитор Ян Френкель, стихи Расул Гамзатов), которую в 1965 году впервые исполнил Марк Бернес. Многие педагоги рассказывали, что они создавали на занятии определенную эмоциональную среду: слушая эту песню, показывали на экране видеоматериалы, хронику военных лет. Воздействие музыки усиливало впечатление от стихотворения. Юные художники создавали выразительные иллюстрации, отражающие содержание песни: «Не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей …». Показ видеоматериалов, инсценировки стихов, звучание песен военных лет на занятиях изобразительного искусства настраивало ребят на творческий лад, способствовало зарождению у них интересных замыслов. «Смуглянка» – песня на слова Я. З. Шведова и музыку А. Г. Новикова, звучала как на уроках в начальной школе, так и в среднем и старшем школьном звене. Детские иллюстрации к этой песне разноплановы, то жизнерадостны и красочны, то печальны и тревожны. Определенный настрой на занятии вызывало прослушивание маршевой музыки. «Прощание славянки» – русский марш, написанный в 1912 году штаб-трубачом 7-го запасного кавалерийского полка, В. И. Агапкиным под впечатлением от событий Первой Балканской войны (1912–1913). Звучание марша на занятии изобразительным искусством сопровождалось показом документальных фотографий, фрагментов фильмов о Великой Отечественной войне, демонстрацией живописных и графических произведений студии военных художников имени М. Б. Грекова. В результате такого органичного взаимодействия образных средств разных искусств: эмоционального «погружения» в мир звуков и изображений, работы детей получились выразительными, ритмически организованными. Ученики младших классов чаще, чем другие возрастные группы юных художников выбирали для иллюстрирования остросюжетные литературные произведения, где есть динамичное развитие действий, описание батальных сцен и кризисных событий (А. Барто «Сигнал тревоги…», Г. Ладонщиков «Пограничник», С. Пивоваров «Рассказ ветерана», Е. Шнайде «Александру Ивановичу Покрышкину», Н. Чуковский «Морской охотник» и др.). Особо стоит выделить иллюстрации к стихотворению С. Ерошенко «В память о собаках войны». Как выяснилось, это стихотворение не оставило равнодушных юных рисовальщиков всех возрастных групп, у которых дома живут собаки. «Собака-санитар», «Собака-сапер», «Собака-танкист», «Собака-водолаз», «Собака-связист» и т.п. – это названия детских рисунков, отражающих подвиг «четвероногих солдат» на войне. Поражает глубина и сложность некоторых литературных произведений, к которым дети начальных и старших классов выполняли иллюстрации (Л. Кассиль «Улица младшего сына», С. Михалков «Десятилетний человек», С. Маршак «Мальчик из села Поповки» и др.). Среди них стихотворение Анны Ахматовой «Памяти Вали». Щели в саду вырыты, Не горят огни. Питерские сироты, Детоньки мои! Под землей не дышится, Боль сверлит висок, Сквозь бомбежку слышится Детский голосок... Тема Блокадного Ленинграда нашла в детских рисунках особое место. В 2014 году, когда был объявлен конкурс «Нет войне!», в нашей стране отмечалась 70-летие прорыва блокадного кольца (27 января 1944 года советские войска освободили Ленинград от блокады). Беседы об этом событии, образовательно-воспитательные мероприятия, проведенные в детских садах и школах, не прошли для детей бесследно. Нельзя без сострадания и боли смотреть на детские рисунки, иллюстрирующие слова из дневника Тани Савичевой: «Осталась одна Таня…». Таня, школьница, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся ее семья погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. Страницы дневника многими педагогами расцениваются как документы, которые напоминают детям о зверствах фашизма, и о том, что нельзя забывать последствия Войны, нельзя допустить губительных войн в будущем. Дневник Тани Савичевой фигурировал на Нюрнбергском процессе как один из обвинительных документов против нацистских преступников. Сейчас дневник выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия – в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища в Санкт-Петербурге. Анализ поэмы Ольги Бергольц «Февральский дневник» в творчестве подростков нашел не по-детски сложные композиционные решения. Скупой цветовой строй рисунков подчеркнул драматизм произведения. Зрители на выставке «Нет войне!», которая была организована после конкурса, выделяли эти рисунки, подчеркивая, что «мимо иллюстраций к «Февральским дневникам» О. Бегольц не пройти, хочется внимательно рассматривать их и поразмышлять над смыслом бытия». Стихотворение Константина Симонова «Жди меня» нашло отклик в творчестве девушек-старшеклассниц, а поэма «Василий Теркин» Александра Твардовского ярче всего проявилась в иллюстрациях юношей 13-17 лет. Показу иллюстраций известных художников-графиков педагоги уделяли особое внимание на занятиях, что оказывало на школьников неизгладимое впечатление. Иногда композиции профессиональных художников отражались в творчестве детей: частичное заимствование явно угадывалось или проявлялось в меньшей степени. Показ иллюстраций и макета обложки книги А. Т. Твардовского «Василий Теркин» О. Г. Верейского, в этой связи, чаше всего находили интерпретацию в детском творчестве. Элементы заимствования можно было увидеть и в детских плакатах. Конкурсная номинация «Мир, в котором я хочу жить» оказалась ближе всего детям дошкольного и младшего школьного возраста. Они рисовали красивые пейзажи, семью, солнечный беззаботный мир, сцены из повседневной жизни. Старшие подростки видели будущее иначе: они сочинили фантастические образы городов, которые в будущем будут размещаться под стеклянными колпаками или на других планетах, города-оранжереи, города заоблачной красоты. Особой строкой можно сказать о большом количестве рисунков детей дошкольного и школьного возраста, которые были выполнены на тему «Салют». Это торжественно-нарядные праздничные рисунки, в которых цвета переливаются всеми цветами радуги, в которых чувствуется, что дети, участники праздничного салюта, ощутили яркие эмоции и постарались их передать в своих красочных рисунках. Мир, в котором дети хотят жить – это мир без войн. Итоги международного конкурса детского рисунка 2014-2015 гг. показали, что его участники, дети 3-17 лет, с интересом отнеслись к предложенным темам: «Иллюстрация литературных произведений о Великой Отечественной войне», «Милосердие, сострадание и любовь», «Мир, в котором я хочу жить», по-своему их осмыслили, интерпретировали и воплотили в своих композициях. Заслуга педагогов-художников заключается в том, что они смогли создать для своих воспитанников особую творческую, развивающую среду, провели с юными художниками интересные, познавательные, задушевные беседы и способствовали созданию рисунков, которые стали победителями конкурса и участниками выставки «Нет войне!», посвященной 70-летию Великой Победы [3]. Открытие выставки состоялось в Москве в Российской государственной детской библиотеке в марте 2015 года. Проведенные выставки детского рисунка 1945 и 2015 годов, посвященные Победе советского народа над фашизмом, продемонстрировали высокую творческую активность детей разных возрастных групп. По сравнению с 1945 годом, в современном конкурсе большую активность проявили дети дошкольного возраста, что свидетельствует о хорошей постановке дела в системе дошкольного образования. Наблюдается также более широкий спектр художественных материалов и техник, которые применяют дети для создания своих рисунков. Если в 1945 году – это были лишь карандаши и акварельные краски, то ныне в арсенале юных художников фломастеры, масляная пастель, гуашь, уголь, сангина, гелевые ручки и другие техники. Важным штрихом к составлению социального портрета ребенка разных поколений является тот факт, что в отличие от рисунков 1940-ых годов, которые нарисованы на тетрадных листах или на альбомных листах небольших размеров, присылаемые рисунки на конкурс 2015 года выполнены преимущественно на больших изобразительных форматах, на добротной бумаге. Современные рисунки отличает экспрессивность образов, некоторая импульсивность и эскизность (незавершенность), отдельным работам свойственна небрежность исполнения. Рисунки же 1940-ых годов характеризует тщательность прорисовка деталей, аккуратность, бережное отношение к изобразительному формату. Следует также отметить, что в 1940-ые годы большая часть рисунков была прислана детьми самостоятельно, на адрес редакции газеты «Пионерская правда» и в Центральный дом художественного воспитания детей. На обратной стороне рисунков часто написан домашний адрес. Редко какие дети указывают на рисунках фамилии своих педагогов изобразительного искусства [8, 9, 10]. На конкурс 2015 года рисунки детей делегировали в основном педагоги, поэтому в этикетаже каждого детского рисунка написана фамилия педагога и организация, в которой рисунок выполнялся [3]. Однако между рисунками детей разных поколений больше общего, чем различий. Общее выражается в содержании рисунков, в неравнодушном отношении ребят разных возрастных групп к Победе в Великой Отечественной войне. День Победы в России был и остается священным праздником. В детском рисунке переданы искренние чувства юных художников к этому историческому событию. Хочется верить, что традиция проведения выставок детского рисунка, посвященных Великой Победе сохранится, и лента памяти не порвется с годами.

ЛИТЕРАТУРА 1. История художественного образования в России ХХ века. – Монография. В 2 т. Т.1/ Под ред. Н. Н. Фоминой. – М.: Педагогика, 2002. 2. История художественного образования в России – проблемы культуры ХХ века. Монография. В 2 т. Т.2. / Под ред. Н. Н. Фоминой. – М.: Издательский дом Российской академии образования, 2003. 3. «Нет войне!»: Каталог Международной выставки детского рисунка /Под ред. Н. Н. Фоминой /Вступ. ст. Т. А. Копцевой // Сост. М. К. Астафьева, Т. А. Копцева, Ю. Н. Протопопов. – М, 2015.). 4. Фрадкина Е. Юные художники, внимание! – М.: Пионерская правда, № 12, 1945. 5. Всесоюзная выставка детских рисунков. – М.: Пионерская правда, № 24, 1945. 6. Тэсс Т. Красная площадь. – М.: Известия, № 108, 1945. 7. Рыльский М., Ильченко А. Слезы счастья. – М.: Известия, № 108, 1945. 8. Копцева Т. А. Передвижная выставка детского изобразительного творчества – социально значимый художественно-педагогический проект. – М.: Альтекс, 2013. 9. Фомина Н. Н. Детский рисунок: изучение, хранение и экспонирование. – Ижевск, 2007. 10. Коллекция Института художественного образования и культурологии Российской академии образования (Инв. П. 165).