В современных условиях принципиальное значение имеют задачи, связанные с созданием условий личностного развития студентов в системе высшего художественного профессионального образования с целью не узкопрофильной подготовки, а общекультурного, социально значимого эстетического развития.
Проблема развития студента как субъекта профессиональной деятельности рассматривается многими учеными. В исследованиях С.Л. Рубинштейна, К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинского разработана субъектно-деятельностная теория, в основе которой лежит изменение субъекта самим собой, что является главной ценностью, раскрывающей внутреннюю необходимость личности в саморазвитии. Процесс художественно-проектной деятельности сопровождается развитием ценностных отношений будущих бакалавров дизайна, построением образа будущей профессиональной деятельности [2]. Именно эта тенденция обеспечивает высокую результативность подготовки будущих бакалавров дизайна как субъектов профессиональной деятельности.
Подготовка высокопрофессионального дизайнера, как «человека культуры», готового к плодотворному творчеству, основанному на гуманистических принципах, предполагает создание благоприятного отношения студенчества к художественно-проектной деятельности как к средству достраивания духовного мира и развития имиджа студента – будущего бакалавра дизайна [3, 148-154]. Некоторая «авангардность» положения студенчества, напряженность поиска жизни, идеальное конструирование действительности порождает сознание социальной ответственности, максимализм требований к результатам своей деятельности. Исходя из проведенных исследований, мы считаем, что художественно-проектная деятельность будущих бакалавров дизайна это учебно-творческая деятельность, направленная на разработку визуального окружения человека, систем визуальной коммуникации, а также на решение учебно-творческих задач в процессе создания дизайнерских проектов, осуществляемая в определенных условиях педагогического управления и самоуправления личности, результат которой обладает субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности, ее профессионального становления, ее эстетических способностей. В процессе художественно-проектной деятельности будущие бакалавры дизайна используют комплекс проектных средств, базирующихся на основах технической эстетики (конструирование, композиционное формообразование и основы гармонизации пространства, основы стилеобразования, концептуальное моделирование предметной среды, эргономичность и пр.).
Основу художественно-проектной деятельности, мы считаем, составляют два, взаимообусловленных аспекта: стандартизирующий и творческий. Творчество в художественно-проектной деятельности проявляется в поисках нестандартных путей выполнения проектного задания, использования креативных концепций, способных развиваться и видоизменяться в процессе проектирования. Наличие же общепринятых стандартов, отраженных в дизайнерских разработках гарантируют стабильность и устойчивость дизайнерского опыта. Художественно-проектная деятельность преобразует окружающую предметно-пространственную среду в предмет воплощения в жизнь эстетического идеала. Мы считаем, что именно через художественно-проектную деятельность происходит эстетическое самовыражение дизайнера. В дизайнерских проектах эстетический идеал разносторонне выражается в эстетических ценностях, мобилизует эстетическую позицию дизайнера, а положительная динамика развития способности руководствоваться эстетическими принципами простоты, гармонии и красоты в процессе художественно-проектной деятельности, дает глубокое осознание ее роли.
Юность характеризуется особой близостью к искусству. Особенности юношеского возраста (динамизм, стремление к новизне, идеализм и др.), особую восприимчивость к искусству необходимо учитывать в воспитательной работе со студентами. Академик Б.Г. Ананьев отмечает, что «студенческий возраст 18-20 лет имеет значение как период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств» [1, 17-96]. Искусство в значительной мере способствует укреплению, развитию, конкретизации идеалов и идеальных устремлений студентов. Ориентации личности в этот возрастной период на те или иные культурные ценности оказываются тесно связанными с развитием способности к эстетическому восприятию и имеют прямую связь с социально-эстетической активностью и с эстетической позицией личности. Формирование способности к пониманию образного языка искусства и дизайна, к адекватному восприятию художественных произведений – необходимое условие успешного формирования эстетической позиции будущего бакалавра дизайна. Важнейшим способом выработки навыков восприятия является непосредственное приобщение молодых людей к эстетическим ценностям искусства, предметной среды, природы, раскрытие и переживание эстетических моментов художественно-проектной деятельности [4]. Научные исследования в области эстетического развития личности в процессе художественной деятельности были направлены на изучение творческих способностей и процесса приобщения к искусству (В.Г. Бутенко, М.С. Каган, Л.В. Компанцева, А.А. Мелик-Пашаев, Б.И. Теплов, Е.М. Торшилова, Р.М. Чумичева, Б.П. Юсов, и др).
Подготовка будущего бакалавра дизайна как субъекта художественно-проектной деятельности предполагает формирование мотивационно-творческого интереса к объектам искусства и дизайна, вовлеченность личности в активную творческую деятельность путем создания художественных ценностей; развитие проектировочных способностей на основе целенаправленной, самоуправляемой деятельности в процессе творческой самореализации в региональном пространстве; развитие познавательного интереса и готовности к самообразованию и расширению области познания; развитие способности личности руководствоваться эстетическими принципами простоты, гармонии и красоты в процессе художественно-проектной деятельности.
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания – СПб.: Питер, 1999. – 232 с.
2. Кирьякова А.В. Аксиология креативности: монография / А.В. Кирьякова, В.В. Мороз; Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014.
3. Насыбуллин А.Р. К вопросу понимания субъектного имиджа студента вуза (будущего бакалавра) как социально-психологического феномена // КПЖ. 2014. №3 (104). С.148-154.
4. Тарасова О.П., Яньшина М.М. Формирование профессиональных компетенций будущего дизайнера в учебно-профессиональной деятельности / О. П. Тарасова, // Вестник ОГУ. 2014. №5 (166). С.210-215.