1.Введение
Позитивным явлением развития общества и образования является тот факт, что в обществе признаются индивидуальные цели личности, то есть его право на самостоятельно выстроенную стратегию развития, а современная педагогика обращает внимание на инновационные подходы, обеспечивающие развитие личности подрастающего поколения.
Программные и нормативные документы, которыми руководствуются школы в своей работе, отражают тенденции развития общества и образования, запросы родителей и обучающихся к содержанию и результатам образования.
Так, в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) концентрируется внимание на процессе становления личности обучающихся, достижения личностных результатов образования, основополагающих в дальнейшей успешности и конкурентоспособности выпускника.
Существенным в решении задач, поставленных государством перед школами, является появление такого документа как Новая стратегия «Десятилетие детства 2018-2027 гг.» документа, который ориентирует школы на мобилизацию ресурсов для обеспечения качественного образования и развития каждого ребенка. Для педагогических коллективов это означает, что именно школа должна создать необходимые условия для освоения каждым школьником социально-культурного опыта, что, впоследствии, позволит ему успешно исполнять социальные роли, свойственные взрослому члену общества.
Таким образом, педагогическое сообщество получило законодательный ориентир на формирование принципиально новой системы образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Всем этим требованиям может соответствовать только та система образования, которая обеспечивает непрерывность образования и обучающегося, и его педагога.
Следует отметить, что требования к современной системе образования не ограничиваются требованиями к качественному, доступному и эффективному образованию, которые в значительной мере обеспечиваются передачей современных научных знаний и внедрением современных технологий. Они также предъявляются к формированию готовности к переобучению, творческих компетенций, развитию культуры личности.
Причем, с нашей точки зрения, эти требования в равной мере касаются как обучающегося – школьника, так и педагога, который без компетенций высокого уровня развития не сможет соответствовать возросшим требованиям к результатам образования своих учеников. В связи с этим, в большинстве педагогических коллективов встает вопрос о создании условий не только для профессионального роста педагога, но и условий, обеспечивающих совершенствование его творческих компетенций, развитие культуры личности и становление профессиональной культуры педагога.[4].
Большую известность в связи с изучением вопросов развития культуры личности приобрели работы А. Маслоу, который писал о самоактуализировавшемся человеке как человеке, у которого «ничего не отнято» и не подавлены его способности и «одаренности». Тем самым, ученый подчеркивает, что если не создать определенной образовательной среды в школе, то личность человека не проявится всеми своими лучшими сторонами, а, напротив, с возрастом станет все более стандартизированной и потеряет способность проявлять свой потенциал на креативном уровне, быть оригинальной и индивидуальной.
Важно, что образовательная среда, которая должна способствовать проявлению лучших сторон личности человека, создается в школе не только для обучающихся, но и для педагогов. Современную школу невозможно себе представить без педагога, который владеет современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической диагностики, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса. Однако, практически никогда в характеристике современного педагога не звучит, что он творчески думает, обладает исследовательской культурой, имеет высокий уровень развития культуры личности и профессиональной культуры.
Таким образом, на современном этапе развития образования в педагогическом сообществе в качестве характеристик процессов обучения школьников и образования (самообразования) педагогов, их результатов и обоснований выбора педагогических технологий и индивидуальных траекторий развития опираются на следующие понятия: творчество, творческий потенциал личности, компетентность.
Из многообразных определений данных понятий, наиболее точно определяющими суть происходящих изменений в образовательной среде школы, на наш взгляд, являются следующие:
«творчество – персонифицированный процесс опредмечивания деятельных способностей индивида, сориентированный на обогащение имеющегося социального опыта его собственным взглядом» [5];
«творческий потенциал личности – целостный комплекс деятельных способностей и иных личностных качеств, необходимых для активного и компетентного участия в деятельности по обогащению имеющегося социального опыта»[5];
«компетентность – сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построение учебно-воспитательного процесса» [Адольф В.А.].
В сфере образования это означает, что деятельность обучающихся, и педагогов должна быть сопряжена с пониманием сути дела, поиском оригинальных и эффективных путей разрешения учебных и социальных проблем, обладанием высоким уровнем компетентности. Помимо названного, для педагога существенным в этой деятельности является умение управлять процессом поиска новых подходов и решений, умение использовать потенциал научного знания, привлечение субъективного опыта.
Если мы рассматриваем образование человека в контексте его социализации в обществе, освоении культуры, то образованный человек – это человек компетентный.
В педагогическом сообществе «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в профессиональной деятельности и при решении педагогических задач, обладание необходимыми активными знаниями, в области преподаваемого предмета, педагогики и психологии способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. [2].
Вхождение педагога в компетентностное образование предполагает развитие у него профессиональных компетенций. Уместно процитировать педагога-психолога М. Ноулза «Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания, и … чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни».
Следовательно, только тот педагог, который постоянно совершенствуется в профессиональном плане, может обеспечить становление личности современного школьника в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов к личностным результатам образования. [6].
2. Материалы и методы.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Совершенствование педагогов в профессиональном плане в контексте развития его профессиональной культуры было предметом исследования методической службы ГБОУ Школа № 2010 им. Героя Советского Союза М.П. Судакова.
Целью данного исследования было, во-первых, выявление уровня существующих противоречий между ожиданиями обучающихся в оказании консультации педагогами в подготовке проектов, в том числе имеющих творческую составляющую, и готовности педагогов стать наставниками этих проектов. Вторым существенным моментом было выяснение затруднений педагогов. В опросе участвовало 156 обучающихся 9-11 классов и 17 педагогов, работающих в этих параллелях.
3. Результаты.
Анализ проведенных в школе опросов педагогов и старшеклассников убедительно показывает разрыв между уровнем подготовки учителей и запросами современных практик обучения. Так, более 50% старшеклассников готовы выполнять метапредметные проекты, основанные на интеграции предметных научных знаний и видов практической деятельности, но только 23% педагогов готовы участвовать в этом виде деятельности.
Принятие педагогами новых условий сопряжено с трудностями разного плана:
- переход от единой модели обучения к вариативной (21% педагогов);
- модификация профессиональной деятельности на основе информационно-коммуникативных технологий (18%);
- недостаточно эффективная образовательная среда школы, не обеспечивающая вариативность и непрерывность самообразования (16%);
- отсутствие личной устремленности учителя к совершенствованию профессиональной деятельности (27%).
4. Обсуждение.
Следует отметить, что педагог, достаточно объективно оценивающий свою профессиональную компетентность, открыт для самообразования, которое становится не только передачей технологий, новых научных знаний и достижений науки в его предметной сфере, но и формирования творческих компетентностей, которые так необходимы в процессе педагогической деятельности, направленной на становление личности современного школьника.
В связи с вышеизложенным актуализируется деятельность школы по созданию среды, обеспечивающей развитие профессиональной культуры педагога. Понятие «профессиональная культура» может быть определено как тип жизнедеятельности человека, представляющей собой поток идей, способствующей сохранению культурного наследия и творческого обновления, сочетающей в себе традиции и инновации [1].
Достаточно внимательно прочитать ФГОС, как станет понятно, что личностные, предметные и метапредметные результаты образования не достигнуты в полной мере, если мы будем игнорировать создание условий для развития творческой составляющей компетентностей обучающихся. Так, личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать «развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера», а метапредметные – «… развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности» [6].
5. Выводы.
Следовательно, именно в рамках преподавания конкретным учителем конкретного предмета должны создаваться условия для обогащения творческого потенциала личности, развитие способностей, которые позволят создавать новое, выйти за рамки установленных образцов. Педагог, который стремится к достижению целей образования выпускниками, будет стремиться и к совершенствованию своих профессиональных компетенций, и к развитию своей профессиональной культуры.
Мы уверены, что педагог может достигнуть уровня профессиональной культуры только в том случае, когда и процесс его педагогической деятельности, и результаты смогут быть оценены участниками образовательного процесса.
Профессиональный успех педагога – это успех его учеников; изменение отношения к результативности участия школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, конкурсах проектно-исследовательских работ учащихся, с нашей точки зрения, непосредственным образом связано с ориентацией педагогов на становление их профессиональной культуры через развитие профессиональных компетенций.
В этом процессе непосредственную роль играет направленность методической работы и модели ее организации в школе, в том числе модели самообразования педагогов, которые способны решать задачи развития современного педагога, образовательного учреждения и выпускника.
ЛИТЕРАТУРА
1. Деркач А.А., Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. –М., 1991. С.14.
2.Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методологический аспект)/И.А.Зимняя//Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт: журнал. 2006. №8 С.20-26
3.Иванов Д.А. Компетенции учителя/Дмитрий Иванов. –М.: Чистые пруды. 2008 – 32с. – (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 16
4.Олесина Е.П. Диалогичность как форма существования современной художественной культуры/ Гуманитарное пространство. - М.: Издательство: Негосударственное образовательное учреждение "Высшая школа социально-управленческого консалтинга" (Институт) (Москва), 2012. - № 3. - Т. 1 - С. 593-600
5. Онушкин В.Г., Огарев Е.И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Санкт-Петербург. Воронеж, 1995.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования [электронный ресурс]https://минобрнауки.рф/документы/938