Современная система среднего профессионального образования в России характеризуется опорой на новую, компетентностную парадигму, основанную на смене ценностных приоритетов и переходе к подготовке высококвалифицированных, компетентных специалистов, способных к профессиональному росту в условиях современного информационного общества. Принятые в начале XXI века в России законодательные инициативы по развитию образования в сфере искусства поставили перед педагогической общественностью ряд задач. Среди них: обеспечение условий для образования и творческого развития молодежи; подготовка творческих и педагогических кадров для системы художественного образования; продуктивное использование традиций профессионального образования в сфере культуры и искусства, сложившихся в России и подключение к образовательному процессу достижений зарубежной педагогики в этой области и другие.
В настоящее время процесс совершенствования профессиональной подготовки специалистов (включая сферу культуры и искусства) неразрывно связан с повышением профессиональной компетентности обучающихся.
Системный анализ теоретико-методологических оснований формирования профессиональных компетенций вокалистов в учреждениях среднего профессионального образования позволяет обобщить наиболее значимые теоретические положения о том, что:
- обучение в современном учреждении среднего профессионального образования предусматривает как специально-профессиональную, общенаучную подготовку, так и создание условий для развития социально важных личностных качеств;
- результатом современного музыкального образования выступают сформированные компетентности обучающегося, охватывающие такие категории, как готовность к познанию, социально-коммуникативные и профессиональные навыки;
- главными показателями освоения основной профессиональной программы для артиста-вокалиста являются: общие компетенции, которые включают понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, готовность к определению методов и способов выполнения профессиональных задач и др.; профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности (исполнительская, репетиционно-концертная и педагогическая).
Однако анализ теории и практики профессиональной подготовки вокалистов позволил выявить противоречия между: педагогическим потенциалом содержания учебного плана и качеством его усвоения на основе интегрированного подхода; потребностью в выпуске высокопрофессиональных музыкантов-вокалистов и отсутствием соответствующего научно-методического обеспечения, объединяющего цикл общепрофессиональных дисциплин.
Кроме того, проведенные педагогические наблюдения показали, что студенты колледжа недостаточно осознают личностную значимость выбранной ими профессии и недостаточно адекватно оценивают свой профессиональный путь в соответствии с получаемым музыкальным образованием.
При разработке структурно-функциональной модели совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов был проведен контент-анализ различных образовательных программ для учреждений среднего профессионального музыкального образования. Были изучены разные программы, включая «Вокальное искусство», «Исполнительская и репетиционно-концертная деятельность» и другие, которые реализуются в образовательном процессе ГБПОУ города Москвы «Колледж музыкально-театрального искусства имени Г.П. Вишневской».
Для уточнения содержания профессиональных компетенций были выявлены необходимые способности обучающихся вокалистов, которые могут быть развиты в процессе занятий в классе фортепиано. К ним относятся: способность вокалиста слышать, воспринимать и анализировать музыкальную ткань «по вертикали», в ее гармонической составляющей; способность «слышать» полифоническое взаимодействие равноценных в художественном отношении голосов; развитое ритмическое чувство; способность восприятия музыкального искусства в широком культурном контексте (с помощью произведений изобразительного, театрального, киноискусства, литературы, а также в процессе погружения в исторический и культурный контекст эпохи). Безусловно, в развитии данных способностей важное значение приобретает интегрированный подход.
Исследование показало, что применение интегрированного подхода в современном образовании связано с: переосмыслением общей структуры организации обучения; подготовкой к процессу восприятия, понимания и осмысления разной информации (с позиций науки, истории развития культуры, искусства и др.); формированием у обучающихся представлений и понятий о взаимодействии процессов, происходящих в мире. Так, Л.Г. Савенкова отмечает, что «интеграция – это единое представление о целом (едином) знании, об общем осознании целостности, которое осуществляется в образовательном процессе через комплекс методов и педагогическую организацию определенной последовательности и взаимосвязи продуманно выстроенного процесса обучения» (Савенкова Л.Г.) [2, 30].
В настоящее время следует учитывать, что «процесс интеграции представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения» (Юсов Б.П.) [3, 9]. В целом это способствует перестраиванию, расширению и углублению содержания образования, что создает новые педагогические технологии и приводит к обновлению образовательного процесса.
Интегрированный подход в профессиональной подготовке вокалиста рассматривается как способ взаимодействия разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной), позволяющий включить преподавателя и обучающихся вокалистов в активный совместный творческий процесс на занятиях по курсу фортепиано.
Построение модели совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов раскрывает направленность процесса обучения на:
- проявление интереса и формирование позитивной мотивации обучающихся вокалистов к музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
- целостность содержания учебных дисциплин профессиональных модулей, а также педагогических направлений, которые носят характер со-творчества и интеграции разных видов исполнительской деятельности (вокальной и инструментальной);
- применение инновационных технологий и методов обучения;
- педагогическую поддержку по овладению фортепиано как значимого компонента профессионального мастерства вокалиста;
- создание эстетической среды обучения, стимулирующей стремление к повышению качества профессиональной подготовки обучающихся.
В совершенствовании профессиональной подготовки обучающихся вокалистов определяется важное значение интеграции разных видов исполнительской деятельности, многогранных возможностей фортепиано. Универсальность фортепиано позволяет этому инструменту занять особое положение в образовательном процессе музыкальных учреждений. При обучении игре на фортепиано может быть использована не только специально написанная для этого инструмента музыка, но и камерно-инструментальная, вокально-хоровая, что активно влияет на развитие интеллектуальных способностей учащихся, совершенствует их восприятие, создает условия для развития культурного и эстетического опыта.
При разработке данной модели были выделены три основные блока: концептуально-целевой, организационно-содержательный, результативно-оценочный (см. Табл.)
Таблица
Структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов
в системе среднего профессионального образования
Концептуально-целевой блок
Цель: повышение качества профессиональной подготовки обучающихся вокалистов в среднем профессиональном образовании на основе интегрированного подхода.
Задачи:
обосновать педагогические условия формирования профессиональных компетенций у обучающихся вокалистов в классе фортепиано;
раскрыть применяемые эффективные методы обучения;
выделить критерии и показатели повышения качества профессиональной подготовки; диагностировать уровни их проявления.
Принципы:
1) полихудожественного обучения;
2) педагогической поддержки самостоятельной творческой деятельности;
3) средовой организации учебного процесса.
Организационно-содержательный блок
Модульная технология развития профессиональных компетенций
интеграция разных видов исполнительской деятельности
контроль самостоятельного выполнения
заданий
повышение образовательной мотивации
чёткое целеполагание
Виды образовательного модуля в классе фортепиано
1-ый этап: стартовый
(исследовательский модуль)
2-ой этап: промежуточный (дидактический модуль)
3-ий этап: итоговый
(модуль обобщение)
Педагогические условия
содержательно-образовательные
мотивационно-смысловые
процессуально-операциональные
организационно-педагогические
Педагогические приемы и авторские методы обучения:
метод эскизного освоения музыкальных произведений;
совместного исполнения произведений (обучающихся и педагога);
музыкального разговора;
виртуального спектакля;
полифонического освоения музыкального текста.
Результативно-оценочный блок
Критерий «интеллектуального и эмоционального потенциала». Показатели: проявление музыкально-исполнительского мышления; музыкальный кругозор; эмоциональная отзывчивость; автономность в применении знаний.
Критерий «музыкально-исполнительского мастерства». Показатели: овладение фортепианными навыками, исполнительская практика.
Критерий «профессиональной мобильности». Показатели: сформированность профессионального менталитета, музыкально-интерактивное включение, мотивация профессиональной деятельности.
Выделим основные принципы структурно-функциональной модели в совершенствовании профессиональной подготовки обучающихся вокалистов: принцип полихудожественного обучения; педагогической поддержки самостоятельной творческой деятельности; организации эстетической среды занятий.
Принцип полихудожественного обучения.
В теории полихудожественного обучения (по Юсову) идеологическим стержнем является перенос целевых установок с профессиональной деятельности на комплексное развитие творческого мышления человека, то есть активизацию его индивидуального интеллектуального и эмоционального потенциала за счет интеграции разных форм познания как единства художественно-творческой деятельности (включая музыкально-исполнительскую деятельность).
Принцип педагогической поддержки самостоятельной творческой деятельности.
Данный принцип основывается на формировании свойств личности, обеспечивающих высокий уровень самоорганизации творческой деятельности. Реализация самостоятельных поисков и проб в музыкальном творчестве должна быть поддержана педагогом и направлена на личностное развитие обучающихся (что тесным образом связано с личностным подходом в современном образовании).
Принцип средовой организации учебного процесса.
Центральное место в учебном процессе отводится организации среды обучения, активизирующей самостоятельный ресурс творческой деятельности обучающихся, включая способность ориентации вокалистов на условия их будущей профессиональной деятельности и развитие готовности самостоятельно решать разные вопросы творческой и исполнительской практики. Применение данного принципа опирается на исследования Е.Ф. Командышко, которая отмечает направленность педагога на создание условий для выявления динамики творческого развития учащейся молодежи, а также организацию эстетико-педагогических ситуаций в процессе обучения. Следует учитывать, что среда - «это специально организованное в определенных рамках пространство, оснащенное педагогическими формами воздействия на детей, ориентированными на содержание образования, дидактические методы обучения, методику воспитания, организацию формы общения детей друг с другом и с педагогом» (Командышко Е.Ф.) [1, 33].
Применение модульной технологии в фортепианном образовании основывается на принципе динамичности и позволяет изменять содержание модуля и обновить учебный репертуар, контролировать и корректировать деятельность обучающихся по формированию познавательных и практических умений. В основе формы модульной технологии лежит индивидуальный подход к каждому студенту, что позволяет адаптировать профессиональные требования к уровню базовой подготовленности и определить перспективу профессионального развития.
Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов выделены в четыре группы:
1. Содержательнo-образовательные условия: культуроемкость программного обеспечения образовательного процесса; новизна, информативность образовательной деятельности учащихся; интеграция и дифференциация содержательного компонента образовательных программ; свобода учащихся в выборе индивидуального образовательного маршрута; ценностно-ориентационная направленность учебно-воспитательного процесса.
2. Мотивационно-смысловые условия: образуют устойчивый интерес к изучению учебного материала; удовлетворенность включенностью в образовательный процесс; понимание личностного и общественного значения учения; эмоционально-психологический климат занятий и т.д.
3. Процессуально-операциональные условия: включают разнообразие коллективных, групповых и индивидуальных форм познавательной деятельности учащихся; применение современных дидактических и воспитательных методик и технологий; оптимальное сочетание методов обучения и воспитания; сочетание развития активности учащихся с педагогическим руководством в процессе организации образовательной деятельности и т.д.
4. Организационно-педагогические условия: обеспечение взаимосвязи учебного и внеучебного опыта учащихся; «мажорная эмоциональная тональность» занятий и т.д.
Авторские приемы и методы обучения в классе фортепиано (в русле модульных технологий) включают: «метод эскизного освоения музыкальных произведений»; «музыкального разговора»; «виртуального спектакля»; «полифонического освоения музыкального текста» и другие.
Результативно-оценочный блок модели включает диагностический инструментарий, который был разработан на основе требований к специалисту в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», что дает возможность для организации самостоятельного выбора системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. Выделенные показатели и критерии (интеллектуального и эмоционального потенциала; музыкально-исполнительского мастерства; профессиональной мобильности), как показало исследование, наиболее раскрывают уровень развития общепрофессиональных компетенций вокалистов.
Выводы. Разработанная структурно-функциональная модель совершенствования профессиональной подготовки вокалистов на основе интегрированного подхода может служить основанием успешного обучения вокалистов в среднем профессиональном образовании. Выдвинутые в модели принципы совершенствования профессиональной подготовки обучающихся вокалистов: полихудожественного обучения; педагогической поддержки самостоятельной творческой деятельности; средовой организации учебного процесса – создают реальные предпосылки для полноценной реализации разработанной модели в классе фортепиано.
ЛИТЕРАТУРА
1.Командышко, Е.Ф. Эстетико-педагогическая среда как фактор развивающего воздействия на личность // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2 – С. 31-35.
2.Савенкова, Л.Г. Интегрированное обучение – основа гуманитаризации современного образования. Развитие идей научной школы Б.П. Юсова // Научные школы педагогики искусства в современном образовании. Сб. науч. статей по материалам 1 Международного научно-практического форума (6-9 ноября 2012 г.). Под ред. Л.Г. Савенковой, Е.Ф. Командышко. – М.: ИХО РАО, 2012. С. 28-31.
3.Юсов, Б.П. Концепция образовательной области искусства. – М.: ИХО РАО, 2000.