Установлено, что понятие «ноогуманистическая мировоззренческая культура» (НМК) – это интегральное образование, в которое входят ноосферная и гуманистическая составляющие, опирающиеся на положения учения о ноосфере В. И. Вернадского, теории физического вакуума Г. И. Шипова (ТФВ) и гуманистической педагогики (К. Роджерс и др.). В основе понятия составляющих «ноогуманизм» – «ноосфера» и «гуманизм» – лежит ключевая идея гармонии человека и социоприродных систем. Проистекающие отсюда родственные значения-корреляты: «устойчивое развитие», «толерантность», «гомеостаз» –проявляются на разных уровнях бытия, начиная от персонального и кончая цивилизационными процессами. Гармония – это общее духовное пространство, которое объединяет музыку и ноогуманизм. Ноосферная составляющая, с одной стороны, вбирает в себя базовые положения учения В. И. Вернадского о том, что ноосфера – это эпоха разума, определяющая прогресс общества и эволюцию биосферы, где мысль есть планетарное явление. С другой стороны, его учение перекликается с квантовой теорией, указывающей на мироформирующее значение сознания (Х. Эверетт, Р. Шредингер и др.), положениями ТВФ, касающимися существования Тонкого мира: Абсолюта, первичных торсионных полей, интерпретируемых как поле сознания Вселенной и способных «управлять» рождением материи из физического вакуума, т. е. имеющих также мироформирующее значение. Что касается теории суперструн, то она объясняет «музыкальную» природу материи, потому что элементарные частицы – это маленькие колеблющиеся одномерные струны, являющиеся микроскопическими нитями энергии. Всѐ это позволяет говорить об обоснованной легализации одной из разновидностей синтетических форм картины мира (КМ) – научно-метафизической. Здесь важно подчеркнуть, что научная КМ в свете квантовой теории, ТФВ начинает менять свои
позиции с материалистических на метафизические, которые трактуются как «надэмпирические, стоящие над всяким возможным опытом, трансцендентные» [1, с. 266]. Некоторые ученые (Н. Тростников, М. Заречный и др.) считают обоснованным оценивать современную естественнонаучную КМ с позиций научной апологетики – искусства доказывать верность религиозного миропонимания на материале науки. Другими словами, открытия в области субъективной физики демонстрируют новые научно-метафизические подходы к объяснению мира, не противоречащие религиозному и философскому мировоззрениям. Следовательно, указанные теории позволяют сформулировать научно-метафизическую КМ на новом, конвергенциональном уровне, где утверждаются универсальные духовные начала мироздания, где духовные принципы обретают реальный физический смысл, а сознание – формообразующую роль. Идея о мироформирующем значении сознания транзитно высвечивается в современной психологии, где существует огромное количество методик и психотехник по программированию сознания (Р. Энтони, Р. Стоун, В. Зеланд и др.). Знания, трогающие душу, будучи личностно прочувствованными, становятся знаниями-убеждениями, т. е. определенными ментально-мировоззренческими конструкциями, формирующими сознание и поведение. В данном случае ноогуманистические знания, убеждения, находясь в «свернутом», непроявленном состоянии, при определенных условиях актуализируются в деятельности индивида. Наша обращенность к этому инструментальному пласту психологии – анализу психотехник и их использованию – объясняется тем, что в процессе опытно-экспериментальной работы по формированию ноогуманистических представлений, идеалов, убеждений, задаются определенные «ноогуманистические параметры» мышления у обучающихся, которые затем продуцируются в виде ментиграмм – ноогуманистически ориентированных понятийно-смысловых и ассоциативно-образных конструкций, которые в результате обучения, интегрируясь с имеющимся ментально-чувственным опытом, уходят в долговременную память [2, с. 221]. Моменты интериоризации знаний, сначала внешних по отношению к индивиду, затем им личностно осознанных и прочувствованных («вочеловеченных» по Г. С. Батищеву, 1989), достаточно широко были освещены в педагогической психологии: в трудах, прежде всего, П. Я. Гальперина, С. Л. Рубинштейна и др. Результаты опытно-экспериментальной работы (ОЭР) показали эффективность методики формирования НМК или, согласно К. Роджерсу, высокую степень конгруэнтности «самости» и «феноменального поля» индивида внешней обучающей среде. Установлено, что музыкальное искусство способно эффективно формировать этнокультурную толерантность личности (Л. С. Майковская, 2009). Поскольку толерантность близка проблемному контексту исследования и является одним из ноогуманистических приоритетов, то в равной степени предоставляется возможность результативного формирования ее посредством ноогуманистической мировоззренческой подготовки (НМП), т. к. гармония, структурирующая природу музыки и ноогуманизма, – едина.
Вторая, «гуманистическая» составляющая понятие «ноогуманизм» включает два аспекта; общегуманистический, т. е. позитивный посыл на добро, любовь к живому (природе, ближнему), а также педагогический, реализующий в процессе НМП некоторые принципы гуманистической педагогики и психологии: личностный подход и диалогичность обучения, без которых невозможны доверие и контакт между педагогом и обучающимися. Организация педагогического обучения по формированию НМК не мыслится вне использования личностного подхода, который ориентирован на признание уникальности и неповторимости личности, признание за ней права на честь и достоинство, на свободу выбора в принимаемых ею решениях и поступков. Ввиду того, что в центре внимания находится личность, формирование ее мировоззрения, структурно-психологическая составляющая играет большую роль. Личностно ориентированный подход предполагает осуществление принципа субъект-субъектных отношений. Однако в практике личностно ориентированный подход часто ассоциируется с личностно-центрированным обучением, хотя Э. Н. Гусинский и Ю. И. Турчанинова не совсем согласны с данной трактовкой ввиду того, что «при личностно ориентированном обучении ученик является не субъектом образовательного взаимодействия, а объектом изощренного педагогического воздействия. …На психологическом языке эти разные позиции обозначаются с помощью понятий «субъект-объектных» и «субъект-субъектных» отношений: в ориентированном на личность подходе ребенок выступает объектом воздействия со стороны взрослых, а в среде, центрированной вокруг личности, происходит диалог полноправных субъектов взаимодействия. Наличие или отсутствие диалога, творческого участия ученика в своем образовании есть кардинальное основание для различения этих видов методологии» [3, с. 188]. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъект-субъектных отношений, то есть в диалоге, где роль педагога заключается в помощи студенту в формировании своего образа мыслей, своего видения решения проблемы. Объясняя актуальность становления НМК как условие миропонимания человека ХХI в., уверенно строящего сбалансированные отношения с Миром внешним и внутренним, педагог развивает у студентов интерес и параллельно формирует их ноогуманистические представления.
Суммируя, можно обозначить комплекс смысловых единиц, составляющих понятийный ряд ноогуманизма, где центральным звеном является принцип гармонии и положение о формообразующей силе сознания. Современная субъективная физика позволяет постулировать научно-метафизическую КМ. Ноогуманизм корреспондирует с современной концепцией устойчивого развития, ориентирующейся на гармонизацию отношений социоприродных систем. Гармония, как проявление созидательного начала бытия, фундирует мир в системе «природа – общество – человек». Так, в комбинации проекций «природа-общество» гармония находит выражение в коэволюции, т. е. параллельной, взаимосвязанной эволюции биосферы и человеческого общества. В другом системообразующем варианте проекций «общество-человек» гармония экстраполируется в принцип толерантности, т. е. терпимости к Другому. Расширительное толкование указанного понятия подразумевает толерантность: межличностную, межнациональную, межгосударственную. В аналогичной проекции на профессиональном уровне принцип гармонии находит выражение в ответственном отношении учителя к ученику, эффективно реализуемого в условиях личностно ориентированного обучения. В данном случае гуманизм, выступая в роли модулятора между естествознанием и педагогикой, продуцирует базисный остов концепта ноогуманистической педагогики. Следовательно, положениями, концептуально закрепляющими НМК, являются разумно-бережное отношение к природе, гражданская позиция, ответственное отношение к миру, профессии, толерантность и пр.
Таким образом, ноогуманистическая мировоззренческая культура в широком смысле есть исторически определенный уровень духовного, интеллектуального развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их разумно-гармонизированных взаимоотношениях, а также в создаваемых ими духовных и материальных ценностях. В узком смысле под ноогуманистической мировоззренческой культурой подразумевается владение целостным научно-метафизическим представлением о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, общества на гуманистически-коэволюционных, устойчивых началах.
Литература
1. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 2005. 576с.
2. Шиндаулова Р.Б. К вопросу о познавательных процессах в формировании мировоззренческих основ мышления будущих учителей музыки в процессе естественнонаучной подготовки // Актуальные проблемы современной когнитивной науки Материалы Международной научно-практической конференции (15–16 октября 2009г.). Иваново: ОАО «Иваново», 2010. 260с. C. 215–224.
3. Э.Н. Гусинский, Ю.И. Турчанинова Введение в философию образования. М., 2000 224 с.
Сущностные основы понятия «Ноогуманистическая мировоззренческая культура»
Аннотация:
Сущностные основы понятия «Ноогуманистическая мировоззренческая культура»