Аннотация:
Аннотация. Статья знакомит читателя с историей развития «лечебной педагогики» за рубежом и в России конца ХlХ – начала ХХ века. Определены истоки ее зарождения и этапы развития этой области знаний, а также роль «лечебной педагогики» в образовании детей с особыми образовательными потребностями. «Лечебная педагогика» представлена, как обособленная, но немаловажная составляющая педагогики, актуальность которой сегодня возросла. Показана необходимость использования методов педагогики искусства в художественном образовании и социализации «особых детей». Сделан вывод о том, что найденные лечебной педагогикой формы и методы могут быть применимы в современной учебно-воспитательной практике.
Abstract: The article discusses the history of curative pedagogy abroad and in Russia in the late 19th -early 20th century. Its origins and development, as well as its role in children’s education with special educational needs are traced, with its being considered as a separate and ever more relevant field of teaching. The trends of art pedagogy methods in art education and socialization of children with special needs are presented. It is concluded that the forms and methods of curative pedagogy can be applied in modern educational practice.
Сегодня особенно остро стоит проблема дифференциации художественного образования с учетом различных потребностей детей. В истории художественного образования накоплен уникальный опыт поиска таких средств, методов и приемов, которые бы способствовали развитию интеллектуальных, физических, творческих способностей и духовно-нравственных ориентиров подрастающего поколения. «Побуждение внимания к ребенку» становится важной стратегической задачей педагогики конца XIX – начала ХХ веков в России и за рубежом. Опыт Германии и Австрии интересен с точки зрения формирования современных подходов к коррекционно-развивающей педагогике средствами художественного образования.
Вот уже несколько столетий традиции немецкой школы воспитания и обучения играют ведущую роль в мировом образовании. Обучение детей с особыми образовательными потребностями в Европе с конца XIX века до середины XX сформировалось как особая область знания – «лечебная педагогика». Исследователи Т.В.Фуряева, И.А.Яценко в работе «Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики» отмечали важную роль интегрированных знаний в области медицины и педагогики, включающую помощь детям, направленную на приоритет традиционного воспитания и обучения [11]. Они указывают что понятие «лечебная педагогика» впервые было употреблено немецкими исследователями Я.Д.Георгенсом (1823-1886) и Г.М.Дейнхардтом (1821-1880) [11].
В исследовании Карла Кенига установлено, что выражение «лечебная педагогика» в педагогической литературе появляется в конце XIX столетия, и с тех пор оно стало обозначать «специальное воспитание детей, не имеющих возможности посещать нормальную школу». С началом этого столетия «вспомогательное школьное воспитание» пробило себе путь и завоевало признание во всем мире. К 1925 году только в Германии существовало 1500 самостоятельных вспомогательных школ, в которых практиковалась лечебная педагогика. Появляется целое движение под названием «Попечительское воспитание» («Fursorge – Erziehung»), целью которого становится помощь детям и подросткам [6, с.2]. Оно стало включать в себя первые попытки помощи детям, находящимся в бедственном положении, воспитание беспризорников, предоставление приюта сиротам, открытие яслей и детских садов, защиту от преждевременного привлечения детей к тяжелой работе.
Отмечалось авторитетное развитие медицинской поддержки и недостаточность педагогической составляющей. Лечебная педагогика требовала разработки особых приемов и средств обучения и воспитания, отличных от общей педагогики. В немецкой лечебной педагогике стала выделяться как педагогическая, так и медицинская, и религиозная составляющие. С педагогических позиций необходимо было организовать помощь в нравственном воспитании детей с учетом их психологических особенностей; религиозная выражала заботу о духовном развитии и приобщении к Богу [3]. Исполнение ежедневных религиозных ритуалов помогало в организации режима дня, пение церковных хоралов благотворно воздействовало на воспитанников.
Педагогическая составляющая в лечебной практике – это ориентация на общепринятые навыки, компетентности, адекватные возрасту, соблюдение которых позволит воспитать саморегуляцию, косвенно поможет в формировании произвольного внимания, сформирует пространственное представление, упразднит отставание или искажение на каких-то этапах речевого развития. Индустриализация и бедственное положение детей из-за чудовищного обнищания среднего класса, привели к «пробуждению внимания к ребенку» [12].
Один из основателей лечебной педагогики – Иоганн Якоб Гюггенбюль (1816-1863) предложил метод лечебно-педагогической терапии. Он разработал особые методы обучения письму и счету, пропагандировал идею создания «образцовых деревень» для блага больных, и его огромное стремление приводит к тому, что вскоре в Европе и Америке действительно возникают подобные заведения. У первооткрывателей «лечебно-педагогической деятельности» созревает решение помочь особым детям, «не только изучать и регистрировать, не только исследовать и познавать их», а «хотеть добра». Результат этого опыта заложил фундамент лечебной педагогики [6, с.5].
Примерно в то же время работал Готхард Гуггенмос. В 1816 году он основал интернат для воспитания глухих и больных кретинизмом в Зальцбурге. Врач Карл Фридрих Керн в 1853 году в Мокерне создал примерный институт для воспитания трудновоспитуемых. «Фермер Катенкамф, следуя внутреннему импульсу, изучает педагогику, становится учителем для глухонемых и в 1845 году открывает собственное учреждение в Деененхорсте» [6, с.7]. Опираясь на «методику добра и уважения», они выстраивают свои образовательно-медицинские учреждения. Подобные появились в городах: Вильдберг (земля Вюртемберг) в 1835 году, Штеттен (там же) в 1848 году, Экберг (1854), Нюрнберг (1854), Альстердорф (1867), Бетхель – при Биелефельде (1872). У истоков каждого из этих учреждений стояли, прежде всего, энтузиазм и самопожертвенность отдельных врачей, соединяющих медицинскую и педагогическую практику [6, с.13]. «Вершить добро», основываясь на «божественном источнике человеческого существования», в середине XIX столетия призывают немецкие исследователи Пробст, Зенгельманн, Бодельшвинг.
В медицинской трактовке лечебная педагогика – это педагогическое сопровождение детей, которое в основном сводится к лечению, а также исправлению имеющихся дефектов медицинскими средствами [2]. В педагогической энциклопедии читаем, что «лечебная педагогика – это раздел педагогики, связанный с разработкой путей, методов и приемов исправления психических и физических дефектов» [4]. Интересное определение лечебной педагогики мы встречаем у современных исследователей в области духовной культуры. К.Кениг пишет, что «лечебная педагогика – это педагогика, способствующая развитию, обучению, воспитанию и самореализации ребенка с любыми физическими и психическими отклонениями. В ней педагогические средства выполняют функции лекарств. Лечебная педагогика способствует социализации больных детей, а также профессиональной реабилитации взрослых. Методы и формы, ею рекомендованные, соответствуют виду и степени заболевания человека. По сути своей – это высоко духовная наука помощи слабому, немощному, нуждающемуся» [6, с.6].
Серьезные перемены произошли в 20-30-е гг. ХХ в. В 1924 г. на Международном конгрессе по лечебной педагогике, который проходил в Мюнхене, получило поддержку чудовищное предложение об уничтожении или стерилизации «неполноценных» путем негативной селекции «с целью предотвращения упадка нации» [6, с.29]. В противовес этим антигуманным настроениям, развитие антропософских идей лечебной педагогики продолжил австрийский мыслитель и педагог Р.Штайнер (1861-1925). Именно его исследования, направленные «на приобретение телесного и душевно-духовного здоровья», стали фундаментом для последующего развития лечебной педагогики [6, с.4].
Исследователь предложил несколько смелых для своего времени идей, направленных на то, что «с нездоровыми детьми следует использовать не только медикаментозные препараты и процедуры, но и методы воздействия посредством искусства: музыки, живописи, лепки, эвритмии – искусства художественного движения» [10, с.95]. Рудольф Штайнер обращался к тому, кто находится рядом с ребенком. Опыт этого исследователя подробно описан Г.Райниной в книге «Воспитание к свободе», которая отмечает, что «создавая произведения искусства, художник вкладывает в него часть своей души, наделяет его внутренней силой. Соприкоснувшись с настоящим искусством, человек ощущает на себе действие творческих сил этого искусства. В этом его целебная сила. Каждый вид искусства имеет свои определенные элементы, необходимые для его выражения. Эти основные элементы применяются подобно медикаментам, целенаправленно, например, чтобы вернуть заболевший орган в единую целостную систему организма. Целью лечения, оздоровления организма искусством является не создание самими пациентами произведений искусства, а лечение, оздоровление с помощью элементов искусства. Так, например, в музыкальной терапии не стремятся научить пациентов играть на каком-то музыкальном инструменте или развить их музыкальные способности, а применяют для достижения лечебного эффекта основные элементы музыки – интервалы и ритмы. Лечение искусством – новая развивающаяся форма терапии, приобретающая универсальное значение, как в педагогике, так и в медицине» [10, с.96].
Нужно отметить, что в этот же период врач и педагог М.Монтессори (1870-1952) выделила три главных принципа антропологического подхода к лечебной педагогике: индивидуальность развития каждого ребенка, возможность свободного развития, применение сенсорного и физического воспитания для интеллектуального развития ребенка [9].
К этому же периоду относится научная деятельность Г.Хензельманна (1885-1960), швейцарского врача и педагога. Самыми известными его трудами являются: «Введение в лечебную педагогику» (1930), работа о социальной предопределенности дефекта, и «Основные черты теории специальной (лечебной) педагогики» (1941). В них прослеживается вывод о необходимости интеграции «ребенка с отклонениями» в детское сообщество. Эти же идеи в России развивали Л.С.Выготский, В.П.Кащенко, Г.Я.Трошина и др. Они подчеркивали необходимость общего и творческого развития ребенка средствами искусства, в своих исследованиях уточняли определение «лечебная педагогика», рассматривая ее как синонимичное понятие спецвоспитанию [3].
В России создаются санатории для детей с различными заболеваниями. Например, в 1930-е гг. в Евпатории в костнотуберкулезном санатории имени Н.К.Крупской [8] на постоянной основе осуществлялись занятия по музыке и рисованию с детьми, прикованными к постели. Педагог Жемчужникова создала комплекс заданий по изобразительному искусству, который включал рисование на пленэре, просмотры фильмов и даже рисование с натуры. Для этого педагог использовала специальные стеклянные подставки, которые позволяли детям лежа воспринимать натурные объекты и рисовать полулежа.
В санатории также проводились уникальные занятия по музыке, движению, театрализации, непосредственно в палатах и на воздухе, отмечались праздники, в которых дети принимали посильное участие. Известный специалист в области искусства движения Л.Н.Алексеева (1890-1954) основала свою методику художественной гимнастики, сутью которой стали аналитические элементы «превращенные в законченные этюды, неразрывно связанные с музыкой» [8, c.198]. Педагог каждый год (с 1926 г. по 1936 г.) приезжала в костнотуберкулезный санаторий города Евпатории и занималась с детьми, как бы сейчас сказали, арт-терапией. Обучающиеся лежали на берегу моря под тентом, а педагог играла с ними, занималась гимнастикой, создавая театрализации «Фабрика машин», «Ветер, дождь, солнце», «Массаж», «Кулак-ладонь», «Тюльпан распускается», «Колибри летят» и др. Ее опыт работы получил широкое распространение и был описан в Сборнике научных трудов по костному туберкулезу (под ред. А.З.Сорокина) и в «Акта Евпаторика» в 1937 году [8].
Спецвоспитание с позиции творческого развития ребенка с особенностями развития носит комплексный характер [3]. Занимаясь лепкой, ребенок, касается руками материала и, создавая пространственные формы, всевозможные изгибы, полости, выступы, учится видеть мир. В живописи, кроме художественно-эстетического развития, соприкасаясь с разнообразными цветами, он узнает и различает оттенки, контрасты, нюансы, наслаждаясь цветовыми переливами, гармонизирует свое психологическое состояние. Приобщение к цветовой культуре положительно влияет на душевную сферу, способствует проявлению интереса к разным видам изобразительного творчества и готовности выражать свое отношение к окружающему миру.
«Через музыку человек понимает свою человечность и сопричастность с человечеством» [10, с.98]. Мелодии услышанные, сочиненные, исполненные – всегда разнообразны. Они имеют особый смысл при различном сочетании ритмов, тембров, гармонии. Благодаря этому рождается интонация, очень близкая «звуковому образу слова» [10] как в инструментальном, так и в вокальном творчестве. Рудольф Штайнер изобретает в своей системе музыкальное направление, глубоко исследуя фундаментальные источники музыкальных элементов. «Эвритмия согласовывает мысли, чувства и волевые импульсы человека. Двигательное выражение звуков речи, – следы этой способности еще сохранились в жестикуляции при разговоре, – находит свое применение в регуляции ритмов физиологических процессов» [10, с.99]. Качество звучания музыкальных и немузыкальных звуков соотносится с речевыми: гласными и согласными звуками. Музыкальные интервалы изучаются в эвритмии Штайнера в связи с обликом человека, его характером и настроением.
Воспитание средствами искусства – «источник силы» [10], который помогал вернуться к нормальной жизни, преодолеть возможные трудности детям, требующим особого подхода. Вопросы лечебной педагогики касаются теперь не только восстановления физических ощущений, но и появления интереса к окружающему миру.
Несмотря на распространившуюся в Австрии и Германии идеологию национал-социализма, лечебная педагогика продолжала развиваться в этих странах практически до конца 40-х гг. XX века. Этому во многом способствовала деятельность К.Кенига (1902-1966) – австрийского врача, антропософа, последователя идей Р.Штайнера, основавшего первую кэмпхиллскую школу для детей, нуждавшихся в специальном уходе [2].
Сложившаяся социальная ситуация во многом обусловливает психическое и физическое состояние человека. Во второй половине XX в. принимается Всеобщая декларация прав человека, соглашение «О защите прав человека», направленное на охрану жизни, свободы и прав человека, запрет убийства и насилия. Лечебную педагогику за рубежом и в России рассматривают как специальную педагогику [12], способствующую решению заявленных в Декларации проблем.
Развитие идей лечебной педагогики связано с именем австрийского педиатра и теоретика медицины Г.Аспергера (1906-1980), который опубликовал в 1952 г. книгу «Лечебная педагогика» («Heilpädagogik») [1]. В ней он поднял важные вопросы о необходимости организации лечебно-педагогической диагностики, определил необходимость выбора стратегии профессиональных действий педагога, с опорой на знания из области психиатрии, педиатрии, психологии, социологии и педагогики, которые являются базовыми для лечебной педагогики [12].
Вопросами общественного воспитания и преодоления возрастной изоляции ребенка с особенностями развитии, ранней диагностикой патологий занимался немецкий педиатр и педагог Т.Ф.Хелльбрюгге (1919-1991). Появление Мюнхенского детского центра – это отклик на исследования ученого. Важным вопросом в деле реабилитации детей с особенностями развития рассматриваются проблемы детской загруженности в учебном заведении и дома [1].
Лечебно-педагогические исследования немецких ученых находят в наше время широкое применение в инклюзивном образовании и обучении. Сегодня с уверенностью можно утверждать, что развитие и воспитание «особенных детей» возможно только с опорой на социальные и духовные ценности. Лечебная педагогика, теперь «охватывает всего человека вместе с его особенностями» [13], такого ребенка считают полноценным человеком, личностью. Его нужды признают, изучают и создают особую культурно-развивающую образовательно-воспитательную среду для его бытования.
Педагогические идеи каждого периода становления и развития лечебной педагогики помогли осмыслить интегративную составляющую педагогической науки и психолого-педагогической деятельности. Лечебная педагогика охватывает вопросы, связанные как с предупреждением, профилактикой проблем в процессе воспитания, образования и самореализации здоровых детей, так и оздоровлением, реабилитацией, коррекцией детей с особенностями развития. «Ее цель – помочь образовать упомянутое просветленное тело в каждом ребенке здесь на Земле, чтобы смогло состояться добро» [1]. Музыка, литература, изобразительное искусство, театр – это те сферы педагогики искусства [7], которые призваны создать для детей с особенными потребностями образовательную среду, наполненную красотой, гармонией и добротой.
ЛИТЕРАТУРА
1. Asperger H. Heilpadagogik. Einfiihrung in die Psychopathologie des Kindes fur Arzte, Lehrer, Psychologen, Richter und Fiirsorgerinnen. Wien; New York, 1952. URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1647786203&tld=ru&lang=ru&name=Raynina.doc&text.
2. Isserlin M. Psychiatrie und Heilpadagogik // Bericht iiber den ers-ten KongreB fur Heilpadagogik in Munchen / hrsg. H. Goepfert. Berlin, 1923.
3. Безрукова В.С. Основы духовной культуры. Энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. 937 с.
4. Каиров И.А. и Петров Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. М.: Советская энциклопедия, 1965. Т. 2, С. 912.
5. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. Исправление недостатков характера у детей и подростков: пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. М.: Академия, 2000. С.304.
6. Кениг К. Что такое лечебная педагогика? [Электронный ресурс]. URL: http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/5001.pdf.
7. Копцева Т.А. Дидактика художественного образования: теоретические основы педагогики искусств. М.: ФГБНУ «ИХОиК РАО», 2021. 230 с.
8. Копцева Т.А. Преподавание изобразительного искусства в костнотуберкулезном санатории им. Н.К.Крупской. По материалам архива ИХО РАО // История художественного образования в России ХХ века. Том 1. М.: Педагогика, 2002. С. 192–197.
9. Монтессори М. Дом ребенка. Метод научной педагогики [Электронный ресурс] М.: Задруга,1913. 339 с. URL: https://pedlib.ru/Books/5/0105/index.shtml.
10. Райнина Г.Н. Воспитание к свободе: по методическим и педагогическим книгам Рудольфа Штайнера и другим источникам. Томск, 1999. С. 126 URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1648148759&tld=ru&lang=ru&name=Raynina.doc&text=11.
11. Фуряева Т.В., Яценко И.А. Россия и Германия: развитие коррекционной педагогики // Педагогика. 2003. № 7. С. 98–104.
12. Шмачилина-Цибенко С.В., Будько Е.А. Этапы становления и развития лечебной педагогики в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Образование и наука. 2017. № 7. URL: https://www.edscience.ru/jour/article/view/844 (дата обращения 26.05.2022).
13. Штайнер Р. Курс лекций по лечебной педагогике / перевод с нем. И. Карташовой. Калуга: Духовное познание, 2015. С. 256.