СУЩНОСТЬ КУЛЬТУРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Арябкина Ирина Валентиновна (1), Кудашова Татьяна Владимировна (2)

(1) д.п.н., доцент, профессор кафедры дошкольного и  начального общего образования  ФГБОУ ВПО   «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», г. Ульяновск

(2) аспирант, педагог-психолог, Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Заокская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Аннотация: 
Статья посвящена исследованию проблемы культурно-эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования. Культурно-эстетическое развитие младших школьников рассматривается как фундамент культурного, эстетического, духовного, нравственного и интеллектуального развития личности.

Современная действительность характеризуется высокими темпами социально-экономического развития, ростом производства, повышением ценности интеллектуально-личностного потенциала человека. При стремлении к улучшению качества жизни отмечается снижение общего культурного уровня, обесценивание этических норм, девальвация нравственных ценностей, появление различных псевдокультурных явлений, выдаваемых и принимаемых за истинные культурно-эстетические ценности. Приоритет умственного развития над культурно-эстетическим порождает проблемы межличностного взаимодействия подрастающего поколения, потерю духовных ориентиров, динамику асоциального поведения детей и подростков.

В социальной политике происходит недооценивание роли культурного и эстетического сознания как важнейших факторов развития общества. Значительная часть современного молодого поколения подвергает сомнению и даже отвергает ценности классического искусства и их эталонную роль в культуре. В последние десятилетия на первый план выходит не классическая, а массовая культура. В общеобразовательных учреждениях предметам культурно-эстетического цикла отводится второстепенная роль.

Оценивая проблему «с  любой точки зрения (экономической, идеологической, политической, художественно-эстетической, культурологической), невозможно позитивно отнестись к тому, что в современной России все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа. Особую опасность для формирования молодых поколений россиян представляют стремительно развивающиеся рекламная массовая культура и телевизионный шоу-бизнес, формирующие у молодежи оценку человека не по его делам и творческим достижениям, а по счету в банке. Сегодня нет телешоу, рекламы, которые не проповедовали бы возможность случайного обогащения, выигрыша и пр., что смещает в сознании молодежи мотивацию в сторону сугубо меркантильных интересов» [1, 8].

Анализируя психолого-педагогические проблемы подрастающего поколения, Д. И. Фельдштейн отмечает, что «в наиболее трудном положении оказались растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, повышенную тревожность» [4, 10].

По мнению Х. Б. Льняновой, в современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры [2].

В конце XX века смена ценностных ориентиров привела к изменениям как в межкультурных, так и в общественных связях. Общество пришло к пониманию того, что необходимо произвести изменения государственной политики в области образования, переосмысления философии и концепции российского образования на всех уровнях, включая и начальную школу.

Классики российской и советской педагогики, такие как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, придавали важнейшее значение развитию эстетической культуры в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется фундамент эстетической и общей культуры человека.

 Сензитивность данного возрастного периода описана в трудах отечественных исследователей в области психологии В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др. По мнению В. И. Самохваловой, в младшем школьном возрасте у детей накапливаются знания о культурных, эстетических явлениях, происходит овладение ценностносными ориентирами, формируются эмоционально-психологические установки, что закладывает основу духовного развития личности [3].

В педагогической науке культурное развитие человека включает в себя культуру воспитания, мышления, общения, отдыха, труда личности и т. п. Вопросы культурологического подхода к образованию отражают Г. С. Батищева, Л. П. Буева, А. П. Валицкая, О. С. Долженко, И. А. Ильин, И. С. Розов и др. Вопросы воспитания с точки зрения культуры освещены в трудах Е. В. Бондаревской, И. М. Борытко, И. Б. Крыловой, Б. Т. Лихачева, И. Е. Щурковой и др.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности, начиная со времен Платона и Аристотеля. На протяжении долгого времени эстетическая культура рассматривалась как функция социального целого. Эстетическая культура личности имеет глубокую сущностную определенность, связанную с процессами эстетического развития личности. Эстетическая культура личности,  по определению Г. С. Лабковской, – это совокупность способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [6, 18].

Вопросы эстетической культуры, её роли в воспитании и формировании личности  занимали важное место в трудах Ю. А. Борева, А. И. Бурова, М. А. Верба, Я. А, Коменского, Ж.-Ж. Руссо, У. Ф. Суна, К. Д. Ушинского.

Педагогические и психологические аспекты эстетической культуры описаны в трудах Л. В. Выготского, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, А. Б. Щербо, П. М. Якобсона. 

Пути повышения эстетической культуры, которые заключаются в целенаправленном педагогическом руководстве, представления о взаимосвязи и взаимообусловленности  компонентов эстетической культуры детей школьников были определены М. А. Вербом, М. С. Каганом, Б. Т. Лихачевым.

Концепции формирования современных подходов к эстетическому образованию и воспитанию освещены в трудах Е. В. Квятковского, Б. М. Неменского, А. А. Радугина. Проблема формирования эстетической культуры и личностных качеств школьника посредством эстетического воспитания освещается в исследованиях Е. В. Квятковский, А. П. Печко. Возможность введения школьников в процесс освоения культурных норм, явлений, объектов искусства, а также формирование у них качеств и сторон эстетического сознания и личной культуры в соответствии с их возрастом освещаются в трудах А. В. Гордеевой, О. Б. Гордиенко, Д. Н. Джола, Е. И. Левит, Ю. Л. Поспеловой, Н. П. Савиной, М. Н. Сокольникова, Н. М. Солончук, А. Б. Щербо.  Методологические подходы к воспитанию у младших школьников культуры восприятия описаны Г. С. Коротаевой. Исследованием культурно-эстетического потенциала младших школьников в условиях разных форм занятий, а также вопросами восстановления гармонии и психологического здоровья детей под воздействием искусства занимались Л. П. Герасименко, Л. П. Робустова.

Несмотря на высокое теоретическое и практическое значение существующих исследований в области эстетической культуры, проблема целенаправленного культурно-эстетического развития младших школьников изучена недостаточно.

Анализ научно-теоретической и методической литературы проблемы развития культурно-эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования свидетельствует о том,  что существует объективная необходимость в культурно-эстетическом развитии младших школьников. Однако условия формирования культурно-эстетического развития младших школьников в педагогической науке разработаны недостаточно полно.

Согласно исследованиям А. А. Радугина, от степени развития эстетической культуры в человеке зависит его творческая направленность деятельности, интеллигентность, одухотворенность отношений к миру и окружающим людям. Эстетическая культура включает в себя следующие функции:

- информационно-познавательную;

- ценностно-ориентационную;

- деятельно-волевую;

- коммуникативно-регулятивную [5, 224-226].

Сущность культурно-эстетического развития заключается в:

- процессе целенаправленного воздействия;

- формировании способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;

- формировании эстетических вкусов и идеалов личности;

- развитии способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.

Культурно-эстетическое развитие детей направлено на их общее развитие в культурном, эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном планах. Для достижения культурно-эстетического развития младших школьников перед школой стоят следующие задачи:

1.   вовлечение младших школьников в художественно-творческую деятельность, приобщение их к эстетической культуре;

2.   вырабатывание у младших школьников потребности в приобретении знаний эстетической культуры;

3.   развитие у младших школьников эстетического вкуса, способностей к художественно-эстетическому творчеству;

4.   формирование у младших школьников эстетических чувств, духовных и нравственных качеств.

Огромное значение в культурно-эстетическом развитии детей играет социальная среда, в которой они находятся. Требования микросреды, традиции, установки в обучении и воспитании могут стать или хорошим стимулятором, или, наоборот, тормозящим фактором для культурно-эстетического развития подрастающего поколения. Педагогу очень важно создать благоприятные условия для культурно-эстетического развития детей. Поэтому, необходимо соблюдать следующие условия, которые способствуют культурно-эстетическому развитию младших школьников на современном этапе развития образования:

- культуризация и эстетизация среды;

- культура и этика поведения педагога;

- эмоционально-положительный тон общения с детьми;

- создание образовательных ситуаций, в которых соединены все образующие мира ребенка, связанные с культурно-эстетическим освоением мира (культура, родной язык, традиции, природа, общение с педагогом, сверстниками);

- актуализация культурно-эстетических действий детей. 

Культурно-эстетическое развитие пропитывает всю организацию жизнедеятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Доброжелательная, позитивная, наполненная постоянным открытием предметов и явлений окружающей действительности атмосфера обучения и воспитания, содействует культурно-эстетическому развитию младших школьников.

Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что культурно-эстетическое развитие младших школьников способствует становлению гармоничной, целостной, высоконравственной, духовной личности, что имеет особую актуальность на современном этапе развития общества. Таким образом, возникает потребность в совершенствовании психолого-педагогических условиях образовательной среды, направленной на культурно-эстетическое развитие младших школьников.

 

1.     Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода : теоретические аспекты : монография. –  М.: Флинта : Наука, 2010. 

2.     Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №3 – URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239 (дата обращения 15.01.2018).

3.     Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире [Текст] / В. И. Самохвалова. – М.: ИФРАН, 1996. – С. 31-45.

4.     Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2003. – № 6. – С. 7 – 17.

5.     Эстетика : учеб. пос. для студ. вузов. [Текст] / [под ред. А. А. Радугина]. – М.: Центр, 1998. 

6.     Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лабковская, – М.: Просвещение, 1983.