Воспитание растущего человека связано с освоением им культуры как квинтэссенции общечеловеческого опыта. Вызовы нового времени, потребности современного общества, прогнозы футурологов актуализируют изучение широкого круга культурологических проблем образования. В последние десятилетия созданы научные концепции, проведены диссертационные исследования, разработаны программно-методические комплекты культурологической направленности (в том числе культуросообразного воспитания, мультикультурного и этнокультурного образования). Вместе с тем все более острой становится следующая проблема: как расширить взгляд педагогов на культуру, помочь увидеть в ней суть всего образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного?
Культурология образования позволяет проектировать образовательную деятельность и прогнозировать ее основной результат — готовность ребенка к саморазвитию — из целей самой культуросообразной педагогики (поскольку нет целей образования вне самого образования) и предлагает идею организации всех уровней образования на основе культурных практик ребенка (Н.Б. Крылова [3]).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ориентирует руководителей и педагогов дошкольных организаций на создание оптимальных условий для обогащения культурных практик каждого ребенка с учетом его индивидуальности.
Культурные практики — это обычные для ребенка, повседневные и привычные способы самоопределения и самореализации, тесно связанные с экзистенциальным содержанием его бытия и со-бытия с другими людьми (Н.Б. Крылова [3]). Культурные практики сопряжены с активной, самостоятельной, разноаспектной апробацией каждым ребенком новых для него видов деятельности, а также способов ее осуществления и разных форм организации, основанных на индивидуальных интересах, потребностях, способностях. Можно сказать, что культурные практики — это эффективный путь решения наиболее острых проблем современного дошкольного и начального школьного образования, направленного на позитивную социализацию и гибкую индивидуализацию.
В своей деятельности, мыслях, переживаниях, поступках, оценках каждый ребенок выступает субъектом культуры, поскольку в той или иной мере опирается на общечеловеческие ценности — духовные и нравственные. Процесс овладения культурой рассматривается сегодня как восхождение до всеобщего социального опыта. По метафоричному высказыванию М.К. Мамардашвили, культура — это онтологические корни, которые питают и взращивают личность, обеспечивают человека социально приемлемыми образцами и средствами успешного решения личностных задач [7]. Образование призвано помочь ребенку не только усвоить общечеловеческий опыт как нечто внешнее, но и помочь присвоить, сделать внутренним, чтобы на основе этого социокультурного опыта он смог преобразовать свои природные способности до возможности «второго рождения» — самоактуализации, открытия своего «Я» и собственного жизненного пути.
Культурные практики человека начинают складываться в раннем возрасте в процессе содержательного и эмоционально комфортного взаимодействия с близкими взрослыми, затем обогащаются — постепенно и постоянно — в процессе самостоятельной деятельности. Для расширения культурных практик ребенка значимы такие виды и формы активности как: свободное манипулирование различными предметами и материалами, наблюдения и опыты, экспериментирование, собственные пробы и ошибки, поиск и выбор, спонтанное изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, коллажирование), конструирование из разных материалов, исследование, фантазирование, сочинительство, театральные игры и мн. др.
Практика ребенка становится культурной, когда она открывает возможности для его личной инициативы, осмысления повседневного опыта, который накапливается постепенно, и создания собственных артефактов, образцов и творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (поскольку культура — сущностное качество любого вида и любой формы человеческой деятельности). В культурных практиках дети самостоятельно, по своей инициативе и на основе своих индивидуальных желаний, интересов, потребностей, способностей, умений осваивают доступные им виды деятельности и способы поведения. Они действуют активно, свободно, уверенно, не боятся проявить инициативу, обосновать выбор, высказать свое собственное мнение, оценить ситуацию или поступок. В культурных практиках разные виды деятельности быстро сменяют друг друга и свободно интегрируются детьми в разных вариантах их сочетания (подчас неожиданных для взрослых).
Культурные практики — это также стихийное накопление ребенком разнопланового опыта общения и продуктивного взаимодействия с ровесниками и детьми других возрастов (более младшими и более старшими), когда дети объединяются по интересам в пары, малые или большие группы. И это — обогащение опыта дружбы, взаимопомощи, сотрудничества, сопереживания, заботы, эмпатии. Здесь истоки «скрытого» нравственного воспитания, эмоционально-волевого развития и освоения «фонового» знания, в том числе приобретения «неясных» (Н.Н. Поддьяков [10]) знаний.
Культурные практики — явление интегративное, которое сплавляет в индивидуализированное целое различные элементы: освоенные ребенком способы действий, культурные нормы и правила, принятые в данном обществе образцы деятельности и поведения, личные результаты и достижения, а также опыт их презентации в форме речевого высказывания, самооценки, портфолио, выставки, проекта и др.
Культурные умения. В основе культурных практик ребенка лежат культурные умения. В компетенции современного педагога входит готовность к формированию культурных умений ребенка как универсальных. Такие умения, по мысли Н.Б. Крыловой, интенсивно формируются уже в период дошкольного детства, а затем «достраиваются» и совершенствуются в течение всей последующей жизни человека [3]. Они включают готовность и способность индивида в различных ситуациях своей жизни действовать на основе культурных норм (Е.В. Боякова [2], Е.П. Олесина [8], О.И. Радомская [8]). Именно культурные умения выражают направленность, мотивацию, содержание действий и поступков человека; определяют своеобразие его действий (индивидуальные особенности, стиль, «почерк»); принятие и освоение культурных норм сообщества, к которому принадлежит ребенок; принятие общезначимых (общечеловеческих) культурных образцов деятельности и поведения (И.А. Лыкова [5, 9]).
Культурная память — это универсальная форма передачи и актуализации культурных смыслов, ценностно-значимых для каждого человека и выходящих за пределы индивидуального опыта (Я. Ассман (J. Assman) [1]). Это определенным образом сфокусированное сознание человека (и общества), в котором отражается особая значимость информации о культурном прошлом в его тесной связи с настоящим и будущим конкретного человека, семьи, Отечества и всего человечества. Культурная память, подобно исторической, может быть индивидуальной и коллективной. Она сохраняет, обобщает, воспроизводит и транслирует в ценностно-проективной форме культурный опыт человека, семьи, народа, страны, государства. Культурная память преобразует факты в универсальные (общечеловеческие) смыслы. «В культурной жизни нельзя уйти от памяти, как нельзя уйти от самого себя. Важно только, чтобы то, что культура держит в памяти, было достойно ее» (Д.С. Лихачев [4]).
Педагогам и родителям важно знать следующие особенности культурной памяти, которые со временем начинают выполнять роль функций:
• системности, основанной на установлении смысловых связей и отношений между предметами и явлениями культуры, а также на закономерностях функционирования самой культуры как целостной системы;
• аксиологичности, вырастающей из системы ценностных ориентиров (например, образцов, норм и моделей поведения человека);
• интегративности, предполагающей «вписанность» предмета или явления культуры во множество ценностно-смысловых контекстов;
• познавательной активности, связанной с мотивами любой деятельности человека (познавательной, социально-коммуникативной, художественно-эстетической, исследовательской);
• проективности, связанной с установлением смысловых и эмоционально-ценностных связей между прошлым, настоящим и будущим; созданием моделей желаемого будущего на основе знания прошлого и настоящего.
Культурный опыт. Сущность культуры конкретного человека или общества в целом составляет информация, заключенная в культурном опыте. Культурный опыт — это те нормы, ценности, установки, образцы поведения, способы деятельности, которые специфичны для данной социокультурной общности. (Причем слово «деятельность» нужно понимать в самом широком смысле, как любую форму материального и духовного освоения человеком окружающего мира.) Они формируются в ходе исторического развития социокультурной общности и приобретаются личностью в ходе ее развития и становления. Индивидуальный культурный опыт — это освоенная человеком информация как основа его готовности к культуросообразным действиям в конкретных ситуациях (И.А. Лыкова [5, с. 11]). По своей психологической форме культурный опыт выступает как знание предметов и закономерностей, чувственно «данных» познающему субъекту в процессе приобщения к культуре. Логическая структура культурного опыта обусловлена единством непосредственного и опосредованного знания (своеобразный «сплав» знаний, умений и чувств) растущего человека.
Культурный опыт является одновременно результатом культурной деятельности и ее регулятором, обеспечивающим преемственность существования культуры и общества, а также возможность социокультурного развития все новых и новых поколений. Культурные практики позволяют человеку освоить культурные умения, сохранить их в культурной памяти, обобщить в культурном опыте и войти в социокультурное пространство.
Индивидуальный стиль деятельности — это система своеобразных действий, способов, методов, приемов, эмоциональных реакций, которые применяет и которые проявляет человек, в т.ч. ребенок дошкольного возраста в своей деятельности и поведении. Наиболее ярко индивидуальный стиль проявляется в культурных практиках как самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка.
Картина мира как результат самоопределения. Картина мира — это целостное миропонимание, интегрирующее знания человека об окружающей действительности и себе самом (как части мироздания) на основе системного принципа, который определяет мировоззренческую установку, ценностные и поведенческие ориентиры. В сознании каждого человека картина (или образ) мира начинает складываться уже в дошкольном детстве на основе накапливаемого познавательного и эстетического опыта, который выступает как определенным образом структурированная система всех представлений и знаний, а также способов интеллектуальной и практической деятельности.
Картина мира ребенка-дошкольника имеет динамический характер, ее постоянное развитие обусловлено стремительным обогащением жизненного опыта, трансформацией ясных и неясных знаний, расширением круга все новых и новых понятий, которые постепенно обобщаются и интегрируются. При этом обобщение носит эмпирический характер, а интеграция осуществляется как результат глубинного пересечения разных линий развития (интеллектуального, эстетического, нравственного, физического) в процессе взаимодействия ребенка с другими людьми — детьми и взрослыми — в увлекательной, интересной, содержательно насыщенной деятельности.
Позиция педагога. Деятельность современного педагога направляется, в первую очередь, на создание психолого-педагогических условий для сознательного и самостоятельного выбора детьми индивидуальной образовательной стратегии, на индивидуальную помощь каждому ребенку в планировании разных видов деятельности (в первую очередь тех, в которых наиболее ярко проявляются индивидуальные интересы и способности), на консультирование детей по применению тех или иных информационных источников и дидактических пособий, а также на гармонизацию взаимодействия с родителями. Сегодня важнее не то, что знают и умеют выпускники образовательного учреждения, а как они умеют реализовывать свой личностный потенциал в соответствии с индивидуальными способностями. И это важная примета времени в современном образовании.
Выводы. Культурные практики — это разнообразные способы самоопределения и самореализации ребенка, основанные на повседневных (обычных, привычных) и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности, поведения и опыта. Использование культурных практик в современных детских садах вызвано потребностью в расширении социальных и практических компонентов содержания образования для обогащения культурного опыта каждого ребенка с учетом его индивидуальности. Но для успешного воплощения этой идеи необходимо кардинальное изменение взгляда педагогов на культуру — формирование готовности увидеть в ней цель, смысл и основное содержание образования.
ЛИТЕРАТУРА
Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской. М.: Языки славянской культуры, 2004.
Боякова Е. В. Особенности развития современного ребенка // Педагогика искусства: Электронный научный журнал учреждения Российской академии образования «институт художественного образования». — 2011. — № 1. http://www.art-education.ru/electronic-journal/osobennosti-razvitiya-sovremennogo-rebenka 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-1-2011/ boyakova_07_03_2011.pdf
Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике // Личность в социокультурном измерении: история и современность: Сб. статей. М.: Индрик, 2007. С. 132–138.
Лихачев Д.С. Русская культура: Сб. / Сост. Л.Р. Мариупольская. М.: Искусство, 2000.
Лыкова И.А., Протасова, Е.Ю. Культурные практики в детском саду: современный подход и возможные трактовки // Научно-методический журнал «Детский сад: теория и пратика». 2015. № 5. С. 6–18.
Лыкова И.А. Ребёнок и культура: смысловое общение на языке художественных образов, знаков и символов // Педагогика искусства: электронный научный журнал. URL: http:// www.art-education.ru/AE-magazine. — 2013. — № 2. 1 п.л. URL: http://www.art-education.ru/AE-magazine/archive/nomer-2-2013/lykova_2_2013.pdf
Мамардашвили М.К. Гуманитарная энциклопедия [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий: Информационно-аналитический портал. Режим доступа: http://gtmarket.ru/encyclopedia.
Олесина Е.П., Радомская О.И. Интегрированный подход к преподаванию изобразительного искусства в школе как условие формирования художественного восприятия и мышления учащихся [Текст]/ О.И. Радомская и др. //Педагогика искусства [Электронный ресурс]: сетевой электронный научный журнал. – 2015. – №1.URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/olesina_radomskaya.pdf
Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2011.
Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста: Концептуальный аспект. Волгоград: Перемена, 1995.