Танцы как средство развития творческого потенциала учителей музыки на занятиях по хореографии

Ярцева Надежда Васильевна

Аспирант Уральского государственного педагогического университета Старший преподаватель кафедры физического воспитания Уральского государственного педагогического университета

NadejdaVas82@mail.ru

Аннотация: 
Танцы как средство развития творческого потенциала учителей музыки на занятиях по хореографии

В Государственном образовательном стандарте по специальности 030700 «Музыкальное образование» предусмотрено включение в программу обучения студентов дисциплине «физическая культура» таких форм обучения, которые связаны со спецификой их специальности. Известно, что включение в процесс физического воспитания будущих учителей музыки длительных кроссов, спортивных игр, таких, как баскетбол, волейбол, грозит потерей голоса, травмами кистей рук и т.п. В связи с этим для студентов, обучающихся на музыкально-педагогических факультетах педвузов по специальности «Музыкальное образование», могут быть предложены другие виды физического воспитания, такие, как хореография. На занятиях по хореографии будущие учителя музыки могут изучать такие танцы, которые сочетают в себе спортивное и художественное начало. Такие танцы называются «спортивными бальными танцами», разновидностью их являются танцы европейской и латиноамериканской программы (вальс, самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль, джайв).
Включение хореографии вместо занятий физической культурой в процесс вузовской подготовки будущих учителей музыки оправдано также и тем, что музыка и танец имеют общую органическую взаимосвязь (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский, Б.Л. Яворский и др). Музыкальное искусство, считает Б.В. Асафьев, является в целом искусством, проявляющимся в интонациях движения. А духовные абстракции музыки никогда не теряют связи с телесностью (В.В. Медушевский). Данные идеи ярко проявлялись не только в трудах отечественных исследователей, но и в работах зарубежных авторов (Э.Ж. Далькроз, Ф. Дельсарт, Г.И. Гуджиев К. Сакс и др.).
Введение танцев в процессе хореографической подготовки может способствовать развитию не только физических качеств, но и творческого потенциала будущего учителя музыки. Стимулирование его творческой инициативы, развитие творческого потенциала происходит на профильных музыкальных дисциплинах: сольном пении, фортепиано, дирижировании, музыкальной литературе и т.д. (Г.Б. Двойнина, С.Л. Старобинский и др.), но не происходит на занятиях физической культурой. Включение танцев, танцевальных элементов в процесс занятий хореографией поможет будущему учителю музыки обогатить его двигательный опыт, который может быть впоследствии использован на уроках музыки для музыкально-ритмического воспитания учащихся. Кроме того, включение в процесс занятий хореографией спортивных и бальных танцев будет, с одной стороны, способствовать улучшению спортивной подготовки будущих учителей музыки, а с другой – позволит им глубже осознать художественное начало каждого танца и движений, составляющих основу этих танцев.
Следует отметить, что на необходимость обучения будущих учителей музыки основам танцевального искусства указывает ряд исследователей, занимающихся проблемами их профессиональной подготовки (Е.В. Николаева, Т.Е. Вендрова и др.). Опыт подготовки учителей музыки в зарубежных вузах показывает, что ими осваивается определенный комплекс движений, который они затем включают в свою профессиональную деятельность (В. Коэн).
В научной и методической литературе описаны различные методики обучения танцам, но только спортсменов (Е. Марголис, Л. Ярмолович, З. Резникова, Е.Васильева, А.Бегалиев, Е.Н. Тыдыкова, Н.П. Базарова, Т.Т. Ротерс, Л.В. Браиловская, Алекс Мур, Н.П. Ивановский, В.Ю. Никитин, А.П. Кириллов, И.А. Жаворонкова, А.Я. Ваганова, Г.П. Гусев)[3,6,10]. Ни в одной из работ авторами не уделяется внимания обучению спортивным бальным танцам студентов, обучающихся в вузах не по специальности «физическая культура», в том числе и студентов, обучающихся по специальности «музыкальное образование».
Анализ работы многих выпускников факультета музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета позволяет сделать важный вывод о том, что многие из них активно включаются в профессиональную деятельность, связанную с музыкально-ритмическим воспитанием детей. Некоторые выпускники факультета успешно совмещают свою деятельность педагога-музыканта с деятельностью педагога по ритмике. В повседневной педагогической деятельности учителя музыки в школе часто используют приемы пластического интонирования, отражения в жесте нюансов и динамики музыки с целью глубоко и адекватного ее восприятия школьниками, а также танцевальных движений под ту или иную музыку. Взаимодействие музыки и танцевальных движений используется для физкультминуток и музыкальных пауз учителями не только музыки, но и других школьных предметов. Таким образом, обучение студентов танцам, в том числе и спортивным бальным танцам, решает задачу их физического, художественного воспитания, а также воспитания их профессионального творческого потенциала. Освоенные будущими учителями музыки танцы и танцевальные движения могут успешно включаться ими в различные этапы урока музыки и в различные формы внеклассной музыкальной работы.
По высказыванию Л.Г. Арчажниковой, «…специфика музыкально-педагогический деятельности в том, что она решает педагогические задачи средствами музыкального искусства…особенностью же музыкально-педагогической деятельности является наличие в числе еѐ составляющих художественно-творческого начала»[1]. Развитию этого художественно-творческого начала будет способствовать введение танцевального искусства на занятиях физической культурой.
Все вышеуказанное позволяет сделать вывод о том, что введение на занятиях по физической культуре спортивных бальных танцев позволит, во-первых, расширить возможности профессионального самоопределения будущего учителя музыки, во-вторых, включить в опыт их художественно-педагогической деятельности такое средство, как танец, в-третьих, развить у них творческий потенциал, реализуемый в составлении музыкально-ритмических композиций для уроков и внеклассных занятий в школе.
Для обучения будущих учителей музыки танцам нами была разработана методика, которая включает исполнительский (непосредственное освоение студентами танцевальных движений и танцев) и педагогический (методика обучения танцевальным движениям школьников на уроке музыки) блоки.
Условия реализации методики обучения спортивным бальным танцам будущих учителей музыки включают:
- введение на занятиях физического воспитания фрагментов лекций по вопросам взаимосвязи музыки и движения, истории становления танцев, их особенностей и способов исполнения;
- создание «методических копилок», включающих творческие задания – разработанные будущими учителями музыки танцевальные фрагменты (они демонстрировались студентами на контрольных мероприятиях);
- включение в программу по педагогической практике разработанных студентами на занятиях художественных продуктов – танцевальных фрагментов, музыкальных пауз, физкультминуток, примеров пластического интонирования определенных музыкальных произведений.
Нами была разработана и структура занятий по освоению студентами различных танцев. Она включала подготовительную часть, основную и заключительную. В подготовительной части у студентов формировалась постановка корпуса, ног и рук, правильная осанка. В основной части занятия студенты изучали танцевальные движения различных танцев. Танца «самба» – пружинные движения, основной шаг, поступательный шаг, самба-виск, самба-ход, вольта, соло-поворот (композиция 8-16 тактов); танца «ча-ча-ча» – основной шаг вперед и назад, открытие вперед и назад, нью-йорк, клюшка, лок-степ (композиция 8-16 тактов); танца «румба» – основной шаг вперед и назад, поворот вправо и влево, веер, алемана, кукарача, раскрытие назад; танца «пасодобль» – основной шаг с продвижением, шассе, аппель, променад с продвижением и поворотом, зиг-заг, восьмерка (композиция 8-16 тактов); танца «джайв» – основной шаг, раскрытие, соло-поворот, спин-поворот, смена мест (композиция 16-24 такта); танца «вальс» – балансе, дорожка, квадрат, променад, вращение. В заключительной части происходит контроль и оценка уровня освоения танца преподавателем и самими студентами, коррекция ошибок в технике исполнения, обсуждение художественных задач и способов их решения.
При обучении танцам перед студентами ставились не только технические, но и художественные задачи – исполнить в определенном эмоциональном настрое тот или иной танец – например, задорно танец «ча-ча-ча», но грустно и меланхолично танец «вальс», что способствовало созданию в каждом танце определенного художественного образа.
Как уже отмечалось, методика обучения танцам будущих учителей музыки включает исполнительский и педагогический блоки. В исполнительский блок входит освоение студентами поэтапно на протяжении двух лет основных танцевальных движений таких танцев, как ча-ча-ча, самба, румба, джайв, пасодобль, вальс. Первый курс: 2-ой семестр включает теоретический материал по истории возникновения танцев, история танцевальных костюмов. Второй курс: 3 семестр содержит теоретический курс о влиянии занятий спортивными танцами на состояние здоровья занимающихся. На первом курсе в 1-ом семестре происходит обучение простым танцевальным движениям, при этом студентами осваивается простая работа рук и корпуса. Во 2-м семестре изучаются танцевальные движения с изменением направления движения, с передвижением по всей танцевальной площадке, по кругу, по диагонали. На втором курсе в 3-м семестре происходит совершенствование простых танцевальных движений и соединение их в танцевальные связки, обучение работы рук в танце; в 4-м семестре студенты используют танцевальные связки для создания танцевальных фрагментов, при этом подключается работа ног, рук и корпуса, включаются сложно-координированные движения. Усложнение танцевальных движений происходит при изменении темпа и ритма музыки, быстрой смены направления движения, движение в парах, в группах. На всех семестрах обучения студенты решают и определенные художественные задачи: выполнение танцевальных движений с определенным настроением, посредством которого создается художественный образ того или иного танца или танцевального фрагмента.
В педагогический блок входит три этапа обучения танцам. На первом курсе во 2-м семестре, после того, как студенты на 1-ом семестре изучат первоначальные танцевальные движения, они выполняют творческие задания на составление двигательных физкультминуток для учащихся младших классов школы. Данные физкультминутки включают те движения, которые осваиваются студентами в процессе обучения на 1-м и 2-
м семестре первого курса при реализации исполнительского блока методики. В 3-м семестре второго курса студенты выполняют творческие задания на составление несложных танцевальных композиций для учащихся младших классов. На 4-м семестре второго курса студенты самостоятельно составляют танцевальные связки и целые танцы для детей младшего школьного возраста и подростков. Следует отметить, что в период со 2-го по 4-й семестр будущим учителям музыки читались фрагменты лекций по методике создания танцевально-музыкальных физкультминуток (активизирующих работоспособность детей или, наоборот, способствующих их расслаблению), по методике создания для детей танцевальных фрагментов, по методике записи танца, по методике создания законченного танцевального творческого продукта для детей разных возрастных групп. Результатом внедрения разработанной нами методики явилось расширение творческого потенциала будущего учителя музыки. Студенты создавали музыкальные физкультминутки с использованием разнообразных танцевальных движений. При прохождении педагогической практики на внеклассных занятиях ими ставились фрагменты танцев или целые танцевальные композиции для школьников. На уроках музыки они чаще включали в уроки движения под музыку, которые сначала качественно демонстрировали учащимся. Кроме того, нами было отмечено повышение творческой активности студентов при составлении двигательных танцевальных композиций, самостоятельности в составлении этих композиций. Реализации нашей методики способствовала и повышению физических качеств каждого студента.
Литература
1. Арчажникова Л.Г. Повышение эффективности развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения: Межвуз. сб. науч. тр. / Моск. гос. заоч. пед. ин-т; [Отв. ред. Л. Г. Арчажникова] М.: МГЗПИ, 1991.300с.
2. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого /В.К. Бальсевич //Физкультура и спорт. М.,1988. 208 с.
3. Богомалова Л.В. Формирование эстетической культуры подростков на занятиях хореографией: дис. … канд.пед.наук. М.,1998.18 с. 4. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца: Упражнения у станка: учеб. пособие для студентов вузов искусств и культуры / Г.П. Гусев. М.: ВЛАДОС, 2002. 206с. 5. Диниц Е.В. Азбука танцев /Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванников. М., 2004.280-286с. 6. Крюкова В.В. Музыкальная педагогика. В.В. Крюкова. Ростов н/Д: «Феникс», 2002. 288с.
7. Миронова Н.И. Диагностика двигательных способностей как условие активизации обучения игре на музыкальном инструменте: дис. … канд.пед.наук. М., 1983. 15 с.
8. Мур Алекс Техника бальных танцев /Алекс Мур, 2001. 51с.
9. Николаева Е.В. Музыкально-пластическая деятельность детей на музыкальных занятиях// Теория музыкального образования: Учебник для студ. Высщ пед.учеб. завед. / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М:Издательский центр «Академия», 2004. С.285-294.
10. Спортивные танцы: справочник / Моск. Федерация спорт. танца; Авт.-сост. А. Кокоулин. Москва: Б. и., 2004. 217 с.
11. Walter Laird Техника латиноамериканских танцев. Часть 1: Пер. с англ. А. Белогородского /Laird Walter. М.: Артис, 2003. 8-13с.