СУЩНОСТЬ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА ОБУЧАЮЩИХСЯ - БУДУЩИХ ХУДОЖНИКОВ ЛАКОВОЙ МИНИАТЮРНОЙ ЖИВОПИСИ ФЕДОСКИНО

МОЧАЛОВА МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Преподаватель, заместитель директора по учебной части Федоскинского филиала Высшей школы народных искусств (института), с. Федоскино

Аннотация: 
В статье рассматриваются цели и задачи дисциплины «Исполнительское мастерство» лаковой миниатюрной живописи Федоскино. Охарактеризовано основное понятие «Исполнительское мастерство художников лаковой миниатюрной живописи Федоскино в среднем профессиональном образовании».

«Исполнительское мастерство» – дисциплина в образовательном
профессиональном учреждении, отражающая сущность будущей профессии художника
лаковой миниатюрной живописи Федоскино, которая представляет собой целостный
процесс, опирающийся на синтез компетенций; знаний, приобретенных по
теоретическому курсу обучения и умений, которые включают практическое освоение
технических приемов.
Цель и задачи дисциплины «Исполнительское мастерство» состоят в изучении
свойств, отношений предметов и явлений окружающей действительности, выявлении
закономерностей цветовой гармонии и колористического единства изобразительного
образа, путем материализации художественного замысла с помощью художественно-
технологических приемов.
В соответствии с требованиями ФГОСк подготовке конкурентноспособного
выпускника в условиях современного рынка труда, будущий художник народных
художественных промыслов должен обладать общими и профессиональными
компетенциями, которые включают в себя способность «понимать сущность и
социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
организовывать свою деятельность; принимать решения и нести за них ответственность,
ориентироваться в профессиональной деятельности; определять методы и способы
выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество,
самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием; ориентироваться в условиях частой смены технологий в
профессиональной деятельности; копировать изделия традиционного прикладного
искусства; соответствовать требованиям, предъявляемым изделиям Декоративно-
прикладного искусства и народных промыслов» [4].
Формирование профессиональных компетенций происходит в течении всего
периода обучения, благодаря методически выстроенному учебно-образовательному
процессу по дисциплине «Исполнительское мастерство».
В энциклопедии профессионального образования понятие «профессиональной
компетенции», охарактеризовано следующим образом: «Профессиональная компетенция
является основой профессиональных качеств личности, а социально-коммуникативная
компетенция пронизывает коллективный трудовой процесс участников» [5, Т. 1 с. 454-
455].
Расширению профессиональных компетенций по дисциплине «Исполнительское
мастерство» способствуют теоретические учебные дисциплины: «Технология лаковой
миниатюрной живописи», «Материаловедение лаковой миниатюрной живописи»,
«История русских художественных лаков». На этих дисциплинах в процессе обучения
студенты изучают свойства материалов для понимания технологического процесса и
осуществления росписи изделия: масляных красок, лаков, металлических поталей,
грунтов, нюансы цвета, колорит изделия. Существенным является изучение особенностей
нанесения профессиональных художественных материалов и последовательности
выполнения красочного слоя в процессе решения письма «по-плотному», «по-сквозному»,
а также смешанного письма, наклеивание сусального золота, выполнение декоративных
приемов Федоскинского письма золотой или серебряной пастой.
Таким образом, сущность исполнительского мастерства лаковой миниатюрной
живописи Федоскино заключается во взаимосвязанных видах деятельности, которые
отражают содержание учебного процесса, а именно производственно-технологическая,
творческая и исполнительская.
Профессиональные компетенции делятся на практические и интеллектуальные. К
практическим мы отнесем работу студентов над изделием лаковой миниатюрной
живописи. Практические умения проявляются в течение всего процесса работы над
изделием миниатюрной живописи, начиная от момента появления замысла до воплощения
художественно-творческой концепции в материале, а именно: творческий поиск эскизов,
выявления технологических особенностей лаковой миниатюрной живописи Федоскино.
Интеллектуальные умения формируются и проявляются в процессе работы и выражаются
в решении конкретных поставленных задач, а именно при создании самостоятельной
композиции лаковой миниатюрной живописи Федоскино.
В Федоскинском филиале ВШНИ (И) на занятиях по «Исполнительскому
мастерству» преподаватель преднамеренно организует повторение студентами
определенных действий, что способствует развитию общих и профессиональных
компетенций. Следуя методическим рекомендациям, преподаватель показывает
технический прием на изделии из папье-маше, например: выполнение техники письма
«по-сквозному». После завершения демонстрации приема,студент повторяет
самостоятельно, применяя его в последствие на других работах, что приводит к
автоматическому техническому нанесению живописного красочного слоя. При овладении
производственно-технологической деятельности студент самостоятельно выполняет
последовательность написания изделия: первый слой «подмалевок», второй слой
«перемалевок», третий слой «бликовка», учитывая технику живописи миниатюрным
мазком, используя прием флейцовки в первом слое, в дальнейшем студент пишет в
технике корпусной миниатюрной живописи. Так же осуществляются запоминания по
инкрустации перламутра в папье-маше, что характерно для изделий лаковой
миниатюрной живописи Федоскино.
Из этого следует, что сущность «Исполнительского мастерства» в лаковой
миниатюрной живописи Федоскино в современном образовательном процессе
заключается в развитии профессиональных качеств личности и формировании общих и
профессиональных компетенций, с учетом художественно-технологических особенностей
данного вида традиционного прикладного искусства, без которой невозможно
профессиональное становление квалифицированного художника НХП.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гусева П.В. Формирование мастерства будущих художников палехской иконописи в высшей
профессиональной школе: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 08 / Гусева Полина Вадимовна. – СПб.,
2012. – 183 с.
2. Новиков А.М. Основания педагогики. / Пособие для авторов учебников и преподавателей. – М.:
Издательство «Эгвес», 2010. – 208 с.
3.Скакун В.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие. – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2008.-208 с.-
(Профессиональное образование).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по
специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (по видам). От 13
июля 2010 г. №773
5. Энциклопедия профессионального образования: В 3-х т. / Под ред. С. Я. Батышева Ю - М.: АПО, 1998, Т.
1, Т. 3: А-Л. 1998., 1999. – 488 с., 568 с.