СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЫБОРА «СМЫСЛО-ЖИЗНЕННЫХ» ОРИЕНТАЦИЙ И ПОНИМАНИЯ «КУЛЬТУРНОГО» ЧЕЛОВЕКА УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ № 600 В 2009 И 2015 ГГ.

Поляк Татьяна Федоровна

научный сотрудник Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»

Аннотация: 
В статье рассматриваются результаты сравнительного исследования отношения подростков к смысло-жизненным ориентациям и к модели культурной личности в 2009 и 2015 гг. Выявлены тенденции смены в представлениях подростков ценности гармонии с миром и самим собой, повышается интерес к образованию и вмешательству в жизнь общества. При этом неизменно в традициях отечественного менталитета предпочтении духовных ценностей материальным и карьерным.

Публикация подготовлена в рамках выполнения государственного задания 2015/Р9

 

Исследование, один из примеров которого описан в этой статье, проводилось на относительно большом массиве учащихся московских школ в 2008-2009 учебном году. Общая цель такого опыта – выявление тенденций отношения к жизни, иерархии ценностных ориентаций и их динамики в начале нового века. Концепция опроса – поиск смены в менталитете растущих сегодня детей, от традиционно «бескорыстных», ценностных духовно позиций к современным приоритетным позициям индивидуализма и преуспевания. На основании такого противопоставления и разрабатывалась обе небольшие анкеты, результаты заполнения которых подростками и описаны в статье. Основная, предложенная детям, дилемма – деньги и слава или счастье и душевный мир. По правилам любой социологической методики вопросы с одинаковым смыслом повторяются, но варьируются по форме. Цели таких опросов делятся на собственно научные и практические. В первом случае анализируется тенденция мировосприятия и его динамика, во втором – индивидуальные результаты каждого ответившего подростка рассматриваются как характеристика особенностей его развития, которая может быть предложена учителю, родителям, руководству школы, но всегда с акцентированием достоинств подростка. Этим отличаются наши методики от анонимных социологических опросов и проводятся фактически индивидуально, когда экспериментатор знает, кто перед ним. В скобках могу заметить, что желание скрыть свои имя, фамилию, класс, встречались нам крайне редко. Напротив, детям интересно отвечать и всегда интересно узнать, что мы о нем подумали. Таким образом наряду с общими усредненными результатами по всем школам у исследователя есть возможность сравнить особенности отношения к жизни учащихся внутри одной школы. Предлагаемые итоги – только констатация фактов с общим их анализом, но не исследование причин социокультурной ситуации, особенностей этой школы, ее контингента, преподавательских методик и т.п. Тестирование проводилось среди учащихся 7-х классов в 2009 году и 5-7 классов 2015 года. Для выявления «смысло-жизненных» ориентаций подросткам предлагалась следующая анкета: Вы предпочли бы в дальнейшей жизни (5- без сомнения; 4 - хотелось бы; 3 – не уверен(а); 2 – скорей, нет; 1 – точно, нет): 1. Прежде всего быть свободным человеком………………...…………5 4 3 2 1 2. Быть непохожим на других....................................................................5 4 3 2 1 3. Жить в согласии с самим собой ……………………………………..5 4 3 2 1 4. Жить в согласии с миром……………………........................................5 4 3 2 1 5. Любимое дело, а не слава и деньги……………………………………5 4 3 2 1 6. Творческое дело, а не деньги………………………………………….5 4 3 2 1 7. Богатство, а не счастье в семейной жизни……………………………5 4 3 2 1 8. Счастье в семье, а не богатство и деньги……………………………..5 4 3 2 1 9. Доверять больше разуму, чем чувствам………………………………5 4 3 2 1 10. Только славу, остальное приложится………………………………..5 4 3 2 1 11. Только деньги, остальное приложится………………………………5 4 3 2 1 В предлагаемой дальше таблице приводится вес среднего, набранного группой, балла, когда сумма выбранных пятерок, четверок и т.д. делится на число ответивших детей, и место, занятое этой ориентацией, ценностью в ряду других. Динамика смены ценностных ориентаций подростков школы № 600 Общие баллы Общие места 2009 год 2015 год 2009 год 2015 год Свободным 4,27 4,25 1 4 Непохожим на других 3,75 4 6 5 В согласии с самим собой 4,21 3,63 2 7 В согласии с миром 4,17 4,63 3 1 Любимое дело 4,8 4,38 4 3 Творческое дело 3,69 3,75 7 6 Богатство 2,15 2,25 9 8 Счастье в семье 4 4,5 5 2 Разум, а не чувства 3,56 3,63 8 7 Только слава 1,96 1,88 10 9 Только деньги 1,92 1,88 11 9 Совершенно очевидно, что по весу и по месту в иерархии ценностей совпадает выбор подростков шесть лет назад и сегодня. Они по прежнему считают, что слава и деньги меньше всего определяют удачу или смысл жизни. Также невелика динамика отношения к богатству вместо счастья в семье и творческой удаче. Напомню, что это отчасти перепроверяющие вопросы, но подростки, повторив свои мнения, убедили исследователей, что они не врут. Нам часто говорят, что дети знают, что отвечать. Мне же кажется, что они сегодня менее конформны – раз, и им вовсе незачем специально нравиться экспериментатору или учителю. Зато современным подросткам стало более важным «жить в согласии с миром», а не «в согласии с самим собой». Можно предположить, что гармония в мире сегодня – самая актуальная ценность для детей любого возраста. Они начинают понимать, что для того, чтобы хорошо было жить тебе, быть индивидуальной и независимой личностью, необходим мир среди людей и стран. Они стали больше реагировать на политические события в мире. В подростковом возрасте начинает формироваться устойчивый круг интересов, которые являются психологической основой ценностных ориентаций. Следовательно, система ценностных ориентаций, являясь, одним из центральных личностных образований и выражает содержательное отношение подростка к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения. Но, фиксируя особенности этой школы, можно предположить, что желание согласия с миром определяется и составом ее учащихся, среди которых много иноязычных детей, иногда детей мигрантов. И тогда для них речь может идти о преимущественном поиске согласия с «миром» вокруг них, реальной средой общения и контакта. Причем, общей средой, а не климатом внутри школы, который чрезвычайно благоприятен для всех учащихся. Для выявления представлений подростков о модели «культурного человека» им была предложена следующая анкета: По-вашему, культурный человек сегодня должен обладать следующими качествами: 1. Знаниями, образованностью……………….………………………5 4 3 2 1 2. Тонкостью и сложностью чувств …………………………………5 4 3 2 1 3. Самостоятельностью мышления …………………………………5 4 3 2 1 4. Хорошим вкусом …………………………………………………..5 4 3 2 1 5. Умение хорошо говорить …………………………………………5 4 3 2 1 6. Открытостью ко всему новому и непонятному …………………5 4 3 2 1 7. Уважением к другому, непохожему на тебя………………………5 4 3 2 1 8. Любовью к искусству …………………………………………….5 4 3 2 1 9. Доброжелательностью …………………………………………….5 4 3 2 1 10. Стремлением изменить мир……………………………………..5 4 3 2 1 11. Я хочу быть культурным человеком ……………………………5 4 3 2 1 Сравнительные результаты отражены в таблице Общие баллы Общие места 2009 год 2015 год 2009 год 2015 год Знания 4,79 4,63 1 2 Тонкость чувств 3,94 3,75 5 6 Самостоятельн. мышления 2,05 4,5 9 3 Хороший вкус 4,35 4,5 3 3 Умение хор. Говорить 4,64 4,25 2 4 Открытость к новому, непонятному. 3,54 3,25 8 7 Уважение к непохожему на тебя 3,7 4,13 7 5 Любовь к искусству 4,35 4,13 3 5 Доброжелательн. 4,27 4,63 4 2 Желание изменить мир 3,54 4,63 8 2 Хочу быть культурным 3,79 4,75 6 1 Первое место позиции в 2015 году «быть культурным человеком» снова характеризует и особенности школы и общую тенденцию поворота ориентации современных детей к ценности образования, которая была выявлена в последних исследованиях нашего научного коллектива. А для этого необходимо быть «доброжелательным» и относиться к людям, которые «хотят изменить мир». На мой взгляд, выбор таких позиций означает, что подростки чутко реагируют на происходящее. Они стали считать, что необходимо более активно влиять на общество. По прежним нашим опросам доброжелательность присутствовала в модели культурной личности, но менять мир не собирался почти никто. Что касается не меняющегося отношения к обязательным качествам «культурности», то это по прежнему – «знания, образованность».Представляется, что такой выбор связан с традиционной общемировой системой образования, когда магистральной задачей считается развитие интеллекта. Но при этом повышается ценность «самостоятельности мышления». Подростки стали понимать, что индивидуальность, нестандартный взгляд на мир способствуют разрушению сковывающих стереотипов, в рамках которых живут взрослые. Оценить падение значимости «хорошо говорить» можно гипотетически и с разных позиций. Или подростки считают, что не все люди хорошо говорящие бывают умными и «культурными». Или не владея этим умением, они позволили себе не считать это важным. Или иноязычным детям сложно считать умение говорить первостепенным качеством культуры, пока они не научатся этому сами. В целом представляется, что результаты опроса в 2015 году (даже в одной школе) свидетельствуют о том, что подростки явно рассчитывают на ценность своей индивидуальности, на способность к самостоятельности мышления, они готовы быть доброжелательными, рассчитывают на взаимную доброжелательность и даже готовы начать менять мир. При этом сколь бы ни был мал контингент опрошенных подростков в рамках одной школы, выявленные тенденции и свидетельствуют их возможной достоверности и оказываются материалом для дальнейших гипотез и изучения.