Вокальное искусство не темперированно, так как не имеет ограничительных рамок в звуковысотной и метроритмической настройке, что с одной стороны дает неограниченные возможности для создания образно-эмоциональной палитры и выражения сущности певца, с другой делает этот процесс необычайно сложным и требует большого мастерства от исполнителя.
Певческая деятельность, как особый вид речи, в нашем случае вокальной, представляет собой, особым образом закодированные и структурированные акустические сигналы, являющиеся средством передачи разнообразной информации – как вербальной (словесной), так и невербальной (эмоционально-интонационной). При этом, чем выше уровень организации голоса певца, тем богаче и благозвучней воспринимается звуковой поток на слух, оказывая благоприятное воздействие на человека. И напротив, чем ниже качество продукта певческой деятельности, чем больше в нем хаоса, тем более угнетающе и разрушающе он будет воздействовать на природу человеческой сущности как самого певца, так и его слушателя.
Трансляция низкого уровня вокального исполнительства с экранов телевизоров, популяризация низкокачественной музыки неуклонно ведет к духовной деградации молодежи, детерминируя необоснованную агрессию, духовную распущенность, создавая ощущение вседозволенности. В связи с этим в настоящее время особую актуальность приобретает глубокое переосмысление сущности певческого процесса и рассмотрение его с точки зрения структурного подхода, в поиске адекватных путей решения проблем вокального обучения.
С позиции структурного концепта вокальной деятельности, пение – это процесс структурно-композиционного оформления акустического пространства посредством звукового потока определенной формы и содержания – голоса певца. Являясь носителем особого, эмоционально-интонационного языка, голос, вместе с тем – это поток вибрационной энергии, излучаемой человеком. Информационное наполнение, характер энергетического заряда, а также качество звуковой материи обуславливает полюс воздействия на слушателя в процессе исполнительства приобретающий статус либо положительного, либо отрицательного, так как характерная природа звука голоса напрямую зависит от намерения и воли исполнителя.
Как мы упоминали ранее [8], в вокальной педагогике певческий голос часто отождествляется с инструментом певца, что требует детального уточнения. С нашей точки зрения, определение голоса как тождественного музыкальному инструменту не является верным, о чем говорит и доктор искусствоведения, профессор В. И. Юшманов: «Тем более не является певческим инструментом, как об этом иногда говорят, голос певца, равно как звучание скрипки - это не скрипка (инструмент скрипача), а инструментом валторниста является валторна, а не возникающий при игре на ней звук» [13, с. 13].
Голос - это обозначение звука, рожденного в гортани человека. «Звук человеческого голоса обязательно наполнен смыслом и несет определенную информацию. Ни один музыкальный инструмент не имеет имени собственного звучания (поэтому мы и говорим, что звучит скрипка, валторна, флейта и т.д.), так как не способен сам рождать осмысленные звуки, но только лишь воспроизводить. Рассуждая о звучании человеческого тела, мы не говорим, что звучит человек, но – звучит голос – слияние телесной и духовной сущности человека. Посредством тела поет душа, иногда же пение поднимается до уровня духа. Сам человек в своей три-ипостасной целостности, не говорит, что поет мое тело, но – «Я пою», потому что лишь человеческий голос, являя свою личностную уникальность, обретает собственное имя» [8, с. 12].
Понятие «инструмент» имеет сугубо прикладное значение, голос же - это личностное выражение сути певца. Если и можно рассуждать о голосе, как об инструменте, то только в том случае, когда он приобретает статус средства для какого-либо активного воздействия. Следовательно, голос человека может выступать в качестве инструмента только тогда, когда является средством (орудием) воздействия на окружающий мир. Голос, это энергетический информационно-звуковой поток, являющийся следствием звучания живого инструмента, то есть самого человека во всех его проявлениях (дух, душа и тело).
Н.Д. Ангуладзе, выдающийся грузинский певец второй половины XX века писал, что, ко всем ныне существующим дефинициям человека, таким как «homo sapiens», «homo economicus» – человек рациональный, «homo faber» – человек творящий, и т.п. следовало бы добавить еще и «homo cantor» – человек поющий («поющее создание» у Фон Гумбольта) [1, 4].
Сложно не согласиться с мыслью данного автора, так как, сколько бы ни жил человек на земле, во все времена он обладал особой уникальной способностью – выражать себя в пении. И какими бы древними не являлись археологические находки ученых (рукописи, рисунки, гравюры и т.д.), изучающих историю человечества, везде мы видим человека музыкального: поющего, танцующего, играющего на музыкальных инструментах.
Все вышеперечисленные факты говорят о том, что именно человек и является первичным музыкальным инструментом, давая первичное интонационное начало всей земной музыке. Более того, мы считаем, что изначально, человек был задуман Творцом не только как многогранная сущность, но и как уникальный музыкальный инструмент, обладающий разумом, чувствами и волей – «homo cantor».
Искусство вокала, как и все искусство, это одновременное слияние рационального и иррационального начала. Звучащая музыка, развиваясь в пространстве и во времени, обретает графическую наглядность и картинность через следующие параметры, в большей степени присущие изобразительному искусству: длину (длительности нот, образующие ритмические рисунки различной сложности во временной горизонтали), высоту (звуковысотность, мелодический рисунок, развивающийся в пространственной вертикали), динамику (цвето-тень), тембр (краска), метрическую организацию (пульс), являющуюся упорядочивающим фактором для всей звуко-картины, глубину (гармоническую перспективу) и др.
Каждый человек, являясь по природе своей уникальным музыкальным инструментом «homo cantor», в процессе пения создает вокруг себя звуковые поля различной сложности, которые в совокупности образуют неповторимый рисунок, узор, лежащий в основе построения структурно-звуковой композиции при оформлении акустического пространства. В отличие от изобразительного искусства, рождающегося в условиях двухмерной плоскости, графика звучащего голоса, развиваясь во времени и пространстве, создает трехмерный рисунок. Подобно художнику, который творит, не выходя за рамки полотна, певец создает свою звуко-картину, относительно заданных пространственных параметров: помещения, зала, предметов мебели, зрителей, находящихся в аудитории и т.д.
Звук певческого голоса представляет собой энергетический сплав (слияние) взаимодействующих между собой элементов (дыхания, колебания связок, резонаторов, певческих формант и т.д.) в совокупности своей образующих определенную целостность, единство. Следовательно, голос – это уникальная живая система, неотъемлемым атрибутом которой является наличие своей, иерархической структуры.
Как и все акустические явления, голос устроен по принципу «эха»: базовая звуко-единица и ее резонанс-копии (повторы, отголоски). Графика звучащего голоса имеет вид фрактальной[1] структуры. Определение фрактала, в свою очередь, тесно переплетается с таким понятием как рекурсия – от лат. recursio «возвращение», процесс повторения какого-либо объекта внутри себя.
Звуковая пластика вокала, развиваясь по золотой спирали (спирали жизни), позволяет нам впервые рассматривать голос как рекурсивную систему – одно из фундаментальных понятий теории алгоритмов.
В настоящее время понятие рекурсия имеет широкий спектр применения в различных отраслях науки, таких как математика, программирование, физика, лингвистика, логика и др., где трактуется весьма неоднозначно, в зависимости от специфики предмета. Однако существуют общие характерные закономерности, присущие этому понятию.
А. В. Анисимов пишет, что неформально под рекурсией можно понимать организацию сложной системы, при которой:
- выделяется набор базовых подсистем;
- система способна в процессе своего функционирования создавать неограниченное количество копий базовых систем, осуществлять взаимодействие между ними, и если необходимо, уничтожать их;
- функционирование сложной системы заключается в функционировании активных копий базовых подсистем;
- при вызове копий допустимо ее изменение, определяемое ситуационной обстановкой в момент вызова [2, с. 6].
Таким образом, голос как рекурсивная система, за счет создания собственных звуко-копий получает возможность неограниченного роста и усложнения (в условиях пространственно-временной информационной системы координат: дыхательного отрезка – «горизонталь», и интонационного – «вертикаль»), но при этом данная сложность имеет вид организованной структуры, определяемой локальными правилами функционирования.
Следовательно, звуковая рекурсия голоса – это возможность отправления (посыла) в пространство множества алгоритмически организованных звуко-копий матричного «первозвука», воспроизводимого в гортани в момент активного взаимодействия дыхательного потока, голосовых связок и резонаторов певца. От того, насколько точно и гармонично выстроена матрица «первозвука», будет зависеть качество и продолжительность звучания глотальной волны. Если начальный звук дисбалансирован, то и копии его будут искажены. Такой звук не сможет долго тянуться, так как любая «живая система», имеющая в развитии своем какие-либо дефекты, должна в конце концов, самоликвидироваться. Звуковая рекурсия обуславливает ровность вибрато и полетность (носкость) голоса.
Исходя из рекурсивно-алгоритмической концепции певческого голоса, очень важным становится воспроизведение первой базовой единицы звука, так называемого матричного «первозвука», который должен быть природосообразным, сбалансированным в соотношении верхних и нижних частот голоса, а также относительно количества выдыхаемого воздуха и степени натяжения голосовых связок. Первая звукоединица голоса певца должна выстраиваться в согласии с законами красоты и гармонии, в рамках эстетического канона.
Наиболее каноничным и совершенным в настоящее время признано академическое пение, и мы считаем, что певческий тон изначально должен формироваться по канонам классического исполнительства, так как именно в классике он (певческий тон) наиболее отвечает природе и физиологии человека, а также наиболее эффективно развивает голосовые возможности исполнителя. И только после того как навык формирования певческого тона будет усвоен певцом, становится возможным переход к освоению других форм голосообразования. В связи с этим особую значимость приобретает качество музыкального материала для развития голоса певца. Основным критерием в выборе начального репертуара, независимо от специфики и жанра вокального исполнительства, должен стать высокий уровень смыслового и музыкального содержания произведения.
Эстрадное и народное пение будет рекурсивным только в том случае, если «матричный «первозвук» изначально выстроен по канонам гармонии, наиболее близким к которым выступает классический эталон» [8, с. 15].
Тот факт, что голосовой поток, несмотря на всю свою сложность, поддается дешифровке, позволяя по звучанию звуко-копий голоса определить правильность базовой звукоединицы, имеет огромное значение для вокальной педагогики, открывая новые возможности в корректировке «архитектуры» звука голоса ученика.
Трехмерная графика звучащего голоса отображает биоэнергетические импульсы – звуковые волны, каждый раз создающие свой неповторимый узор, зависящий в классическом эталоне от следующих факторов: биометрических показателей певца; степени настроенности и мастерства «homo cantor», включающего в себя все проявления человеческой сущности (дух, душа и тело); смысловой идеи произведения; музыкально-композиционного содержания произведения; исполнительских задач в контексте осмысления произведения певцом; пространственных и акустических параметров концертного помещения (в случаях выступления на уличных площадках, также зависит от аппаратуры, искусственно усиливающей звук).
Речь, язык (а звук певческого голоса - это вокальная речь и музыкальный язык) – суть информационные коды мысли человека. В настоящее время человечество находится на стадии понимания, что мысль материальна и обладает возможностью воздействовать на окружающий мир. Звук голоса обладает еще большей силой, так как это синтез мысли и чувства, воплощенный в форму. Структура певческого звука не видна человеческому глазу, но доступна к восприятию другими его рецепторами: слуховыми, вибрационными и т.д. По слуховым и вибрационным ощущениям мы можем судить о форме звука, его содержании. Так о звуке можно сказать, что он объемный, плоский, округлый, узкий, близкий, полетный, светлый, темный, чистый, грязный, мягкий, колючий и т.д., что говорит о «полисенсорной природе вокального слуха» [7]. Все эти представления позволяют нам максимально точно отразить форму и качества звучащего голоса.
Проблема формообразования в искусстве занимает особое место, ей посвящены многочисленные труды исследователей разных направлений: художников, архитекторов, музыкантов, философов, семантиков и др. В основу нашего исследования легли философские концепции Лаврова П.Л., Войно-Ясенецкого В.Ф. (архиепископа Луки), Ильина И.А.; принципы формообразования в природе и искусстве Шмелева И.П., Шевелева И.Ш., Марутаева М.А., принципы построения структурных композиций в изобразительном искусстве и творчестве Шульгиной В.В., Биценко Р.В. и др.
Так П.Л. Лавров определяет творчество как процесс образования форм. Форма, по его мнению, является его (творчества) существенной принадлежностью. «Там, где наша мысль, чувство, решимость находит себе форму, там присутствует творчество» [5, с. 532].
Наличие собственной структуры и формы является признаком любой материи, следовательно, все, что имеет форму, есть (суть) материя. В процессе пения создается энергетический звуковой поток, определенной формы и содержания, что и определяется нами как голос. Таким образом, голос, выступающий продуктом творчества человека можно назвать звуковой материей.
О взаимосвязи духа и формы (а творчество это производное духовной сферы человека) также говорит и выдающийся ученый XX века, профессор, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий: «Велико и глубоко важно соотношение между духом и формой. В материальных формах ярко отражается дух, присущий материи. И больше того, дух творит формы» [6, с.74].
Следовательно, по форме звука, продуцированного певцом, мы можем судить о степени настроенности его «homo cantor» и об уровне его вокальной культуры. И обратно, воздействуя на форму звука голоса, облагораживая и улучшая ее, мы имеем возможность возделывать сферу духа человека. Подтверждением тому служат многочисленные примеры выдающихся певцов различных эпох и направлений. Высокий уровень духовной и «сенсорной» (термин Сраджева В.П.) культуры исполнителя всегда находит отражение в прекрасных формах певческого звука.
Стремление человека к совершенству, к нравственному порядку заложено в самой его сущности и это главное отличие человека от животного мира, живущего по закону сильнейшего. Обычный человек, влекомый животными инстинктами и пренебрегающий своим «особым» предназначением, выступает против своей природы. Человек искусства, не стремящийся к совершенной чистоте и огранке своего внутреннего мира, не имеет права занимать место в искусстве.
Искусство действует через живой образ, от сердца к сердцу, потому что целое скорее уясняется чувством, а не разумом. И чем правдивей образ, чем большее доверие и отклик вызовет у зрителя исполнение, тем выше искусство мастера. «В естественной природе (если она не нарушена) нет несовершенства…природный голос – это тоже совершенство, заложенное внутри вас, только инстинкты размылись, функция ухудшилась, надо голос раскрыть заново, и вы увидите, что все его якобы минусы станут плюсами. Если у вас будет раскрыт ваш природный голос, то и личность у вас будет тоже ваша, и мысли будут не заемные, а свои. Все взаимосвязано» [9, с. 15].
Эта взаимосвязь (состояния духа и формы голосового потока) во многом объясняет психофизиологические процессы вокальной деятельности, а также позволяет исследователям рассматривать певческий процесс с совершенно иной позиции, нового концептуального содержания. Для вокального педагога в данном случае открывается безграничная перспектива развития ученика во всех его сущностных проявлениях, включающих в себя и затрагивающих не только вокально-техническую и эмоциональную сторону в процессе обучения, но и воздействие на духовную составляющую личности, являющуюся главным конструктором в процессе формообразования певческого звука. Следовательно, приоритетной задачей в работе педагога-вокалиста должно стать формирование природной структуры голоса, которая выстраивается в соответствии с законами красоты, гармонии и природосообразности, относительно каждого ученика, его биометрических, душевных и духовных качеств. При этом, чем выше и сложнее ступень организации и упорядоченности структуры голоса, тем выше уровень духовной и вокальной культуры певца, ведь культура и гармония это две взаимозависимые и равнозначные величины.
ЛИТЕРАТУРА
Ангуладзе, Н. Homo cantor: Очерки вокального искусства [Текст] / Н. Ангуладзе. – М.: «Аграф», 2003.
Анисимов, А. В. Информатика. Творчество. Рекурсия [Текст] / А.В. Анисимов. – Киев: Наук. Думка, 1988.
Биценко. Р. В. Диалектические вопросы формообразования в процессе подготовки студентов художественно-творческих направлений [Электронный ресурс] / Р.В. Биценко // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского университета. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/v/dialekticheskie-voprosy-kompozitsionnogo-formoobrazovaniya-v-protsesse-podgotovki-studentov-hudozhestvenno-tvorcheskih-napravleniy (дата обращения: 18.11.2019)
Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст]/ И.А. Ильин. – Москва: АСТ Хранитель, 2007 г.
Лавров, П. Л. Что такое философия в творчестве [Текст] / П.Л. Лавров // Мир философии. – М. – Т. 1. – С. 533-550.
Лука, (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело – 3-е изд. / свт. Лука (Войно-Ясенецкий). – Минск: Белорусская православная церковь, 2015.
Морозов, В.П. Искусство резонансного пения. Основы резонансной теории и техники: монография [Текст] / В.П. Морозов. – М.: ИП РАН, МГК им. П. И. Чайковского, Центр «Искусство и наука», 2008.
Скороходова, Н.В. Основы вокальной методики: учебно-методическое пособие [Текст] / Н.В. Скороходова. – Нижний Тагил: Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) ФГАОУ ВО «РГППУ», 2017.
Соловьева, Л. Дао голоса. Голос как ваш инструмент [Текст] / Л. Соловьева. – ООО «Издательство «Добрая книга», 2009.
Сраджев, В.П., Сраджева, О.В., Коротнева, Т.В. Развитие самостоятельности мышления в классе сольного пения : монография [Текст] / под ред. В.П. Сраджева. – М.: ООО Прогресс, 2011.
Шевелев, И.Ш., Марутаев, М.А., Шмелев, И.П. Золотое сечение: Три взгляда на природу гармонии [Текст] / И.Ш. Шевелев, М.А. Марутаев, И.П. Шмелев. – М.: Стройиздат, 1990.
Шульгина, В.В. Формирование композиционной культуры студента-художника в условиях вуза: дис. ... канд. пед. наук. – Магнитогорск, 2006.
Юшманов, В.И. Вокальная техника и ее парадоксы. – 4 изд. / В.И. Юшманов. – Спб.: Издательство ДЕАН, 2010.
[1] Фрактал – фигура, в которой мотив повторяется в последовательно уменьшающемся масштабе.