Структура информационной компетенции учащегося-музыканта

Коробейникова Елена Юрьевна
Аспирант Российского Государственного профессионально-педагогического университета, преподаватель по классу клавишного синтезатора МБОУК ДОД «Детская школа искусств № 4», Екатеринбург
Аннотация: 
Структура информационной компетенции учащегося-музыканта

За последнее десятилетие особую актуальность в содержании учебных программ муниципальных бюджетных образовательных учреждений культуры дополнительного образования детей, к которым относятся детские школы искусств и детские музыкальные школы, приобрели новые дисциплины: «ансамбль клавишных синтезаторов» и «клавишный синтезатор».
Клавишный синтезатор – музыкальный инструмент нового поколения, который совмещает в себе функции традиционного музыкального инструмента и компьютера. В отличие от фортепиано, клавиатура синтезатора не является единственным средством управления звучанием – многие исполнительские параметры выбираются исполнителем в функциях, выставляются на панели электронного музыкального инструмента предварительно (до исполнения музыкального произведения) и могут регулироваться во время игры.
Способность к управлению разнообразными функциями синтезатора мы связываем с наличием у учащихся-музыкантов основ информационной компетенции, способствующей эффективному взаимодействию между пользователем и компьютерной программой клавишного инструмента в процессе электронного музыкального творчества. Наличие информационной компетенции (далее по тексту – ИК) позволяет учащимся эффективно управлять звуковыми ресурсами различных моделей электронных инструментов и создавать с их помощью оригинальный музыкальный продукт.
ИК в контексте обучения игре на клавишном синтезаторе (далее по тексту – КС) рассматривается нами как способность и готовность к осуществлению информационной деятельности со звуковой информацией, содержащейся в КС в электронном виде, для решения различных учебных задач. Формирование и реализация основ ИК в обучающем процессе детской школы искусств базируется на освоении учащимися всей функциональной палитры электронного музыкального инструмента в процессе освоения различных видов творческой деятельности: создание электронной аранжировки музыкального произведения, подбор по слуху, сольное и ансамблевое музицирование, импровизация и сочинение музыки.
Учитывая специфику обучения игре на КС, мы включили в структуру основ ИК учащихся-музыкантов следующие компоненты: музыкально-компьютерную грамотность, музыкально-информационную деятельность, творческую инициативность. Выбор компонентов обусловлен следующими факторами: 1) разработанной и обоснованной нами структурой ИК; 2) спецификой содержания ИК; 3) способами ее формирования в процессе музицирования на КС.
Раскроем кратко содержание каждого из компонентов ИК.
1. Музыкально-компьютерная грамотность учащихся в классе КС связана с тем, что синтезатор, с одной стороны, является музыкальным инструментом, но, с другой – это и «специализированный компьютер» (И. М. Красильников).
Термин «музыкальная грамотность» в обиход педагогики музыкального образования ввел Д. Б. Кабалевский. Он подчеркивал, что музыкальную грамотность не следует отождествлять с музыкальной грамотой, поскольку «музыкальная грамотность – это, в сущности, музыкальная культура, уровень которой не находится в прямой зависимости от степени музыкальной (нотной) грамоты, хотя и предполагает знание этой грамоты» [3, с. 19]. Выдающийся педагог указывал на особую значимость музыкальной грамотности, связанную со способностями учащихся воспринимать музыку; ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения; на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора, его произведений, с которыми школьники уже знакомы [3].
В последнее десятилетие использование компьютерных технологий получило широкое распространение в музыкальных образовательных учреждениях различных типов и уровней, в связи с этим в современных исследованиях появилось новое понятие – музыкально-компьютерная грамотность. Д. М. Юланова трактует это понятие применительно к младшим школьникам как «сформированность первичных теоретических знаний о музыке и компьютерных технологиях, владение навыками и умениями использования музыкальных и компьютерных средств при достижении познавательной цели в процессе художественно-творческой деятельности» [9, с. 9]. А. П. Мещеркин в свою очередь включает в содержание компьютерной грамотности музыканта следующие специальные умения: использование инструментов информационных технологий для соответствующего представления необходимой информации; сбор и извлечение информации; управление полученной информацией; интегрирование информации; оценивание полученной информации; создание информации; передача информации [6, с. 9].
В нашем исследовании, в контексте формирования основ ИК в процессе освоения КС, под музыкально-компьютерной грамотностью подразумеваются знания учащихся по музыкальной теории и специальные знания, связанные с управлением функциями КС. К музыкально-теоретическим знаниям мы относим: знание нотной грамоты, включающее владение нотной записью; сведения о типах артикуляции; сведения о двух основных ладах; знания о мелодии и гармонии, понимание их назначения в музыке; сведения о ритме и его функциях; сведения о темповых и динамических обозначениях; знание буквенных обозначений аккордов; знание общих основ музыкальной формы (период и предложение, музыкальная фраза, реприза, вступление и кода, простые двухчастные и трехчастные формы); знание принципов развертывания музыкального материала (драматургия произведения); сведения о музыкальных жанрах (классификация, понятие жанрового комплекса, инструментальный облик жанра); понятие стиля в музыке.
Музыкально-компьютерная грамотность в нашем исследовании включает в себя специальные знания, связанные с функциональными возможностями КС как специфического «компьютеризированного» музыкального инструмента нового поколения. Информация об установке, изменении и сохранении тех или иных параметров отображается на дисплее КС. Названия кнопок, расположенных на панели музыкального инструмента, перечень банков тембров и стилей, манипуляции с исходными данными обозначаются на английском языке.
Как замечает И. А. Крюкова, «…смена окон на дисплее иногда напоминает оперативную систему «Windows» [5, c.138–139]. В связи с этим автор подчеркивает, что учащимся необходимо понимать английские обозначения для быстрого нахождения необходимого окна. Мы солидарны с исследователем и полагаем, что для осуществления деятельности с разнообразной информацией, запрограммированной в устройство КС, учащимся необходимо понимать компьютерную терминологию; кроме того, им важно знать и специальные обозначения, принятые в нотной литературе для КС.
2. Музыкально-информационная деятельность в нашем исследовании является интегрированным видом деятельности на основе КС. С одной стороны, включение данного компонента в структуру ИК учащегося-музыканта обусловлено «компьютерной» спецификой КС, с другой стороны, наличием клавиатуры, идентичной фортепианной, что позволяет проводить аналогию между освоением синтезатора и обучением игре на фортепиано. Поскольку КС является музыкальным инструментом, деятельность учащегося будет связана с чтением с листа, подбором по слуху, исполнением музыки, импровизацией и сочинением, игрой в ансамбле, то есть со всеми теми видами деятельности, которые учащиеся осваивают в процессе обучения на традиционных музыкальных инструментах. В то же время техническое устройство КС позволяет учащимся выполнять определенные операции и действия со звуковым материалом музыкального произведения, которые не доступны на традиционных инструментах (например, создавать оригинальные тембры; записывать музыку в секвенсер КС и воспроизводить ее без участия исполнителя при нажатии одной кнопки).
Термин «информационная деятельность» довольно часто встречается в научной литературе; в частности, И. В. Роберт определяет эту деятельность как регистрацию, сбор, обработку, сохранение, сообщение информации [8, с. 25]. В процессе обучения на клавишном синтезаторе указанная деятельность является важнейшей частью работы над музыкальным произведением. Осуществление действий по выбору, синтезу, сохранению и вызову необходимой информации в классе КС связано с выполнением различных операций для настройки функций и управления ими в процессе работы над музыкальным произведением. Установление и сохранение различных параметров звучания осуществляется учащимся до исполнения произведения, а также может регулироваться им непосредственно во время игры на музыкальном инструменте (вызов необходимых настроек, управление звучанием в режиме автоаккомпанемента и др.).
Все вышесказанное позволяет нам с полным правом включить музыкально-информационную деятельность в содержание ИК при обучении в классе КС. Указанный компонент позволяет учащимся осуществлять специфические действия (обозначенные И. М. Красильниковым) и характерные именно для музицирования на КС:
- выбор звукового материала (восприятие и анализ различных тембров и шумов);
- выбор фактурных заготовок наличного цифрового инструментария (мультипадов, паттернов, ритмогармонических последовательностей);
- внесение корректив в звуковой материал (использование различных эффектов и редактирование параметров звучания);
- управление фактурой звучания (в режимах обычной и разделенной клавиатуры, автоаккомпанемента, комбинирование различных режимов игры, вызов и переключение необходимых настроек в процессе исполнения музыкального произведения);
- создание собственных тембров с помощью звукового синтеза (на основе манипуляций с формой волны и амплитудной огибающей);
- выбор и установление звукорежиссерских параметров звучания;
- корректировка вносимого в память инструмента звучания (сохранение, изменение, удаление выбранных настроек);
- запись музыки в секвенсер [4, с. 66–67].
3. Творческая инициативность (термин Е. Ф. Командышко) – личностное качество, которое воспитывается в большей степени в подростковом и юношеском возрасте, когда складываются основы продуктивного мышления, самостоятельность действий и реальная личностная потребность в творческой деятельности. Включение этого компонента в структуру ИК обусловлено психофизиологическими особенностями младшего подросткового возраста.
По мнению Г. М. Цыпина, требование инициативности, самостоятельности и определенной свободы мыслительной деятельности учащегося-музыканта связано с важнейшим дидактическим принципом развивающего обучения. Формирование самостоятельности учащегося- музыканта исследователь отождествляет с «умением инициативно, творчески созидательно заниматься на музыкальном инструменте» [7, с.356–360].
Творческая инициативность как компонент структуры ИК учащихся-музыкантов, обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях культуры дополнительного образования детей, связана со способностью к самостоятельному выбору траектории действий в процессе аранжировки исполняемой музыки; направленностью имеющихся знаний, умений и навыков на эффективное решение поставленных задач и создание оригинального звукового материала в работе над электронной аранжировкой; стремлением к нестандартному воплощению творческого замысла и самостоятельному творческому поиску звуковых средств. На значительную роль «самодеятельного творчества» в процессе обучения музыке, по нашему мнению связанного с творческой инициативностью, указывает и Е. Ю. Глазырина [1]. При этом исследователь главной целью музыкальной деятельности учащихся считает развитие «музыкально-поисковой самодеятельности и творческой индивидуальности детей в процессе художественного воплощения личностно-значимого смысла жизненных впечатлений» [1, с. 51].
Таким образом, представленная совокупность компонентов структуры ИК – музыкально-компьютерная грамотность, музыкально-информационная деятельность, творческая инициативность – представляется нам актуальной именно для формирования основ искомой компетенции учащихся-музыкантов при обучении игре на КС. Содержание каждого компонента может корректироваться в зависимости от индивидуальных особенностей учащегося-подростка, его интересов и мотивов музыкально-информационной деятельности, а также уровня его ИК.
Литература
1. Глазырина Е. Ю. Ребенок и музыка: опыт диалога: учеб.-метод. пособие. Екатеринбург: УрГПУ, 1995. 204 с.
2. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. 384 с.
3. Кабалевский Д. Б. Программа по музыке. М.: «Просвещение», 1981. 112 с.
4. Красильников И. М. Синтезатор и компьютер в музыкальном образовании. Проблемы педагогики электронного музыкального творчества. М., Библиотечка журнала «Искусство в школе», Вып. 8, 2004. 96 с.
5. Крюкова И. А. Клавишная электроника и технология звука. Учеб. пособие для учащихся класса синтезатора. М.: Современная музыка, 2009. 200 с.
6. Мещеркин А. П. Информационная и медиакомпетентность студента-музыканта // Музыка в школе. 2009, № 2, с. 8–13.
7. Психология музыкальной деятельности: теория и практика.: учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Г. М. Цыпина. М.: издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
8. Роберт И. В. Толкование слов и словосочетаний понятийного аппарата информатизации образования // Информатика и образование. 2004, № 5, с. 22–29.
9. Юланова Д. М. Формирование познавательной активности младших школьников на уроках музыки средствами компьютерных технологий: автореф. дис. … канд. пед. наук. Уфа, 2010. 27 с.