СТРУКТУРА УРОВНЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 072500 «ДИЗАЙН» СТЕПЕНЬ «БАКАЛАВР» (ПРОФИЛЬ 1 «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН»)

Данильченко Ольга Владимировна (1) , Назарова Лилия Рашидовна (2)

1.  доцент кафедры «Графический дизайн» УВО  «Московский художественно-промышленный институт».

2. кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Графический дизайн» УВО «Московский художественно-промышленный институт». 

Аннотация: 
В статье анализируются основные факторы формирования планируемых уровней сформированности профессиональных компетенции у студентов-выпускников вуза в структуре формирования компетенции современного дизайнерского образования. Авторы считают, что компетентостно-ориентированный подход в настоящее время является сложившейся системой идеологии, которая диктует новые ценности и направления образования. В современном обществе на процессы профессионального становления студентов активно влияет социальный заказ на образовательные услуги, а формирование научного знания, диалектика исследования и образовательных стратегий предполагает усиление роли получения профессиональной компетенции.

Современная образовательная парадигма основана на стратегии, предполагающей обучение в течение всей жизни, что обусловлено стремительным развитием общества [2; 3; 4; 7]. В геометрической прогрессии возрастает объём информации, технологии постоянно совершенствуются, появляются новые профессии. Формируется новый компетентностный поход к образовательной модели обучения, а значит, и к результатам обучения тоже. Одним из учебных заведений, в котором сложилась собственная система профессиональной подготовки графического дизайнера, является Московский художественно-промышленный институт (МХПИ). В вузе созданы условия обучения, позволяющие студентам в дальнейшем успешно реализовать профессиональные компетенции. Необходимость описания уровней сформированности профессиональных компетенций у студентов-выпускников возникла при подборе материалов для систематизации педагогической школы УВО МХПИ [5]. В ФГОС ВПО третьего поколения достаточно конкретно описаны общекультурные и профессиональные компетенции (по направлению подготовки 072500 «Дизайн», степень «бакалавр») [8]. Профессиональная компетенция, которая составляет основу профессиональных качеств личности, «представлена следующими элементами деятельности: анализ трудового и технологических процессов; анализ технической документации, заданий; безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса; создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности; соблюдение технологических требований; высокий уровень культуры и организации процесса» [9, с. 454]. В компетентностно-ориентированной Основной образовательной Программе (ООП) Московского художественно-промышленного института формулировки конкретных компетентностных образовательных результатов из числа профессиональных отличаются (в целях более точного отражения профессиональной или предметной специфики, обеспечения доступности и прозрачности формулировок для основных целевых групп – заказчиков образовательной услуги), но они классифицированы и кодифицированы в соответствии со стандартом ФГОС ВПО [8]. При создании ООП МХПИ по направлению подготовки 072500 «Дизайн» степень «бакалавр» (Профиль 1 «Графический дизайн) авторы использовали системный подход, предполагающий единство интеграции и дифференциации, целого и частного. Благодаря применению данного подхода повышается эффективность учебного процесса, совершенствуется уровень профессионального образования. В МХПИ преподавателями кафедры «Графический дизайн» на занятиях по системообразующей учебной дисциплине «Проектирование» углубляется тесная связь обучения с композиционными законами и правилами на занятиях по пропедевтике; овладение приёмами проектной графики на занятиях по рисунку и живописи дополняется выполнением заданий по формообразованию на занятиях по объёмно-пространственной композиции; изучение основ предпечатной подготовки на занятиях по производственному мастерству основано на изучении основ шрифтовой культуры, истории графических стилей и теории дизайна. Правильное осуществление связи теории и практики в учебной деятельности требует интеграции учебных дисциплин профессионального цикла, подразумевает применение студентом в ходе художественно-творческой деятельности знаний, усвоенных на занятиях, а также дальнейшее обогащение и углубление познаний и навыков в процессе непосредственной работы над дизайн-проектом [6]. На примере компетенции ПК-1 опишем планируемые уровни сформированности профессиональных компетенций у студентов-выпускников МХПИ по направлению подготовки 072500 «Дизайн», степень «бакалавр» (Профиль 1 «Графический дизайн») в структуре формирования профессиональных компетенций . Пороговый уровень. Обязателен для всех студентов-выпускников по завершении освоения ООП ВПО. Характеризуется репродуктивной алгоритмической деятельностью. Действия строятся по известному алгоритму целеполагания (принимается предложенная учителем цель), наблюдается общее понимание. Продвинутый уровень. Предполагает превышение минимальных характеристик сформированности компетенции для выпускника вуза; обусловлен достаточно высокой мотивацией учебной деятельности и осознанным принятием цели. На данном уровне наблюдается не просто понимание, а поиск существенных признаков явления. Учащиеся добывают субъективно новую информацию. Высокий уровень. Предполагает максимальную выраженность компетенции; важен как качественный ориентир для самосовершенствования. Характеризуется продуктивным действием творческого типа, в результате которого создаётся объективно новая ориентировочная основа действий (ООД), самостоятельно ставится цель деятельности, разрабатываются новые правила и т.д. На примере компетенции ПК-1 «анализирует и определяет требования к дизайн-проекту» [4, с. 6] приведём пример авторской концепции содержательного описания уровней освоения компетенции. Предлагаем уточнить формулировки из стандарта ФГОС ВПО [4, с. 6] следующим образом. Пороговый уровень: «Умеет анализировать информацию по дизайн-проекту. Имеет понятие об основных требованиях к дизайн-проекту». Продвинутый уровень: «Знает принципы графического представления информации на различных объектах-носителях; умеет проектировать основные элементы дизайн-проекта; владеет приёмами объёмного и графического моделирования формы объекта и соответствующей организации проектного материала для передачи творческого художественного замысла». Высокий уровень: «Имеет навыки анализа и синтеза, используемые в проектных исследованиях; умеет применять на практике основные требования, предъявляемые к дизайн-проекту в графическом дизайне». Компетенция ПК-1 «составляет подробную спецификацию требований к дизайн-проекту» [8, с. 6] Пороговый уровень: «Знает технические требования, описанные в спецификации к дизайн-проекту; может использовать различные источники получения профессиональной информации по реализации дизайн-проекта». Продвинутый уровень: «Способен использовать технические требования, описанные в спецификации к дизайн-проекту; умеет оптимизировать исходные идеи дизайн-проекта с учётом технологических процессов воплощения; может пользоваться различными источниками для получения профессиональной информации по реализации дизайн-проекта; знает основы технологии производства основных типов продукции». Высокий уровень: «Знает подробную спецификацию требований к дизайн-проекту; способен применять в проектной деятельности основные правила и принципы организации проектного материала». Компетенция ПК-1 «способен синтезировать набор возможных решений задачи или подходов к выполнению дизайн-проекта» [8, с. 6] Пороговый уровень: «Умеет решать основные типы проектных задач [8, с.12]. Умеет вариативно представлять эскизы к проекту». Продвинутый уровень: «Умеет проектировать основную графическую продукцию и средства визуальной коммуникации». Высокий уровень: «Знает основные методы и приёмы организации проектного материала, умеет синтезировать набор возможных стилистических приёмов организации проектного материала при выполнении дизайн-проекта ». Компетенция ПК-1 «способен научно обосновать свои предложения» [8, с. 6] Пороговый уровень: «Знает основы композиции в дизайне; знает основы инженерного обеспечения дизайна» [8, с. 11]. Продвинутый уровень: «Способен использовать теоретические и практические знания основ пропедевтики и колористики в дизайн-проектировании». Высокий уровень: «Знает и применяет на практике теорию и методологию проектирования в графическом дизайне».

ЛИТЕРАТУРА

1. Азарова Р.Н., Золотарева Н.М. Разработка паспорта компетенции: Методические рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов. Первая редакция. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2010. – 52 с. 2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с. 3. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт.- сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. В.И. Байденко и Н.А.Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с. 3. Болонский процесс: глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк / Под науч. ред. В.И. Байденко и Н.А. Селезневой. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с. 4. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс].– Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/ 5. Назарова Л.Р. Развитие творческой активности учащихся основной школы в изобразительной деятельности с использованием информационных технологий: дис. … канд. пед. наук (13.00.01). – М., 2002. – 162 с. 6. Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве Европейская Ассоциация Гарантии Качества в высшем образовании. European Association for Quality Assurance in Higher Education, ENQA. — Йошкар-Ола: Аккредитация в образовании, 2008. — 58 с. 7. Федеральный закон от 22.08.96 № 125-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121834/ 8. ФГОС ВПО Приказ Министерства образования и науки России от 22 декабря 2009 г. № 780 «Об утверждении федерального государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 072500 «Дизайн» (квалификация (степень) «бакалавр») (Зарегистрирован в Минюсте России 04.02.2010 г. № 16272). 9. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: АПО, 1998. – 568 с., ил. Т. 1.– 1998.