Междисциплинарные связи в процессе обучения графическому дизайну имеют определяющее значение, Поясним это на примере учебной дисциплины «Проектирование», поскольку процесс проектирования является комплексным и требует от профессионала широкого диапазона знаний, кругозора, умения получать, анализировать и структурировать вербальную и визуальную информацию, а также владеть графическим языком и техническими навыками для визуализации идеи и реализации проекта. Поэтому студент должен с первых дней обучения стремиться к формированию ОК, ОПК и ПК и использованию приобретенных знаний и навыков в комплексе применительно к проектным задачам [6]. Основной проблемой является изолированное восприятие студентами комплекса знаний в рамках учебных обучающих дисциплин. Искусственные ментальные барьеры между учебными дисциплинами не дают им активно и осознанно пользоваться полученными знаниями. Знания, умения и навыки делятся «квадратно-гнездовым способом» и не переносятся из одной области знания в другую.
Описанные уровни сформированности профессиональных компетенций у студентов-выпускников ВУЗа (на примере УВО МХПИ) процитируем по изданной ранее авторами статье.
«…Пороговый уровень профессиональной компетенции – обязательный для всех студентов-выпускников ВУЗа по завершении освоения ООП ВПО.
Продвинутый уровень профессиональной компетенции – превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника ВУЗа.
Высокий уровень профессиональной компетенции – максимально возможная выраженность компетенции, уровень важен как качественный ориентир для самосовершенствования» [2, 53].
Выявлено 3 типа взаимодействий учебных дисциплин (хронологический и содержательный аспекты):
1 тип – параллельное взаимодействие. Предполагает одновременное освоение учебных дисциплин, т.е. пороговые базовые компетенции, необходимые для изучения дисциплин являются одинаковыми.
Приведём в качестве иллюстрации связки учебных дисциплин, изучаемые на 1 курсе бакалавриата: «Пропедевтика» – «Основы проектной графики» – «Информационные технологии», «Пропедевтика» – «Шрифт».
2 тип – последовательное взаимодействие. Предполагает последовательное непрерывное обучение: изучение следующей дисциплины после окончания изучения предыдущей. Освоенные компетенции служат необходимой базой для изучения последующей учебной дисциплины. Связки учебных дисциплин: «Шрифт» - «Типографика» - «Композиция печатного издания», «Информационные технологии» - «Компьютерные технологии» - «Предпечатная подготовка» и т.п.
3 тип – ступенчатое взаимодействие. Предполагает комплексное использование освоенных ранее компетенций (ОК, ОПК и ПК) при изучении дисциплины. Примером может служить изучение учебной дисциплины «Проектирование», являющейся системообразующей для освоения профессии графического дизайнера.
В данной статье в качестве иллюстрации параллельного взаимодействия (1-го типа междисциплинарных связей) рассмотрим связку «Проектирование» - «Пропедевтика» - «Основы проектной графики» - «Информационные технологии» с точки зрения решения практических задач.
Знания по пропедевтике определяют базовую конструкцию и структуру объекта проектирования, а в рамках курса основ проектной графики студент осваивает навыки работы с различными инструментами и материалами. Гармоничное соединение этих навыков дает синтетический результат в виде создания художественного образа. Одна из основных задач – научить визуализировать вербальные образы при помощи композиционной структуры и графического языка. Такой комплексный подход при решении этой задачи закладывает базу для дальнейшей проектной работы и создания рекламного образа.
До определённого момента навыки решения графических задач в учебных дисциплинах «Пропедевтика», «Основы проектной графики» и «Информационные технологии» осваиваются на параллельных заданиях.
В качестве примера для иллюстрации междисциплинарности рассмотрим задание по пропедевтике на изучение различных типов композиций. Перед студентами ставится учебная задача закомпоновать геометрические фигуры (круг четырехугольник и треугольник) в квадратный формат в соответствии с типами композиций (закрытая-открытая, симметричная-асимметричная, статичная-динамичная). Эскизы должны выполняться простым карандашом линейно-конструктивным способом.
Исходя из взаимного расположения фигур в формате и личной трактовки заданной темы студентом, композициям из геометрических форм даются ассоциативные названия. Это развивает образно-ассоциативные связи и даёт толчок к нелинейному мышлению, что весьма важно в базовой подготовке дизайнера [4, 27-29].
Поясним, что вместе с этим заданием на занятиях по учебной дисциплине «Основы проектной графики» студенты осваивают графические типы линий и возможности различных инструментов и материалов с точки зрения выражения эмоции и художественного образа. Изучение происходит по принципу контрастной схемы: «тяжёлое-лёгкое», «мягкое-жёсткое», «гладкое-шершавое» (приведём примеры студенческих работ из книги Иоханнеса Иттена «Искусство формы», «Типы контрастных отношений» [3, 10-11]). На следующем этапе подключаются более сложные для графического выражения абстрактные понятия, такие как эмоционально-психологические состояния: грусть, радость, гнев, восторг, агрессия, доверие и т.п.
При изображении сложно-ассоциативных понятий важен язык тела и интуитивные движения. «…Чтобы непосредственные чувства были выражены в пятне или линии, они, прежде всего, должны жить в самом художнике. Рука, кисть, пальцы и, что также важно, все его тело должны быть наполнены этими чувствами. Чтобы погрузиться в работу, надо уметь и напрягаться, и расслабляться…», - отмечал Иоханнес Иттен [3, 114].
Далее происходит слияние учебных задач по двум параллельно-изучаемым дисциплинам. Преподаватель на занятиях со студентами подключает навыки, полученные в проектной графике, и синтетически соединяет их с композиционным решением, используя ассоциативное название геометрической композиции и подчёркивая его при помощи графики. На стыке решения этих задач в работе возникает эмоциональное состояние, что даёт оптимальное сочетание функциональности и эмоциональности, баланс которого так важен в дизайне. Рудольф Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» отмечал необходимость владения экспрессией художником: «…Можно, конечно, утверждать, что художник должен развивать чисто формальную технику, прежде чем он сможет овладеть изображением экспрессии. Но в этом случае переворачивается весь естественный порядок процесса создания художественного произведения. В действительности всякая хорошая художественная практика всегда исключительно экспрессивна…», то же самое можно сказать и о дизайнере, поскольку в его работе эмоциональное сопереживание и эмпатия играют ничуть не меньшую роль» [1, 168] .
Однако этому процессу предшествует определённый анализ и логические размышления, результаты которых фиксируются в виде ментальной карты. Первый её уровень состоит из вербальных ассоциаций, а второй из композиционных и графических средств, которые могут эти ассоциации выразить. По завершению этой работы студент имеет чёткое представление, какими средствами он должен решать свой графический лист для того, чтобы вызвать у зрителя заложенные в название ассоциации. Это даёт возможность управлять визуализацией ключевых понятий в дальнейшем процессе проектирования, при этом сохраняя свою индивидуальность и эмоциональную выразительность в графическом языке.
Третьей дисциплиной в связке идут «Информационные технологии», которые могут подключаться к процессу на разных этапах выполнения задания, как то: векторизация «каркасных» композиционных схем, поиск графического языка для решения ассоциативного образа при помощи создания разнообразных кистей и перьев в графическом редакторе, как векторном, так и в растровом. А также при окончательной обработке графических листов, выполненных вручную. В данном случае компьютер является таким же инструментом, как кисть или перо, поэтому и рассматривается не как самостоятельный этап в образовательном процессе, а как вспомогательный, решающий свои локальные задачи создания изображения.
Рудольф Арнхейм в своей книге «Искусство и визуальное восприятие» отмечает, что «…восприятие не есть механическое регистрирование элементов, а представляет собой схватывание и постижение значимых моделей структуры… Художественное изображение объекта не может рассматриваться как скучное, утомительное копирование случайных внешних деталей. Другими словами, понимание того, что образы действительности представляют собой определённую ценность, даже в том случае если они далеки от «натуралистического» подобия, получило научную поддержку…» [1, 9]. Данное утверждение справедливо и для подготовки графических дизайнеров, поскольку в процессе проектирования у них возникает необходимость трансформировать изображения реальных объектов и создавать различные художественные и эмоционально окрашенные абстрактные образы при помощи композиционных и графических средств, обрабатывая результаты в графических редакторах. Базовые навыки для этого приобретаются при параллельном изучении учебных дисциплин «Пропедевтика», «Основы проектной графики» и «Информационные технологии», интегрированных друг в друга посредством междисциплинарных связей, выражающихся в синтетическом подходе к решению единой задачи [4].
ЛИТЕРАТУРА
Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие (сокр. пер. с англ. В.Н. Самохина, общ. ред. и вст. ст. В.П. Шестакова). – М.: Прогресс,1974. – 173 с.
Данильченко О.В., Назарова Л.Р. Структура уровней формирования профессиональных компетенций выпускника по направлению подготовки 072500 «Дизайн» степень «бакалавр» (Профиль 1 Графический дизайн) – М.// Педагогика и искусство, 2015, №2.
Иттен И. Искусство формы./ Пер с нем. – М.: Издатель Д. Аронов, 2014. – 136 с., илл.
Формирование основ визуальной культуры студента в современном дизайнерском образовании: компетентностный подход. – Москва, // Международный журнал экспериментального образования. 2016. № 1. С. 77 – 90.
Назарова Л.Р. Развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий: дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2002. – 162 с.
ФГОС ВО Приказ Минобрнауки России от 11 августа 2016 г. № 1004 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата) (Зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2016 г. № 43405).