Восприятие и осознание стиля – одна из важнейших проблем музыкальной науки. В настоящее время она приобрела особую актуальность в связи со стилевой разнородностью современного искусства. В большинстве исследований восприятие стиля понимается как особая музыкальная способность, неотъемлемое качество личности педагога, музыканта, исполнителя, требующая целенаправленного развития. Ряд специальных музыкальных способностей, обеспечивающих владение музыкальными знаниями и способами деятельности, в том числе и способность полноценного восприятия, осознания и воплощения стиля, объединяется в понятии «музыкальная культура личности», имеющей большое значение в становлении личности будущего учителя музыки, а также в формировании его профессиональной компетентности [см. по 2]. В содержании современных требований к результатам освоения основной образовательной программы, отраженных в ФГОС ВПО (050100.62 – Педагогическое образование. Профиль «Музыкальное образование»), перечислены различные общие (ОК), профессиональные (ПК) и специальные компетенции (СК), которыми должен обладать будущий учитель музыки. При этом среди специальных компетенций выделена компетенция, характеризующая готовность будущего учителя музыки «анализировать музыкальные произведения различных форм, жанров и стилей» (СК-2), что дает нам возможность говорить о необходимости формирования «стилевой компетентности» учителя музыки [3]. Стилевая компетентность – это специальная компетентность, лежащая в основе адекватного восприятия музыки различных стилей, распознавания стилевых признаков, слухового контроля и оценки воплощения стилевой специфики в исполнительской и композиторской практике, а также влияющая на формирование художественного вкуса, выявление личностных предпочтений слушателя, и, в конечном итоге, способствующая становлению ценностных ориентаций личности [см. по 1]. Стилевая компетентность, на основе имеющегося интеллектуального и эмоционального опыта, обеспечивает способность узнавать различные стили, а затем оценивать их воплощение в соответствии с имеющимися в музыкальном искусстве художественно-эстетическими нормами и эталонами. Таким образом стилевая компетентность органично встраивается в структуру музыкальной и профессиональной культуры личности учителя музыки. Как одна из важнейших профессиональных способностей, стилевая компетентность обеспечивает будущему учителю музыки высокое качество решения разных типов педагогических и художественных задач, так как воплощение стилевых особенностей является обязательным условием понимания авторского замысла и адекватной интерпретации произведения в исполнительстве. Кроме того, учитель музыки должен владеть широким спектром специальных знаний, включающим владение базовыми категориями искусства, в том числе фундаментальной категорией «стиль», осознание которой также входит в структуру стилевой компетентности [3]. Стилевая компетентность опирается на знание стилевых закономерностей музыкального искусства и понимание специфики проявлений каждого конкретного стиля. В основе изучаемой компетентности лежит трактовка музыкального стиля как системы отличительных признаков и умение вычленить их из звукового материала произведения. Однако современные методики понимания стиля, как правило, опираются на такие виды деятельности как слушательская и аналитическая, но при этом не связаны с изучением конкретных учебных дисциплин в среде учреждения высшего музыкально- педагогического образования. В то время, как основополагающая характеристика стилевой компетентности будущего учителя музыки – это интегральность, заключающаяся в единстве и взаимосвязи эмоциональной, знаниевой, деятельностной и ценностной составляющих данной компетентности. Практика работы ВУЗа обусловливает необходимость разработки специальных методик формирования стилевой компетентности, учитывающих специфику и направленность обучения в высшем звене музыкально-педагогического образования – ориентированных не только на слуховую, но и на исполнительскую, а также аналитическую деятельность студентов. Отметим также, что будущему учителю музыки необходимо оценивать содержание музыкального произведения в стилевом контексте, так как категория музыкального стиля тесно связана с такими понятиями как: музыкальное направление, жанр, эпоха и пр. Выведенное нами понятие «стилевая компетентность» студента музыкально- педагогического ВУЗа, как интегральная способность личности, включает в себя следующие составляющие: умение пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации стилей эпохи, композиторских стилей, национальных школ, исполнительских стилей; совершенствование культуры (педагогического мастерства) в использовании комплекса художественных средств в соответствии со стилем изучаемых музыкальных произведений; умение узнавать характерные особенности стиля той или иной эпохи, школы и т.д., подкрепленные наличием слухового и практического (исполнительского) опыта; умение сопоставлять музыкальный материал, с целью выявления специфических черт; умение анализировать ранее приобретенные знания о стилях и стилевой иерархии, проявляющиеся в педагогической деятельности. Структура стилевой компетентности студента музыкально педагогического ВУЗа включает в себя следующие взаимосвязанные компоненты: личностно-мотивационный, выражающийся в формированию отношения к стилю как способу овладения учащимися ценностей музыкальной культуры, готовности личности к музыкально-педагогической реализации, самостоятельному познанию музыкального искусства, эстетической оценке музыкальных произведений, потребности в самообразовании, самосовершенствовании; когнитивно-содержательный, базирующийся на комплексе специальных музыкальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих восприятие музыки, ее воспроизведение и интерпретацию; на умении анализировать нотный текст, с целью выявления стилевых особенностей композиции, музыкального языка, исполнительских средств, результатом которого является осмысление музыкальной информации, заложенной автором в музыкальном произведении; операционно-деятельностный, определяющий операциональную сущность формируемых знаний, умений и навыков, как результат овладения способами и приемами деятельности; как способность личности на основе полученных знаний выполнять какую- либо деятельность или действие в изменяющихся условиях; ценностный, подразумевающий способность пользоваться методологией анализа и оценки особенностей исполнительской интерпретации, национальных школ, исполнительских стилей; обмен информацией между коммуникантами, организацию и осуществление совместной деятельности, а также способность к адаптации в различных социальных ситуациях. Стиль (эпохальный, композиторский) несет в себе определенную информацию, следовательно, выполняет важные коммуникативные функции в восприятии и интерпретации, коммуникации и трансляции. Определены педагогические принципы, реализующие формирование стилевой компетентности у будущих учителей музыки: принцип системности и целостности, заложенные в понимании стиля как единой системы содержательных и атрибутивных элементов; принцип «стиле-сообразности», заключающийся в изучении студентами музыкального материала с позиций выявления стилевой характерности; принцип «биполярности» категории стиля, заключающийся в том, что в процессе обучения студентов категория стиль выполняет роль и предмета, и средства понимания содержания музыкального искусства; принцип активности, требующий активного и осознанного усвоения знаний и практических навыков воплощения стилевой специфики в различных видах будущей профессиональной деятельности; принцип научности, предполагающий соответствие содержания изучаемого материала развитию современного искусствознания, а также использование терминологии, логики и методов исследования, выработанных в нём; принцип связи теории с практикой, сущностью которого является приобретение умения применять теоретические знания о стилевой специфике музыкальных произведений в практической педагогической деятельности. Для внедрения стилевого элемента в образовательный процесс разработана методика формирования стилевой компетентности у студентов музыкально- педагогических вузов, отражающая поэтапное освоение категории музыкального стиля. Задача первого этапа (ознакомительный) – углубление музыкально-теоретических знаний, расширение музыкально-слушательского опыта, активизация способности адекватного восприятия музыки, ознакомление с содержательными признаками стиля (идея, тема, образная система музыкального произведения). Основными методами освоения стиля данного этапа являются метод соотнесения с историко-стилевым контекстом, метод слуховой экспертизы; основные формы обучения – прослушивание и разучивание музыкальных произведений, дискуссии в формах бинарных занятий, конференций. Задачей второго этапа (аналитический) является: анализ студентами специфики воплощения стиля в творчестве композиторов различных стилей; анализ атрибутивных признаков стиля (жанровое воплощение, форма сочинения, различные языковые средства и особенности композиторской техники). Основными методами данного этапа являются метод статистического анализа, метод сравнительной стилевой характеристики; основными формами являются индивидуальная и групповая работа над анализом стилевых признаков музыкальных произведений. Задачей третьего этапа (исполнительского) является вовлечение студентов в творческий процесс воспроизведения стилей в собственной исполнительской деятельности, ознакомление с атрибутивными признаками стиля (типичный вариант композиционного решения, средства художественной выразительности, наиболее типизированные в данном стиле). Основываясь на ведущих видах деятельности данного этапа, новым методом творческого освоения стиля становятся метод стилевого варьирования, основными формами являются индивидуальная исполнительская и аналитическая деятельность студентов. Обобщая вышесказанное, можно утверждать, что стилевая компетентность является важным компонентом профессиональной культуры личности будущего учителя музыки, наличие которой обеспечивает студенту музыкально-педагогического ВУЗа: адекватное восприятие музыки различных стилей; распознавание стилевых признаков, оценку воплощения стилевой специфики в педагогической практике (слушательской, исполнительской и аналитической); формирование музыкального вкуса; выявление личностных предпочтений; становление ценностных ориентаций личности.
ЛИТЕРАТУРА 1. Борев, Ю. Б. Эстетика [Текст] : учеб. пособие / Ю. Б. Борев. – М. : Высш. шк., 2002. – 511 с. 2. Николаева, А. И. Категория художественного стиля в теории и практике преподавания музыки [Текст] : дис. … д-ра пед. наук : 13.00.02 / А. И. Николаева. – М., 2005. – 455 с. 3. ФГОС ВПО 2011, (050100.62 – Педагогическое образование. Профиль «Музыкальное образование») www.osu.ru/docs/bachelor/fgos/050100b.doc