СТРАТЕГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ХУДОЖНИКА-ПЕДАГОГА

Курбатова Наталья Викторовна

проректор, к.п.н., Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки

Аннотация: 
В статье обосновывается актуальность разработки образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога. Рассмотрены научные подходы и практика выстраивания этой стратегии. Обозначена специфика стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога в образовательном пространстве Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки: в условиях работы с детьми, высокомотивированными к изобразительной деятельности при подготовке к олимпиадам; при реализации образовательной программы направления «Живопись» в образовательном центре «Сириус»; при реализации общеразвивающих программ дополнительного образования. Раскрыта целостная непротиворечивость базисных позиций образовательной стратегии.
Динамичное развитие современного общества, со всей очевидностью, обозначает главный ресурс социума – это профессионально мобильная личность с духовно-нравственным потенциалом и опытом преобразования мира на основе идей гуманизма.
В современном образовании утратили свою значимость как не соответствующие новым квалификационным требованиям в подготовке профессиональных кадров: знаниевый подход, субъект-объектные отношения между педагогом и обучающимся, монологичность в изложении учебного материала. Сегодня востребован специалист, адекватно и быстро реагирующий на запросы социума, готовый и способный к профессионально-личностному самоопределению в изменяющихся условиях, обладающий внутренней установкой на «образование в течение всей жизни», как залога конкурентной способности на рынке трудовых ресурсов, То есть, специалист, обладающий целостным комплексом качеств и свойств, которые, формируясь и обогащаясь в последовательности этапов профессионального и жизненного пути, реализуют его устремленность к профессионально-личностному становлению. 
Процесс профессионально-личностного становления художника-педагога охватывает все ступени системы многоуровневого и непрерывного образования. В связи с этим становится понятной необходимость и важность выстраивания единой и целенаправленной образовательной стратегии этого процесса, разработки ее методологического фундамента и структуры.
Образовательная стратегия должна выполнять основную и главную функцию – прогностическую, то есть функцию опережающего развития, и инициировать разработку тактических ходов для достижения стратегически обозначенных ориентиров развития системы образования и профессионально-личностного становления художника-педагога.
В широком контексте образовательная стратегия профессионально-личностного становления художника-педагога направлена на моделирование, проектирование широкого спектра траекторий и маршрутов образования для развития способности личности к индивидуально-творческому самоопределению и самореализации в предлагаемых и создаваемых условиях художественного образования. 
В науке проблема профессионально-личностного становления художника-педагога всесторонне и целостно не исследована. Имеются подходы к изучению этой проблемы с разных сторон. Во-первых, это работы по психологии становления личности, деятельностного характера становления человека как личности, субъекта труда (А.А. Бодалев, Н.В. Кузьмина, С.Л. Рубинштейн и др.) [3,6,9]; работы методологического и общепедагогического характера с анализом этапов процесса профессионального становления, классификации профессий (Е.А. Климов, В.Д. Шадриков и др.) [4,11], ведущих подходов в профессиональном образовании (А.Г. Асмолов, Т.В. Кудрявцев, А.К. Маркова, Л.М. Митина и др.) [2,5,7.8,], по формированию профессиональной субъектной личности (В.И. Слободчиков) [10] и др. 
Во-вторых, внимание исследователей сосредоточено на углубленном изучении важных, но отдельных аспектов процесса профессионально-личностного становления педагога, и это не создает целостного представления о стратегическом характере этого сложного процесса.
В-третьих, стратегический подход характерен для прогнозирования направлений развития целостной системы образования как социального института, изучения ценностей образования для современного поколения (студенчества, специалистов и др.), но не применялся к проблеме профессионально-личностного становления художника-педагога.
В массовой практике потребность в разработке стратегического подхода к организации профессионально-личностного становления специалистов художественно-педагогического профиля осознается при решении эпизодически появляющихся текущих проблем образовательного процесса, и остается на эмпирическом уровне их осмысления. 
В связи с этим, исследования стратегий развития современного отечественного образования и психолого-педагогические труды по общетеоретическим аспектам профессионального становления личности педагога рассматриваются как методологическая база для решения конкретных задач в подготовке специалистов художественного профиля. Однако разработка целостной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога еще не заявлялась как значимая научная проблема.
Разработка и апробация образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога предпринята в Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. 
Образовательный процесс в Академии основывается на традициях российской художественной школы – Императорской академии художеств, где подготовка велась по классическому принципу постижения искусства – от мастера к ученику. Образовательная стратегия Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки ориентирована на возрождение лучших традиций Императорской академии художеств в сочетании с современными инновационными методиками непрерывного художественного образования, начиная с младшего школьного возраста и заканчивая высшей школой. Авторская обучающая методика Сергея Андрияки опирается на мировое художественное наследие мастеров классического искусства XVIII-XIX веков, а также сохраняет и развивает традиции академического реалистического тонального рисунка и многослойной акварели.
Особо следует отметить одну из важнейших характеристик образовательной стратегии – это ее универсальность. С необходимыми модификациями и адаптациями, она эффективна в работе с обучающимся контингентом различного уровня мастерства в художественной деятельности, уровня художественно-творческих способностей, здоровья и профессиональных потребностей. Например: 1) в приобщении к прекрасному в различных видах изобразительного искусства всех желающих (детей и взрослых);  в возможности реализации программ инклюзивного образования; в работе с одаренными детьми в рамках реализации образовательной программы направления «Живопись» в Образовательном Центре «Сириус»;  2) возможностью реализации стратегии в массовой практике художественно-творческой деятельности, с одной стороны, и востребованностью стратегии для деятельности Академии в рамках национальных проектов с другой стороны (в частности, национального проекта «Культура» по направлениям «Культурная среда», «Творческие люди», «Цифровая культура»).               
О масштабах этой работы свидетельствуют цифры: за период с 2015 по 2018 годы по направлению «Живопись» в Образовательном Центре «Сириус» объемом 30000 часов при участии 54 преподавателей проведено 37 смен общей численностью 1538 детей из 76 регионов Российской Федерации.
За данный период выполнено 1515 учебных работ и проведено 20 выставок лучших творческих работ обучающихся. 
Универсальность стратегии в Академии подтверждается ее реализацией на всех ступенях художественного образования: программы высшего образования, программы предпрофессионального образования, программы дополнительного профессионального образования для художников-педагогов образовательных организаций,  программы для абитуриентов по подготовке к поступлению в вуз, профориентационные программы, общеразвивающие программы дополнительного образования для детей и взрослых. 
Реализация образовательной стратегии осуществляется во всех видах учебной и внеучебной деятельности:  теоретические и практические занятия по изобразительному искусству, комбинированные и выездные мастер-классы, пленэры, консультации, выставки и презентации, олимпиады, экскурсии, фестивали и конкурсы, творческие встречи, самостоятельная работа, художественные практики и др.
Стратегия реализуется по всему многообразию направлений художественно-изобразительной деятельности разновозрастного контингента обучающихся: гончарное искусство, основы анималистической скульптуры, основы акварельной живописи, академический рисунок и акварельная живопись, основы живописи и рисунка, витражное искусство, масляная живопись, основы технологии художественной керамики, римская мозаика, композиция, книжная иллюстрация, основы ювелирного искусства и др.
Образовательная стратегия разработана в ходе научного исследования, и на основе научного обобщения теории и практики подготовки художников-педагогов. Выявление приоритетов принципиально определяет всю направленность структуры и содержание образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога. Основные приоритеты составляет базис всей структуры стратегии: внешние вызовы, актуальность, этическая основа, теоретическая значимость, миссия, цель, задачи, объект, фундаментальное условие, движущие силы, результат, практическая значимость. Далее приводится характеристика приоритетов. 
Внешние вызовы. В стратегии профессионально-педагогической подготовки специалистов художественного профиля проектируется организация и содержание образования с учетом позиций мирового тренда устойчивого развития общества. В профессионально-личностном становлении таких специалистов стратегия «упреждает» вызовы времени, которые могут спровоцировать кризисные состояния, и обозначает для научно-педагогического сообщества следующие неотложные проблемы, от решения которых в значительной мере зависят темпы развития общества, уровень профессионализма и качество жизни людей, например: 
• целесообразность и адекватность применяемых технологий стандартизации содержания и результатов образования для сферы художественной педагогики, культуры и искусства; 
• повышение уровня воспитательного потенциала образования, особенно в современной ситуации обесценивания смысловых ценностей культуры и статуса профессии художника до утилитарно-прагматических задач; 
• критическое отношение к бездумной коммерциализации сферы художественного образования;
• переосмысление значимости технологии предметоцентризма, утратившей научную актуальность в эпоху цифрового образования и сетевых форм реализации образовательных программ на всех уровнях системы образования;
• осознание приоритетности нематериальных ресурсов на современном этапе общественного развития - знаний, интеллекта, информации, технологий, инноваций как главного капитала общества,  определяющего механизмы его успешного функционирования; 
• признание объективной целесообразности в разработке целостной многоуровневой и непрерывной системы профессионально-личностного становления художника-педагога (с детского возраста вплоть до времени прекращения жизнедеятельности); 
• необходимость учета особенностей трудовой деятельности специалистов творческих профессий, например, в части неравномерной интенсивности их эмоционально-личностных психологических состояниях   в разных видах и на разных этапах; публичности представления и обсуждения результатов.
Актуальность разработки стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога продиктована комплексом экономических, психолого-педагогических и социокультурных факторов. Экономические факторы значимы потому, что они составляют основу трудовой деятельности и общественного воспроизводства в сфере культуры и искусства.
Психолого-педагогические факторы определяют высокий профессионально-личностный статус художника-педагога как одного их эффективных способов реализации гуманистического подхода в системе художественного образования обучающихся на всех ступенях и уровнях их профессионально-личностного становления, а также как возможность реализации индивидуально-личностных и индивидуально-творческих образовательных технологий в сфере художественно-педагогического образования. Профессионально-личностный фактор в педагогической деятельности имеет больше значение не только для определения стратегии развития масштабных открытых самообразующихся систем, какими являются системы образования страны, региона или отдельного образовательного учреждения. Глобальные последствия и эффекты имеют также локальные профессионально-педагогические действия отдельной личности. 
Социокультурные факторы необходимо учитывать потому, что они подчеркивают значимость профессии художника-педагога для развития и достижения стабильности социального развития общества и возвышения запросов и потребностей людей в процессе их созидательной трудовой деятельности.
Этическая основа стратегии определяет ее духовно-нравственную и гуманистическую направленность. Это связано с тем, что к изначальной трактовке понятия этика,  как нравственности и морали, в современном обществе расширяется наполнение этого понятия другими очень важными смыслами – совести и сочувствия, добра и зла, дружбы и самопожертвования, поиска смысла жизни, милосердия и справедливости и др.  В науке под этикой часто подразумевают способы познания, адекватные природе познаваемого объекта, а также непротиворечивость исходных методологических позиций теорий или концепций. В образовании и педагогике этическая основа является духовной скрепой триединства задач – обучения, воспитания и развития обучающихся. 
При этом очень важно отметить, что этическая основа профессионально-личностного становления художника-педагога едина с его жизненной стратегией. То есть становление личности в профессии и в жизни имеют единую – этическую – основу. И в этом имеет смысл сослаться на К.А. Абульханову-Славскую, которая разработала этичность в контексте жизненной стратегии, и пришла к выводу, что следование этой стратегии – процесс сложный, часто вызывающий внутриличностные и межличностные конфликты, периоды кризисов [1]. И человек преодолевает эти сложные в жизни и профессии периоды, обретая силу и поддержку в прочности этических устоев и красоте профессиональных идеалов.
Теоретическая значимость образовательной стратегии. В образовательной стратегии общепедагогические характеристики профессионально-личностного становления педагога (стадии, их профессиональное содержание, факторы, кризисы и т.д.) рассматриваются, во-первых, через специфику художественно-творческой одаренности специалистов сферы художественного образования, культуры и искусства, и, во-вторых, не ограничиваются рамками какого-либо одного уровня профессионального образования (например, дополнительное образование детей, среднее специальное образование, бакалавриат, магистратура, уровни послевузовского образования), а рассматриваются в долгосрочной перспективе многоуровневого и непрерывного профессионально-личностного становления художника-педагога.
Миссия как одно из важнейших понятий стратегического планирования и развития, определяет смысл этой деятельности. Миссия образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога заключается в определении тех ключевых факторов успеха, которые гарантируют высокий уровень подготовки квалифицированных специалистов в области изобразительного искусства и владеющих профессионально-педагогическими технологиями и методиками для передачи своих знаний, компетенций, умений и навыков в изобразительной деятельности обучающимся различных возрастных групп.      
Цель образовательной стратегии – прогнозирование перспективных направлений профессионально-личностного становления художника-педагога и обеспечение всестороннего и полноценного сопровождения для его успешной реализации.
Среди важных задач образовательной стратегии:
1. характеристика вызовов современности как актуальной причины для разработки образовательной стратегии для подготовки художников и педагогов в области изобразительного искусства; 
2. разработка структуры и основных принципов стратегии образования художников-педагогов;
3. обоснование концепции как методологической и методической основы стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога.
 
В качестве объекта образовательной стратегии выступает процесс профессионально-личностного становления художника-педагога.
Предметом стратегии является концепция становления художника-педагога в целостности его индивидуальных художественно-творческих и психолого-педагогических характеристик как субъекта художественно-педагогической деятельности.
Фундаментальным условием образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога является широкая профильная подготовка обучающихся, которая дает им возможность для выполнения творческих работ (учебных заданий или заказов) в различных художественных техниках – керамика, живопись, акварель, витраж, скульптура, мозаика, иконопись и др. 
Движущей силой процесса профессионально-личностного становления художника-педагога является формирующийся субъектный опыт деятельности обучающегося как художника и как педагога, укрепляющийся и обогащающийся в процессе преодоления возникающих проблем, противоречий и трудностей через осознание уверенности в своем выборе профессии и постепенном приближении к идеалу личности художника-педагога.
Результатом образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога выступает сформированная позиция обучающегося как субъекта, самостоятельно планирующего и реализовывающего свои действия по самореализации и самообразованию в профессиональной художественно-педагогической деятельности.  
Практическая значимость образовательной стратегии профессионально-личностного становления художника-педагога заключается в том, что она может быть адаптирована для других творческих вузов, осуществляющих подготовку специалистов в образовательных организациях сферы культуры и искусства. 
Процесс профессионально-личностного становления художника-педагога осуществляется практически всю жизнь. Это означает необходимость целенаправленного стратегического планирования этого сложного и длительного процесса. Выстраивание стратегии позволяет проектировать траектории и маршруты образования для развития художественно-творческих способностей личности, способствует выбору наиболее адекватных форм и способов самоопределения и самореализации личности в профессии, формированию профессионально-значимых качеств личности. 
Заключение. Видение стратегических ориентиров является необходимым условием организации современного образовательного процесса. Своей спецификой отличаются в этом плане вузы творческой направленности.  Среди них – Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.  Опираясь на мировое художественное наследие мастеров классического искусства XVIII-XIX веков, при сохранении и развитии традиций  академического рисунка и многослойной акварели, в Академии складывается и реализуется уникальная стратегия профессионально-личностного становления будущих художников-педагогов по всему многообразию направлений художественно-изобразительной деятельности, с разновозрастным контингентом обучающихся и на всех ступенях образования. 
В стратегии проанализированы вызовы социокультурного окружения; обоснованы актуальность и комплекс экономических, психолого-педагогических и социокультурных факторов; разработаны этическая основа и теоретическая значимость; миссия; цель и задачи; объект и предмет; движущие силы развития стратегии и планируемые результаты; определена практическая значимость. Стратегия выстраивается и реализуется с учетом особенностей образовательного процесса в Академии и нацелена на поддержку профессионально-личностного становления художников-педагогов.
 
Литература
1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская.  – М.: Мысль, 1991. – 159 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: Культурно-историческое понимание развития человека. – 3 изд., испр. и доп. [Текст] / А.Г. Асмолов.  – М.: Смысл; Издательский центр «Академии», 2007. – 526 с.
3. Бодалев, А.А. Психология о личности [Текст] / А.А. Бодалев. – М. :Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 188 с.
4. Климов, А.Е. Психология профессионала. Избранные научные труды [Текст] / А.Е. Климов. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 400 с.
5. Кудрявцев, В.Т. Психология развития человека. Основания культурно-исторического подхода. Ч.1. [Текст] / В.Т. Кудрявцев. – Рига : Педагогический центр «ЭКСПЕРИМЕНТ», 1999. – 163 с.
6. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения [Текст] / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. 119 с. 
7. Маркова, А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. – М. : Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. – 312 с.
8. Митина, Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования [Текст] / Л.М. Митина. – М. ; СПб. : Нестор-История, 2014. – 376 с.
9. Рубинштейн, С.Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. (3-е изд.); (4-е изд. в кн.: С.Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир [Текст] / С.Л. рубинштейн. – М. – СПб. и др.: «Питер». – 2003. с. 281-426.
10. Слободчиков, В.И. Психология развития человека: Развитие объективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие [Текст] / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 400 с. – (Серия «Основы психологической антропологии», кн.вторая).
11. Шадриков, В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности [Текст] / В.Д. Шадриков. – М. : Изд-во «Наука», 1982. – 187 с.