Современная действительность характеризуется высокими темпами социально-экономического развития, ростом производства, повышением ценности интеллектуально-личностного потенциала человека. При стремлении к улучшению качества жизни отмечается снижение общего культурного уровня, обесценивание этических норм, девальвация нравственных ценностей, появление различных псевдокультурных явлений, выдаваемых и принимаемых за истинные культурно-эстетические ценности. Приоритет умственного развития над культурно-эстетическим порождает проблемы межличностного взаимодействия подрастающего поколения, потерю духовных ориентиров, динамику асоциального поведения детей и подростков.
В социальной политике происходит недооценивание роли культурного и эстетического сознания как важнейших факторов развития общества. Значительная часть современного молодого поколения подвергает сомнению и даже отвергает ценности классического искусства и их эталонную роль в культуре. В последние десятилетия на первый план выходит не классическая, а массовая культура. В общеобразовательных учреждениях предметам культурно-эстетического цикла отводится второстепенная роль.
Оценивая проблему «с любой точки зрения (экономической, идеологической, политической, художественно-эстетической, культурологической), невозможно позитивно отнестись к тому, что в современной России все сферы духовно-художественной и эстетической жизни отданы во власть массовой культуры и искусства американского типа. Особую опасность для формирования молодых поколений россиян представляют стремительно развивающиеся рекламная массовая культура и телевизионный шоу-бизнес, формирующие у молодежи оценку человека не по его делам и творческим достижениям, а по счету в банке. Сегодня нет телешоу, рекламы, которые не проповедовали бы возможность случайного обогащения, выигрыша и пр., что смещает в сознании молодежи мотивацию в сторону сугубо меркантильных интересов» [1, 8].
Анализируя психолого-педагогические проблемы подрастающего поколения, Д. И. Фельдштейн отмечает, что «в наиболее трудном положении оказались растущие люди, так как противоречия развития, свойственные детскому и юношескому возрастам, значительно усилились в нынешней ситуации, которая приводит к искусственной задержке личностного развития, интенсифицирует рост квазипотребностей, квазиинтересов, отклонения в поведении, повышенную тревожность» [4, 10].
По мнению Х. Б. Льняновой, в современной России особо актуальна проблема преодоления культурного дефицита, отчуждения людей от культуры, общечеловеческих идеалов и ориентиров. В этих условиях резко возрастают требования к духовному становлению подрастающего поколения. Одним из путей воспитания целостной, гармоничной личности, способной свободно ориентироваться в мире ценностей, является формирование у неё эстетической культуры [2].
В конце XX века смена ценностных ориентиров привела к изменениям как в межкультурных, так и в общественных связях. Общество пришло к пониманию того, что необходимо произвести изменения государственной политики в области образования, переосмысления философии и концепции российского образования на всех уровнях, включая и начальную школу.
Классики российской и советской педагогики, такие как А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский, придавали важнейшее значение развитию эстетической культуры в младшем школьном возрасте, так как именно в этом возрасте формируется фундамент эстетической и общей культуры человека.
Сензитивность данного возрастного периода описана в трудах отечественных исследователей в области психологии В. В. Давыдова, А. А. Люблинской, В. С. Мухиной, Д. Б. Эльконина и др. По мнению В. И. Самохваловой, в младшем школьном возрасте у детей накапливаются знания о культурных, эстетических явлениях, происходит овладение ценностносными ориентирами, формируются эмоционально-психологические установки, что закладывает основу духовного развития личности [3].
В педагогической науке культурное развитие человека включает в себя культуру воспитания, мышления, общения, отдыха, труда личности и т. п. Вопросы культурологического подхода к образованию отражают Г. С. Батищева, Л. П. Буева, А. П. Валицкая, О. С. Долженко, И. А. Ильин, И. С. Розов и др. Вопросы воспитания с точки зрения культуры освещены в трудах Е. В. Бондаревской, И. М. Борытко, И. Б. Крыловой, Б. Т. Лихачева, И. Е. Щурковой и др.
Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности, начиная со времен Платона и Аристотеля. На протяжении долгого времени эстетическая культура рассматривалась как функция социального целого. Эстетическая культура личности имеет глубокую сущностную определенность, связанную с процессами эстетического развития личности. Эстетическая культура личности, по определению Г. С. Лабковской, – это совокупность способностей чувствовать, переживать и преобразовывать природу, общественную жизнь и самого человека по законам красоты, открывающим путь наиболее полного гармоничного раскрытия всех сущностных сил человека [6, 18].
Вопросы эстетической культуры, её роли в воспитании и формировании личности занимали важное место в трудах Ю. А. Борева, А. И. Бурова, М. А. Верба, Я. А, Коменского, Ж.-Ж. Руссо, У. Ф. Суна, К. Д. Ушинского.
Педагогические и психологические аспекты эстетической культуры описаны в трудах Л. В. Выготского, А. С. Макаренко, В. С. Сухомлинского, С. Т. Шацкого, А. Б. Щербо, П. М. Якобсона.
Пути повышения эстетической культуры, которые заключаются в целенаправленном педагогическом руководстве, представления о взаимосвязи и взаимообусловленности компонентов эстетической культуры детей школьников были определены М. А. Вербом, М. С. Каганом, Б. Т. Лихачевым.
Концепции формирования современных подходов к эстетическому образованию и воспитанию освещены в трудах Е. В. Квятковского, Б. М. Неменского, А. А. Радугина. Проблема формирования эстетической культуры и личностных качеств школьника посредством эстетического воспитания освещается в исследованиях Е. В. Квятковский, А. П. Печко. Возможность введения школьников в процесс освоения культурных норм, явлений, объектов искусства, а также формирование у них качеств и сторон эстетического сознания и личной культуры в соответствии с их возрастом освещаются в трудах А. В. Гордеевой, О. Б. Гордиенко, Д. Н. Джола, Е. И. Левит, Ю. Л. Поспеловой, Н. П. Савиной, М. Н. Сокольникова, Н. М. Солончук, А. Б. Щербо. Методологические подходы к воспитанию у младших школьников культуры восприятия описаны Г. С. Коротаевой. Исследованием культурно-эстетического потенциала младших школьников в условиях разных форм занятий, а также вопросами восстановления гармонии и психологического здоровья детей под воздействием искусства занимались Л. П. Герасименко, Л. П. Робустова.
Несмотря на высокое теоретическое и практическое значение существующих исследований в области эстетической культуры, проблема целенаправленного культурно-эстетического развития младших школьников изучена недостаточно.
Анализ научно-теоретической и методической литературы проблемы развития культурно-эстетического развития младших школьников на современном этапе развития образования свидетельствует о том, что существует объективная необходимость в культурно-эстетическом развитии младших школьников. Однако условия формирования культурно-эстетического развития младших школьников в педагогической науке разработаны недостаточно полно.
Согласно исследованиям А. А. Радугина, от степени развития эстетической культуры в человеке зависит его творческая направленность деятельности, интеллигентность, одухотворенность отношений к миру и окружающим людям. Эстетическая культура включает в себя следующие функции:
- информационно-познавательную;
- ценностно-ориентационную;
- деятельно-волевую;
- коммуникативно-регулятивную [5, 224-226].
Сущность культурно-эстетического развития заключается в:
- процессе целенаправленного воздействия;
- формировании способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее;
- формировании эстетических вкусов и идеалов личности;
- развитии способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Культурно-эстетическое развитие детей направлено на их общее развитие в культурном, эстетическом, духовном, нравственном и интеллектуальном планах. Для достижения культурно-эстетического развития младших школьников перед школой стоят следующие задачи:
1. вовлечение младших школьников в художественно-творческую деятельность, приобщение их к эстетической культуре;
2. вырабатывание у младших школьников потребности в приобретении знаний эстетической культуры;
3. развитие у младших школьников эстетического вкуса, способностей к художественно-эстетическому творчеству;
4. формирование у младших школьников эстетических чувств, духовных и нравственных качеств.
Огромное значение в культурно-эстетическом развитии детей играет социальная среда, в которой они находятся. Требования микросреды, традиции, установки в обучении и воспитании могут стать или хорошим стимулятором, или, наоборот, тормозящим фактором для культурно-эстетического развития подрастающего поколения. Педагогу очень важно создать благоприятные условия для культурно-эстетического развития детей. Поэтому, необходимо соблюдать следующие условия, которые способствуют культурно-эстетическому развитию младших школьников на современном этапе развития образования:
- культуризация и эстетизация среды;
- культура и этика поведения педагога;
- эмоционально-положительный тон общения с детьми;
- создание образовательных ситуаций, в которых соединены все образующие мира ребенка, связанные с культурно-эстетическим освоением мира (культура, родной язык, традиции, природа, общение с педагогом, сверстниками);
- актуализация культурно-эстетических действий детей.
Культурно-эстетическое развитие пропитывает всю организацию жизнедеятельности младшего школьника в образовательном учреждении. Доброжелательная, позитивная, наполненная постоянным открытием предметов и явлений окружающей действительности атмосфера обучения и воспитания, содействует культурно-эстетическому развитию младших школьников.
Анализ вышесказанного позволяет утверждать, что культурно-эстетическое развитие младших школьников способствует становлению гармоничной, целостной, высоконравственной, духовной личности, что имеет особую актуальность на современном этапе развития общества. Таким образом, возникает потребность в совершенствовании психолого-педагогических условиях образовательной среды, направленной на культурно-эстетическое развитие младших школьников.
1. Арябкина И. В. Формирование культурно-эстетической компетентности учителя начальной школы на основе личностно-ориентированного подхода : теоретические аспекты : монография. – М.: Флинта : Наука, 2010.
2. Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. – 2011. – №3 – URL: http://web.snauka.ru/issues/2011/07/1239 (дата обращения 15.01.2018).
3. Самохвалова В. И. Эстетическая культура как комплексный феномен утверждения и реализации человека в мире [Текст] / В. И. Самохвалова. – М.: ИФРАН, 1996. – С. 31-45.
4. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека [Текст] / Д.И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2003. – № 6. – С. 7 – 17.
5. Эстетика : учеб. пос. для студ. вузов. [Текст] / [под ред. А. А. Радугина]. – М.: Центр, 1998.
6. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Сост. Г. С. Лабковская, – М.: Просвещение, 1983.