Возникающие в обществе проблемы (экологии, экономики, политики, науки и техники и т. д.) требуют от современного человека новых подходов, нестандартных решений, принятие которых способна личность творческая, имеющая активную творческую позицию. Концепции государственной политики в области образования отмечают необходимость формирования качеств, присущих творческой личности. Потребность общества и государства в творческой личности актуализирует проблему поиска средств педагогического стимулирования, адекватных цели развития личности, изучения взаимосвязи творчества и социокультурной среды.
Как справедливо отмечают исследователи М. И. Меерович и Л. И. Шрагина, личность с творческим стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях в условиях современного научно-технического процесса, но и рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач [5, с. 128.].
И творчество, по сути, создание чего-либо нового, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, которая становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности. Поэтому творческая активность может выступать стержнем жизни, определять ее качество, заставляя любить жизнь, ценить и сохранять здоровье, для того чтобы успеть сделать что-то важное. При этом креативный человек обладает необъяснимой привлекательностью, притягивает к себе людей.
Достичь развития качеств творческой личности, ее становления призвано воспитание. Такому воспитанию способствует определенным образом организованная, педагогизированная среда, способствующая социализации и самореализации личности, побуждающая ее осознавать свои цели, ценности своего общества, развивать творческие способности. Этой средой может выступать семья, а также образовательные учреждения. Особое место в создании творческой воспитывающей среды принадлежит учреждениям дополнительного образования детей.
При изучении проблемы формирования и развития такой творческой среды, и в целом средового подхода в педагогических исследованиях возникает вопрос: почему («воспитывающая», «образовательная», «социокультурная») среда рассматривается в основном в условиях школы? Не умаляя важности школы как основного агента образования, стоит признать такое положение не совсем справедливым по отношению к другим типам образовательных учреждений. Ведь для проявления и развития творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, своеобразная творческая среда, которую во многом затрудняется обеспечить классическая система школьного образования. Так, исследования М. Воллаха, Н. Когана [8] показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация социального одобрения блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих способностей. Стоит привести слова великого педагога Я. Корчака: «Наша детская комната с симметрично расставленной мебелью, наши вылизанные городские сады – это не то место, где может проявить себя свобода, это не та мастерская, где нашла бы свое выражение действенная, творческая воля ребенка» [4, с. 205]. Учреждение дополнительного образования в отличие от специализированных музыкальных, художественных и других школ может предоставить определенный уровень свободы, свободы творчества, необходимой для творческого поиска. Здесь быстро переходят от теории к практике. Сам воспитанник в такой среде переходит из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества, а учебный материал из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения некоторой созидательной цели. Сама среда здесь – действующая модель усвоения культуры. Она организована так, чтобы предоставить для активности ребенка культурно богатый и интересный материал.
В современной культуре трудно решить проблему идентичности – национальной, культурной, духовной. В то же время среда современного учреждения дополнительного образования детей способна соединить два трудно пересекающихся направления – гуманитарно-художественное и научно-техническое, две культуры относительно обособленные друг от друга. Такая интегрированная третья культура посредством
творческого, художественно-эстетического воспитания развивает системное творческое мышление, формирует формы познания, необходимые во всякой деятельности. Множество дополнительных образовательных программ должно помочь учащемуся выбрать свой вариант культурных ценностей.
Творческое, художественно-эстетическое воспитание способствует развитию всех сфер жизнедеятельности человека, формируя характер человека, и развивая в нем такие черты, без которых невозможна творческая деятельность в любой сфере общественной жизни: трудовой, научной, хозяйственной, технической, культурной и др. Художественно-эстетическое воспитание влияет на личность ребенка средствами искусства в совокупности различных его областей, представленными в учреждении дополнительного образования, служащим ключевым фактором нравственно-эмоционального целостного воздействия на личность учащегося.
Творческая деятельность способствует формированию эстетического отношения к действительности. Такое отношение характеризуется перманентным качеством общения с прекрасным, умением чувствовать, понимать, оценивать, творить. Особая роль художественно-эстетического воспитания в творческом развитии личности заключается в том, что оно способно формировать всестороннее отношение человека к действительности, ее эстетическое освоение и отражение в процессе творческой деятельности.
На основе анализа исследованных концепций сред разных авторов (В.В. Рубцов, А.А. Марголис, В.А. Гуружапов, В.А. Ясвин, Н.Е. Щуркова, Е.А. Климов, С.В. Тарасов, Г.А. Ковалев) нами выделены четыре структурных компонента воспитывающей среды образовательного учреждения, в частности, учреждения дополнительного образования детей (таб. 1) и определена структура воспитывающей среды (рис. 1).
Рис. 1. Модель воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей.
Предметно-практические компоненты представляют собой области развития и функционирования воспитывающей среды (таб. 1).
Содержание
Компонент
Содержание
Содержательно-методический
- формы, методы учебной деятельности и внеучебной деятельности;
- концепция учреждения;
- программа развития учреждения;
- образовательные программы доп. образования;
Пространственно-предметный
- насыщенное информационное пространство;
- архитектура, дизайн, оформление здания и помещений, способствующие «погружению» в творческую обстановку;
- пространственная структура помещений;
- расположения основных узлов учреждения и кабинетов;
- организованная прилегающая территория;
- символическое пространство (герб, традиции и др.)
Организационно-управленческий
- особенности управленческой культуры;
- педагогический совет;
- совет учреждения;
- попечительский совет;
- родительский комитет;
- молодежное самоуправление;
- устройство творческих объединений и групп.
Коммуникационно-информационный
- коммуникационная сфера;
- личный пример окружающих, их опыт, образ жизни, деятельность, поведение, взаимоотношения;
- субъекты взаимодействия;
- содружество воспитанников;
- субъект-субъектный тип взаимодействия;
- средства наглядности;
- правила, нормы, советы, пожелания, требования;
- информационная среда (доски объявлений, сайт, стенды, локальная компьютерная сеть, доступ в интернет);
Опытно-экспериментальная работа по развитию творческих способностей в среде учреждения дополнительного образования средствами творческого, художественно-эстетического воспитания была реализована на базе ГОУ «Центр детского творчества "На Вадковском"». В исследовании приняли участие 126 учащихся из 8 творческих объединений художественно-эстетической направленности.
Комплекс мер и социально-педагогических условий, направленный на развитие творческой личности воспитанника в среде учреждения дополнительного образования, реализуется на двух уровнях: непосредственно на субъектном уровне и опосредованно на средовом.
Мотивация к творческой деятельности воспитанников здесь строилась на таких основах, как воздействие на эмоциональную сферу ребенка и действие сообразно ведущей деятельности, характерной для его возраста. Усиление творческой мотивации происходит за счет насыщения среды актуальной познавательной информацией – в учреждении организована система экскурсий, открыт видеосалон, усовершенствована система стендовой информации, преобразована система постоянных и сменных экспозиций и выставок и т. д.
Большое значение для художественно-эстетического воспитания имеет внеучебная работа. В целях активизации совместной творческой деятельности воспитанников и педагогов, развития творческих способностей, сплочения коллектива ежегодно по авторской программе проводился выездной лагерь досуга и творчества для воспитанников всех творческих объединений учреждения. Кроме этого, разработана и внедрена система лагерей по направленностям, позволяющая охватить весь контингент воспитанников.
Одним из эффективных приемов, реализация которого привела к оптимальным результатам, явилась практика крупных («ключевых») воспитательных творческих дел, акций творческого характера, осуществляемых всеми субъектами среды.
С помощью игровых форм воспитанники постигали первые навыки творческой деятельности, потому что игровая форма, как первооснова образовательного и творческого процессов, не только твечает естественным духовным запросам детей, но и является подлинным побудителем детского творчества, средством самоорганизации труда.
Особое значение для развития творческих способностей имела хорошо организованная и систематизированная исследовательская деятельность воспитанников, которая способствует не только развитию способностей ребенка, но и мотивирует его на выполнение учебной задачи в целом, и самое главное, способствует его социальной адаптации к среде, помогает менять его статус в коллективе, позволяет почувствовать собственную значимость.
Для признания «творческого продукта» учащихся был организован ряд фестивалей, конкурсов, турниров, в которых могли принять участие воспитанники учреждения.
Оценить результативность комплекса мер, качественные характеристики процесса развития творчества воспитанников позволяет уровневый подход. Для определения уровней развития творчества воспитанников была проведена диагностика основных качественных характеристик творческого мышления, таких как широта категоризации, беглость, гибкость, оригинальность. Мониторинг этих критериев проходил с помощью методик Дж. Гилфорда, Е. Торренса и С. Медника.
Ответы по каждому критерию воспитанников оценивались по 100-бальной системе и в зависимости от суммы баллов всех показателей оценивался уровень развития творчества. Разброс оказателей от 57 до 342 не позволил исходить из традиционной трехуровневой системы – были выделены следующие 4 уровня развития творчества воспитанников: пассивно-досуговый, стимульно-подражательный, стимульно-продуктивный, рефлексивно-творческий.
0
100
200
300
400
Уровни
рефлексивно-
творческий
стимульно-
продуктивный
Рис 2. Шкала градации уровней развития творчества по сумме баллов
Данные исследования показали, что изменения произошли в обеих группах, однако динамика изменений в группах различна. В экспериментальных группах значительно увеличился стимульно-продуктивный уровень развития творчества воспитанников (16/24) и рефлексивно-творческий (12/17), в то время как в контрольных группах на этом уровне произошли незначительные изменения (13/14) и (10/11) соответственно.
Данные исследования подтверждают, что даже при минимальной степени развития творческих способностей и наличия творческого потенциала в условия воспитывающей среды учреждения дополнительного образования детей воспитанник продуцирует позитивную динамику творческой деятельности, появляется устойчивая тенденция к самоактуализации и к творческому самовыражению.
Рис. 3. Динамика уровней развития творчества воспитанников
Развитые творческие способности, креативность воспитанника – продукт деятельности среды учреждения, а также условие и результат становления самой личности, включенной в творческую деятельность.
Кроме того, был произведен анализ творческого продукта, в том числе с помощью метода экспертных оценок. Работы воспитанников экспериментальных групп чаще участвовали и одерживали победу в выставках, фестивалях и конкурсах. При анализе творческих работ воспитанников экспериментальных групп было отмечено значительно ярче выражены изобретательность, воображение, образность.
Основой содержания художественно-эстетического воспитания детей в учреждениях дополнительного образования является его познавательная, творческая и практическая (трудовая) деятельность. Ключевыми компонентами содержания воспитания здесь являются:
- сохранение духовно-культурного и социального опыта общества, диалог между различными культурами и народами;
- овладение учащимися основами прикладного творчества;
- освоение духовных и материальных ценностей общечеловеческой, национальной и региональной культуры путем ознакомления с ними, возрождения и их воспроизводства в творческих видах деятельности;
- развитие совместных видов творческой деятельности, их вариативность;
- сотрудничество и сотворчество как основной вид взаимодействия.
Развитие творческой личности воспитанника осуществляется посредством организации социально-педагогических условий, направленных на создание предпосылок для качественных изменений в структуре личности посредством развития творческих способностей и умений, повышения мотивации к самореализации. Средовая поддержка обеспечивает комплекс мер, способствующих формированию этих изменений.
Эффективность выявленных условий развития творческой личности воспитанника подтверждается положительной динамикой показателей и критериев оценки уровней развития творчества воспитанника.
Литература
1. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе дополнительного образования детей в системе российского образования. М.: Диалог культур, 2007 512 с.
2. Бережная М.С. Психологические аспекты творческого развития личности. Монография. М.: Государственная налоговая академия, 2005.
3. Вентцель К.Н. Этика и педагогика творческой личности. М.: Кузнецкий мост, 1912. 572 с.
4. Корчак Я. Как любить ребенка. М.: У-Фактория, 2007. 384 с.
5. Меерович М.И., Шрагина Л.И.. Технология творческого мышления. Библиотека практической психологии. Практическое пособие. М.:АСТ, 2000. 430 с.
6. Серавин А.И. Исследование творчества. СПб.: Копи-Парк, 2005. 206 с.
7. Ясвин В.А. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. 2-е изд. М.: Смысл, 2001. 366 с.
8. Wollach M. A., KoganN. A. Anew look at the creativity – intelligence distinction // Journal of Personality. 1965. № 33. P. 348369.